Без заголовка |
1. Иногда за неуверенность принимают совсем другие качества человека и трактуют их как неуверенность, приписывая ее совсем другим чертам личности. Например, определенному уровню и стилю воспитания. Неуверенным очень легко назвать человека, который на самом деле таковым не является, а воспитан в традициях дипломатичности, деликатности, вежливости, мягкости, уступчивости и не напористости и считает такое поведение правильным и хорошим. Это психологические ценностные ориентации человека, которые, как правило, не меняются, или меняются очень трудно. Здесь требуется очень деликатная психологическая консультация и психологическая поддержка.
2. Иногда неуверенность в себе неосознанно (или осознанно) воспитывается родителями (воспитателями, учителями и т.д.) в своих детях (воспитанниках, учениках), для лучшей управляемости своим ребенком (через страх, вину, стыд). Ведь управляемый ребенок – это удобно! Такой психологический феномен называется родительскими директивами. Неуверенный в себе ребенок частенько старается быть послушным и управляемым, чтобы им были довольны и любили его. Ребенок пытается заслужить любовь скромностью и послушанием. Но когда детство заканчивается, родители забывают отменить свои родительские директивы. Или у родителей не получается это сделать, т.к. человек уже сформировался неуверенным. А у взрослого человека почти нет шансов заслужить любовь общества (или значимых людей) исключительно неуверенностью, скромностью, послушанием. И тогда со временем у взрослого человека неуверенность может трансформироваться в генерализованную тревожность, страхи и фобии, нелюбовь к себе и, в тяжелых случаях, в аутоагрессию, самоповреждения, суицид.
Кроме родительских директив на поведение ребенка оказывает влияние реакция взрослых на его поступки и слова. Ребенок тревожно отслеживает реакцию значимых взрослых на свои поступки, ведь это важная информация для выводов: как надо себя вести, а как не надо. Если взрослые, реагируя на поведение ребенка, ведут себя непоследовательно, нелогично, аффективно, противоречиво, то у ребенка теряется ориентир, как себя вести, и через некоторое время появляется вывод, что от него ничего не зависит. Развитие навыка уверенности тормозится или прекращается вовсе. Возникает обученная беспомощность и избегание психологически сложных ситуаций. Хуже всего то, что эти качества переносятся ребенком в свою взрослую жизнь. И уже взрослый человек получает комплекс неполноценности (по Адлеру) и комплекс неудачника. В таких случаях обязательно требуется помощь психолога! И чем раньше, тем лучше!
3. Иногда неуверенность в себе – это просто случайное отсутствие поведенческого навыка. Никто в свое время, в сензитивный период взросления, не научил ребенка, как надо себя вести уверенно, поэтому не развился навык, и не возникло адаптации в той или иной ситуации, когда надо просто проявить определенный поведенческий навык (или несколько поведенческих навыков) уверенного поведения. Дело в том, что любой поведенческий навык формируется вначале путем подражания другим (родителям, учителям, воспитателям, друзьям, героям и т.д.) и только потом дополняется индивидуальными чертами. Если не было примера или мотива для подражания, поведение (навык) не сформируется. В этом случае хорошо помогает психологический тренинг навыков уверенного поведения.
4. Иногда неуверенность в себе проявляется как нормальная реакция на ненормальные условия среды. Например, если психологическая среда Вашего обитания постоянно вызывает по каким-либо причинам у Вас негативную реакцию (постоянный стресс), то может возникнуть хроническая фоновая неуверенность в себе, а также сопутствующий постоянному нервному напряжению синдром хронической усталости. Рано или поздно нервная система истощается. Возникают признаки невроза, неврастении, депрессии. Задача психолога в этом случае помочь человеку изменить свою жизнь так, чтобы психологическая среда обитания стала более комфортной. Небольшая психокоррекция после таких изменений вернет человеку уверенность в себе, любовь к жизни и к самому себе.
5. Неуверенности в себе иногда возникает как острая ответная реакция на психологическую травму. Такое часто происходит после сильного стресса и психологической эмоциональной травмы, когда человек, переживший травматическую стимуляцию, психологически сломлен или ослаб. Тогда эта неуверенность в себе носит острый характер, частенько сопровождаясь повышением уровня самокритичности, болезненной тревожности и аутоагрессии. Необходимы психокоррекция и психотерапия.
6. Неуверенность в себе часто возникает при длительном или пиковом ожидании неудачи. Например, человек, что-либо делая, ожидает, что, скорее всего, действие не получиться, т.е. у него есть сильные сомнения в эффективности своей деятельности. Т.о. неуверенность в себе порождается тревожным ожиданием провала своей деятельности и, соответственно, критической оценки окружения. Слишком сильное ожидание возможной неудачи, словно магнит, притягивает к человеку реальную неудачу. В этом случае неуверенность может испортить человеку и личную жизнь и карьеру. Задача психолога – снижать уровень невротизма.
Некоторые психологические особенности неуверенности:
1. Внутренняя и внешняя уверенность в себе, уверенное поведение, харизма – качества не столько врожденные, сколько воспитываемые, начиная с детства. Можно ли что-то исправить в неправильном воспитании, когда человек уже стал взрослым?
В определенных пределах - да.
2. Неуверенность в себе чаще всего включает в себя деформированную социализацию в определенной конкретной области. Т.е. не бывает тотально неуверенных в себе людей, обязательно есть области деятельности, где такие личности чувствуют себя достаточно уверено, и есть области деятельности, где возникает та самая неуверенность в себе. Иногда, в форс-мажорной ситуации неуверенный человек может проявлять чудеса смелости.
3. Неужели неуверенный в себе человек не может полностью самореализоваться? Может! Но ему будет трудно, т.к. к процессу самореализации добавится огромный пласт неприятных переживаний, неправильного поведения, самозапретов и сомнений в себе. Однако, именно неуверенные в себе люди, как правило, многого добиваются, потому что у них безвыходное положение.
4. Неуверенность в себе имеет и оборотную сторону. И эта оборотная сторона выражается в почти непоколебимой уверенности в самоограничениях и запретах на любое проявление уверенного поведения, на проявления своей личности. Иногда такие запреты даже не осознаются или полуосознаются человеком, но они присутствуют и работают.
5. Неуверенность в себе порождает стремление к зависимости от других. Зависимость от другого человека становится чертой личности, ненасыщаемой постоянной потребностью, в которой неуверенный человек чувствует большой ресурс для уверенности и покоя. Формируется осознанное стремление к эмоциональной зависимости в форме психологического симбиоза.
6. Неуверенный человек почти все время живет, как на поле боя. Огромное количество своей психической и эмоциональной энергии он вкладывает в то, чтобы «остаться в живых» в социуме, претерпевая те или иные формы давления среды. И этот процесс бесконечен. Это ведет к нервным срывам (аффектам) или нервному истощению (неврастении).
7. Неуверенность в себе может проявляться в виде защитной агрессии на других.
http://www.uspeshnie-mozgi.ru/clause29.html
в продолжение темы:http://www.obnovka.su/stati/psihologija/kak-pomoch-cheloveku-s-nizkoi-samocenkoi.html
http://www.uspeshnie-mozgi.ru/clause26.html
http://www.uspeshnie-mozgi.ru/Lovushki_01.mp3
http://www.uspeshnie-mozgi.ru/audiobook.html
Мы не всегда объективно оцениваем себя самих. Психологи называют такие признаки заниженной самооценки:
Человек с заниженной самооценкой больше подвержен стрессу, агрессии, приступам тревоги, не умеет спокойно справляться с трудностями. Чтобы помочь такому человеку, в общении с ним соблюдай несколько правил:
Слушай! Если близкий человек страдает от приступов неуверенности в себе, обязательно найди время для того, чтобы выслушать и поддержать его.
Хвали. Делай комплименты и отмечай позитивные стороны неуверенного человека. Главное - делай это не слишком часто, иначе похвала будет казаться не искренней.
Не сравнивай. Сравнение с другими больно ранит человека с заниженной самооценкой: оно вынудит его почувствовать себя неудачником, даже если ты преследовал прямо противоположную цель.
Не критикуй. Так же болезненно неуверенные в себе люди реагируют на критику, потому постарайся выражать свои замечания в самой деликатной и мягкой форме.
Психология → Причины плохого настроения
Психология → Как сделать свою жизнь комфортной?
Психология → 7 способов поднять настроение
Психология → Как раскусить обманщика?
Серия сообщений "Психология..аутотренинг. практика":
Часть 1 - Секреты свободных людей
Часть 2 - Психология стресса
...
Часть 5 - Почему хочется сладкого, острого или жирного?
Часть 6 - Как улучшить отношения в семье и как разоблачить обман
Часть 7 - Немного про психологию.про отношения..Думаю это интересно.
Часть 8 - Чистота мыслей...
Часть 9 - О чем говорит подпись
...
Часть 33 - Книга ведания. Миры Яви, Нави, Слави и Прави
Часть 34 - БОЛЬ РАЗВЕДУ РУКАМИ
Часть 35 - Как получать любовь
Рубрики: | Психология |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |