Начну с общей характеристики. Мюнхен - город на реке Изар на юге Германии, в федеральной земле Бавария, являющийся столицей Баварии и административного округа Верхняя Бавария. Название города произошло от древневерхненемецкого Munichen - «у монахов». Население Мюнхена – 1,5 млн. человек и он является третьим, после Берлина и Гамбурга, городом Германии. История Мюнхена начинается с VIII века, когда на холме Петра поселились монахи из расположенного неподалёку монастыря Шефтларн. Сегодня на месте поселения находится Петерскирхе (церковь Святого Петра, в народе «Альтер Петер» (Старина Пётр) - самый старый храм Мюнхена. Строительство началось в XI веке на месте старой деревянной церкви на холме Петерсбергль. В башне на высоте 56 м находится смотровая платформа, добраться до которой можно, поднявшись по 306 ступенькам. При хорошей погоде дальность открывающегося перед посетителями панорамы может достигать до 100 км. Церковь отличает сочетание различных архитектурных стилей. Богатый внутренний интерьер в стиле барокко вмещает главный алтарь, украшенный изображениями четырех отцов церкви. Оригинальный купол церкви в форме фонаря является одной из главных достопримечательностей Мюнхена. Во время войны церковь была сильно разрушена. Работы по её восстановлению продолжаются до наших дней.
Впервые город упоминается в документах 1158 года под именем Villa Munichen, однако, уже в 1175 году Мюнхену присваивается статус города и возводятся городские стены.
Проезжаем мимо красивого здания - Баварского национального музея, который был создан в 1855 году Максимилианом II и посвящён культуре и народному искусству Баварии. В нём экспонируется много произведений религиозного искусства: скульптуры, статуи, шпалеры, алтари.
Подъезжаем к улице Элизенштрассе и останавливаемся возле старого ботанического сада Мюнхена - «Альтер ботанишер гартен», заложенного в 1804-1814 годах. После того, как в начале XX столетия в Мюнхене появился «Новый ботанический сад» в Нимфенбурге, старый ботанический сад превратился в уютный городской парк, место отдыха жителей и гостей Мюнхена.
В баварской столице немало симпатичных фонтанов самых разных габаритов. Первым мы увидели самый монументальный из них, который носит громкое имя баварской королевской фамилии Виттельсбахов - «Виттельсбахбруннен». Скульптор Адольф фон Хильдебранд создал внушительный фонтанный комплекс в стиле итальянского ренессанса в двух уровнях. Две фигуры отражают противоположные сущности водной стихии. Юноша на морском коне с рыбьим хвостом поднимает руками обломок скалы - это разрушительная дикая сила горных ручьев, откуда питается мюнхенский городской водопровод. Слева - амазонка на морском быке протягивает Вам чашу с водой - аллегорическое изображение укрощенной водной стихии. Фонтан был возведен по поводу прозаическому, но для жителей Мюнхена весьма значительному: строительство и пуск водопровода из долины речки Мангфаль в 1883 году. В год открытия фонтана «Виттельсбахбруннен» (1895) в каждый дом и квартиру Мюнхена была подведена проточная питьевая вода - серьёзное достижение для того времени.
Затем наше внимание привлёк фонтан Нептуна - «Нептунбруннен» в центре старого ботанического сада. Созданный в 1937 году архитекторами Бибером и Вакерле, он неплохо отражает эстетические вкусы эпохи национал-социализма. Повелитель морей больше напоминает пышущего здоровьем рекламного арийца, чем древнее божество.
Напротив ботанического сада - Элизенштрассе с красивыми зданиями. Одно из них - красное здание из красного кирпича в стиле северной готики с двумя часовыми башенками. Это так называемое «Новое здание правосудия» («Нойе Юстицгебойде»), в котором работает Конституционный суд Федеральной земли Бавария.
Рядом расположен выходящий на площадь Карплац-Штахус монументальный Дворец Правосудия Мюнхена - «Юстицпаласт». Построенное в 1891-1898 годах архитектором Тиршем в стиле позднего ренессанса это административное здание стало одним из лучших образцов светской архитектуры Мюнхена периода экономического расцвета Германии во второй половине XIX века. Четыре мощных фасада здания Дворца Правосудия украшены барочными элементами: гербами, лепниной, масками, орнаментами, скульптурными композициями. Внутренний двор увенчан прозрачным куполом из стальных конструкций и стекла, настоящее ноу-хау в конце XIX столетия. В настоящее время в Юстицпаласт помещаются Министерство юстиции Баварии и Мюнхенский Суд. Глядя на эти два «судебных» здания, которые создают интересный архитектурный контраст, видно, что в этом крае судебные органы в большом почёте. Такой вид имеет Юстицпаласт из Старого ботанического сада.
А так он выглядит со стороны Прильмайерштрассе.
Знакомство с главными достопримечательностями начинаем с площади Карплац-Штахус - одной из центральных площадей Мюнхена, официально названной по имени курфюрста Карла Теодора, а неофициально – Штахус – в честь легендарной пивной Sankt-Eustachius. На площади всего очень людно. На площадь выходят крупные магазины, здесь пересекаются почти все линии городского транспорта. Подземный торговый центр Штахуса, который ежедневно посещают 160 тысяч человек, - самый крупный в Европе и долгое время был крупнейшим в мире, а фонтан Штахуса с его бесчисленными дюзами дарит прохладу туристам и мюнхенцам в жаркое время.
Посидев у фонтана, двигаемся далее и проходим под воротами Карлстор - одним из трёх сохранившихся городских ворот Мюнхена наряду с Зендлингертор) и Изартор, которые являются элементом второй очереди городской крепости конца XIII века.
На крепостных воротах Карлстор расположились фигурки мальчиков-музыкантов.
От ворот Карлстор начинается пешеходная зона старого Мюнхена - улица Нойхаузерштрассе. Теоретически прогулка от ворот Карлстор до Мариенплатц не займёт более 15 минут, но практически она может затянуться на несколько часов: центральная пешеходная зона Мюнхена является и его главной торговой променадой, «закупочной милей», как говорят в Германии. К тому же Нойхаузерштрассе - не только путь к главным достопримечательностям центра города, но и сама состоит из красивейших зданий, относящихся к разным эпохам.
Поэтому архитектура Мюнхена очень разнообразна.
Улицу украшают различные фонтанчики, иногда довольно странные, как этот "Фонтан Бахуса".
Совсем другое дело этот очаровательный фонтан в виде бронзовой колонны с чашей наверху, из которой красиво, волнами, падает вода. Он был сооружён в 1962 году в честь композитора Рихарда Штрауса (1864-1949), уроженца Мюнхена. На колонне изображены персонажи оперы "Саломея", прославившей композитора.
Прогуливаясь по улице, можно посмотреть и послушать выступления различных музыкальных групп.
В пределах пешеходной зоны между Мариенплатц и Штахусом находятся несколько интересных церквей. Первая из них – церковь Святого Михаила, построенная в конце XVI века. В своё время она была одной из главных цитаделей Контрреформации. Это первая церковь Ренессанса по северную сторону Альп и образец барочной архитектуры храмов в южной Германии. Фасад собора треугольной формой острого фронтона напоминает средневековую ратушу. В склепе Виттельсбахов покоятся Вильгельм V, Максимилиан I и Людвиг II.
У входа посетителей приветствует бронзовая статуя покровителя храма - архангела Михаила, поражающего дракона в центральной золотой нише.
Подходим к Музею охоты и рыболовства, у входа которого с одной стороны стоит скульптура рыбы, с другой - излюбленная туристами скульптура кабана, что очевидно по его начищенным до блеска клыку и пятачку.
Одним из самых знаковых мест в Мюнхене можно выделить Фрауэнкирхе. Официальное название на немецком языке Der Dom zu Unserer Lieben Frau (Собор святой Богородицы) - самый высокий собор в Мюнхене. Собор строился с 1468 по 1525 год и изначально рассчитывался на 20 000 прихожан, при том что в то время население Мюнхена составляло всего 13 000 человек. Сейчас Собор вмещает около 4 000 человек сидя, благодаря установленным там в последние годы лавкам. В соборе две башни, при этом Северная башня выше Южной на 12 см. Каждый желающий может подняться на смотровую площадку и бросить взгляд на Мюнхен и Альпы. Общая высота собора около 100 м и в соответствие с референдумом, проведенным в 2004 году в городе запрещено строить здания выше Фрауэнкирхе. Кстати, Фрауэнкирхе является началом отсчёта всех дорог в Баварии. Здание Фрауэнкирхе тремя нефами с полигональными хорами соответствует традициям южно-немецкого зального строительства. Размеры его - 109 метров в длину, 40 метров в ширину, 99 метров в высоту (это высота башен).
Внутри собор не производит впечатление огромного сооружения, т. к. 22 колонны, поддерживающие крышу, создают иллюзию значительно меньшего пространства. Скромной внешней архитектуре соответствует и довольно строгое внутреннее убранство. Впечатляет Распятие, подвешенное на длинных верёвках к потолку.
Более всего меня заинтересовал кенотаф (надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила) императора Священной Римской Империи Людвига IV из баварской династии Виттельсбахов.
В Фрауэнкирхе есть «след дьявола»: правда, тот, кто ожидает увидеть отпечаток ужасного копыта или чудовищной лапы, будет разочарован. На самом деле, это след обутой в ботинок человеческой ноги приблизительно 45-го размера. Существует поверье, что тот, кто наступит на «шаг чёрта», отдаст ему свою душу. В это не верится, поскольку дьявол всегда душу получает от человека по его доброй воле (часто обманом, но всё же всегда есть некий договор). Есть и другой вариант легенды - если на след встать, то целый год не будет проблем, вызываемых дьявольскими кознями. Кому что, как говорится…
https://mirvokrugnas.com/1220895011054815992/germaniya-kalejdoskop-epoh-politik-i-kultur-chast-3-myunhen-stolitsa-zemli-bavarskoj/