Umar Keyn--Oybek Ahmedov-- Ring My Bells--
Прохор Шаляпин & Виктория Чурлина - "Оставь" - (0)Прохор Шаляпин & Виктория Чурлина - "Оставь"
МУЖИКА РАСКОРМИЛА, ЧТОБ ОН НЕ СБЕЖАЛ! - (0)МУЖИКА РАСКОРМИЛА, ЧТОБ ОН НЕ СБЕЖАЛ!
DS Crew | Вдох - (0)DS Crew | Вдох
Мила Романиди - Гавайская Гитара - (0)Мила Романиди - Гавайская Гитара LIVE
Алексей Саврасов русский пейзажист. https://www.culture.ru/persons/8246/aleksei-savrasov |
Алексей Саврасов увлекался живописью с детства. Уже в 19-летнем возрасте он был художником, которого знали в кругах петербургской интеллигенции и даже называли «надеждой русского искусства». Художник создал особый жанр русского пейзажа: он писал обыденные для средней полосы России виды, наполняя их особой тонкой лирикой. Позже Саврасов преподавал в Московском училище живописи и ваяния и воспитал целое поколение именитых отечественных художников.
Алексей Саврасов родился в Москве в 1830 году, в небогатой семье торговца галантерейными товарами. Детство будущего художника прошло в живописных местах Замоскворечья. С 12 лет он начал самостоятельно заниматься живописью, рисовал пейзажи акварельными красками на популярные в то время романтические сюжеты, которые видел в журналах. Отец не разделял увлечения сына. Кондратий Соврасов (в XIX веке фамилию писали через о) мечтал войти в купеческое сословие, иметь собственный большой дом и хотел, чтобы сын продолжил его дело. Он считал художников ремесленниками и малярами, а искусство — делом неприбыльным и несерьезным. Однако талант Алексея Саврасова оценили рыночные торговцы, которые скупали его пейзажи и продавали с наценкой.
В 1844 году Саврасов поступил в Московское училище живописи и ваяния. Он продал свои рисунки и внес плату за первые месяцы обучения. Но у семьи настали тяжелые времена: после тяжелой болезни умерла мать художника, и ему пришлось на несколько лет оставить учебу, чтобы помогать родным. Саврасов вернулся в училище в 1848 году, и ему повезло попасть в пейзажный класс к преподавателю Карлу Рабусу. Рабус вел практические занятия и лекции по теории живописи, рассказывал ученикам о Леонардо да Винчи, Рафаэле и Гёте. Алексей Саврасов был успешным учеником: во время творческой поездки по Украине он создал полотна, за которые художественные критики стали называть его «надеждой русского искусства». Молодому художнику на тот момент было всего 19 лет. Преподаватель Московского училища живописи и ваяния Николай Рамазанов писал о его пейзажах в журнале «Москвитянин»: «Дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу». В 1850 году Саврасов закончил учебу и получил звание художника.
Между романтической традицией и реализмом
Саврасов размышлял над важной проблемой, которая стояла перед изобразительным искусством XIX века: как найти прекрасное в обыденности и как перенести его на холст, не нарушая правды жизни.
Стремление к правдивому слову о русской действительности, о тяжелой судьбе крестьянства… столь характерные для той поры, наглядно проявились и в искусстве. Менялись философские основы и историко-художественные ориентиры творчества. Все более конкретным, «бытовым» становилось и восприятие природы.
Саврасов писал русскую природу средней полосы, в окружении которой живет обычный человек: широкие плодородные поля с бедными деревеньками, холмы, равнины и леса. На период его становления пришелся рубеж двух художественных стилей — романтизма и реализма. В начале XIX века живописцы искали романтические идеалы, считали изображение быта крестьян недостойным «высокого» искусства. А Саврасов осваивал традиции романтизма и стремился к большей естественности и реалистичности: в его творчестве переплетались обе традиции, и ни одна из них не доминировала.
На полотне «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» 1851 года на первом плане художник изобразил бегущую от дождя женщину. Он населял свои картины фигурами не романтических мечтателей, а крестьян и рыбаков, окруженных предметами повседневного быта. И в тоже время, отмечал искусствовед Дмитрий Сарабьянов, в этом полотне художник отразил и поздне - романтическую традицию. Видовой пейзаж соединен здесь с эффектным мотивом ветра, который колышет одинокое дерево и треплет одежду женщины.
В 1854 году выставку, на которой представляли свои работы студенты училища, посетила великая княгиня Мария Николаевна. Она приобрела полотно Саврасова «Степь с чумаками вечером» для своей личной коллекции. Это было неожиданно и для учащихся, и для преподавателей, ведь в собрании княгини хранились работы лучших европейских и русских художников. Мария Николаевна пригласила Саврасова в свой загородный особняк под Петербургом: там он писал пейзажи с натуры. За полотно «Вид в окрестностях Ораниенбаума» Саврасов в возрасте 24 лет получил звание академика. На него посыпались заказы на копии картин европейских пейзажистов и мариниста Ивана Айвазовского, которых любила знать. За такую работу хорошо платили, у Саврасова был шанс стать востребованным придворным художником, но он решил уехать обратно в Москву.
Как-то приятель художника - Костя Герц, пригласил его к себе в гости. Там он познакомил его с двумя своими сестрами. Одну из барышень звали Софья. Она была на четыре года старше Саврасова. Между ними возникло чувство.
В 1857 году 27-летний художник и 31-летняя Софья Герц венчались в церкви Трех святителей, у Красных ворот. У Алексея Саврасова начался новый виток жизни. Он по-прежнему много трудился (работал преподавателем в художественном училище), но теперь рядом с ним была молодая жена.
Муж и жена наслаждались жизнью. Ездили в гости, принимали гостей, ходили вместе в театры и на выставки. Софья гордилась мужем.
Одна за другой на свет появились две девочки. Первая умерла младенцем. Вторая Вера (рожденная в 1861 году) была крепкая по здоровью.
1862 год у супругов начался счастливо. Саврасов к тому моменту был признанным художником, успешным и знаменитым. Софья Карловна окружала мужа заботой и, казалось, что готова всецело посвятить себя ему. Супруги любили друг друга, а ребенок еще сильнее их объединил.
В 1862 году супруги Саврасовы отправились за границу. Художника туда отправили по работе, а жена составила ему компанию. Дочь они оставили на попечение сестры Софьи.
Саврасовы посетили Англию,Францию, Швейцарию, Германию. Путешествие сплотило их еще больше. Это была вершина их счастья, а впереди их ждал постепенный спуск вниз...
У художника был небольшой оклад и семья периодически ощущала стесненность в деньгах. Софья Карловна начала отмечать, что не может позволить себе новое платье или шляпку. Но то были лишь мелкие неприятности, на которые она закрывала глаза, напоминая себе, что ее муж гений.
В Москве остались друзья и близкие люди. В этот период Алексей Саврасов женился. Его супругой стала Софья Герц, сестра Константина Герца, с которым Саврасов дружил в студенческие годы. Их брат, искусствовед Карл Герц, также оставался близким другом Саврасова долгие годы.
В 1857 году художника пригласили преподавать в Московское училище живописи и ваяния, которое он сам не так давно окончил. Карл Рабус умер, и Саврасов стал руководить пейзажным классом вместо него. Он учил своих студентов чаще работать на природе: например, мог прервать занятие и позвать всех в парк, чтобы молодые художники зарисовали распускающиеся листья. Его ученик Константин Коровин в своих воспоминаниях описывал Саврасова как человека «совершенно особой кротости», доброго, умного, который «никогда не сердился и не спорил». Его мастерская, по воспоминаниям современников, «была свободнейшей из всей школы».
Алексей Саврасов был знаком с ведущими московскими художниками, меценатами, искусствоведами; в его доме в Москве часто бывали живописец Василий Перов, основатель галереи Павел Третьяков, мастер исторической живописи Михаил Боткин.
Семейное благополучие пошатнулось после рождения новых детей.
К 1866 году у Саврасовых была пятилетняя дочь Вера, недавно рожденная Надя и совсем кроха Анатолий. Мальчик родился очень слабенький. Алексей Кондратьевич был безумно рад сыну, но недолго любовался мальчиком. Малыш умер. А в 1867 году семью постигло новое горе - умерла дочь Надя.
Саврасов очень сильно переживал смерть детей. Софья Карловна начала даже задумываться, а не взять ли им на воспитание чужого ребенка, чтобы Вера росла не одна, но вскоре забеременела и родила дочь Евгению.
Супруги проживали в казенной квартире, которую художнику выделило училище. И вдруг, в августе 1870 года, эту квартиру у семьи отобрали. Решили отдать другому преподавателю. Для Саврасова - это был еще один болезненный удар. Они с женой и детьми привыкли к своим уютным комнатам. Начал рушиться многолетний и налаженный быт.
Художник был обижен и решил с семьей уехать из Москвы. Временно. В отпуск. Он подал руководству заявление:
Имея частное поручение исполнять рисунки и картины зимнего пейзажа на Волге, покорнейше прошу Совет уволить меня со службы на пять месяцев с 1 декабря 1870 года. Исполнять мои служебные обязанности в Училище предлагаю академика Каменева с вознаграждением моего жалования
Они уехали в Ярославль. Софье Карловне тогда было 44 года и она снова была беременна. Семья сняла дом в городе и начала жить на новом месте. Они ждали пополнения семейства, а пока художник писал картины.
Увы, над семейством словно витал рок.
Из письма Саврасова Третьякову:
Здоровье моей жены в настоящие минуты вне опасности, третий день после преждевременных родов проходит благополучно; но ребенок так слаб, что, по предположению доктора, едва ли неделю проживет
У Софьи Карловны родилась девочка, вот только ее здоровье было столь шаткое, что через несколько дней она умерла. Малышку похоронили на кладбище, находившимся на косогоре, над Волгой. Это был четвертый ребенок, которого хоронили супруги.
В мае 1871 года семья вернулась в Москву. Там Алексей Кондратьевич завершил работу над самой своей известной картиной, которую назвал "Вот прилетели грачи".
Дальнейшие несколько лет жизни супругов были психологически тяжелыми.
Нехватка денег, частые переезды с одной квартиры на другую, отсутствие постоянного семейного очага - сильно изматывали Софью Карловну. Последней каплей женского терпения стало, то что с 1875 года Алексей Кондратьевич полюбил выпивать.
Выпивка давала возможность забыть художнику о всех горестях и материальных проблемах. Он расслаблялся и чувствовал себя легче, но жену это расстраивало. Тем не менее, сперва Софья Карловна готова была закрывать глаза на нетрезвого мужа. Думала, что раз он держится в рамках, то все нормально. Но нет. Художник не заметил, как приобрел сильнейшую зависимость.
В семье часто стали происходить неприятные сцены. Жена прятала графин с водкой, стыдила мужа, но все было тщетно. В начале апреля 1876 года Софья Карловна забрала дочерей и уехала к своей сестре в Петербург. Это была временная передышка для всех.
Вскоре семья воссоединилась, но ненадолго. Алкоголь победил. Софья Карловна окончательно порвала с мужем. Она решила, что надо спасать дочерей, они не должны смотреть на все это. Старшая дочь Вера потом напишет:
Мы стыдились своей бедности и поступков отца
В 1882 году Саврасова уволили из Московского училища живописи. Виной тому был усугубившийся алкоголизм. Художник был неизлечимо болен им.
Оказавшись вне общества, он стал обречен на неустроенное и полунищенское существование.
Занятное воспоминание оставил гравер Иван Николаевич Павлов, встретивший Саврасова в московской деревне.
В Строгине у меня произошло интересное "знакомство". Вечерами на высоком берегу Москвы-реки я часто видел лежащим некоего старика в длинной серой блузе, с седой бородой. У заворота русла, неподалеку прилетала цапля и подолгу стояла на одной ноге.
Меня сильно занимал этот старик, и я как-то спросил его:
-Что же ты тут, дедушка, делаешь?
- Я, милый, - отвечал он, - наблюдаю природу… Природу… понимаешь ты? После я напишу картину…
- А кто же ты будешь? - все любопытствовал я.
- Я художник Саврасов… Учись и ты наблюдать природу… Подрастешь, нарисуй картину таким же способом, как и я…
Саврасову тогда было 52 года. Какой же он старик? Он был еще видный и интересный мужчина.
В 1893 году Алексей Кондратьевич познакомился с молодой тридцатилетней женщиной - Евдокией Матвеевной Моргуновой. Она стала его гражданской женой и родила ему двоих детей - сына Алексея и дочь Надежду. Вместе они провели совсем немного времени, так как в 1897 году Саврасов скончался. Ему было 67 лет.
Евдокия Матвеевна осталась одна с маленькими детьми. Она смогла поднять их и дала им среднее образование. В феврале 1917 года женщина, лишившаяся крова, писала в совет живописи училища и просила назначить ей пенсию, как вдове художника. Ей выделили 10 рублей в месяц... Она умерла около 1920 года.
А Софья Карловна скончалась 19 июля 1895 года. За пару лет до смерти Саврасова.
Любимый ученик Саврасова - Левитан написал о своем учителе:
Здесь не место разбирать те причины, в силу которых он ушел с арены живописи, скажу одно: жизнь его за последние 15-20 лет была беспросветна и трагична...
С Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле.
В середине 1860-х годов Саврасов много путешествовал, посетил Францию, Англию, Данию и Германию. Он знакомился с европейскими пейзажистами, написал несколько видов швейцарских гор.
В 1867 году Саврасов создал полотно «Сельский вид». Картина стала важным этапом для художника: виды и состояния природы, которые он запечатлел в своей работе, позже станут типичными для всего его творчества. Это характерный для средней полосы России пейзаж: равнина, небольшие холмы, изогнутые речки, деревеньки на горизонте. На первом плане Саврасов изобразил старика-пасечника, который отдыхает около пчелиных ульев в окружении весенних яблонь и ив. Вся картина наполнена светом: художник передал прозрачность воздуха и неуловимый момент, когда деревья пробуждаются после долгой зимы.
На полотне «Лосиный остров в Сокольниках» русскую природу живописец изобразил без прикрас: болото, лужи, чахлые карликовые кусты, и вдалеке, на фоне серого неба с тучами, величественные сосны. Искусствовед Карл Герц писал о картине: «Нельзя не смотреть без внутреннего удовольствия на произведение, в котором художник умел так поэтично перенесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы. Так смотреть на природу умеют только глаза поэта или художника… На первом плане — местность, изрытая проточной водой, через которую переброшены самые первобытные мосты. Луч солнца, прорезывая облака, осветил часть бугристой поляны, на которой пасется стадо. Среди печальной зелени леса этот луч солнца так хорош, так радостен…»
«Грачи прилетели»
Расцвет творчества Саврасова пришелся на 1870-е годы. Он по-прежнему преподавал в Московском училище, и одним из его учеников был Исаак Левитан, которому Саврасов часто говорил: «Лови всегда весну, не просыпай солнечных восходов, раннего утра. Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой. Пиши ее так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно». Весна была любимым временем года художника.
Живописец часто писал окрестности Москвы, любил бывать на Волге. В 1870 году художник вместе с семьей отправился в Ярославль, он много работал. Но случилось несчастье: умерла новорожденная дочь и заболела супруга. Саврасов болезненно переживал потерю. Потребовалось время, чтобы художник нашел в себе силы и вернулся к работе.
В 1871 году Саврасов написал полотно «Грачи прилетели» — под впечатлением от волжских пейзажей. Он поехал в Кострому и остановился в небольшом селе Молвитине — типичной деревушке с потемневшими избами и старинной церковью Вознесения XVII века. Живописец написал несколько этюдов и позже закончил картину в мастерской. Полотно стало громким событием в художественных кругах Петербурга.
«Грачи прилетели» — чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна… И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |