Социализация ребенка |
Социализация ребенка (подготовка к жизни в обществе)
Пребывание в семье, родной или приемной, позволяет ребенку обучиться тем правилам повседневного поведения, которые большинство людей соблюдают, сами того не замечая. Помимо этого, ребенок получает возможность непрерывного доверительного общения, на основе которого и складываются человеческие привязанности. В первые семь-восемь месяцев жизни младенец уже способен узнавать окружающих, однако он только накапливает впечатления и эмоциональные «кирпичики», из которых строит потом свои привязанности. Эти месяцы он проводит в активном общении, обучаясь базовым социальным навыкам.
Таким образом, у детей, выросших в приюте или даже просто посещавших ясли, эта страница жизненного опыта остается почти незаполненной, и в старшем возрасте им предстоит еще многому выучиться в плане общения и социального взаимодействия, в их предыдущем опыте не хватает практики, необходимой для обретения нужных навыков. Страттон (Stratton, 1983) утверждал, что у младенцев и детей постарше социальные навыки и более широкое знание мира формируются частично через случайности, то есть восприятие последствий конкретного поступка или поведения. Благодаря таким случайностям и младенец, и ребенок постарше начинает понимать, что и сам может активно влиять на происходящее, и это понимание помогает ему исследовать и углублять знание окружающего мира. Обучение происходит не только через случайности, но и через «трансакцию» (соглашение), когда один человек делает что-то в ответ на действия другого человека. Трансакцией является даже просто положительная реакция на просьбу или благодарность, но из подобных трансакций сплошь и рядом состоит наше общение. Ежедневное взаимодействие в семье дает ребенку возможность приобрести опыт обыденных трансакций, который, в свою очередь, позволяет обучиться умению жить в обществе и ладить с окружающими.
Поэтому одна из важных задач, которую часто ставит перед собой прикладная психология развития, — научить взрослых понимать и признавать роль случайности и трансакции в переживаниях ребенка и предоставлять ему для этого больше возможностей.
Ведь в ребенке, когда он исследует свою среду, формируются способности и ощущение собственного умения, которые ложатся в основу дальнейшего обучения. И в этом процессе родители, конечно же, могут оказать ребенку неоценимую помощь. Их поощрение и внимание помогают ребенку более эффективно обучаться и приобретать все новые социальные навыки и знания.
Серия сообщений "детская психология":
Часть 1 - Семейная терапия
Часть 2 - Как наказывать ребенка
Часть 3 - Дисциплина, поощрение и наказание
Часть 4 - Социализация ребенка
Часть 5 - Взгляды на развитие детей. Из истории психологии…
Часть 6 - Методики раннего развития детей
Часть 7 - Если хотите родить музыканта...
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |