-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Иривика

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Личный_Вернисаж АРТ_АРТель О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.01.2012
Записей: 249
Комментариев: 123
Написано: 624


Без заголовка

Среда, 22 Февраля 2012 г. 20:03 + в цитатник
Цитата сообщения Радхе-Шйам история кукол на Руси

Виды творчества: Куклы и игрушки > Куклы


Очень интересную информацию нашла на просторах интернета.Всегда полезно знать свою историю .А историю того чем занимаешься и считаешь главным делом своей жизни в тройне полезно .

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен были тряпичные авторские куклы. В некоторых домах их до ста штук накапливалось. Эти авторские куклы были не всего лишь девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока еще они ходили в рубахах. Но как только мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока еще дети были небольшими, авторские куклы им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать всякая девочка. Матерчатые авторские куклы – простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в "скалку", аккуратно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили более затейливых авторских кукол, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой авторские куклы получались особенно хорошо, и она делала их на заказ и это были эксклюзивные авторские куклы. Лицо вышивали либо наводили карандашом, а в более ранних авторских куклах – угольком. Серьезно приделывали косу и ленту в нее вплетали, в случае если шили девку, а в случае если бабу, скажем, прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам – платочки, бабам борушку наденут. Умение ребенка оценивали взрослые. Авторские куклы рассматривалась как эталон рукоделия, многократно на посиделки параллельно с прялкой девочки-подростки брали повозку с авторскими куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы, В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционную манеру одевания. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Авторских кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала собственные авторские куклы на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям. При кукольных забавах проигрывались можно сказать все деревенские праздничные обряды. В том числе свадьбы – особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень ответственно, сохраняя порядок обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И всякая девка приносила с собой коробейку с авторскими куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все прочие, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. Впоследствии венчания кукле - невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, после этого молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на данном заканчивалась. В деревенской авторской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, в случае если необходимы были куклы- женихи либо мужики, брали просто щепочку. Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали заданный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему нередко игрушка – свадебный атрибут. Авторские куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

Шитье художественной куклы в России закончилось, как и многие «буржуазные пережитки», сразу после Октябрьской революции. На смену изысканным фарфоровым красавицам с натуральными локонами пришли безликие резиновые пупсы. И лишь в 1997 году, спустя долгие 80 лет, музыка авторской художественной куклы, в непосредственном участии Кукольной галереи Вахтановъ и её неизменной хозяйки и вдохновительницы Ирины Мызиной, вновь зазвучала на российской земле.

Весьма долгое время во всём мире предметом вожделения для коллекционеров являлись только лишь антикварные куклы. Правда, в конце XX века художественная авторская кукла вновь ожила и резко ворвалась в мир искусства. И ныне большую коллекционную ценность содержат не только лишь старинные куклы, правда и вакантной должности современных специалистов — настоящих «кукольных» художников-профессионалов.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку