Техники украшения изделий из кожи |
Наиболее распространенным приемом художественного оформления изделий из кожи являются декоративные строчки, которые выполняются толстыми нитками вручную и на машинах с самым разнообразным рисунком и техникой настрачивания, заданных художником. Это могут быть многорядные строчки, зигзагообразные, скрещивающиеся и т.д. Кроме того, с помощью строчек на детали изделий могут быть нанесены растительные и геометрические орнаменты. Существуют ручной и машинный способы декорирования деталей с помощью жгута. При ручном способе жгут накладывается с изнаночной стороны материала и закрепляется с помощью наклеенной тесьмы. После формования жгута отводкой на лицевой поверхности кожи получается выступающий рельеф, который обстрачивается крупной декоративной строчкой. При машинном способе настрачивания жгута с изнаночной стороны детали образуется зигзагообразная строчка, которая обеспечивает хорошее держание жгута и сохранение формоустойчивости материала. Чаще всего обстроченный жгут прокладывается по контуру соединяемых деталей, а также на деталях большой площади, в виде линий наклонных, поперечных, продольных или образующих стилизованный рисунок.
Это одно из самых выразительных средств декоративного оформления. Стандартные формы пробойников стабильно используются в классических конструкциях мужской и женской обуви, а также нарядных кожгалантерейных изделиях. В молодежном ассортименте обуви повседневного назначения нашли применение новые рисунки, изображающие фирменный знак, эмблему, шрифт и т.д.
Проектирование и изготовление моделей с использованием оплетки требует большой ручной работы, поэтому, такие модели выпускаются небольшими сериями и отличаются высокой стоимостью. Современные изделия с оплеткой решаются в фольклорном стиле, отражая особенности формообразования народного костюма. Очень важно продумать цветовое сочетание оплетки и основного материала. Различают простые оплетки одинарным и двойным стежками, перекрестные и узловые оплетки (рисунок 11.1).
Ремешок для оплетки вырезают из мягкой, но прочной кожи по краю имеющегося куска или по спирали. Для того чтобы лента была менее ломкой, ее протирают воском. Нажимая слегка одним острием измерительного циркуля на кожу (второе острие скользит по краю детали), проводят параллельную линию на нужном расстоянии от края. Обычно центр перфорационных отверстий размечают на расстоянии 5 мм от края. Первое отверстие пробивают в углу детали, остальные -на одинаковом расстоянии одно от другого. После перфорации углы предмета немного закругляют. Для простой оплетки одинарным стежком (рисунок 11.1 а) длина ремешка должна быть в три раза больше оплетаемого края, ширина ремешка- 2,5- 4мм. Оплетку выполняют слева направо, пропускают ремешок через каждое отверстие, оборачивая край детали, и натягивают. Через отверстие угла ремешок пропускают дважды.
Один из видов оплетки, так называемая венецианская (рисунок 11.1 б), закрывает полностью без промежутков край детали. Для этого используют ремешок шириной 5-8мм, а перфорацию делают круглым пробойником. Размер отверстий в 2-3 раза меньше ширины ленты. Благодаря этому оплетка уложится в красивые мягкие складки.
Для простой оплетки двойным стежком (рисунок 11.1 в) ремешок должен быть в шесть раз длиннее оплетаемого края. От простой оплетки одинарным стежком этот вид оплетки отличается только тем, что ремешок пропускают через каждое отверстие два раза.
Перекрестная оплетка (рисунок 11.1 г). Ремешок пропускают через каждое второе отверстие и, дойдя до конца ряда, возвращаются назад, пропуская ремешок через свободные отверстия.
Узловая оплетка -это самый сложный вид оплеток (рисунок 11.1д). Ремешок должен быть в 5-6 раз длиннее оплетаемого края, ширина ремешка 2,5-3,5 мм. Техника выполнения узловой оплетки напоминает ручной обметочный шов.
Концы ремешков приклеивают между двумя слоями кожи. Все виды оплеток заканчивают легкими ударами деревянного молотка по оплетенному краю, затем рекомендуется положить изделие на несколько часов под тяжесть.
Любую работу украсит декоративное плетение внутри изделия (рисунок 11.2). Для шахматной плетенки приготовьте три ремешка разного цвета, сделайте прорези ножом, пропустите в них ремешки в шахматном порядке (рисунок 11.2 а). Концы плетенки приклеиваются к изнаночной стороне.
Остро заточенной отверткой шириной 5мм сделайте горизонтальные прорези и проденьте в них кожаный ремешок. На основе этой заготовки выполняется плетенка, изображенная на рисунке 11.2 б.
Для узора "елочка" (рисунок 11.2 в) сделайте три ряда горизонтальных прорезей. Концы ремешка каждый раз вводите с лица в середину и выводите в крайние прорези, не перекрещивая между собой.
На рисунке 11.2 г показана схема выполнения скрещивающейся плетенки. Ремешки для плетенок рекомендуется увлажнять, а готовые плетенки сушить под прессом. Для ремешков выбирают мягкую эластичную кожу без лохматой бахтармы, или загибают края ремешков.
Техника выжигания заключается в украшении кожи при помощи соответствующего аппарата для выжигания. Лучший материал-юфть и жесткая кожа. На кожу при помощи рабочего чертежа наносят эскиз. Сначала иглой аппарата для выжигания оформляют основные линии, затем детали. Желаемой фактуры поверхности можно добиться также при помощи линий, точек и т.п. При выжигании нужно каждый раз проверять температуру на отдельном кусочке кожи (температура зависит от содержания жира в коже). Поскольку кожа быстро пригорает, нельзя при работе пользоваться сильно раскаленными иглами и сильно давить на кожу. Работать нужно быстро и плавно. Игла не должна останавливаться на коже. Работа требует твердой руки. В заключение кожу окрашивают синтетическими красителями, темперой, морилкой, фломастерами и т.д. Нельзя смачивать краской линии выжигания. Изделия из белой дубленой кожи лаком не покрывают.
Толстая и жесткая кожа легко поддается термообработке. Простейший вариант- "жареные пуговицы". Вырежьте крупными пробойниками несколько кружков различного диаметра, расположите их на нагретой сковородке или закрытой электроплитке. Когда сковородка раскалится, уменьшите газ. Постепенно кружок равномерно выгнется вверх и примет полусферическую форму. Если края "пуговиц" обуглились, сточите их стамеской или наждачной бумагой. Лакированная кожа выгибается быстрее обычной, но ее края часто желтеют. Выпуклые детали можно заполнить наполнителем, залить клеем "Момент" и приклеить на любую поверхность (рисунок 11.3).
Мягкая кожа очень пластична и легко драпируется в складки. Плавная драпировка украсит любое изделие. Задрапировать кожу нетрудно с помощью пинцета и шила. Лучший клей для драпировки -"Момент". Можно собрать сложный декор из нескольких деталей. Сначала необходимо спустить края, затем выполнить драпировку по рисунку. Если вы импровизируете на готовой основе, то постепенно подгибайте края, не намазывая клеем всю поверхность, иначе кожа обязательно испачкается. Чтобы сделать листочки, вырежьте заготовку, промажьте ее клеем с бахтармяной стороны, подсушите и придайте пинцетом форму. Сначала защипните центральную линию, от нее обозначьте прожилки. Розочку можно сделать из тонкой полоски. Сначала выполните середину цветка. Плотно склейте полоску в несколько оборотов. Затем выполняйте расходящиеся лепестки. Прикрепите нижние участки полоски так, чтобы образовались мягкие волны. Слегка задрапировывайте и изгибайте кожу, одновременно приклеивая ее вокруг венчика как на рисунке 11.4 а.
Техника батик основывается на покрытии неокрашиваемых поверхностей горячим воском. Чтобы воск прочнее прикреплялся к коже, его смешивают с керосином в соотношении 2:1. Батик применяют при украшении изделий из кожи растительного дубления. Рисунок переводят на кожу, затем контурные линии или целые поверхности, которые хотят оставить светлыми, покрывают жидким нагретым воском. При покрытии больших поверхностей пользуются кистями соответствующего размера. Линии и тонкие узоры покрывают воском при помощи специального аппарата батик. Когда все намеченные поверхности и линии покрыты воском, надо дать ему полностью застыть. Затем всю поверхность кожи покрывают при помощи ваты раствором синтетического красителя. Если предусмотрено использование не одного, а нескольких цветов, постепенно снова покрывают эти линии и поверхности так, Чтобы свободной оставалась поверхность, покрываемая новым цветом. Например, если требуется получить комбинацию натурального цвета кожи, красного и черного, то, прежде всего, покрывают воском те поверхности, которые останутся в натуральном цвете. После застывания воска покрывают всю поверхность в красный цвет. А теперь на красной поверхности покрывают воском те линии и поверхности, которые должны остаться красными. Когда воск опять затвердеет, всю поверхность кожи покрывают черным красителем, который будет впитываться только в непокрытые воском участки. Каждый раз, перед тем как покрывать поверхность воском, надо дать краске совершенно высохнуть. Когда поверхность, окрашенная последней, высохла, остатки воска осторожно удаляют ватой, смоченной в бензине. В завершение готовое изделие натирают до блеска фланелью и покрывают лаком.
Вырезанный из одной или нескольких разноцветных кож узор наклеивают на основную кожу в соответствии с эскизом и укрепляют на ней при помощи плетения кожаной полоской или вышивкой разноцветными нитками. На изделия с мелким узором детали орнамента пришивают на швейной машине.
Тиснение-это нанесение углубленного или рельефного изображения на лицевую поверхность деталей под давлением тиснильного инструмента. В качестве материала для наполнения рельефа можно использовать белый мягкий гигроскопичный картон, вату, лигнин, массу из клейстера с крошками кожи. Когда рисунок целиком переведен на бахтармяную сторону кожи, берут материал для наполнения, вырезанный ножницами соответственно эскизу, и наклеивают его клейстером на бахтармяную сторону кожи. При этом нужно учитывать высоту рельефа в разных местах, т.е. брать картон в один, два или три слоя. Материал наполнения на 1 мм не должен доходить до контурных линий рельефа. Это компенсируется толщиной кожи. Затем кистью наносят клейстер на изнаночную сторону кожи с приклеенными наполнителями, дают клейстеру впитаться, наносят клейстер еще 1-2 раза и после этого наклеивают кожу на основу (картон). Чтобы из-под кожи выделились наполненные массой для моделирования рельефные части, и кожа полностью прикрепилась к основе, нужно сразу, пока кожа еще мягкая и пропитана клейстером, придавить гладилкой наиболее выпуклые поверхности. Затем можно выполнить насечку края рельефа (или фона) штампом для фона, а также последующее моделирование контурной линии гладилкой. Чтобы изделие, высыхая, не погнулось, на него сверху кладут небольшую тяжесть. Когда кожа совсем высохнет, можно приступить к окраске изделия синтетическими красителями, добиваясь контрастных сочетаний или мягких переходов, а можно оставить изделие неокрашенным (рисунок 11.5).
Этот процесс основан на инкрустации. Для интарсии кожу утоняют при помощи соответствующей машины или ножом до толщины писчей бумаги, наклеивают клейстером на бумагу и сушат под легким прессом. Затем на бахтармяную сторону кожи (со стороны бумаги) наносят точный чертеж деталей, которые намечено вложить в кожу другого цвета. Перевернув кожу лицевой стороной вниз, делают чисто и точно вырез. Вырезанные детали пропитывают клейстером. На основной коже другого цвета по тому же рисунку, нанесенному на лицевую поверхность, делают разрез до 1/2 ее толщины. Затем обдирают поверхность орнамента. Предварительно увлажнив поверхность кожи, лезвие ножа вставляют диагонально в один из углов, всовывают нож под верхний слой кожи и осторожно отрывают его. При обдирке нужно следить, чтобы кожа не растянулась. В углубленные места кладут подготовленные части кожи другого цвета, пропитанные клейстером, прижимают их косточкой и, несильно придавливая прессом, ставят сушиться.
В настоящее время техника интарсии упростилась. Рисунок симметрично переносят на два куска кожи разного цвета. Оба рисунка должны идеально совпадать. Острым ножом вырезают узор на обеих заготовках, меняют их местами и наклеивают кожу на картон (рисунок 11.6).
Для резьбы используют жесткую подошвенную кожу чепрак. На коже можно выполнять плосковыемчатую геометрическую резьбу и прорезную ажурную. Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия, а рисунок образуют различной формы углубления-выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой поверхности, а верхние точки находятся на ее уровне. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной. Геометрическая резьба выполняется в виде двух-, трех- и четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур-треугольников, квадратов, окружностей. Элементы геометрической резьбы показаны на рисунке 11.7. Комбинации из этих элементов создают разнообразные узоры: ромбы, витейки, змейки, цепочки, сияния (рисунок 11.8). Красота резного декора определяется не только его рисунком и композицией, но и качеством выполнения резьбы, ее чистотой и точностью. Поэтому инструменты, применяемые для резьбы, а именно: ножи-косяки (рисунок 11.10) и стамески различных профилей, должны быть тщательно отточены до остроты бритвы.
Сначала выполняют точную, аккуратную разметку рисунка карандашом, затем накалывают рисунок менее скошенным ножом-косяком. Держа косячок вертикально, надрезают стороны треугольников от вершины к основанию. Глубина реза у вершины должна быть максимальной, а у основания-сведена на нет. Надрезы нужно делать строго вертикально и на одинаковую глубину. Рез не должен пересекать горизонтальную черту. Сделав надрезы, берут более скошенный нож, наклоняют к себе и вдоль нижней линии (основание треугольника) носком резака, постепенно углубляя его, срезают стружку-подрезают треугольник. При этом ручку косячка держат в правой руке, а резец направляют с помощью пальцев левой руки. Образуется плоский треугольник, заглубленный у вершины на 1,5-2 мм, основание которого находится на поверхности заготовки. Контуры резного узора можно обработать выжигателем. Контраст между темной углубленной и светлой выпуклой поверхностями можно подчеркнуть с помощью морилки. Идеальную завершенность изделию придадут вощение и полировка.
Золочение заключается в прикреплении к коже при помощи соответствующего грунта вручную-раскаленными штампами или роликом (ручное золочение) или при помощи позолотного пресса- цинкографическим штриховым клише тонкого листового золота или композиционного золота (бронзовой фольги). Особенно успешно можно применять бронзовую фольгу для украшения кожи хромового дубления темного цвета. Чтобы прикрепить золото к коже соответствующие части ее покрывают связующим веществом (яичный белок-1,5; уксус 30%, смешанный с незначительным количеством глицерина-1,0; мед на кончике ножа). Температура штампа или ролика при ручном золочении зависит от мягкости кожи и содержания жира в ней. Нагревают их на плитке или над газовым пламенем. Можно выполнять золочение аппаратом для выжигания.
Гравировку можно выполнять только на качественной телячьей коже растительного дубления. С помощью гравировки можно создавать монохромные композиции, подчеркивая контраст светотени, а также композиции с ярким колористическим решением. В двух последних случаях врезанная линия должна отделять один тон от другого. При украшении изделий можно технику гравировки сочетать с другими способами декорирования кожи-печатью, золочением, техникой батик, живописью на коже и т.д.
Для выполнения плоской гравировки требуются следующие инструменты: гравировальный нож, дорожник, гладилка, косточка, линейка, треугольник и ножницы. С цветного эскиза карандашом или тушью копируют на кальку все контурные линии узора, получая рабочий чертеж, затем с помощью рабочего чертежа эскиз наносят на кожу. Острым дорожным ножом начинают врезать линии (рисунок 11.11). Линию можно врезать только один раз, поэтому это нужно делать решительно и точно. Нож держат под прямым углом к поверхности кожи, а не наклонно. Разрез делают на глубину, равную 1/3 толщины кожи. Врезанные линии не должны пересекаться, в точках пересечения одна из них должна остаться на 0,5 мм прерванной (рисунок 11.11 б).
Когда линии всего орнамента проведены, поверхность кожи смачивают в тех местах, где врезанные линии будут тотчас отделывать. Не следует смачивать сразу все врезанные линии орнамента, ибо моделирование каждой линии потребует определенного времени, а при многократном смачивании кожа будет деревенеть и темнеть. Кожа должна быть в должной степени сырой, а не мокрой (кожа не должна быть от влаги темной). На влажной коже начинают разводить линии дорожником, продавливая края врезанной линии внутрь. В результате получается углубленная полоска одинаковой ширины. Линию моделируют до тех пор, пока она не перестанет затягиваться от влаги. После окончательной отделки контурных линий, которые предназначены для отделения одного цвета от другого, можно приступить к окрашиванию изделия. Для окрашивания применяют растворимые в воде синтетические красители. Следует избегать впитывания краски во врезанные линии. Небольшие поверхности красят акварельной кистью, более крупные-ватой или мягкой щеткой, сильно втирая раствор краски, чтобы она хорошо впиталась, дойдя до нижнего слоя кожи. Когда кожа согласно эскизу раскрашена и полностью высушена, врезанные линии заполняют густым раствором акварельных или темперных красок с помощью рейсфедера.
Ручной печатью называется украшение художественных изделий при помощи отдельных орнаментальных или состоящих из букв комплектов медных гравировальных штампов, роликов или филетов, которые надавливают в раскаленном состоянии на кожу растительного дубления, где они оставляют темный отпечаток. Подобный прием (без применения золота, серебра или краски) называют слепой печатью. Штамп с деревянной ручкой нагревают над газовым пламенем до тех пор, пока он будет шипеть (Т=68 о С), если капнуть на него воды. Важно, чтобы накаленный штамп, надавленный на кожу, оставлял однородный темный блестящий след.
Штампы для холодной штамповки делают из нержавеющей стали. На увлажненную кожу помещают штамп в соответствии с эскизом перпендикулярно поверхности. Затем молотком набивают на кожу след штампа. Кожу предварительно следует положить на картонную основу, чтобы она могла растягиваться, тогда след от штампа будет глубже. Штамповку холодными штампами рекомендуется применять при работе над изделиями с твердой основой. Технику слепой печати можно выполнять с помощью позолотного пресса или пресса для горячего тиснения и цинкографических клише.
Для мраморирования больше всего подходят тонкие кожи из шкур овец или опоек растительного дубления. В настоящее время для мраморирования применяют синтетические красители, которые отжатым тампоном из ткани или ваты натирают на поверхности (высокие места складок) скомканной в сыром виде и затем высушенной кожи, одновременно постепенно распрямляя ее. Затем кожу с бахтармяной стороны снова смачивают, полностью распрямляют и после сушки разглаживают пластиной под прессом. Следует помнить, что никогда нельзя прессовать горячей пластиной влажную кожу, потому что она сразу потемнеет.
Кожу можно мраморировать также путем опрыскивания. В этом случае кожу, скомканную в сыром виде, высушивают. Затем ее чуть распрямляют и под косым углом слегка опрыскивают с одной стороны, т.е. не меняя расположения складок кожи и опрыскивателя, синтетическим красителем. Смочив затем кожу с изнаночной стороны и полностью распрямив, кладут ее для просушки, высохшую кожу разглаживают горячей пластиной под прессом.
Вышивка является одним из наиболее старых приемов декорирования изделий из кожи. Кроме современных вышивальных автоматов для вышивки можно использовать любую центрально шпульную бытовую швейную машину. Чтобы настроить машину для вышивания, надо снять лапку и зубцы (или отключить транспортер) и установить определенное натяжение нитки в челноке. Для ровного хода машины без зубцов рекомендуется винт, регулирующий стежки, установить в нулевое положение. Необходимо отрегулировать натяжение верхней и нижней нитей так, чтобы натяжение нижней нити было несколько сильнее верхней, а переплетение двух нитей было с изнаночной стороны изделия. Следует подобрать специальную иглу для кожи в соответствии с толщиной материала и номером ниток. В отличие от ткани кожу не нужно затягивать в пяльцы, однако необходимо укрепить межподкладкой.
Гладьевый валик является основным элементом вышивки. Овладев техникой исполнения гладьевого валика, можно будет с успехом выполнять любые сложные рисунки. Чтобы выполнить валик, по нарисованным линиям делают строчку. Нитку №10 или кроше прокладывают по строчке и прикрепляют переметочным швом (зигзаг), затем проложенная нитка покрывается прямыми гладьевыми стежками, плотно уложенными рядками перпендикулярно прокладке. Получается шов, получивший название узкий валик (рисунок 11.12 а). Для выполнения широкого валика между двух линий, проведенных параллельно друг другу на расстоянии 3-4 мм, делается строчкой настилка. Затем настилка покрывается перпендикулярными или косыми гладьевыми стежками так, чтобы игла вкалывалась за строчками то по одну, то по другую сторону (рисунок 11.12 б).
Насыпь -один из видов отделки вышивки. Делается она так: на большой скорости машины материал вращается медленно руками вправо или влево по кругу с образованием строчки в виде спиралевидных колечек, заполняя места рисунка, предназначенные для насыпи (рисунок 11.12 в).
Особенностью ажурной вышивки ("ришелье") является то, что основные линии узора обшиваются гладьевым валиком, а материал между ними вырезается. При этом на местах вырезанного материала могут прокладываться бриды, сеточки, либо остаются незаполненными просветы, если позволяет рисунок. Чтобы обогатить рисунок этой вышивки, некоторые детали узора можно украшать выпуклой гладью, штриховой строчкой. С ажурной вышивкой хорошо сочетается белая гладь. Основной прием этого вида вышивки-наложение стежков тесными рядами по форме узора, что создает гладкую поверхность рисунка. Теневая гладь-это вышивка по свободному контуру гладьевыми настилами с параллельными и непараллельными стежками. Она может быть одноцветной и многоцветной.
источник:http://www.tk.sssu.ru
Серия сообщений "изделия из кожи":Кожа – один из древнейших материалов, используемых человеком. Но и в настоящее время она не потеряла своей актуальности - из нее изготавливают предметы интерьера и мебель, шьют верхнюю одежду и платья, головные уборы и обувь, сумки и перчатки, украшения и т.д. Кожи, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, чаще всего вырабатываются из шкур крупного рогатого скота, лошадей, свиней, коз, овец, и в зависимости от происхождения и способа выделки имеют различные названия: склизок, опоек, выросток, козлина, сафьян, шагрень, лайка, шеврет, замша, велюр, нубук, спилок. Теплая и мягкая, пластичная и податливая, - кожа давно завоевала место в сердцах многих рукодельниц. Благодаря своей структуре, гладкой с одной стороны и шершавой с другой, - этот материал открывает широкие возможности для творчества.Часть 1 - картина из кожи
Часть 2 - F.A.Q по работе с кожей для начинающих
...
Часть 19 - Работа с кожей - 4: Использование бэкграундера
Часть 20 - Работа с кожей - 5: Декоративная гравировка
Часть 21 - Техники украшения изделий из кожи
Часть 22 - Видео урок: Основы тиснения по коже.
Часть 23 - Инструменты для кожи: Эджер
Часть 24 - Инструмент для кожи:Сликер
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |