Она воплотила на экране трагическую судьбу русской женщины в XX веке и вошла в число наиболее выдающихся актрис мира. Неповторимая Нонна Мордюкова.
1. Казачка
Нонна Мордюкова родилась в казачьем краю и характер имела соответствующий. Бойкая, с детства закаленная заботами сельской жизни и военного времени, она всегда сохраняла жизнерадостность и рано научилась справляться с трудностями.
Будучи старшим ребенком в многодетной семье, Нонна была вынуждена взять на себя львиную долю труда по воспитанию двух братьев и троих сестер, так как отец был военным и месяцами отсутствовал, а мать целыми днями трудилась в колхозе.
«Когда была еще совсем маленькой, уже приходилось тяжело работать наравне со взрослыми: воду таскать, за скотиной смотреть. А потом сестры да братья пошли один за другим, вот и потаскала я их на закорках, понавытирала соплей, понянчила вдоволь», – вспоминала актриса.
Настоящий казачий характер Мордюкова проявила и во время своего поступления во ВГИК. Она с детства мечтала играть в кино и ещё в школе написала письмо актеру Николаю Мордвинову, спросив у него, как выучиться на киноактрису.
Она заревела, но твердо решила не отступать. Положение спасла преподавательница, предложив абитуриентке рассказать какой-нибудь случай из собственной жизни. Тут-то Мордюкову и спасла малая родина. «У нас с этим делом хорошо обстоит: где чего присочинить, прибрехнуть — пожалуйста, «фольклор» идет вовсю, под орех разделают любого», – вспоминала она позднее.
Девушка рассказала несколько случаев из жизни родной станицы, и сделала это так, что вся приемная комиссия покатывалась от хохота. Мордюкова же прошла в следующий тур, а затем успешно поступила во ВГИК – сразу и почти без подготовки, по-казачьи, с наскоку.
2. «Молодая гвардия»
Мордюкова создала на экране образ комсомолки, героически боровшейся с фашизмом – один из основополагающих символов советской цивилизации. И для нескольких поколений советских зрителей она была прежде всего той самой Улей из «Молодой гвардии».
Однако такой громкий и быстрый старт имел и отрицательные последствия. Мордюкова настолько срослась с образом Ули в глазах режиссеров, что потом почти 5 лет не снималась вовсе, даже второстепенных и проходных ролей ей никто не давал. Окрыленная легким успехом, актриса тяжело переживала вынужденную безработицу, но не опустила рук.
3. Сильная независимая женщина
Основным амплуа для зрелой Мордюковой стал образ сильной женщины, вынужденной взять на себя проблемы, которые раньше считались типично мужскими. К примеру, в фильме «Простая история» актриса играет председателя колхоза Сашу Потапову – прямую и жесткую, но справедливую женщину, потерявшую на войне мужа.Сценарий картины писался специально под Мордюкову, и она участвовала в процессе, внося свои коррективы. Тем более, что жизнь председателя колхоза Нонна представляла себе отлично, ведь именно председателем работала её мать, многие черты характера которой также нашли место в образе Саши Потаповой.
Фильм «Простая история» очень точно отразил военную и послевоенную ситуацию в СССР, когда мужчины были выкошены войной и роль женщины приобрела особое значение, вот только роль эта была почти всегда трагической.
Сильная женщина в исполнении Мордюковой появляется и во многих других фильмах. Например, в знаменитой картине «Комиссар» (которая, прежде чем выйти на экраны, 20 лет была под запретом) она играет Клавдию Вавилову – комиссара Красной армии времен гражданской войны.
В «Они сражались за родину» Нонне досталась эпизодическая роль суровой донской хозяйки, оставшейся без мужа. В «Бриллиантовой руке» мы видим в исполнении актрисы комичный вариант того же, в общем-то, типажа сильной и независимой женщины – управдома Варвару Сергеевну Плющ. Впрочем, Мордюковой пришлось играть роль сильной женщины не только на экране, но и в собственной жизни.
4. Тихонов
В отношениях с мужчинами Мордюкова всегда была лидером. И в центральном любовном сюжете своей жизни – романе с Вячеславом Тихоновым – она исполнила главную и тоже по-своему трагическую роль влюбленной, но нелюбимой женщины.
Позднее она сама удивлялась, как это их угораздило сойтись – как будто «занесло на одни квадратные метры с двух далеких планет». В этом странном союзе актриса винила себя: «Я во всем виновата, только я одна. Он ведь ко мне совсем не испытывал интереса, а я, завороженная его красотой, своим желанием, напором своим закружила ему голову. Он, бедный, загорелся, да тут я поняла, что он мне активно, трагически не нужен. Но ребенок уже появился, и мы по христианскому обычаю стали жить. Вернее, не жить, а мучиться, ни ему домой не хотелось идти, ни мне».
После расставания с Тихоновым в жизни Мордюковой было несколько мужчин, но ни с кем из них отношения у актрисы не сложились. Сильная женщина раз за разом выбирала слабых мужчин: «У одного все печатная машинка на одной странице пять лет была заправлена, другой, как присказку, каждый день повторял: «Тебе хорошо, ты известная артистка», – признавалась Мордюкова в своих интервью. И с горечью добавляла: «Как мне надоело слышать, что я сильная. Да мягкая я, как воск, только надежной мужской руки не встретилось».
5. Королева эпизода
Впрочем, это не помешало Мордюковой войти в первую двадцатку самых выдающихся актрис XX века по версии британской энциклопедии «Кто есть кто». Основу мировой славы составила роль Клавдии Вавиловой в фильме «Комиссар».
Картина была запрещена больше 20 лет, а её режиссера лишили права на профессию, но когда наступила перестройка, сохранившаяся копия фильма все-таки вышла на экраны и собрала более полутора десятков наград на фестивалях по всему миру. Многие киноведы считают роль Клавдии Вавиловой наиболее выдающейся работой Мордюковой.
Но долгие годы актриса жила от одной небольшой роли к другой, и кроме прочего показала себя как необыкновенно талантливая характерная артистка. Как только Мордюкова появлялась в кадре она моментально приковывала к себе внимание камеры и независимо от времени, отведенного ей на экране, оставалась в памяти зрителей.
Мордюкова была настоящей королевой эпизода, а многие фразы, сказанные её героинями, ушли в народ и остаются частью нашего постсоветского бессознательного. Мы до сих пор регулярно убеждаемся, что управдом – «друг человека», и в булочную наши люди на такси как не ездили, так и не ездят.
Говорят, уровень актерского дарования определяется по числу смен состояний внутри кадра. Нонна, точно так же, как Маньяни, способна переходить от смеха к слезам, от гнева к беззащитности, и снова к смеху… сквозь слезы. И все это живая жизнь, которую не смонтируешь. Живая стихия».
6. Мать
Мы можем увидеть Мордюкову в роли матери в фильмах «Комиссар», «Русское поле», «Трясина», «Родня», «Мама». Причем в большинстве картин с Мордюковой образ матери был трагическим. В «Русском поле» от героини уходит муж, а сын погибает на учениях. В «Трясине» мать пытается спасти единственного оставшегося сына от войны и толкает его на дезертирство, что обрекает их обоих на отчуждение. В «Родне» мать не слишком удачно пытается наладить жизнь собственной дочери.
7. Русская баба
В конечном итоге, за всеми образами Мордюковой стоит простая русская женщина из народа, та самая, которая коня на скаку остановит и в горящую избу войдет. Этот некрасовский тип женщины актриса продемонстрировала не только в своих киногероинях, но и в знаменитой роли русской бабы, которую сыграла в социальной рекламе в рамках «Русского проекта».
В самом известном ролике – «Дай вам Бог здоровья» – Нонна Мордюкова и Римма Маркова играют простых русских женщин, всю свою жизнь работающих на железнодорожных путях. Всего за полторы минуты на экране разворачивается настоящая драма, в которую умещаются и сиюминутная ссора двух русских баб, и целая их жизнь – полная трудностей и страданий, завершается же история примирением и надрывным исполнением народной песни «Ехал казак по чужбине».
В другом видео всё те же бабы, захваченные очередным выяснением отношений, неожиданно оказываются перед железнодорожным эшелоном – солдат везут на чеченскую войну. И в свете нависшей над молодыми ребятами смерти женщины моментально забывают о собственных проблемах.
В этих социальных роликах во многом именно благодаря Мордюковой удалось соединить классический образ «некрасовской женщины» с острой социальной проблематикой 90-х.