Первое упоминание о русском кружеве относится к XIII в.: летописец Ипатьевской летописи сообщает о событии, произошедшим в 1252 г., когда венгерский король встретился с князем Даниилом Галицким; и здесь летописец подробно описывает одежду князя, где упоминает, что он был одет в кожух, который был обшит золотыми плоскими кружевами. Первое кружево на Руси плелось тесьмой, лентой, которой обшивали, украшали одежду. Отсюда и стала происходить версия – почему нитяное плетёное украшение получило название «кружево»: в старину одежда и предметы бытового употребления украшались узорной вышивкой и плетением – «окружением», узор кружился. Отсюда возникло слово «кружево».
Судя по сохранившимся образцам кружев XV в., они плелись из золотых и серебряных нитей сцеплением ромбов на сетке; такие кружева были прямыми, лишь с маленькими зубчиками по краям. Кружев, относящихся к XVI в., не сохранилось, но, по имеющимся кратким сведениям, они использовались для украшения кожухов и были сажены жемчугом. При этом, если богатые женщины делали кружево из серебряных и золотых нитей и украшали его жемчугом, то крестьянки украшали жемчугом кружево, сделанное из простых нитей. С момента появления кружева оно стало очень популярным на Руси. В русском кружеве преобладают русские национальные орнаменты, фантастические, геометрические и растительные узоры.
И знаете, кружевные скатерти и салфетки любят во всем мире! Я ожидала увидеть их в натюрмортах русских и европейских живописцев. Но их пишут и турецкие художники! И в натюрмортах, созданных мужчинами, кружевные скатерти и салфетки встречаются не реже, чем в написанных женщинами! Вот такая универсальная красота получается. Вот такой универсальный праздник. Встречаются в живописи кружева, связанные крючком и сплетенные на коклюшках, тканое кружево и ришелье. Оно то относит в прошлое (благодаря предметам из прошлого), как это происходит в натюрморте Аллы Малявиной (16), где на кружевной пене возвышается граммофон. То становится атрибутом настоящего. Того, где пьют чай и читают книги (17). Или превращаются в элемент времени года (18).
Но особенно отмечу две работы. Первая создает новогоднее настроение. И еще – котиковское настроение. Татьяна Горшунова выбрала цветную бумагу, на которой всего двумя цветами изобразила кота, сидящего на кружевной салфетке рядом с вазой. И в результате получилась гармоничная, стилистически выверенная работа. А второй натюрморт создан Лидией Даценко. Он как раз и отражается то самое настроение, к которому стоит стремиться, – создавать для себя праздник из каждого обыкновенного сегодня (поставила эту работу в конце статьи).