Ко дню рождения звезды «Криминального чтива», «Убить Билла» и «Нимфоманки» я собрала самые яркие цитаты из ее интервью.
Есть нечто странное в ее внешности, вводящее человека в какой-то дзэнский транс. Если присмотреться, заметно, что лицо Турман не вполне симметрично. Глаза разной величины, черты лица несколько крупноваты, нос откровенно большой, и со ртом что-то явно не так. Вообще, в ее внешности есть нечто нечеловеческое, как будто это компьютерное изображение, скомбинированное из усредненных деталей. Лицо актрисы несовершенно — и оттого неотразимо. «Ее красота как будто в расфокусе», — говорил про Турман режиссер Джеймс Айвори. Она постоянно меняется: вот перед вами утонченная артистократка, а в следующее мгновение — девушка, полная здоровой чувственности.
Дочь ученого-буддиста и шведской модели, Ума провела детство в академической среде маленького университетского городка. В 15 лет она переехала в Нью-Йорк, подрабатывала посудомойкой, моделью, но уже через год начала сниматься в большом кино. Успех к юной актрисе пришел после ролей в фильмах «Опасные связи» и «Генри и Джун». С тех пор ее фильмография пополнилась десятками новых картин, среди которых и настоящие шедевры — например, «Криминальное чтиво» и «Убить Билла», и второсортные комедии вроде «Случайный муж» и «Моя супер-бывшая». Личная жизнь актрисы тоже напоминает американские горки: за встречами следуют расставания — и так без конца и края. В 20 лет она вышла замуж за актера Гэри Олдмана, но уже через два года пара рассталась. Брак с Итаном Хоуком продился семь лет, супругов до сих пор связывают двое детей, но совместная жизнь не заладилась. В 2007 Ума познакомилась с финансистом Арпадом Бюссоном — влюбленные прожили в гражданском браке все те же семь лет, родив дочь, и расстались совсем недавно.
Несмотря на громкие поводы, актриса никогда не становилась объектом охоты папарацци и жаждущих скандала журналистов — исключительно потому, что не превращала свадьбы и разводы в пиар-акцию. И провальные работы никогда не становились для нее трагедией — Уму всегда отличали выдержка и душевное равновесие, видимо, унаследованные от отца-буддиста. Известную дилемму: «Человек живет, чтобы работать, или работает, чтобы жить?» — она всегда решала для себя в пользу жизни.
О славе
«Знаете, как я отношусь к слухам? Я считаю, что это плата за известность, за успех, за мою потрясающую жизнь, где столько всего перемешалось. И кино, и путешествия, и развлечения, и любовь… Знаете, после вечеринки, устроенной дома, всегда остается гора грязной посуды. Вы же не сетуете, что вам приходится каждый раз ее мыть. Это данность, с которой лучше смириться. Тем более когда есть посудомоечная машина. Именно так я отношусь к присутствию масс-медиа в моей жизни».
О вечной молодости
«В юности у меня была проблема — меня никто не принимал за американку. К тому же мне доставались роли женщин много старше меня. В какой-то момент это стало меня даже угнетать. «Когда же я буду играть юных и свежих?» — думала я. Увы, эти роли прошли мимо меня. И мне некого в этом винить. Просто кинокамера всегда очень избирательна: сегодня она в тебя влюблена, а завтра абсолютно к тебе равнодушна, в каком-то возрасте у тебя получается с ней роман, в каком-то — нет. Бывает, что актриса гармонично переходит из одной возрастной категории в другую, до старости оставаясь неотразимо прекрасной, как было с Кэтрин Хепберн. Но чаще приходится наблюдать жалкие попытки задержать время, выглядеть на 20-30 лет моложе, убедить всех, и прежде всего себя, что ты еще ого-го! Так и хочется сказать: «Милая, успокойся! У тебя достаточно денег, чтобы безбедно провести оставшиеся годы. К чему эти муки и страдания, которые написаны на твоем разглаженном, как салфетка, лице?» Впрочем, еще неизвестно, что я запою через 10-15 лет… Но знаю наверняка, мир не содрогнется, когда узнает, что Ума Турман ушла из кино».
О Мерил Стрип
«Вот пример для всех нас! Как надо строить свою жизнь, свою карьеру, как выглядеть на свой возраст. Мерил — это оправдание всех наших амбиций, надежд и иллюзий. Впрочем, когда я попыталась ей это сказать, она только отмахнулась: «О, Ума, если бы я умела делать такие кульбиты, как ты, у меня бы все сложилось иначе!» Она очень милая, эта Мерил!»
О бойцовских навыках
«Я выросла в компании двух братьев — старшего и младшего. Теперь вы понимаете, почему я так здорово умею драться? Мне сроду никто ни в чем не уступал. Наоборот, все надо было отвоевывать в упорных боях. Меня и одевали как мальчишку: джинсы, майка, ковбойка… Я не помню себя в платье. Первый раз надела его, кажется, на выпускной вечер и тут же испачкалась так, что всю церемонию проторчала в туалете, замывая пятна. В общем, вид был еще тот!»
О детях
«Я воспитываю их в строгости. Считается, что я такая мать-хиппи с цыганскими замашками, которая таскает за собой отпрысков по всем съемочным площадкам, превращая любую киногруппу в подобие детского сада. Это не так. Хотя я считаю, что до определенного возраста мать и дитя должны быть неразделимы. Иначе нарушается какой-то очень важный контакт, что может отразиться и на ваших дальнейших отношениях, и даже на психическом здоровье ребенка. Моему сыну Левону было три месяца, когда начались съемки «Убить Билла», и для меня было пыткой каждый раз разлучаться. Поэтому, как только появлялась малейшая возможность, я бросала все и мчалась к нему».
О жизни после развода
«Кто вам сказал, что я с чем-то покончила? Я вообще не очень верю в теорию «чистых страниц и новых начал». Книга нашей судьбы уже написана. Ее надо только уметь внимательно читать, не пропуская ничего. А нам порой не хватает ни терпения, ни элементарной грамотности. Мне тоже особенно похвастаться нечем. Много случайных ошибок, ненужных импровизаций… Но сейчас, мне кажется, я обрела необходимый навык. Да и потом, дети! У меня их трое. Они, как никто, заставляют концентрироваться на главном, не давая распускаться и слишком жалеть себя».
Об ошибках прошлого
«Сейчас мне не больно. Грустно немного, да! Но не больно. Так устроена наша память. Чем-то смутно напоминает роды. Ведь женщины, как правило, не помнят той жуткой боли, которую испытывали первый раз, иначе они никогда не стали бы рожать вновь. Думаю, что то же можно сказать о наших юношеских романах и страданиях. Ими надо просто переболеть».
О жажде нового
«Во мне всегда жила потребность в новых приключениях, мне всюду хотелось отметиться. Знаете, как это делают невежественные американские туристы, оставляющие свои имена в каких-то памятных исторических местах: «Здесь были Майкл и Лиз из Техаса», «Здесь была Ума из Массачуссетса».