Точная дата ее рождения неизвестна. По документам и рассказам известно, что 4 октября 1850 - года мальчишка-подмастерье нижегородского парикмахера Антипа Стрепетова обнаружил на крыльце хозяйского дома какой-то кулек: там оказалась крошечная девочка. Подкидыша приняли в семью, окрестили Пелагеей и воспитывали как родную. Настоящими родителями девочки, по свидетельству проницательных современников, были водевильная актриса Глазунова и гвардейский офицер Балакирев.
Все члены семьи Стрепетовых служили в театре. Маленькая Пелагея воспитывалась на страшных сказках и на спектаклях нижегородского театра. С семи лет детские роли иногда получала и маленькая Пелагея.
Девочка не имела никаких внешних актерских данных - она была сутула, у нее был с детства искривлен позвоночник, так что иногда ее принимали за горбатенькую, хороши были только лучистые глаза и чистый грудной голос. Приемные родители были категорически против ее поступления на сцену, не видя в ней никаких перспектив...
Полина - для сцены она взяла себе это имя - Стрепетова отправилась в 15 лет Рыбинск в местный театр. Ее взяли на амплуа "все, что понадобится" с жалованьем всего 18 рублей в месяц. Кто бы мог предположить, что некрасивая, "без данных и гардероба" молоденькая актриса через несколько лет будет получать в десятки раз больше, и не в месяц, а за один спектакль! Опыт работы в провинциальном театре закалил Полину Стрепетову.
Подлинный успех пришел к Стрепетовой в сезон 1869-1870 в Самаре, где она исполняла роли, составившие впоследствии основу ее репертуара - Василису Мелентьеву в одноименной пьесе Островского, В Самаре она получала уже 75 рублей за спектакль
В 1873 году Стрепетова в первый раз приезжает на гастроли в Москву. Выступает на частной сцене Общедоступного театра и имеет бешеный успех. Дело доходит до того, что зрители из Петербурга специально приезжают в Москву, чтобы посмотреть на "чудо Стрепетовой". Артистка появилась в Петербурге в 1876 году и сразу - ошеломляющий успех. 16 октября она выступила в "Собрании художников" на Мойке (бывший дом Кононова) в спектакле "Горькая судьбина". Переполненный зал рыдал, жизнь несчастной Лизаветы, страстно показанная актрисой, вызвала сильнейшую волну сострадания. Еще не все зрители разошлись после первого спектакля, а у кассы уже выстроилась очередь за билетами на следующее число. Такого в избалованной столице не бывало.
/s017.radikal.ru/i441/1205/15/32fc6e1b9529.jpg" >
Она выходит замуж за выпускника школы Малого театра Модеста Писарева, блестящего провинциального артиста и, что не менее важно, образованного и интеллигентного человека. Он имел благотворное воздействие на неукротимый нрав жены, много сделал для упорядочивания ее вкуса и репертуара. Он был ее партнером и, как бы сейчас сказали, продюсером: ввел ее в круг своих друзей, выдающихся деятелей русской культуры, познакомил с драматургом Островским, литератором Писемским, художниками Репиным и Ярошенко, которые впоследствии оба писали ее портреты. От брака с Писаревым у Стрепетовой родился сын, которого назвали Виссарионом в честь Белинского.
Островский помог ей уверовать в себя, защищал от несправедливых гонений дирекции, писал для неё роли. В её таланте было как раз то, что он более всего ценил, – умение передать простые, сильные чувства. Играя в Петербурге «Без вины виноватые», она подчиняла себе зрительную залу.
В 1881 году Стрепетова - поступает в императорский Александрийский театр. Ей назначают громадное по тем временам жалованье, ее замечательно принимает публика. Но критика встречает довольно прохладно. Дело в том, что в Александринке уже была своя премьерша - Мария Савина. Началась отчаянная борьба, Савиной и не пришлось особенно интриговать против Стрепетовой, та все испортила себе сама. Она всегда говорила то, что думает, и очень скоро нажила себе в Петербурге множество врагов. Она могла влиятельному антрепренеру в лицо сказать, что он подлец, была раздражительна, беспощадна и часто несправедлива к партнерам. Труппа Александринки ее не приняла.
На очень короткое время актрис сблизило несчастье, охватившее почти всю страну – в 1891 году в Поволжье вспыхнул жестокой голод. И Степетова, которую коллеги не раз обоснованно обвиняли в скаредности, без всякого шума и громогласных заявлений отправила с сыном на Волгу все свои драгоценности – включая врученные когда-то вазы и серебряные венки… В следующем году в Саратове Полина Антиповна встретилась с театральной труппой, оказавшейся в безвыходном положении из-за полного отсутствия сборов. Заранее отказавшись от возвращения долга, она отдала коллегам все бывшие при ней деньги…
Разладилась личная жизнь - Стрепетова разошлась с Писаревым, он остался ее другом, но жить с ней уже не мог. У нее были трудные отношения с сыном, которого она страстно любила и чрезмерно опекала. Несмотря на блестяще сыгранные ею новые роли, в 1890-м, ее контракт с Александрийским театром не продляют. Это страшный удар для актрисы. Она уезжает в Москву, потом - в провинцию.
В 1891 году она выходит замуж за 28-летнего Александра Погодина - внука известного историка. Это вызвало скандал в Петербурге. Погодин был моложе на 13 лет, он безумно любил ее, и она его боготворила. Он умолял ее бросить сцену, которая в последнее время приносила ей одни несчастья, она не могла решиться на это. По просьбе мужа она строит дом в Ялте. За время работы на сцене она накопила немалые деньги, и 45 000 рублей тратит на эту затею. Но несмотря ни на что она не может бросить театр, не может жить без ролей, без зрителей. Измучившийся муж, страшно ревновавший ее и к театру, и к поклонникам, практически на ее глазах стреляет в себя из пистолета.
Смерть Погодина окончательно надорвала Стрепетову. Она возвращается в Александринку на роли "характерных старух" с унизительным гонораром, еще играет, но тяжело заболевает - рак желудка - и 4 октября 1903 года умирает в больнице общины сестер милосердия Белого Креста. Пелагея Антипьевна не знала точного дня своего рождения и сама определила дату - 4 (17) октября 1850 года. По странному совпадению, после страшных жизненных потрясений, она умерла именно в этот день спустя 53 года, в 1903 году, в Петербурге. Вскоре после этого пришло известие о новом несчастье. Виссарион Писарев покончил с собой. В день похорон актрисы на Никольском кладбище проститься с ней пришли сотни прежних поклонников, снова вспомнивших о своем некогда чтимом божестве. В 1936 году прах актрисы был перенесен в Некрополь мастеров Искусств (Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры), а в 1939 году установлено скромное надгробие.
ИСТОЧНИК
| Лёля |
|
|
|
|
|
|
|