Если у кого-то возникает проблема с открытием, пробуйте обновить страничку ...
Учитель, дни жизни своей, как один... - (0)С днем учителя, дорогие друзья! ...
Обалденный пирог с капустой. Готовится просто: замешиваем тесто, сразу раскатываем и кладём начинку. Делюсь самым лёгким рецептом - (0)Сегодня хочу поделиться с вами рецептом замечательного капустного пирога, который готовится ...
С душой о важном... - (0)...
Алекс Марвуд "Остров пропавших девушек". - (0)...
Василиск. Мифология и история. |
Больше 2 000 лет назад существо называемое василиск представлялось в античном мире всего лишь в виде зловредной змейки Ливийской пустыни. В вовсе в ином образе – как жуткий монстр с головой петуха, глазами жабы, крыльями летучей мыши и телом дракона, одаренного сверхъестественной силой, – василиск в первый раз появился у Плиния Старшего (I столетие). Согласно его рассказу, воин, имевший неосторожность пронзить смертоносную тварь длинным копьем, пал с коня мертвым: яд вошел в его тело через древко копья!
Следует отметить, что смертоносный гад пустыни был известен и раньше. За два столетия до Плиния и Лукана его упоминает Элий Стилон, причем как хорошо известное существо: «Случается в Африке, что змеи собираются на пир возле издохшего мула. Вдруг они слышат жуткий вой василиска и поспешно уползают прочь, оставляя ему падаль. Василиск же, насытившись, вновь издает страшный вой и уползает восвояси».
Африка тут упоминается не случайно. В действительности, в античные времена в Ливийской пустыне жила маленькая ядовитая змейка с белой меткой на голове. Местное население и путешественники очень боялись повстречать ее на своем пути. Пугал древних не только ее смертельный укус, но и удивительная способность передвигаться с поднятой головой, опираясь на хвост. Местное название рептилии осталось неизвестным, но греки без колебаний окрестили ее василиском, что означает «царь».
Разумеется, это не совсем тот змей, о котором упоминает Плиний Старший. Вот что сообщил римский писатель об этом чуде пустыни: «Василиск обладает удивительной способностью: кто видит его – сразу умирает. На его голове – белое пятно, напоминающее диадему. Его длина – не более 30 см. Он обращает других змей в бегство своим шипением и передвигается, не изгибаясь всем телом, а приподнимая свою среднюю часть. Не только от прикосновения, но и от дыхания василиска кусты и трава засыхают, а камни воспламеняются…»
Вероятно, смертоносный василиск приобрел известность в основном в Европе, хотя имеются некоторые упоминания о нем и на Востоке. Некогда существовало подобное создание, жившее в Исландии и известное как скоффин. Его внешность и поведение были сходны с видом и повадками василиска. Единственное, что могло убить скоффина, – это взгляд его сородича.
Само рождение этого чудища, как считали греки и римляне, происходило неестественным путем: петух откладывал яйца, а змеи и жабы их высиживали, в результате появлялся на свет василиск – крылатое безобразное чудовище с четырьмя петушиными ногами, змеиным хвостом и сверкающими глазами, взгляд которых смертельно опасен для людей.
Преображение василиска в петуха вызвало некоторое смятение: монстра начали все чаще называть кокатрисом. Слово это стало общим для всех романских языков. И хотя английское ухо явственно слышит в нем слово «кок» – петух, в действительности «кокатрис» – результат фонетических приключений латинского слова «коркодилус», обозначавшего в Средние века не только и (не столько) крокодила, сколько вообще любое чудовище.
Джефри Чосер в своих описаниях василиска попробовал применить гибрид – словечко «васили-кок», чтобы точней определить природу отравителя. Кстати, и слово «кокатрис» к тому времени приобрело другое значение. Это был специфический термин, клеймящий гулящих женщин (потому как взгляд их убийственен для добродетели мужчин!).
Похоже, кокатриса больше принимали западные христиане, чем язычники. Все записи о его появлении были сделаны христианами, как, к примеру, предание о кокатрисе, предположительно появившемся в Риме во времена Папы Льва X. Необычное существо объявили причиной чумы, свирепствовавшей в те времена. Утверждали также, что его вытащили из колодца в Вене в 1202 году. 1598 год — в Варшаве в подвале заброшенного дома обнаружили еще одного кокатриса – и свалили на него вину за смерть двух маленьких девочек.
Исходивший от этого монстра яд заражал воздух убивая все живое. Погибали растения, плоды опадали с деревьев и сгнивали, трава засыхала, птицы падали замертво, и даже всадник, если приближался к зараженному месту, моментально умирал вместе со своей лошадью.
Как считали древние, эти сведения раскрывают и саму историю возникновения знойной пустыни: получается, что именно василиск виновен в гибели всего живого вокруг и появлении песков. Так обыкновенная рептилия со временем превратилась в грозного монстра благодаря буйному воображению и человеческим страхам. Греки, назвав змею царем, приписали ей роль властелина над пресмыкающимися: змеями, ящерицами, крокодилами. Римляне же перевели название василиска на латинский язык, и он стал регулом, что также означает «царь».
Одна из любопытнейших особенностей василиска – способность убивать все живое не только дыханием, но и взглядом, подобно Медузе Горгоне. Василиску также нельзя смотреть в глаза, иначе окаменеешь, а спастись от него возможно лишь при помощи зеркала – в этом случае ядовитый взгляд обращался против самого существа. Кстати, римский автор Марк Анней Лукан считал, что василиск появился из крови убитой Медузы, что вполне логично, ведь на ее голове вместо волос шевелился клубок змей.
Основная черта, закрепленная греками в имени василиска, – царственность. Может быть, она связана с особой отметиной на голове существа или с его способностью передвигаться не опуская головы. Не случайно слово «василиск» можно в определенном контексте перевести и как «маленький тиран».
Потому как переписчиками бестиариев были, обычно, люди из церковной среды, то относительно присутствовавшего в этих текстах василиска возникал естественный вопрос: каков он в глазах Господа, угоден ли он ему и с чем его отождествлять? Ответ нашли непосредственно в Ветхом Завете, где василиск выступает в качестве орудия Божественного мщения.
В книге Иеремии (8, 17) говорится: «Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговариванья, и они будут уязвлять вас, говорит Господь». О враждебном демоническом страже пустыни упоминается и во Второзаконии (8, 15): «Который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие».
В результате василиск в демонологии стал символом открытого мщения, тирании и насилия дьявола. Как писали комментаторы, «василиск означает дьявола, который ядом своих гнусностей открыто убивает беспечных и неосмотрительных». Включая василиска в перечень имен дьявола, толкователи объясняли, что «дьявол, подобно аспиду и василиску, способен одерживать победу при первой же встрече, и если аспид сразу убивает укусом, то василиск – взглядом». В результате – характерное для Средних веков изображение василиска, где его попирает Христос.
Начиная с XII столетия василиск начал стремительно «расселяться» по городам и весям Европы. Но, как ни странно, оставаясь все тем же смертоносным, жутким монстром, зверь пугал все меньше и меньше – наверно, даже к самому отвратительному соседу постепенно привыкают.
Определение «зверь» (а не «гад») – это не оговорка. Теперь чудище предстает в первоначальном образе крылатого змея с головой петуха. У средневекового василиска хвост змеиный (реже драконий), крылья петушиные (реже лебединые); остальное, обычно, также от петуха: голова, гребень две лапы со шпорами. По принципу экономии у него осталась лишь две смертоносные способности – убивающий взгляд и ядовитое дыхание.
Рассказывают, что Англия некогда буквально кишела василисками, от которых не было спасения, пока один отважный рыцарь не обвешался с головы до ног зеркалами и не отправился в поход на монстров. Чудовища, пытавшиеся на него напасть, валились замертво, увидав в зеркалах собственное отражение. Так английская земля была очищена от них. Кстати, столь действенный способ борьбы – изобретение Александра Македонского. После того как монстр погубил немало его воинов, легендарный полководец, чтобы избавиться от него, поднес к его морде зеркало, и он погиб.
Кроме этого, считалось, что действенной защитой от василиска служит клетка с петухом, крика которого он боится. Полагались и на ласку – единственное животное, которое бесстрашно бросалось на монстра и побеждало его. Правда, одолеть чудовище она могла, только пожевав листья руты. Изображения ласки с листочками во рту украшали колодцы, предметы интерьера и даже церковные скамьи.
В церкви резные фигурки ласок имели символический смысл: для человека Священное писание было тем же, что листочки руты для ласки, – вкушение мудрости библейских текстов помогало одолеть василиска-дьявола. А во Франции для невесты изготавливали защитное кольцо с вправленным в него правым глазом ласки. Еще одной практической рекомендацией было смотреть на чудовище из-за стеклянного прозрачного сосуда.
Некоторые умельцы научились изготовлять чучела василисков – как правило их делали на основе морских скатов. В середине XVI столетия швейцарский естествоиспытатель Конрад Геснер высказал в своей «Истории животных» скептическое мнение по поводу существования василиска. О нем он писал, что это «сплетни и фальшивая бессмыслица» и добавил: «Аптекари и другие бродяги изменяют тела скатов многими способами по своей прихоти, обрезая, выворачивая и вытягивая в облик змей, василисков и драконов. Я видел в Цюрихе путешествующего бродягу, который показывал фигуру василиска, но она была сделана из ската».
Но интерес к таинственному неискореним: последние экземпляры «чучел василиска» были проданы в Америке в 30-е годы XX столетия. Такие поделки по сей день хранятся в музеях Вероны и Венеции.
С появлением естественных наук упоминания о василиске встречаются, конечно, все реже. Говорят, что последний раз его «видели» в Варшаве в 1587 г. Эдвард Топселл в книге «История змей» рассказывает о том, что петух со змеиным хвостом, может быть, существует, но он не имеет ничего общего с василиском. К. Браун в 1646 г. пошел еще дальше: «Это существо – не только не василиск, он вообще не существует в природе».
Само по себе противостояние василиска и петуха весьма интересно, потому как именно с петухом связана легенда рождения василиска. В бестиарии Пьера де Бове 1218 г., по сути, повторяется античная версия о том, что яйцо василиска начинает формироваться в теле старого петуха. Петух откладывает его в укромном месте на кучу навоза, где его высиживает жаба. Из яйца вылупляется существо с головой петуха, туловищем жабы и длинным змеиным хвостом. По другим сведениям, на свет из яйца появляется не василиск, а куролиск или кокатрис, его родственник. Однако куролиск менее могущественный, чем василиск, ему не подчиняются змеи и другие пресмыкающиеся.
Водилось и на Руси такое существо, иногда называемое дворовиком. Дворовой, или дворовик, – близкий родственник домового, жил во дворе дома. Днем он выглядел как змея с петушиной головой и с гребнем, а по ночам приобретал облик, похожий на хозяина дома. Дворовик являлся духом дома и двора. А вот водил он дружбу со змеями или нет, об этом в легендах не говорится.
Имеется множество изображений василиска на церковных барельефах, медальонах и гербах. В средневековых геральдических книгах он имеет голову и лапы петуха, птичье тело и змеиный хвост; трудно определить, чем покрыты его крылья – перьями или чешуей. Интересно, что изображения этого мифического существа встречается и сейчас. К примеру, в городе Базеле (Швейцария) стоит памятник василиску, и жители города считают его своим покровителем.
Чрезвычайным разнообразием и живописностью отличаются изображения василиска эпохи Возрождения. Нечто похожее изображено на фресках Джотто в часовне Скровенджи в Падуе. Интерес вызывает и полотно Карпаччо «Святой Трифоний, повергающий василиска». Согласно легенде, святой изгнал дьявола, потому на картине василиск изображен таким, каким, по мнению живописца, должен быть дьявол: у него четыре лапы, тело льва и голова мула. Любопытно, что, хотя для Карпаччо василиск не мифологическое существо, а именно дьявол, название сыграло свою роль, и картина повлияла на дальнейшее представление о василиске.
Змеепетуха нередко упоминают в литературе, хотя он никогда не бывает главным героем. Кроме многочисленных комментариев к Библии и бестиариев, однозначно именующих его воплощением дьявола и порока, его образ нередко можно встретить в английских и французских романах.
Во времена Шекспира василисками называли проституток, но английский драматург использовал это слово не только в современном ему значении, но и обращаясь к образу ядовитого существа. В трагедии «Ричард III» невеста Ричарда леди Энн желает стать василиском, существом ядовитым, но в то же время царственным, как и положено будущей королеве. В поэзии XIX столетия христианский образ василиска-дьявола начинает тускнеть. У Китса, Колриджа и Шелли это скорей благородный египетский символ, чем средневековое чудовище. В «Оде к Неаполю» Шелли призывает город: «Будь, как имперский василиск, сражай врагов невидимым оружьем».
Не обошла чудовище и современная литература. У Джоан Роулинг в книге «Гарри Поттер и тайная комната» василиск предстает классическим змеиным царем, но огромным – почти 20 м, чем и отличается от древнего прообраза, но в остальном обладает всеми качествами, о которых было написано выше.
А вот как описывает змеиного царя в повести «Василиск» российский писатель-фантаст Сергей Другаль: «Рожками шевелит, глаза такие зеленые с фиолетовым отливом, капюшончик бородавчатый раздувается. А сам он был фиолетово-черный с шипастым хвостом. Треугольная голова с черно-розовой пастью широко распахнулась… Слюна его крайне ядовита и если попадет на живую материю, то тут же пойдет замена углерода на кремний. Говоря по другому, все живое превращается в камень и дохнет, хотя ходят споры, что от взгляда Василиска также идет окаменение, но те, кто хотел проверить это, обратно не вернулись»…
Интересно, что современные исследователи животного мира неоднократно описывали в своих работах таинственное существо татцельвурм – некую разновидность дракона. Оно попало в многочисленные каталоги и атласы и удивительно напоминает того самого древнего василиска. И хотя родиной татцельвурма называют Центральную Европу, ни один экземпляр этого странного то ли червя, то ли ящерицы так до сих пор и не попал в руки ученых. Причина этого в том, что охотники за татцельвурмом-василиском никогда не возвращались назад. И это уже не мифология и художественная литература, а самая настоящая реальность.
Рубрики: | мифы картины,художники история фэнтази фото пейзажи фауна музей искусство |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |