Дворец находится в посёлке Фертёд, что в двадцати пяти километрах от городка Шопронь и в двухстах километрах от Будапешта. Самый знаменитый и грандиозный дворец Венгрии. Эстергази - самый богатый и влиятельный род страны. Дворец строился по заказу князя Миклоша Великого Эстергази, под руководством мадьярского зодчего Миклоша Якоби. Авторами проекта были австрийские архитекторы Модльхаммер и Хефеле. Строительство резиденции обошлось в тринадцать миллионов флоринов.

Летом 1773 года императрица Священной Римской империи германской нации Мария-Терезия посетила резиденцию Эстергази. Осталась очень довольна приёмом, который оказал ей хозяин резиденции. Особенно ей понравились катания на санях по насыпанной соли и музыкальные вечера, где придворный оркестр князя Миклоша Великого исполнял произведения Йозефа Гайдана под руководством самого маэстро.

Вид дворца со стороны курдонёра.

Белая зала. Одна из двух парадных зал.

Зелёная гостиная. Дворец Эстергази принадлежит к, так называемым, "Малым Версалям".

Китайская гостиная. На фото - печь, облицованная фаянсом. Топка располагалась со стороны коридора. Мода на китайщину, шинуазри, пошла из Версаля, когда король-Солнце распорядился украсить интерьеры своего дворца Большой Трианон в китайском стиле.

На картине - хозяин-основатель летней резиденции Эстергази. Приверженность католицизму и Габсбургам - основа могущества и богатства семьи Эстергази..

Отделка интерьеров 126-ти комнат и залов выполнена в стиле барокко.

Йозеф Гайдн, парковая скульптура. Великий австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии. Сын каретного мастера. В период с 1754 по 1756 год Гайдн работал при венском дворе на правах свободного художника. В 1759 году он получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под его началом оказался небольшой оркестр - для него композитор сочинил свои первые симфонии. Однако вскоре фон Морцин начал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта. В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел. Жена холодно относилась к его профессиональной деятельности, использовала его партитуры на папильотки и подставки для паштета. Брак был несчастливый, однако законы того времени не позволяли им разойтись. Оба завели себе любовников. После расформирования в 1761 году музыкального проекта потерпевшего финансовый крах графа фон Морцина, Йозефу Гайдну была предложена аналогичная работа у князя (Пала АнталаПавла Антоновича Эстерхази - главы крайне богатой семьи Эстерхази. В обязанности Гайдна входило руководство ансамблем из 15-20 музыкантов и сочинение музыки по требованию работодателя, которым с 1762, после смерти Пала Антала, старшего брата, был князь Миклош Эстерхази, прозванный “Великим”. Не столько благодаря своим пышным титулам, сколько из-за покровительства Гайдну Эстерхази заслужили почётное место в учебнике истории. Миклош Эстергази решил оставить при своём дворе слабенькую певицу Луиджию Польцелли после того, как узнал, что она есть предмет обожания Гайдна. Князь также нанял на службу Иоганна Гайдна, младшего брата композитора. После смерти князя Миклоша (1790) владения Эстергази унаследовал его сын Антал. Он был полностью равнодушен к музыке и распустил придворный оркестр. На склоне лет герр Гайдн получил свободу. Проведя почти всю жизнь во владениях Эстергази, пожилой композитор стал путешествовать по Европе, а потом поселился в Вене. Сын Антала и внук Миклоша Эстерхази, князь Миклош Второй (1794 - 1833) вновь сформировал придворный оркестр. По приглашению молодого князя Гайдн вновь стал приезжать в Фертёт, в поместье Эстергази. Миклош Второй Эстергази стал последним покровителем великого композитора.

Князь Миклош Эстергази, Миклош Великий. Парковая скульптура. Миклош-Йозеф Эстергази "Великий", как многие другие члены семьи, также выбрал военную карьеру. После смерти старшего брата  Пала Антала в 1762 году, он, как новый глава семьи, получил княжеский титул. В 1770 года получил чин генерал-фельдмаршала. В 1778 году, когда началась война за Баварское наследство, набрал 1200 солдат для поддержки императора в его владениях. Князь Миклош состоял в браке с Марией Елизаветой Унгнад фон Вейссенвольф. Однако широкий образ жизни князя требовал больших расходов. Он оставил сыну и наследнику, Анталу  гигантские долги в 3,8 млн гульденов.

Близлежащую парковую территорию пересекают широкие аллеи, образую­щие геометрические фигуры по всем правилам регулярной планировки французских парков. Основной массив парка представлял собою “бескрайнюю зелёную рощу”, шум которой можно было услышать в музыке гайдновских симфоний.

Парк разбит на заболоченной местности недалеко от южного берега озера Нойзидлер.

Курдонёр. Художественное собрание Эстергази легло в основу Национальной галереи в Будапеште. В истории дворца навсегда осталось имя ещё одного выдающегося композитора - Людвига Ван Бетховена. Он в 1807 году лично дирижировал на премьере своей новой мессы во дворце Эстерхази. 

Интерьер дворца был почти полностью уничтожен, а сам дворец превратился в военный госпиталь. В 1957 год ознаменовался началом новой реставрации дворца и совсем скоро дворец в Фертёде был открыт для широкого круга посетителей в качестве национального музея Венгрии. 



                       https://mirvokrugnas.com/1948410827292281829/po-volnam-moej-pamyati-estergazi/