Был заложен в 1668 году на деньги Миколаса (Николая) Казимираса Пацаса, великого гетмана Великого княжества Литовского и губернатора Вильнюса, и предоставлен в полное распоряжение католической церкви. Создание проекта храма было поручено польскому архитектору Яну Заору, следившему за строительством храма несколько лет.

В 1671 году группа мастеров приступила к отделочным работам и оформлению главного фасада. В этом же году на должность главного архитектора проекта его мосць понус Пацас назначил Джамбатисту Фредиани. (Работал на строительстве монастыря Пажайслис в окрестностях Каунаса).

В 1674 - 1675 годах возвели своды, купол и башни храма. В 1675 году, когда строительство здания завершилось, местным скульпторам поручили статуи для фасада. Понус Пацас был не удовлетворён результатами работы местных мастеров, и поэтому пригласил двух скульпторов из Северной Италии – Пьетро Перетти и Джованни Мария Галли. На них возложили ответственность за художественное оформление интерьеров. В период 1677-1685 г. г. этот итальянский дуэт создал великолепный интерьер, богатый и разнообразный. Кроме того, они реставрировали здание, которое было довольно приятного, но весьма заурядного вида, превратив его в шедевр высокого барокко.

С 1691 года по 1704 над отделкой храма работали ваятели А. С. Капоне и Д. Пенс. Но и они не заверши работу: храм остался без большого алтаря, не были закончены несколько барельефов и панно.

В начале XIX века жившие в Вильнюсе мастера Доменико Барети и Микеле Пиано реставрировали храм.

С этих пор храм является венцом лучших творений всего культурного наследия Литвы. Один из красивейших и ценнейших памятников барокко в Литве. За триста лет своей истории он никогда не разрушался и не перестраивался и, можно написать, дошёл до нас в первозданном виде.

Главный фасад фланкирован двумя башнями, он интересен оригинальным исполнением колонн вместо пилястров, фронтоном и декоративно оформленным порталом. Главным достоинством храма является гармонично решённое величественное внутреннее пространство – интерьер. Интерьер храма поражает изобилием и разнообразием скульптурных фигур, рельефов, панно, выполненных с большим мастерством, фантазией и вкусом. В их размещении и теме существует чёткая логика, закономерность и связь. Скульптуры и барельефов в храме более двух тысяч (каждое изображение людей имеет свою отличительную особенность, но все вместе образуют единый ансамбль). Резные изображения растений, включая те, которые точно отображают местные виды, цветов, деревьев, мифологических персонажей и просто декоративные элементы украшают интерьер храма. Иконографическая часть очень сложная и во многом символическая. Во многих сценах сражения Пацас выступает в статусе самого выдающегося воина Литвы. Здесь же присутствует геральдическая лилия, которая была эмблемой его семьи. А также облики нескольких святых изображёны с намёком на особую близость с этой семейной династией.

По обе стороны нефа вместо проходов есть две часовни. Те, что расположены на северной стороне, посвящены святым Королевам и святому Августину; на южной стороне находятся часовни, посвящённые воинам-мученикам, святой Урсуле и девам-мученицам. В последней из названных часовен рядом с виртуозно выполненным из пальмового дерева, которое выделяется даже на фоне всего окружающего его великолепия, находится статуя святой Мэри Магдалены. Чтобы оценить художественное оформление церкви в полной мере, необходимо побывать там в солнечный день, когда лучи света, проникающие через окна в куполе, великолепно освещают этот прекрасный интерьер.

Среди наиболее известных предметов обстановки церкви – кафедра проповедника и центральная люстра. Оба объекта имеют форму ладьи. У алтаря находится ещё одна любопытная статуя - человеческая скульптура, выполненная в испанской манере, которая была сделана в Риме в конце XVII в. Большая картина “Прощание святых Петра и Павла”. Написанная Францишеком Смуглевичем, висит на том месте, где первоначально находился незаконченный главный алтарь.

Костёл святых Петра и Павла. Юзеф Пешка. 1895 год.

По традиции считается, что в этом месте находилось языческое святилище богини Милды (Мильды).

Интерьер. Главный алтарь. Скульпторы Пенс и Капони (1701). В конце XVIII в. продали и вывезли в польский город Бочки. Современный алтарь - в начале XX века.

Амвон. В начале XIX века миланцы Пиано и Биретти соорудили амвон в стиле рококо.

Небесный покровитель города Вильнюс - святой Христофор.

Хрустальная люстра. Латвия 1905 год.

Церковь суть корабль спасения. Преодолевает житейское море по слову Кормчего.

Миколас Казимирас Пацас - великий гетман Великого княжества Литовского. Заложил костёл святых Петра и Павла 

в исполнение обета, данного за своё избавление во время бунта в войске, и в ознаменование освобождения Вильнюса от захватчиков.

Часовня святой Урсулы.

Интерьер по своему художественному совершенству и богатству барочных форм не имеет равных в Литве и Польше.

В 1682 году его мосць великий гетман умер, не дождавшись завершения начатого с размахом украшения храма. Перед смертью он завещал похоронить себя под порогом костёла под плитой с надписью „Hic iacet peccator“ ("Здесь лежит грешник"). Спустя сто лет в конце молния ударила в надгробную плиту и расколола её. Плиту вмуровали в стену справа от входа, гроб гетмана был закрыт плитой без надписи. 



                                      https://mirvokrugnas.com/1652828683486890629/monas...svyatyh-petra-i-pavla-vilnyus/