-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в поляник

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.12.2011
Записей: 5053
Комментариев: 202
Написано: 5559


художник Николай Дубовский

Понедельник, 20 Февраля 2012 г. 12:49 + в цитатник
Цитата сообщения Anna_Livia Художник Николай ДУБОВСКОЙ (1859 - 1918)

Русский художник-пейзажист Николай Никанорович Дубовской (1859 - 1918) родился 5 (17) декабря 1859 года в Новочеркасске в семье казака-старшины Области Войска Донского. Мальчиком Дубовской учился в военной гимназии в Киеве, но его настолько тянуло к искусству, что он каждый день вставал на два часа раньше и рисовал. Директор гимназии посоветовал родителям послать сына учиться живописи. Семнадцатилетний юноша поехал в Петербург и поступил в Академию Художеств, где в 1877-81 занимался у профессора пейзажной живописи барона М.К. Клодта.

В обители. Троице-Сергиева лавра. 1917.

Н.Н. Дубовской принадлежал к младшему поколению передвижников. О его преданности искусству рассказывали анекдоты. Однажды он так увлекся работой над этюдом с натуры, что забыл о собственном венчании и явился в церковь, когда его уже почти перестали ждать.
Уже с 1884 года Дубовской - среди передвижников. Тогда же, в 1884 году, состоялось первое выступление молодого пейзажиста на передвижной выставке, которое было высоко оценено как художественной критикой того времени, в частности, В.В. Стасовым, так и коллекционерами: П.М. Третьяков приобретает для своей галереи его картину "Зима". В этой, уже вполне самостоятельной работе художника прослеживается влияние его учителя М.К. Клодта. Но, пожалуй, ещё более заметна преемственная связь с творчеством А.К. Саврасова, Ф.А. Васильева и А.И. Куинджи.

«Настроение от природы мы, пожалуй, умеем передавать, скорее мы наделяем природу своими проживаниями, подходим к ней от субъективного, но такой захват от самой природы, как «Притихло», где чувствуешь не автора, а самую стихию, передать не всякий сможет» (И. Левитан о картине Н. Дубовского "Притихло").

Притихло (1890)

Мноие произведения произведения Дубовского были куплены Третьяковым. Но одна картина седи них резко выделяется, и в историю русского искусства Дубовской вошел прежде всего как автор пейзажа "Притихло" (1890, Русский музей; повторение - в Третьяковской галерее), созданного по этюдам, выполненным на Белом море. Художник открыл здесь новый для передвижников мотив, по его словам - "тишины перед грозой", "когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии". Для воплощения этого мотива он нашел оригинальное решение. Высвеченные солнечными лучами грозовые тучи тянутся тяжелой горизонталью, занимающей почти всю верхнюю половину картины, над почерневшей водой, отражаясь в ней. Вдали - темная полоса берега, как бы сдавленная сверху и снизу стихиями неба и воды. Земля теряет свою материальность, самым материальным, осязаемым здесь "телом" становятся грозовые тучи - яркие и светоносные. Среди лучших произведений мировой живописи найдется не много полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью было бы выражено то, что принято называть настроением. Узнав о том, что полотно "Притихло" с передвижной выставки в Петербурге приобрёл царь для галереи Зимнего дворца, Третьяков выехал в столицу, чтобы заказать художнику повторение, так как картина оказывалась недоступной широкому зрителю. "Повторение по мне вышло лучше и больше размером, отчего мотив сделался грандиознее", - делился своими впечатлениями Третьяков в письме к Репину.

"Рок непризнания висит над Дубовским!" - говорили в семье художника. Поддержка таких корифеев русской культуры - и непризнание. Ещё одна загадка его творческой судьбы. Листая старые журналы и газеты, читая обзоры передвижных выставок, убеждаешься, что Дубовскому было грех жаловаться на невнимание тогдашней критики. Он принадлежал к младшему поколению передвижников, в "Товарищество" вступил в 1886 году, в 1889 году стал постоянным членом совета "Товарищества Передвижных Художественных Выставок". Со второй половины 1880-х годов он начал выступать на выставках вместе с А.Архиповым, А.Васнецовым. В.Серовым, К.Коровиным, с именами которых связывается возникновение новой русской пейзажной живописи. Опираясь на опыт старших передвижников, заложивших основы реалистического пейзажа, они продолжили их поиски в создании так называемого "пейзажа настроения". Суть его заключалась в утверждении чисто зрительной верности изображения и передачи, в первую очередь, впечатления, вызываемого тем или иным мотивом природы.

На Екатерининском канале летом (1905)

Много раз Н.Н. Дубовской путешествовал по Западной Европе и Ближнему Востоку, хорошо знал классическое искусство Италии, Франции, Германии, был прекрасно осведомлён о новейших течениях в западноевропейской живописи. Его техника письма изменялась в русле общего развития русской живописи, но он никогда бездумно не принимал того, что не отвечало его пониманию собственных задач творчества.
С 1899 года Н.Н. Дубовской входил в состав правления Товарищества передвижников, стал одним из самых влиятельных руководителей передвижников. В отличие от волевых И.Н. Крамского и Н.А. Ярошенко, Дубовской был человеком мягким и деликатным, вероятно, именно поэтому он очень умело исполнял роль вечного примирителя передвижников старшего и младшего поколений. В 1900 году Дубовской был избран действительным членом петербургской Академии художеств, а в 1911 году становится профессором Академии, руководителем пейзажной мастерской.

Наводнение на Екатерининском канале (1903)

Дубовской написал в общей сложности около 400 картин и более 1000 этюдов. 20 декабря 1913 года он направил голове Новочеркасской управы заявление, в котором предложил свою коллекцию картин (70 собственных работ и 129 работ художников-передвижников) для создания в его родном городе художественного музея. Условие ставилось одно - поместить подаренное в специально построенном здании. Городская управа с благодарностью приняла это предложение и ассигновала аванс на строительство музея. Был выделен участок, а племянник художника В.Е. Дубовской, бывший тогда главным архитектором Новочеркасска, взялся безвозмездно составить проект. Но началась Первая мировая война, потом грянула революция, а за ней гражданская война. Не до музея было. В 1930-х годах вопрос о необходимости создания в Новочеркасске художественного музея вновь поднимался, но помешала Великая Отечественная война. В течение многих десятилетий всегда находилась какая-либо проблема, мешающая созданию галереи. После войны коллекцию картин Дубовского принял на временное хранение Музей истории донского казачества в Новочеркасске. Именно в нем наиболее полно представлено творчество Н.Н. Дубовского, это собрание одно из самых полных в стране. Только здесь посетитель имеет возможность как бы заново открыть для себя творчество этого выдающегося мастера русского пейзажа, насладиться блеском и красотой его живописи. Академик живописи Николай Никанорович Дубовской умер в революционном Петрограде 28 февраля 1918 года от паралича сердца.

Дача в Силламягах (1907)

Радуга (1892)

Ладожское озеро (кон. 19 в.)

Сумерки


На Волге (1892)

Родина (1904)

Сумерки (1909)


Могучий дуб


Неаполь (кон. 1890-х .)

Церковь Василия Блаженного

Морозное утро (1894)




Море с чайками

Ноябрьский вечер

Летний день

Яхты в заливе

Набережная Невы вечером
Рубрики:  Искусство
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку