Можно было бы списать это только на мнение Минченкова, но это разочарование в людях, да и в жизни вообще у Мясоедова сквозит и в письмах, и в воспоминаниях других людей, общавшихся с ним. Сам он говорил, что "сейчас у меня одна забота – думать о станции назначения". И, как это бывает у художников, в этих грустных мыслях он все чаще обращается к природе, к пленэру и пейзажной живописи.
Виктор Оголевец, проживавший в то время в Полтаве и занимавшийся живописью (а в будущем ставший искусствоведом), оставил достаточно любопытные воспоминания о Мясоедове. Так, он вспоминает, что "среди работ Мясоедова, увиденных мною в его доме, хорошо запомнилось небольшое полотно «Срубленное дерево». Громадный дуб, срубленный под корень, падая, разбил стоявшую поблизости березку". К сожалению, местонахождение этой картины неизвестно, после смерти художника, его единственный сын, у которого были весьма непростые отношения с отцом, распродал коллекцию картин, как самого Мясоедова, так и других русских художников-передвижников из коллекции отца.
Далее Оголевец вспоминает, как сам художник описывал то полотно:
Смотрите, смотрите на эту картину, она глубоко символична. В моем творчестве меня часто занимала аллегория. Аллегорической картиной у меня является и полотно «Срубленное дерево»; иначе могу назвать ее «Сила судьбы». Срубленный дуб, падая, сломал выросшую в опасной близости хрупкую березку. Ее жизнь разбита злым роком. Не так ли часто случается и с людьми, жизнь которых бывает сломлена злыми силами судьбы.
Вообще аллегория часто привлекала художника. Так о другой своей картине (которая до нас, к счастью, дошла), он говорил так:
Наиболее аллегоричны у меня «Сумерки». Сама по себе картина имеет пейзажный характер. По внешнему виду – как будто «Свидание на берегу моря». Но я заложил в нее иносказание, которое выражено и в самом названии картины – «Сумерки». Это сумерки жизни двух людей, когда между ними уже все сказано и дальше – ночь. В данном случае присоединяется автобиографический элемент – я хотел сказать о сумерках своей личной жизни.
Тут необходимо сделать ремарку, что сумерки его личной жизни, как казалось тогда художнику, наступили в год написания этой картины - 1880-й и связано это было с его неудачным и несчастливым первым браком, конец которого наступил именно в тот год. В дальнейшем у художника будет вторая жена и родится сын, но как уже было сказано выше, отношения с ним будут желать много лучшего.
Подытоживая историю художника в качестве пейзажиста приведу другой эпизод, о котором вспоминал начинающий тогда художник Оголевец, которого Мясоедов напутствовал:
...у вас все впереди, не допускайте же ошибок, подобно мне, не задавайтесь многим, чтобы не упустить малого. Вот, к примеру, я все время задумываюсь над тем, чтобы сотворить что-то новое в пейзаже, и не удается... Вот и теперь перед моим умственным взором рисуются бесконечные просторы русских полей, лугов, лесов — все то, что можно выразить словами «святая Русь». Я так и понимал бы свое назначение в настоящее время – дать картину этой святой Руси – великий обобщенный образ нашей родины. Но, боюсь, силы не хватит, хоть это и просто на словах...