Любовь княжны Таракановой |
http://sovettebe.ru/istorii-lubvi/aleksey-orlov-i-...y-orlov-i-knyazhna-tarakanova/
В 1774 году в порт Ливорно причалила русская эскадра под командованием графа Орлова. Герой русско-турецкой войны генерал-аншев Алексей Григорьевич Орлов считался одним из красивейших людей того времени. Талантливый, умный, смелый он был огромного роста и обладал необычайной физической силой.
С секретным поручением от императрицы Екатерины П, граф Орлов прибыл в Пизу. «Если возможно – писала она, приманите её в таком месте, где б вам ловко было посадить её на наш корабль и отправить сюда. Если же не удастся, требуйте от властей выдачи сей твари. А если те откажутся, бомб несколько в город метать можно. Так кто же мог внушить такой страх Великой императрице. У неё было много имен – госпожа Франк, фрау Шоль, черкесская княжна Володимирская, принцесса Азовская, и наконец, Елизовета II – дочь Елизаветы Петровны и её фаворита Алексея Разумовского.
Как ни странно, но в историю она вошла под именем, которого никогда не носила – княжна Тараканова.
В Европе давно поговаривали о незаконности власти Екатерины II, немки, забравшейся на Российский престол в результате дворцового переворота. А для Екатерины появление другой претендентки на корону было очень опасно. Поэтому она приказала найти самозванку преданному ей командующему эскадрой российского флота в средиземном море графу Алексею Григорьевичу Орлову.
Он нашёл её в Пизе. А через несколько месяцев Екатерине II сообщили, что граф Орлов разъезжает с той самой самозванкой в карете и ходит с ней в оперу.
Каждый день здесь собирались толпы зевак для того, чтобы посмотреть, как граф Орлов разъезжает в коляске с русской императрицей. А ещё поговаривали, что он расстался из-за неё со своей бывшей пассией княгиней Давыдовой. А ещё говорили, что он подарил ей коляску с лошадьми, практически роллс-ройс, и что он запрещал всем садиться в её присутствии. Вот так он чтил царственную особу.
Граф Орлов навещал княжну ежедневно, и каждый раз волнуясь перед свиданием, он приказывал чистить свой мундир и отглаживать ленту. А княжна Тараканова, она же принцесса Елизавета, не могла прожить без этого русского богатыря и дня. Она даже попросила Орлова подарить ей свой портрет и носила его всегда при себе. Она настолько ему доверяла, что отдала ему на хранение бумаги, подтверждающие её царственное происхождение.
Известие о том, что граф проникся к бродяжке тёплыми чувствами, страшно разозлили Екатерину. Хотя сам Орлов убеждал Екатерину, что это всего лишь хитрость, но государыне хотелось поскорее покончить с этой историей.
В январе 1775 года из Петербурга прибыла депеша с категорическим приказом доставить самозванку в Россию к пасхе христовой. Екатерина требовала от графа Орлова решительных действий. Орлов решительные действия предпринял, упал на колени перед Княжной Таракановой и попросил её руки.
Набережная в Ливорно была заполнена людьми. Всем было интересно посмотреть на свадьбу русского графа Орлова и новоиспечённой императрицы. К тому граф Орлов пообещал продемонстрировать в честь праздника манёвры русской эскадры. Орлов и княжна Тараканова поднялись на корабль, венчание проходило прямо на палубе. Княжну с утра мучил кашель, но она выстояла весь обряд на холодном морском ветру. Она была счастлива и даже не заметила, как у священника трясутся руки, и как он путается в словах молитвы. А к вечеру начались маневры, княжна с восторгом смотрела на это чудесное зрелище и вдруг услышала:
- Сударыня, по именному повелению ее Императорского величества Вы арестованы!
Княжна в ужасе огляделась по сторонам, её мужа графа Орлова рядом не было.
Весть о том, что княжна арестована мигом облетела весь Ливорне. Город кипел от возмущения. К эскадре никого не подпускали. А саму пленницу волновал только один вопрос – что с графом Орловым. Ей сказали, что он тоже арестован, и контр-адмирал Грейг согласился тайно передать Орлову письмо от княжны.
«Я готова на всё, что не ожидает меня, но сохраню чувства мои к вам, несмотря даже на то, что отняли вы у меня навсегда свободу и счастье, или ещё имеете возможность и желание освободить меня из этого ужасного положения».
«Я нахожусь в таком же печальном состоянии, как и вы. Но преданность моих офицеров подаёт мне надежды на освобождение. Как только я получу свободу, я буду искать Вас по всему свету и отыщу, чтобы служить Вам».
Княжна не сомневалась в верности Орлова, она даже повеселела в своём заключении. 24 мая 1775 года корабль «Три Иерарха» прибыл в Кронштадт, а ночью княжну перевезли в Петропавловскую крепость. Утром начались допросы. Смущенный маршал Голицын доложил Екатерине, что пленница больна чахоткой и беременна.
Любовь – это бесценный дар, граф Орлов предал свою любовь ради монаршего расположения. Раскаяние пришло слишком поздно.
Камеры в Петропавловской крепости не отапливались, больную чахоткой беременную княжну лишили тёплой одежды и кормили похлёбкой, которая весьма дурно пахла. Жизнь бедной девушки изменилась в одночасье. Бумаги, подтверждающие её царственное происхождение, оказались фальшивыми. Офицеры добивались от самозванки признания, кто же она есть на самом деле. Но княжна продолжала называть себя Елизаветой II, говорила, что настанет день и её муж, отец её ребёнка граф Орлов придёт и освободит её.
И вот этот день настал. Но Орлов пришел не освободить княжну, а отнять у неё последнюю надежду. Он ей всё рассказал. Рассказал, что свадьба – это был хорошо сыгранный спектакль. Роль священника исполнял корабельный кок Ванька Строев, которого отмаливала потом вся команда, и что он лично отдал команду об аресте княжны. Также он передал ей волю Екатерины, что если она расскажет добровольно о своём происхождении, то она будет отпущена на все четыре стороны. Граф умолял её не упорствовать, ведь в противном случае её ждёт смерть. Но до конца своих дней она на всех протоколах расписывалась - Елизавета.
Кем была княжна Тараканова до сих пор остаётся загадкой.
4 декабря 1775 года узница Петропавловской крепости, именовавшая себя Елизаветой II, скончалась. Но говорят, что перед смертью она успела родить ребёнка, судьба которого неизвестна.
Арест княжны Таракановой – это последняя служба, которую герой Чесменской битвы, Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский служил Екатерине. В декабре 1775 года он подал в отставку и по собственной просьбе был лишён государственной должности.
Остаток своей жизни граф Орлов провёл в своем дворце в Нескучном. Он вывел известную породу орловских рысаков, которая сейчас числится в списках культурного наследия ЮНЕСКО.
В 1807 году Орлов умирает, сражённый страшной болезнью. 70-летний граф от боли кричал так страшно, что кареты объезжали по соседним улицам. А у дома играл оркестр каждый день, дабы заглушать крики умирающего.
Рубрики: | Русские судьбы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |