1. Тендряков Владимир - роман "Революция, революция, революция".
Конечно, нельзя отрицать ценность этого сочинения, не оценить ярких исторических мазков, которыми автор описал начало эры большевистской власти. Но в основном - тусклое, плавное, медлительное повествование, язык правильный, но какой-то пресный, усыпляющий. Хотя рассказывает Владимир Тендряков о вещах важных и трагических. Автор ведëт своё повествование двумя параллельными линиями: история развития политического процесса в целом, и история конкретной семьи, живущая в это время. Это и интересно, и скучно одновременно. Не суть, а качество повествования. "В комнате двое: я и Ленин". Автор (от лица рассказчика) сначала восхищается Лениным и его идеями, а затем начинает, всë жёстче, спорить с ним, вернее - с его высказываниями, тезисами, лозунгами.
Я не понял несколько моментов, озвученных автором. Например, писатель утверждает, что Ленин всегда презирал государство, государственное устройство в принципе! И боролся с этим решительно и энергично. (Тендряков не объясняет, что же тогда мечтал построить товарищ Ленин вместо государства, - первобытную общину?!). И ещё. Автор утверждает (устами героя), что Ленин не хотел передавать власть, захваченную партией большевиков, политикам, чиновникам, бюрократам. Он хотел передать власть в России - народу. (Что это значит, - непонятно. Какому народу? Чтобы страной управляли сразу и одновременно миллионы рабочих и крестьян? Ерунда какая-то!). (А чтец книги очень неплох – Виктор Ткаченко).
2. Варлам Шаламов - КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗЫ.
Давно хотел прочитать эту книгу. Как-то даже брал её в руки и начинал читать, но что-то отвлекло, помешало, отложило прочтение на несколько лет. И вот сейчас попала мне в руки, а вернее – в уши, аудиокнига «Колымские рассказы». Делюсь своими впечатлениями. Кстати сказать, чтец книги – очень неплохой, Юрий Лазарев.
«Колымские рассказы» - это повествование о жизни автора и других «сидельцев» на каторге ГУЛАГа. Несколько первых коротких рассказов не произвели на меня вообще никакого впечатления. Да, это рассказы о тяжёлой жизни зеков на Колыме. Но - ничего такого, что могло бы потрясти, подобно рассказам Александра Солженицына. Язык Шаламова беднее, скучнее. Солженицын пишет эмоционально, ярко, словно кричит, заражая читателя своей энергией. Речь Шаламова - правильная (почти), но не столь эмоциональная, а местами - блеклая, скучная.
Я написал - почти правильная речь. Часто употребляемые, подряд, в одной фразе, обороты: "он сказал", "фельдшер сказал", "сказала Анна Ивановна" - очень снижает качество речи! Прослушав до финала "Колымские рассказы", делаю вывод.
Возможно, тогда, во времена "развитого социализма", более полувека назад, когда Шаламов писал свой сборник, его рассказы о лагерной жизни на Колыме произвели бы сильное впечатление на читателей. Если бы были опубликованы. Известно, что Варлам Шаламов не дружил с Александром Солженицыным, жёстко критиковал его опубликованную повесть "Один день Ивана Денисовича". "Что это за лагерь такой, с таким лëгким режимом?! Мне бы в таком лагере посидеть! "- откровенно намекая на то, что Солженицын не знает глубины проблемы, о которой взялся писать, мол, вот я рассказал бы всю ужасную правду о лагерной жизни. Вот только не рассказал, писал свои рассказы "в стол", и они были напечатаны уже во время горбачёвской "Перестройки", то есть более, чем через 20 лет после публикации "Одного дня...".
Да, Солженицын, скорее всего, смягчил в своей повести жёсткие моменты лагерной жизни, дабы повесть смогла быть напечатана и прочитана сотнями тысяч, миллионами советских людей. Впервые услышать, прочитать в советском журнале о том, о чём только догадывались, или знали, но обсуждали только вполголоса на кухнях. Варлам Шаламов завидовал известности Солженицына, после публикации в "Новом мире" Александр Исаевич стал известен не только в СССР, но и во всех мире. Солженицын отвечал Шаламову на его критику ироничными колкостями. Противостояние между двумя зеками-писателями закончилось тем, что бунтаря Солженицына выслали из СССР и лишили гражданства, а смирившегося и ставшим лояльным брежневской власти Шаламова, стали печатать и приняли в Союз писателей. Только публиковали не его лагерные рассказы, а более умеренные сочинения, написанные позже. Таким образом, (на мой субъективный взгляд), Александр Солженицын возвышается над Варламом Шаламовым на две головы, - и в политическом смысле, и в гражданском, и в литературно-художественном!
(9 ноября 2020).[FONT=times new roman]1. Тендряков Владимир - роман "Революция, революция, революция".
Конечно, нельзя отрицать ценность этого сочинения, не оценить ярких исторических мазков, которыми автор описал начало эры большевистской власти. Но в основном - тусклое, плавное, медлительное повествование, язык правильный, но какой-то пресный, усыпляющий. Хотя рассказывает Владимир Тендряков о вещах важных и трагических. Автор ведëт своё повествование двумя параллельными линиями: история развития политического процесса в целом, и история конкретной семьи, живущая в это время. Это и интересно, и скучно одновременно. Не суть, а качество повествования. "В комнате двое: я и Ленин". Автор (от лица рассказчика) сначала восхищается Лениным и его идеями, а затем начинает, всë жёстче, спорить с ним, вернее - с его высказываниями, тезисами, лозунгами.
Я не понял несколько моментов, озвученных автором. Например, писатель утверждает, что Ленин всегда презирал государство, государственное устройство в принципе! И боролся с этим решительно и энергично. (Тендряков не объясняет, что же тогда мечтал построить товарищ Ленин вместо государства, - первобытную общину?!). И ещё. Автор утверждает (устами героя), что Ленин не хотел передавать власть, захваченную партией большевиков, политикам, чиновникам, бюрократам. Он хотел передать власть в России - народу. (Что это значит, - непонятно. Какому народу? Чтобы страной управляли сразу и одновременно миллионы рабочих и крестьян? Ерунда какая-то!). (А чтец книги очень неплох – Виктор Ткаченко).
2. Варлам Шаламов - КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗЫ.
Давно хотел прочитать эту книгу. Как-то даже брал её в руки и начинал читать, но что-то отвлекло, помешало, отложило прочтение на несколько лет. И вот сейчас попала мне в руки, а вернее – в уши, аудиокнига «Колымские рассказы». Делюсь своими впечатлениями. Кстати сказать, чтец книги – очень неплохой, Юрий Лазарев.
«Колымские рассказы» - это повествование о жизни автора и других «сидельцев» на каторге ГУЛАГа. Несколько первых коротких рассказов не произвели на меня вообще никакого впечатления. Да, это рассказы о тяжёлой жизни зеков на Колыме. Но - ничего такого, что могло бы потрясти, подобно рассказам Александра Солженицына. Язык Шаламова беднее, скучнее. Солженицын пишет эмоционально, ярко, словно кричит, заражая читателя своей энергией. Речь Шаламова - правильная (почти), но не столь эмоциональная, а местами - блеклая, скучная.
Я написал - почти правильная речь. Часто употребляемые, подряд, в одной фразе, обороты: "он сказал", "фельдшер сказал", "сказала Анна Ивановна" - очень снижает качество речи! Прослушав до финала "Колымские рассказы", делаю вывод.
Возможно, тогда, во времена "развитого социализма", более полувека назад, когда Шаламов писал свой сборник, его рассказы о лагерной жизни на Колыме произвели бы сильное впечатление на читателей. Если бы были опубликованы. Известно, что Варлам Шаламов не дружил с Александром Солженицыным, жёстко критиковал его опубликованную повесть "Один день Ивана Денисовича". "Что это за лагерь такой, с таким лëгким режимом?! Мне бы в таком лагере посидеть! "- откровенно намекая на то, что Солженицын не знает глубины проблемы, о которой взялся писать, мол, вот я рассказал бы всю ужасную правду о лагерной жизни. Вот только не рассказал, писал свои рассказы "в стол", и они были напечатаны уже во время горбачёвской "Перестройки", то есть более, чем через 20 лет после публикации "Одного дня...".
Да, Солженицын, скорее всего, смягчил в своей повести жёсткие моменты лагерной жизни, дабы повесть смогла быть напечатана и прочитана сотнями тысяч, миллионами советских людей. Впервые услышать, прочитать в советском журнале о том, о чём только догадывались, или знали, но обсуждали только вполголоса на кухнях. Варлам Шаламов завидовал известности Солженицына, после публикации в "Новом мире" Александр Исаевич стал известен не только в СССР, но и во всех мире. Солженицын отвечал Шаламову на его критику ироничными колкостями. Противостояние между двумя зеками-писателями закончилось тем, что бунтаря Солженицына выслали из СССР и лишили гражданства, а смирившегося и ставшим лояльным брежневской власти Шаламова, стали печатать и приняли в Союз писателей. Только публиковали не его лагерные рассказы, а более умеренные сочинения, написанные позже. Таким образом, (на мой субъективный взгляд), Александр Солженицын возвышается над Варламом Шаламовым на две головы, - и в политическом смысле, и в гражданском, и в литературно-художественном!
(9 ноября 2020).