-Рубрики

 -Цитатник

Хорошего настроения!!! - (8)

Если у кого-то возникает проблема с открытием, пробуйте обновить страничку ...

Печенье на сметане, много начинки и очень красиво. - (0)

Привет друзья. Сегодня хочу поделиться рецептом очень красивой выпечки, печеньем на сметане....

Любимые песни и исполнители . - (0)

    ...

Творожные рулетики . - (0)

  ...

Коллажи №911-913 - (0)

здесь еще мои работы,жмите на слово второй коллаж делал...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в дракоша52

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.12.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 293601


Святая Троица. Об истории праздника и церковных обычаях .

Воскресенье, 04 Июня 2023 г. 22:14 + в цитатник
Цитата сообщения мурзик49

Святая Троица — один из самых необычных православных праздников. Он выделяется из других двунадесятых церковных праздников хотя бы тем, что не вспоминает какой-то определенный евангельской истории.

Троица. Рублев Андрей. Москва Ок. 1411 г. Государственная Третьяковская галерея
Троица. Рублев Андрей. Москва Ок. 1411 г. Государственная Третьяковская галерея

Праздник Троицы необычен еще и тем, что на Руси он установлен не во времена ее Крещения, а спустя три века, в самый расцвет русского Православия — при преподобном Сергии Радонежском. Хотя почитание Святой Троицы на Русской земле началось со святой равноапостольной Ольги, воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позднее храмы в честь святой Живоначальной Троицы были возведены в Новгороде Великом и других русских городах.

Икона Троица. Филатьев Тихон Иванов (уп. 1675–1731) Школа или худ. центр: Москва Середина XIV в. Успенский Собор Московского Кремля, Москва, Россия Инв. 5139 соб/ж-149 Тихон Филатьев выполнил запись иконы в 1700 году. В 1945 году была проведена пробная расчистка лика правого ангела, обнаружившая прекрасное состояние сохранности первоначальной живописи.
Икона Троица. Филатьев Тихон Иванов (уп. 1675–1731) Школа или худ. центр: Москва Середина XIV в. Успенский Собор Московского Кремля, Москва, Россия Инв. 5139 соб/ж-149 Тихон Филатьев выполнил запись иконы в 1700 году. В 1945 году была проведена пробная расчистка лика правого ангела, обнаружившая прекрасное состояние сохранности первоначальной живописи.

Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича, святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

Гостеприимство Авраама. (Ветхозаветная Троица). 1176-1180-е гг.. Фреска в капелле Богоматери собора монастыря Иоанна Богослова на острове Патмос
Гостеприимство Авраама. (Ветхозаветная Троица). 1176-1180-е гг.. Фреска в капелле Богоматери собора монастыря Иоанна Богослова на острове Патмос

Почитание Святой Троицы в формах, созданных и завещанных святым игуменом Радонежским, стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности.

Живоначальная Троица. Конец XV — начало XVI вв
Живоначальная Троица. Конец XV — начало XVI вв

В Троице Живоначальной Преподобным Сергием было указано не только святое совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, духовный идеал, к которому должно стремиться человечество, потому что в Троице как Нераздельной осуждаются усобицы и благословляется соборность, а в Троице как Неслиянной осуждается иго и благословляется свобода. Весь духовный опыт и духовное устремление Русской Церкви воплотились в литургическом творчестве праздника Святой Троицы, троицких церковных обрядов, икон Святой Троицы, храмов и обителей ее имени.

Святая Троица (Зырянская). Последняя четверть XIV в. Россия. Происходит из Троицкой церкви Вожемского погоста Яренского уезда Вологодской губернии.
Святая Троица (Зырянская). Последняя четверть XIV в. Россия. Происходит из Троицкой церкви Вожемского погоста Яренского уезда Вологодской губернии.

Претворением богословского ведения Преподобного Сергия стала чудотворная икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Радонежского (известного более как Рублева), инока-иконописца Троицкой Сергиевой обители, написанная по благословению преподобного Никона в похвалу святому старцу.

Непосредственное изображение Троицы противоречило бы концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда» (Ин. 1:18), поэтому каноническими признаны лишь изображения в символическом виде — главным образом, Троица Ветхозаветная.

Наиболее часто используется сюжет так называемого «гостеприимства Авраама» — явления ему трех ангелов.

Троица Ветхозаветная. Уланов Кирилл Иванов (в монашестве — Корнилий). 1689–1690 гг. 142 × 123 × 3.5 см. Устюженский краеведческий музей, Россия. Инв. УМ-88. Происходит из церкви Петра и Павла в Устюжне.
Троица Ветхозаветная. Уланов Кирилл Иванов (в монашестве — Корнилий). 1689–1690 гг. 142 × 123 × 3.5 см. Устюженский краеведческий музей, Россия. Инв. УМ-88. Происходит из церкви Петра и Павла в Устюжне.

По библейскому рассказу (Библия, кн. Бытия, XVIII) в Троице Ветхозаветной Аврааму, сидящему перед своим шатром у дуба Мамврийского, явился Бог в образе трех мужей-странников. Авраам и жена его Сарра оказывают им гостеприимство и предлагают трапезу (еду). Для этого заколот отборный теленок, испечен свежий хлеб. За трапезой происходит беседа, во время которой Бог предрекает Аврааму рождение от Сарры сына Исаака.

Первоначально в изображении Троицы русские иконописцы следуют тексту книги Бытия и лишь с XV в., после создания Троицы Рублева, получает распространение догматическое толкование темы, выразившееся в сокращенной композиции с тремя ангелами (без Авраама, Сарры и заклания тельца).

Икона Рублева стала образцом для многих поколений иконописцев. Особое значение этот образец получает в культуре XVI века — так, Стоглавый собор 1551 года утвердил: «Писать живописцам иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие живописцы...».

Икона Живоначальная Троица. Конец XV — начало XVI вв. Образ из Троицкой церкви села Дивная Гора близ Углича. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Икона Живоначальная Троица. Конец XV — начало XVI вв. Образ из Троицкой церкви села Дивная Гора близ Углича. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Подобно многим другим иконам XVI века, икона из Углича повторяет, в общих чертах, иконографию прославленного рублевского прототипа. Вместе с тем, круговое построение композиции, которое в рублевской иконе символизировало непостижимое единство божественных ипостасей, здесь выражено не так отчетливо. Верхняя зона, отведенная под изображение палат Авраама, Мамврийского дуба и горы Мориа, на иконе из Углича увеличена, а изображение ангельской трапезы в нижней части иконы несколько вытянуто по горизонтали. Судя по сохранившимся произведениям, горизонтальное построение композиции было характерно для некоторых византийских икон конца XIV — начала XV веков. Нельзя исключать, что подобный вариант иконографии, наряду с «Троицей» Рублева, мог послужить образцом для иконы из Углича.

Икона Гостеприимство Авраама (т.н. «Ветхозаветная» Троица) Из праздничного чина. Псков. Первая половина XVI в. Псковский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псков. Происходит из церкви архангелов Михаила и Гавриила в Городце в Пскове (1139–1340). В Псковский музей поступила после 1925 года. Во время Великой Отечественной войны похищена фашистами. Возвращена после 1945 года.
Икона Гостеприимство Авраама (т.н. «Ветхозаветная» Троица) Из праздничного чина. Псков. Первая половина XVI в. Псковский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псков. Происходит из церкви архангелов Михаила и Гавриила в Городце в Пскове (1139–1340). В Псковский музей поступила после 1925 года. Во время Великой Отечественной войны похищена фашистами. Возвращена после 1945 года.

Возможно, празднование Троицы введено специально, чтобы заместить собой весенние языческие обычаи и обряды, которые продолжали жить в народе. Впрочем, народные праздники, славящие красоту расцветающей природы, по сути своей не враждебны христианству. И праздник Троицы не отменил эту радость, а, наоборот, восполнил ее, показав людям, откуда исходят эта гармония и животворящая сила природы. Ведь на самом деле, как ни прекрасен мир в пору своего цветения, он всего лишь тень Творца!

В целом Троица охватывает собой сразу несколько праздников. Это и Троицкая родительская суббота (один из четырех общепоминальных дней в году), затем само Троицкое воскресенье, а также следующий за ним Духов день. Кроме того, на эти дни накладывались и воспоминания о старых языческих празднованиях, «органично вошедших» во все славянские христианские обряды.

В конце XIX века еще встречалось бытование старинного праздника Семик, который приходился на четверг перед Троицей и отмечался пирушкой. В этот день "девушки шли в лес завивать березу. Выбрав деревья, девушки завивали их — связывали верхушки двух молодых березок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы, а под березками ели принесенную с собой еду (при этом обязательно должна была быть яичница. При завивании венков девушки кумились. На связанные в виде круга ветви берез вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли себя кумой.

Троица (Гостеприимство Авраама). Конец XIV в. 36 × 62 см. Музей Бенаки, Афины, Греция Инв. 2973
Троица (Гостеприимство Авраама). Конец XIV в. 36 × 62 см. Музей Бенаки, Афины, Греция Инв. 2973

На Троицу ходили развивать березки. Девушки надевали венки, гуляли в них, а потом бросали в воду и смотрели — потонет он или нет, и в какую сторону поплывет. По этим признакам гадали о суженом, о выходе замуж.

В православном мире принято на Троицу украшать храмы и жилища ветками молодых березок, что указывает на обновление всего сущего силой Сошедшего Святого Духа, на расцвет всех жизненных сил. В одной только Самаре вырубалось до 10 тыс. деревьев (возрастом от 5 до 10 лет), а если взять в расчет всю губернию, то эта цифра достигала нескольких сотен тысяч. У пермичей (древних коми) береза в течение тысячелетий считалась символом чистоты и совершенства. После крещения коми народа культ березы исчез, однако почтительное отношение осталось. Особо почиталась береза и у русских.

Довольно забавные традиции сложились на Троицу в Сербии. Сильно переживая, что нам не придется причаститься в незнакомом месте, не зная языка, мы все же решились отправиться в сербский православный собор в Загребе. Церковь была полна народу, было довольно душно, пахло прелой травой и уже чуть пожухлыми листьями. К нашему удивлению, весь народ, находящийся в храме (видимо, испытывая сильнейшие молитвенные переживания), лежал на полу. «Вот молитвенники!» — немного позавидовав, решила я. Но, присмотревшись, я заметила, что они вовсе не лежат на одном месте — а потихоньку перемещаются, сгребая под себя, остатки травы (видимо остальную уже разобрали до нашего прихода). Набрав, на их взгляд, достаточное количество, люди торопливо отползали в сторону и начинали эту траву скручивать и прятать в сумки, после чего процесс этот неизменно повторялся, а служба шла своим чередом. Но тут уж и не до службы — надо траву собирать. (Позднее выяснилось, что мы никуда не опоздали, так как православные сербы не причащаются). Присущее мне любопытство просто не могло покинуть этого места неудовлетворенной, и я спросила знакомых, что же они пытались найти на полу. «Как, разве вы не плетете венков на Троицу? Ведь собрав как можно больше травы с пола в храме, свив из нее венки, ты в них заключаешь Святого Духа. И их можно повесить дома на стене. Так Святой Дух будет жить у тебя в квартире до будущего года. Я вот и маме сплела и подруге. Если бы я раньше знала, что вы этого лишены, я бы и тебе сплела»!

И все же праздник Пятидесятницы — это день явления Духа Божия в христианской Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Бог Сын создал Церковь, воплотившись на земле, Бог Дух Святой действует в ней. Поэтому праздник рождения христианской Церкви именуется днем Святой Троицы.

Этот праздник получил также название «Пятидесятница», потому что воспоминаемое событие произошло в 50-й день после Пасхи, совпадая с иудейской Пятидесятницей — праздником первых плодов и воспоминанием о даровании через Моисея израильскому народу синайского закона — десяти заповедей. Новозаветная Пятидесятница духовно преобразила ветхозаветную. С того момента, когда Святой Дух сошел на апостолов в виде языков небесного пламени, они стали другими людьми. Те, кто совсем недавно бежал в страхе, начинают всемирную проповедь Евангелия. Распятые, сжигаемые, гибнущие на аренах цирков, они устоят в силе Духа.

Святым Духом всяка душа живится.

Святым Духом живет Церковь, которая нас спасает, которая прощает нам грехи наши.

Силою Святого Духа наши священники молятся и совершают те святые таинства — исповеди, причащение, крещения, которые нам помогают оставаться близкими Богу.

Силу Святого Духа священники получили через таинство рукоположения, когда епископы возложили на них руки, читая особую молитву. Так апостолы передали силу сошедшего на них Святого Духа всем своим преемникам, и так они навсегда велели епископам сообщать силу Духа Святого священникам.                                      https://deda14.livejournal.com/1506674.html       

Рубрики:  праздники
картины,художники
религия
история
фото
архитектура
пейзажи
иконы
соборы,храмы,церкви
музей
искусство
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку