Мы заехали в этот город на пару часов, с главной целью увидать его символ - готический Кёльнский собор (нем. Kölner Dom) или Собор святых Петра и Марии с двумя шпилями высотой по 157 м, великолепными витражами и гробницами трёх волхвов, принесших дары младенцу Иисусу.
Если подойти к Кёльнскому собору, можно увидеть, что на прилегающей к нему территории ведутся постоянные археологические исследования. Специалисты уже давно доказали, что место, на котором построен Кёльнский собор, считалось святым ещё за 600 лет до прихода в наш мир Спасителя. В результате раскопок были найдены руины древних храмов, которые были построены ещё в честь языческих богов. Однако и после прихода в Кёльн христиан, на месте Кёльнского собора постоянно строились различные церкви, многие из которых были впоследствии разрушены или сожжены.
Не удивительно, что здесь же находится Римско-германский музей - археологический музей, собрание которого охватывает находки от времён палеолита и до раннего Средневековья. Римско-германский музей был образован в 1946 году из римского и германского отделений музея Вальрафа-Рихарца в Кёльне. Нынешняя планировка и концепция музея как «витрины во времена римлян» появилась в марте 1974 года. Одним из сокровищ музея, которое можно обозревать в нижнем, подземном этаже, является так называемая мозаика Диониса, обнаруженная случайно в 1941 году на территории города. На верхнем этаже в организованных по хронологически-тематическому принципу экспозициях представлены обнаруженные при раскопках предметы, относящиеся ко времени императора Августа - из римского Рейнского порта, а также найденные на месте построенного императором Константином деревянного моста через Рейн и из римского поселения Дивития, лежавшего на левом берегу Рейна. Дополняют музейную экспозицию остатки римской городской стены с круглой башней.
В передней части западного фасада и у главного входа в Кёльнский собор расположена скульптура Kreuzblume. Это копия наконечника кельнского собора, выполненная в оригинальном размере, но в бетоне. Наконечники собора были выполнены в середине XIX века и находятся. Декоративная копия с 11 октября 1991 года находится перед собором. Скульптура Kreuzblume - модель Южного Креста. Она выполнена в масштабе 1:1. Высота фигуры - 15,24 метров, вес - 35 тонн. Скульптура была собрана из 13 готовых деталей из темно-серого окрашенного бетона. Все детали, за исключением листьев, для снижения веса, выполнены в виде полого тела с толщиной стенки от 15 до 20 сантиметров. Вокруг скульптуры разбит цветник, а на нижней её части установлены пояснительные записки на 15 языках.
Его строительство началось в 1248 году, однако, работы были завершены только в 1880 году. Собор был построен на том месте, где в поздней Римской империи проходили встречи христиан. Кёльнский собор чудом уцелел во время Второй мировой войны. Его высота составляет 144 м, а ширина - 86 м. Для украшения фасада, башен и порталов были изготовлены сотни скульптур, для порталов были отлиты огромные бронзовые ворота.
Расширилось и внутреннее убранство собора. Высочайшее качество всех работ, осуществлённых в XIX веке, превратило собор в один из величайших шедевров неоготики. Сокровищница Кёльнского собора – самая значительная в Европе, превосходящая по значимости даже сокровищницу Ватикана.
Особенно знаменит крест Геро, раскрашенное деревянное распятие, сделанное по заказу кельнского архиепископа Геро приблизительно в 975 году. Смерть на кресте передана очень реалистично, что явилось настоящим откровение для того времени.
Но главной ценностью Кёльнского собора является, несомненно, ларь трёх королей, в котором хранятся мощи трёх святых королей (трёх волхвов): Каспара, Мельхиора и Балтазара - самый большой золотой саркофаг в Западной Европе.
Для остекления окон потребовались многие квадратные метры витражей, особенно меня поразивших. Они настолько красивы и в них содержится столько интересной информации, что заслуживают отдельного внимания и изучения.
Существует легенда, что когда строительство Собора будет завершено – он рухнет. Видимо поэтому здесь с XIII века не прекращалось строительство и всё время ведутся реставрационные работы. А во время Второй мировой войны, когда бомбили город, Собор оказался единственным зданием, которое обошли стороной снаряды. Не потому, что английским и американским лётчикам было жалко этот символ былого величия города. Просто громадное здание служило хорошим ориентиром в городе, превращённом в руины. В настоящее время Kölner Dom находится под покровительством ЮНЕСКО.
Осмотрев знаменитый собор и прилегающую к нему площадь, мы отправились немного погулять по центральной части города.
Пересекнув Roncalliplatz с южной стороны собора вдоль Domhotel, подходим к самому любимому кёльнцами фонтану Хайнцельменнхен (Обиженные гномики), который был создан в самом конце XIX века, авторы - отец и сын - Эдмунд Ренард и Генрих Ренард. Поводом для его создания стал 100-летний юбилей со дня рождения немецкого поэта Августа Копиша. Именно он написал стихотворение под названием "Die Heinzelmännchen zu Köln", сюжет которого скульпторы и отразили в своём произведении, повествующем о том, как жители города стали трудолюбивыми. Вот краткое содержание стихотворения: "Когда-то гномы и жители Кёльна жили бок о бок. Первые доделывали за вторыми всю работу, что не успели сделать за день, по ночам. А жители Кёльна обещали никогда не стремиться гномиков увидеть. И жили так кёльнцы довольно долго и длилось бы это и дальше, если бы не одна очень любопытная женщина, жена портного. Ей непременно хотелось увидеть трудолюбивых гномиков и уже не одну попытку для этого предпринимала, но всё неудачно. В конце концов придумала она следующее: рассыпав на лестнице сухой горох, стала довольно шумно спускаться в подвал, где в это время работали маленькие помощники кёльнцев. Те услышали звуки, попытались убежать, но подскользнулись на горошинах и упали с лестницы вниз. Любопытная женщина добилась своего. После этого случая гномики покинули Кёльн, а жители города с тех пор вынуждены всю работу выполнять самостоятельно". Фонтан довольно большой по размерам. В центральной части можно увидеть скульптуру той самой любопытной женщины. Она стоит наверху лестницы и держит в руке фонарь. Внизу двух расходящихся лестниц лежат упавшие сердитые гномики. От центральной части отходят два "крыла", украшенные рельефами. Всего их восемь: на шести показаны сцены как гномики помогали кёльнцам: портному, столяру, пекарю, мяснику, виноделу и плотнику. А ещё на двух написаны строчки из стихотворения Августа Копиша.
Как и в любом уважающем себя германском городе, в Кёльне есть Ратуша и при ней, разумеется, Ратушная площадь. Среди помещений Ратуши - огромный, очень красивый зал, где издавна проходили городские балы, украшенный скульптурными изображениями горожан, прославивших Кёльн. Среди них - автор «Капитала» Карл Маркс. Строительство городской ратуши началось в первой половине XIV века и продолжилось до начала XV века, так как пожар опустошил этот район города. К этой эпохе относятся Ганзейский зал, в котором проходили ассамблеи во времена Ганзы, и большая башня в стиле пламенеющей готики. В XVI веке был построен Двор львов и создан фасад в стиле ренессанс. Башня Кёльнской ратуши была украшена декоративными фигурами из песчаника, которые под воздействием выветривания за несколько столетий полностью разрушились. В 1800 году скульптуры были заменены новыми, но уже в начале XX века 80 фигур были заменены вновь. В годы Второй мировой войны фигуры были снова утрачены и между 1988 и 1995 годами было установлено 124 новых скульптуры. В 1945 году бомбардировки не пощадили Ратушу и понадобилось больше 20 лет для её восстановления.
Перед Ратушей стоит памятник, заслуживающий особого внимания. Во время карнавала очень популярна сага о герое 30-летней войны Яне фон Верт. Легенда гласит, что он был очень бедным юношей, который влюбился в первую красавицу Кёльна - Магд Гриет. Красавица отказывает бедному парню, и тот с горя записывается на войну, где показал неслыханную отвагу и дослужился до конного генерала. После войны он возвращается с триумфом в Кёльн, где как раз на этом месте встречает свою старую любовь, которая стала торговкой овощами. Слез с коня и сняв шляпу, спросил её: "Что ты наделала..." - на что его первая любовь ответила: "Да кабы знать!". Генерал сел на коня и поехал прочь.
На противоположной стороне площади находится роскошная конная статуя, которая была воздвигнута в конце XIX века по проекту скульптора и архитектора Густава Блазера. На каменном пьедестале стоит гордый вороной конь, на котором величественно восседает прусский король Фридрих Вильгельм III. По бокам постамента находятся бронзовые фигуры выдающихся политических деятелей той эпохи. После Второй мировой войны сильно поврежденная скульптура была демонтирована. Только в 2009 году после долгой реставрации памятник вновь занял своё исконное место.
Всё самое интересное в этом городе расположено на небольшом пятачке. Городская ратуша и старая площадь Alter Markt находятся в 800 метрах от вокзала, ещё чуть дальше церковь Святого Мартина (среди жителей Германии она больше известна как Большой Святой Мартин). Она была создана монахами-бенедиктинцами в период с 953 по 965 года. Во время Второй мировой войны церковь была несколько раз разрушена бомбардировками, но сразу восстанавливалась. По окончанию войны шли разговоры о том, чтобы оставить её в руинах как памятник жертвам нацизма. Однако эту прекрасную достопримечательность Германии отреставрировали, и в 1985 году открыли для посетителей.
Памятник забавным сказочным персонажам Тюннесу и Скалу установлен на Старой площади и является одним из символов Кёльна. Изворотливый и хитрый обманщик Скал и простодушный увалень Тюннес в реальности никогда не существовали. Это куклы, герои спектаклей Йохана Винтера, который создал хрестоматийную парочку ещё в первой половине XIX века. Со временем с театральных подмостков Тюннес и Скал «ушли в народ»: в Кёльне до сих пор среди людей ходят анекдоты о «толстом» и «тонком», «длинном» и «приземистом», «горожанине» и «деревенщине». В бронзе героев городских легенд увековечил скульптур Вольфганг Ройтер. Теперь «в гости» к Тюннесу и Скалу приходят жители города и туристы: существует поверье, что если потереть им носы (желательно, одновременно) и загадать при этом желание, то оно исполнится. Носы у статуй, как водится, отполированы до блеска.
Фонтан женщин подарила Кёльну скульптор Аннелиз Лагенбах. Он представляет собой женские фигуры, размещённые вокруг круглой колонны, установленной в небольшом водоёме в форме трилистника. На барельефе изображены женщины, проживавшие в городе в течение разных периодов его 2000-летней истории: римлянки, представительницы германских племён, еврейки, современные немки. Фонтан символизирует, с одной стороны, историческую взаимосвязь между людьми разных поколений, с другой – ценность женщины в обществе: каждая из фигур держит в руках свой дар городу: цветы, фрукты, продукты, ткани. На руках у многих женщин маленькие дети – юные горожане Кёльна.
Ещё один симпатичный памятник музыканту.
Дом одеколона 4711 - самый известный музей-магазин Кёльна, в котором можно приобрести одеколон 4711. Расположен он на улице Глокенштрассе. Одеколон («Eau de cologne») буквально переводится как «вода из Кёльна». Душистая вода появилась на рынке в 1709 году благодаря Йохану Марии Фарина, открывшему всему миру Кёльн как город ароматов. Его парфюмерное предприятие является старейшим в мире. Позднее его примеру последовали и другие магазины и фабрики, начавшие производство и продажу «eau de cologne».
Но самым известным магазином является, несомненно, Дом одеколона 4711. Название знаменитому запаху дал номер дома 4711, ставший торговой маркой одеколона.
Именно из этого крана фонтана 4711 течёт знаменитая «eau de cologne».