Люди начали собирать мед тысячи лет назад. На Руси людей, добывающих дикий мед из дупла дерева, называли бортниками. А пасеки и пасечники появились после изобретения в 1814 году Петром Прокоповичем улья.
И вот уже с середины ХIХ века в пейзажах русских художников появляются изображения пасеки.
Как на картине «Сельский вид» нашего любимого мастера Алексея Константиновича Саврасова (1830-1897). Произведение наполнено солнцем и радостью от пробуждения природы. Мы хорошо можем разглядеть пчелиные ульи в саду и пасечника, присевшего перед одним из них.
Все работы Алексея Саврасова сами по себе наполнены внутренней поэзией, за что так их любили и ценили его ученики, современники, да и мы с вами.
Но красивые стихи никогда не помешают.
Осип Мандельштам
Возьми на радость из моих ладоней…
Возьми на радость из моих ладоней
Немного солнца и немного меда,
Как нам велели пчелы Персефоны.
Не отвязать неприкрепленной лодки,
Не услыхать в меха обутой тени,
Не превозмочь в дремучей жизни страха.
Нам остаются только поцелуи,
Мохнатые, как маленькие пчелы,
Что умирают, вылетев из улья.
Они шуршат в прозрачных дебрях ночи,
Их родина – дремучий лес Тайгета,
Их пища – время, медуница, мята.
Возьми ж на радость дикий мой подарок –
Невзрачное сухое ожерелье
Из мертвых пчел, мед превративших в солнце.
1920
На картине прекрасного портретиста Ивана Николаевича Крамского (1837-1887) «Пасечник» на первый план выходит тот, кто занимается разведением пчел и собиранием меда. Мастер психологического портрета, Крамской показал и одиночество старика, ведь пасеки располагались вдали от деревень, и его усталость от трудов и его спокойную радость. Возможно, от того, что по-прежнему, как и в его молодости светит солнце и цветет луг.
А наша современница Алевтина Маркова хорошо описала впечатление от картины в своем стихотворении.
Алевтина Маркова
В уютном местечке пчелиного рая
В уютном местечке пчелиного рая,
Где залиты солнцем духмяные травы,
Присел, от насущных трудов отдыхая,
Заботливый пасечник… дедушка Савва.
Далёк от суетности, полон терпенья,
Следит за делами своих подопечных,
С природой в гармонии, в уединенье…
Жизнь – ближе к закату, и сгорблены плечи…
Одежда крестьянская, ноженьки босы,
И крест православный на длинной верёвке…
Старик отдохнёт и займётся покосом,
Пусть даже без той, молодецкой сноровки…
В привычных заботах натружены руки…
А день набирает свои обороты:
Слышнее жужжанья пчелиного звуки,
Пергой да нектарами полнятся соты.
Открылись мохнатым гостям медоносы:
Лесная купальница пчёл привечает,
Серебряным бисером чистые росы
Блестят на лиловых цветках иван-чая,
Богаты пыльцой расторопши вазоны,
И липы цветов золотые тычинки…
Живёт пчеловод по особым законам,
Жизнь – мёд… вкусный, сладкий, но с терпкой горчинкой.
Меж миром людей и пчелиным чертогом
Тропинка лесная рисует границу.
Ни в сердце, ни в думах нет места тревогам…
И вечность, наверное, пахнет душицей…
Юный товарищ и ученик Крамского, Федор Александрович Васильев (1850-1873) прожил очень мало, всего 23 года. Но за 5-6 лет сделал очень много для развития пейзажного жанра и создал несколько совершенно потрясающих картин.
И пчелиные ульи успели попасть в его акварельную работу «Пасека». Год создания неизвестен. Возможно, она была нарисована во время путешествия с Крамским по Волге в 1971 году или чуть раньше, когда молодой художник выезжал на природу с Шишкиным. В таких поездках он делал много графических работ и этюдов, некоторые из которых затем становились живописными картинами.
Мне кажется, такого же медового цвета, как и акварель Васильева, стихотворение Саши Черного.
Саша Черный
Про пчел (отрывок)
Сладок мед, ужасно сладок!
Ложку всю оближешь вмиг…
Слаще дыни и помадок,
Слаще фиников и фиг!
Есть в саду пчелиный домик-
Ульем все его зовут.
– Кто живет в нем? Сладкий гномик?
– Пчелы, милый, в нем живут.
Там узорчатые соты,
В клетках – мед, пчелиный труд…
Тесно, жарко… Тьма работы:
Липнут лапки, крылья жмут……
…
1920
Если продолжать рассматривать произведения в хронологическом порядке, то следующей у нас будет картина Николая Алексеевича Богатова (1854-1935) «Пасечник». Вслед за Крамским он показывает нам старика, присевшего отдохнуть после работы на пасеке. Только теперь у него в руках вместо косы книга. Создается ощущение полной гармонии человека и природы.
А творчество Виктора Фёдоровича Бокова, поэта и собирателя фольклора, добавит нам поэтических красок.
Виктор Боков
Пчелы
Ой, страда! Пахнет медом и ядом,
Кружит голову зной и дурман
Даже совестно как-то, что рядом
Ты стоишь, пряча руки в карман!
Из распахнутых липовых просек,
Где сохатый с оглядкой прошел,
Как солому с комбайна выносит
Легкокрылое воинство пчел.
Не беда, что лететь им далече
До села, до родного плетня!
Разгулялось пчелиное вече,
Стонет радостный колокол дня!
до 1958
У Ивана Ивановича Шишкина ((1832-1898) есть несколько работ с изображением пасеки. И на одной из них, более ранней, мы тоже видим старика-пасечника. Правда и он, и небольшой домишко, в котором он живет, и сама пасека малы по сравнению с величественным лесом, их окружающим. Картина «Пасека в лесу» была написана художником в сложный для него период, после смерти жены, маленького сына и отца. Поэтому Шишкину так хорошо удалось передать тему одиночества.
И немного философской лирики Максимилиана Волошина.
Максимилиан Волошин
Дети солнечно-рыжего меда
Дети солнечно-рыжего меда
И коричнево-красной земли –
Мы сквозь смерть во плоти проросли,
И с огнем наша схожа природа.
Подымаясь к огню на высоты,
Припадая бессильно к земле,
Неустанно мы строим во мгле
Наших тел шестигранные соты.
В них огонь претворяем мы в мед.
И, поднявшись над солнечным краем,
Точно свечи из воска…
В улье неба века и века
Мы, как пчелы у чресл Афродиты,
Вьемся, солнечной пылью повиты,
Над огнем золотого цветка.
Несколько раз и Исаак Ильич Левитан (1860-1900) обращался к теме пчельников. Это и живописные картины, есть и акварельная работа, а также этюды для картины «Разлив на Суре». Один из них, «Пасека» хранится в Третьяковской галерее. На пейзаже Левитана нет людей, но он также наполнен светом, как и работа его учителя, Алексея Саврасова.
Андрей Николаевич Шильдер (1861-1919), как настоящий ученик Ивана Шишкина, на своей картине «Пчельник» изобразил лесную пасеку, и даже ульи-колоды у него словно стволы деревьев. Чувствуется, что уже наступил вечер и пасечник отдыхает, а вместе с ним отдыхают и пчелы.
Возможно таким вечером подслушал Демьян Бедный разговор пчелы и змеи.
Демьян Бедный
Пчела
В саду зеленом и густом
Пчела под розовым кустом
Заботливо и радостно жужжала.
А под кустом змея лежала.
«Ах, пчелка, почему, скажи, судьба твоя
Счастливее гораздо, чем моя? –
Сказала так пчеле змея. –
В одной чести с тобой мне быть бы надлежало.
Людей мое пугает жало,
Но почему ж тогда тебе такая честь
И ты среди людей летаешь так привольно?
И у тебя ведь жало есть,
Которым жалишь ты, и жалишь очень больно!»
«Скажу. Ты главного, я вижу, не учла, –
Змее ответила пчела, –
Что мы по-разному с тобою знамениты,
Что разное с тобой у нас житье-бытье,
Что ты пускаешь в ход оружие свое
Для нападения, я ж – только для защиты».
1933
Работа Якова Ивановича Бровара (1864-1941) «Пасека» уже относится к началу ХХ века, и на ней появляются более привычные нам ульи-домики. Пейзажу художник учился у Михаила Клодта, Архипа Куинжи и Ивана Шишкина, а сюжеты для своих работ находил в многочисленных поездках по стране.
Александр Владимирович Маковский (1869-1924), сын выдающегося художника Владимира Маковского, принадлежал к знаменитой династии живописцев. Его картина «На пасеке» с вроде бы уже знакомым нам сюжетом, но она настолько солнечная и жизнерадостная, что выделяется из всех предыдущих работ. Да и пасечник на ней – не простой крестьянин.
А Людмила Кузнецова написала стихотворение, посвященное двум замечательным праздникам августа.
Кузнецова Людмила
Между Медовым и Яблочным спасом…
Между Медовым и Яблочным спасом
август прольёт благодать.
Яблоки с золото-рыжим раскрасом
стану в подол собирать.
И понесу их, сутулясь до дома.
Сердце сожмётся в груди –
солнечный мальчик под вечер медовый
встретится мне на пути.
Яблоки рухнут на землю, а в небе
будет весь сад распростёрт...
Песня неспетая, ясная небыль,
незапылавший костёр!
Здравствуй, несуженый!
Здравствуй, неряженый!
Свет в окошке не мой.
Протуберанцами солнце наряжено
над твоей головой.
Переносимся в советское время. В работе Хохрякова Hиколая Hиколаевича (1857-1928) «На пасеке» ульи уже перебрались из леса поближе к дому и расположились в саду среди кустарников и деревьев. Вятский художник по рекомендации своего земляка Аполлинария Васнецова бесплатно учился у Ивана Шишкина, который советовал в отсутствии натуры копировать фотографии. В результате Хохряков научился мастерски переосмысливать фото, и вернувшись в Вятку создал много замечательных полотен.
И такая же веселая, как эта картина песенка медведя Андрея Усачева.
Андрей Усачёв
Песенка медведя
Так устроена природа:
Нет без пчел в природе меда,
Без цветочков нету пчел –
Это я давно учел!
Лета ждать уже недолго,
Прилетай скорее, пчелка,
Дай мне с каждого цветка
Килограмма два медка.
А на картине уссурийского художника Кима Петровича Коваля (1930-1994) наблюдаем не только современные ульи, но и то, как дети лакомятся дарами пчеловодства. Художник творил на Дальнем Востоке и много сделал для развития искусства Приморского Края. Вот и работа «Пасека» переносит нас не только на 70 лет назад, но и далеко на восток нашей родины.
И тут, как нельзя кстати, подходит детская лирика Марины Яковлевны Бородицкой.
Марина Бородицкая
Разговор с пчелой
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?!»
Пчела в ответ:
«А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:
Я берегла его на уж-жин!»
Ну и заглянем на пасеку ХХI века. Заслуженный художник России Олег Александрович Леонов (р 1959 г) сохраняет в своих работах традиции русской реалистической школы. Его картина «На пасеке» показывает нам пчельник у старого деревенского дома.