-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Шамай

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.12.2011
Записей: 3452
Комментариев: 91
Написано: 3663


Классика, обязательная к прочтению. Часть 5

Воскресенье, 08 Октября 2017 г. 13:46 + в цитатник
Цитата сообщения ZeRu Классика, обязательная к прочтению. Часть 5

Смотрите также: Классика, обязательная к прочтению. Часть 1 * Часть 2 * Часть 3 * Часть 4

000-2 (700x350, 47Kb)
Снова задаем себе вопрос: что же такое литературная классика? Найти ответ непросто, ведь всегда будут люди, которые примутся оспаривать «классичность» Эдгара Алана По, Говарда Лавкрафта или Уильяма Берроуза. Они начнут рассказывать нам о Пушкине, Толстом и Достоевском, будто кроме них никого нельзя причислить к классической литературе. Но рано или поздно любой читающий человек приходит к мысли, что классика рождается из традиции, а традиция начинается с бунта, скандала.

Достоевский был сенсаций, человеком, который бросил вызов прошлому поколению писателей, и только потом он стал классикой. Так происходило практически с каждой легендой мировой литературы: Гете, Байрон, Булгаков, Набоков и т.д. И главное, что вы найдете сегодня в этой статье - это новые книжные рекомендации. Хороших книг очень много, потому данная подборка закончится не скоро:))

1. «Свет погас», Редьярд Киплинг

041 (700x417, 390Kb)
Русский читатель знает Киплинга, прежде всего, по таким книгам как «Книга джунглей» и «Ким». Да, эти творения, наряду со сборником стихов «Если...», принесли Редьярду мировую славу. В детстве множество людей читало историю о Маугли, так что слог этого писателя и вам должен быть знаком. Но вряд ли вы в курсе, что сам господин Редьярд был не просто парнем, который писал детские книжки. Он был военным журналистом, который объездил практически весь земной шар, а основную часть жизнь провел в Британской Индии - там было на что посмотреть, будьте уверены. То есть, описания экзотического быта, которыми пестрят страницы романов Киплинга, крайне правдоподобны, ведь он видел все собственными глазами.

У него есть и серьезные, взрослые произведения, которые не стыдно прочитать зрелому мужику. К примеру, роман «Свет погас». Эта книга представляет собой душераздирающую историю взлета и падения художника, которого зовут Дик Хелдер. История эта очень нравоучительна. Дик Хелдер, по воле случая, становится художником-баталистом. Он зарисовывает сражения, которые происходят перед его глазами. Естественно, все бои проходят на территориях колониальных владений Британии. В скором времени он становится настолько популярным, что его приглашают в Лондон продлить контракт. Далее он становится одержим идеей заработка денег - Лондон его развращает. Он успешно проводит выставки, его картины распродаются, но что-то происходит с его личностью, да еще и любовные истории начинают напоминать о себе.

В целом, «Свет погас» - отличная книга, которая поможет вам поменять некоторые взгляды на жизнь, чтобы вы не совершали тех ошибок, которые сделал несчастный художник Хелдер. Сама история крайне динамична, читается легко, но, при этом, не является примитивным развлекательным чтивом.

2. «Избранные стихи 1934–1953», Дилан Томас

042 (700x525, 369Kb)
Бывает, читаешь какие-нибудь современные стихи и понимаешь, что это ведь полная ерунда, читать невозможно, и вообще какой полоумный их пишет, а главное - для чего? Но я вам скажу, что даже в ХХ веке были гении, которые могли хорошенько всыпать этим манерным поэтам, что обитали при дворах императоров прошлого, и писали для таких же аристократов.

Одним из таких гениев, без сомнения, можно назвать Дилана Томаса. В англоязычном мире он считается белой вороной, ведь даже в век рационализма он обращался к романтическим и мистическим образам прошлого. И действительно, его стихи пропитаны символизмом, причем не заумным, а певучим, яростным, несколько шаманским.

Дилан Томас - наследник кельтов, настоящий валлиец. Когда читаешь его тексты, то даже при отсутствии четкого ритма, понимаешь, что в голове рождаются очень яркие образы, настоящая песня. Конечно, с первого прочтения можно и не понять, о чем тот или иной стих, но прочувствовать его смысл у вас наверняка получится. Если говорить о поэзии ХХ века, то Дилан Томас очень даже классик.

Кстати, если вы смотрели фильм «Интерстеллар», то отрывок из его стиха точно слышали: «Не уходи безропотно во тьму, будь яростней пред ночью всех ночей, не дай погаснуть свету своему!» Также эти стихи очень нравились Стиву Джобсу и входили в число его любимых. Добавлю, что есть два неплохих фильма, касающихся биографии Дилана Томаса: «Запретная любовь» и «Зажигая звезды».

3. «Люцифер», Йост ван ден Вондел

043 (700x417, 362Kb)
Все знают Джона Мильтона и его эпическую поэму «Потерянный рай», которая считается настоящей жемчужиной мировой литературы, и входит в список обязательных к прочтению книг, практически в любом университете страны. Но, если говорить начистоту, то Мильтон немного пересказал более раннее произведение. Не будем говорить, что это плагиат, назовем это дело «значительным влиянием». Так вот, его духовным наставником был поэт и драматург «Золотого века» нидерландской литературы - Йост ван ден Вондел. Именно он заложил основу для современного нидерландского литературного языка.

Прожил почти сотню лет, успев застать сразу два века: XVI и XVII. Вондел был по своей природе крайне религиозен. Но так уж вышло, что в один из периодов его жизни разрушились закостенелые основы религии, царствовала реформация, и у литераторов была некая свобода интерпретации библейских текстов, даже властители этому покровительствовали, ведь им хотелось уйти от влияния Папы Римского.

Трагедия «Люцифер» посвящается Фердинанду Третьему, тогдашнему императору Священной Римской империи. Драму можно назвать не просто предтечей «Потерянного рая» Мильтона, но и самостоятельным и крайне сильным произведением, которое следует прочитать просто для того, чтобы быть более образованным человеком. При этом, несмотря на свой возраст («Люцифер» был написан в 1654 году), читать это произведение легко.

Вондел создал некую фантазию на библейский сюжет восстания Сатаны в Раю. Получился такой боевик, сдобренный многочисленными диалогами в стихотворной форме, которые придают повествованию динамичный темп. Читать не скучно, даже если вы закостенелый атеист, ведь любой писатель, пускай и пришибленный кальвинизмом, пытается передать через свои произведения окружающую действительность. Представим, что «Люцифер» - это трагедия о бунте. Как внутреннем, так и явном - против господ, Бога, вашей свекрови - без разницы. В «Люцифере» удивительно то, что уже тогда отрицательный герой вызывает некую жалость, ведь читатель понимает, что мотивы у восставшего воинства были, и инфернальных существ можно понять.

4. «Вендиго», Алджернон Блэквуд

044 (700x417, 412Kb)
Говард Лавкрафт, ровно как и все его современники, пишущие в жанре литературы ужасов, хорошо отзывались об одном англичанине, авторе многочисленных рассказов на тему непознанной мистической силы - Алджерноне Блэквуде. Сам Блэквуд был парень не промах - заядлый путешественник, настоящий мужчина, успевший поработать на золотых приисках Аляски и поохотиться на лосей в диких лесах Канады. Ему не был чужд труд фермера, репортера (работал в газете «Нью-Йорк Таймс» и «Нью-Йорк Сан»), и даже шпиона (работал в Швейцарии секретным агентом короны).

Все еще сомневаетесь, что этому человеку есть что вам рассказать? И пусть вас не пугает его помешательство на эзотерических культах, в частности на учении ордена «Золотой зари», в котором правил балом Алистер Кроули. Оккультизм не сделал из Блэквуда идиота, скорее придал его рассказам особый шарм, с ароматом восточных пряностей. Безусловно, этот писатель является талантливым рассказчиком, который пытался прощупать почву иррационального в человеческой природе. Сборник «Вендиго» - это компиляция его ранних рассказов, среди которых хочется выделить «Ивы», «Лес мертвых», «Он ждет» и, непосредственно «Вендиго». Для литературы ужасов, Алджернон Блэквуд давно стал таким же каноном, как для литературы магического реализма - Маркес.

5. «Лунный камень», Уилки Коллинз

045 (700x417, 393Kb)
Нельзя обойтись без хорошего детектива, да еще такого, о котором Томас Элиот сказал следующее: «Лунный камень - самый первый, самый длинный и самый лучший детективный роман в английской литературе после произведений Артура Конана Дойла». Грешно не верить нобелевскому лауреату, коим является Элиот.

Сам Уилки Коллинз стоит в числе первых авторов, сформировавших классический английский детектив. В нем есть и психологическая точность, и сочетание логического мышления с романтическими глупостями, без которых любая книга была бы слишком пресной. Повествование романа ведется от разных персонажей, что позволит посмотреть на проблему с различных ракурсов. Особо привлекает описание быта и представителей викторианского общества, которое кажется нам пускай и экзотичным, но очень занимательным.

Коллинз и сам являлся представителем такого общества, и его заботили не только козырные сюжетные ходы, но и моральный портрет социума, к которому он принадлежал. В итоге, мы наблюдаем предельно честную картинку, которая находит отклик даже у читателя, далекого от детективной литературы. В целом, если вы хотите получить самый настоящий детектив, то «Лунный камень» именно то, что вам нужно. А если от классических сюжетов вам тошно и все кажется предсказуемым, то обратите внимание на современные норвежские детективы.

6. «Лузиады», Луис де Камоэнс

046 (700x417, 391Kb)
У Португалии 3 национальных кумира: известный тамплиер и мореплаватель Васко да Гама; Криштиану Роналду, ставший одним из лучших футболистов мира, принесший португальцам вожделенный европейский трофей; Луис де Камоэнс, считающийся величайшим гением португальской литературы. Португальский Пушкин, а Шекспир - английский Камоэнс. Для всех португалоговорящих стран он - первый литератор и бог. Более того, день его смерти - 10 июня, отмечается как национальный праздник - день Португалии, день узкой территории на Иберийском полуострове, которая 600 лет назад считалась одной из величайших держав в мире, и вместе с соседями испанцами разделяла планету на зоны колониального владычества.

Сейчас ничего, кроме отменно сохранившейся архитектуры не напоминает о былом колониальном величии страны, и от того португальцам вдвойне приятно перечитывать про свое былое могущество. Именно это и воспел Камоэнс в своих «Лузиадах» - эпоху великих колониальных открытий, бесстрашных уголовников, отправившихся в морское странствие и ставших героями, королей прошлого, которые пожадничали дать Колумбу денег на ту экспедицию, в которой была открыта Америка, и заставляли целовать руки трупам своих покойных жен.

Это своего рода совокупность исторических трактатов и легенд лузитанского народа. Как «Петр Великий» Толстого, или «Пугачев» Пушкина. У португальцев настолько богатая и гордая история, что даже детские сказки у них основаны на реальных исторических событиях, а главные герои - древние короли и моряки. «Лузиады» - это то исключительное, уникальное нематериальное наследие Португалии (наряду с печальными романсами фаду, просоленной треской и суровым атлантическим ветром), за оскорбление которого они могут разбить бутылку истинного портвейна.

Все это кажется втройне нелепым, если вспомнить, что сам Камоэнс умер в нищете и безвестности. Но это проза жизни, хуже от этого его вирши не становятся. Как всегда - невероятно красиво и увлекательно. В идеале, его конечно нужно читать на языке первоисточника, тем более, что он совсем не изменился с 16-го века, и плотно законсервировался в португальской традиции. Не изменилась и сама Португалия (ни язык, ни границы, ни дома 11-го века - все это можно увидеть до сих пор).

Но если знания португальского нет, то не стоит отчаиваться, Камоэнса на Руси почитают аж с 18 века, и еще Ломоносов снимал перед ним свою шляпу, а Александр Сергеевич высказывал свой респект. Так что найти отменный перевод не составит труда. Ни у одного народа нет эпоса, подобного «Лузиадам», и ни одно произведение не пропитано столь горячим патриотизмом.

7. «Имя мне - Красный», Орхан Памук

047 (700x417, 329Kb)
Если бы не международная слава, Нобелевская премия, и звание величайшего тюркоязычного писателя современности, то Орхана Памука давно бы уже посадили, потому, как еще ни разу его позиция не совпала с официальной позицией государства турецкого. Пока что Памуку везло - то штрафом отделается, то великие писатели, вроде Грасса и Маркеса заступятся. Ну не нравится туркам, когда их самые заметные граждане в интервью зарубежным СМИ признают геноцид армян.

И вся его проза - такая же провокационная, резкая и правдивая. Никто лучше балканских авторов не пишет про конфликт и противостояние между востоком и западом, исламом и христианством, традициями и современностью. Это факт, с которым не поспоришь, так уж исторически сложилось, что несчастный полуостров очень много выстрадал из-за этих столкновений. И если вы живете в таком исторически сложном, пестром и многоликом городе как Стамбул, где все это соприкасается, если вы смотрите на это с позиции здравого смысла, а не патриотизма, то ни о чем другом писать вы не сможете. Кстати, для знатоков географии напомним, что Стамбул находится именно на балканском полуострове.

Памук учит нас лучше понимать мир, и как любимый учитель, терпеливо раскрывает секреты такой противоречивой и совсем непонятной страны. Интересная детективная история, в которой сюжет меркнет за сочным описанием турецкого колорита и культуры. Даже если вы ничего не знаете о турецких письменах, культуре и истории, читать ее будет легко и интересно. А идею сравнения Европы и Азии, мы, россияне, живущие на стыке этих двух обозленных и несовместимых миров, поймем лучше многих других народов.

8. «Моня Цацкес-знаменосец», Эфраим Севела

048 (700x417, 489Kb)
Немного еврейской литературы с русским колоритом. Эфраим Севела (Ефим Евелевич Драбкин) сам «таки из наших, из Бобг'уйских», львиную долю своей жизни прожил в Советском Союзе (а после в России), и писал про то, что очень хорошо знал - про жизнь и характер «Богом избранного народа», которых многовековая судьба завела на Советские просторы. Были в его судьбе непродолжительные попытки перебраться на ПМЖ в Израиль и США, как и у любого порядочного поца, этому тоже уделено внимание, но на родных просторах и писалось легче, и персонажи, как казалось, более колоритные.

Это люди разные, со своей судьбой, характером и непонятным для шабезгоев мировоззрением. Тут встречаются как карикатурные жиды, так и благородные иудеи, с номами, как писал Севела: «которые даже у самого миролюбивого гоя вызывали отчаянный зуд в ладонях: очень уж тянуло влепить по этому носу наотмашь, а потом посмотреть, что из этого получится». Севела писал про своих сородичей, раскинутых по всей планете, про их взаимоотношения с другими народами. Он писал о том, что хорошо знал, так как сам сменил за свою жизнь не одну страну, и немало повидал. Но это же «наши люди», и схожего меж нами больше, чем между парафиновой и восковой свечой.

Читать у Севелы можно абсолютно все, каждый рассказ пропитан тонким сарказмом, кошерным юмором, нахально выступающей мудростью и удивительным жизнелюбием. Но, пожалуй, нет книги легче, жизнелюбивее и остроумнее, чем «Моня Цацкес - знаменосец». Каждую строку можно цитировать с умным видом и не бояться, что тебя посчитают дурачком без чувства юмора.

Это история про то, как советские евреи, бок о бок с остальными народами СССР воевали с фашистами, но война тут скорее как антураж. Война войной, но жизнь ведь продолжается! Из-за обилия смешных историй как-то забывается про то, что война - вещь крайне ужасная. А тут еще раскрываются некоторые особенности окопно-госпитальной жизни, про которые некоторые говорить стесняются. Так что большой вам шалом, и наши убедительные рекомендации прочесть сей шедевр.

9. «Так говорил Заратустра», Фридрих Ницше

049 (700x417, 392Kb)
Философские произведения читать крайне сложно, иногда просто невыносимо. Но в наши времена это мало кого останавливает.
А так как мы рекомендуем классику, то грех не посоветовать самого усатого, и одного из самых известных и цитируемых философов. Книга эта уже много лет считается не философским трактатом, а художественным произведением, а фраза «Так сказал Заратустра» известна даже в кругах, в которых о существовании этого чтива и не подозревали.

Рекомендовать ее как важную и необходимую книгу нельзя - не все поймут, не всем понравится. Это же философы. Но если захочется узнать философию Ницше, кто это вообще такой и с чем его едят, если хотите ходить после прочтения глубоко озадаченной и набраться умных философских цитат - то милости просим. Она либо понравится, и станет своеобразной Библией, либо покажется бредом и плодом воспаленного ума. Все зависит от ваших знаний и мировоззрения. Но не забудьте, поговаривают, будто эта книга заменяла немецким солдатам Библию и по важности была приравнена к «Майн Кампф». Это что-то да значит. В любом случае, равнодушным не останетесь.

10. «Трое в лодке, не считая собаки», Джером Клапка Джером

050 (700x417, 404Kb)
Классический английский юмор времен, когда британская сатира не подразумевала под собой шуток про Бога и бухло, а джентльмены в обязательном порядке снимали шляпы перед дамами. Произведение дважды Джерома, между которым уместилось незамысловатое «Клапка», как раз из этих времен. Своеобразный путеводитель по тому, как нужно проводить время с друзьями, если вы считаете себя человеком интеллигентным и воспитанным. Главное - взять с собой собачку и запастись интеллигентными историями в викторианском стиле.

«Трое в лодке, не считая собаки» - это давно забытый пример того, как можно веселить без пошлости. Хотя сюжет прост, как «Роллтон»: рассказчик повествует о своем путешествии по Темзе, причем 80 % повествования составляет лирическое отступление, отражающее, в духе Евгения Вагановича, все современное автору общество и (в гораздо меньшем объеме) человеческие страстишки и пороки, как таковые. В настоящее время многие шутки уже устарели и утратили актуальность, поэтому не все они могут быть поняты без соответствующей справки или сноски. Но это все же мелочи.

Читать книгу большое наслаждение, и уже в процессе прочтения возникает стойкое желание совершить столь же замечательный вояж. Даже удивительно, как такой посредственный писатель, как Клапка дважды Джером умудрился написать такой шедевр. Главное, чтобы не разочароваться ни в Клапке, ни в мистерах Гаррисоне, Джее и Джордже, постарайтесь не читать продолжение этой эпической саги, с Хантер-Томпсоновским названием «Трое на четырех колесах».
Рубрики:  книги, журналы

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку