-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Фиалка_2

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.12.2011
Записей: 2494
Комментариев: 1759
Написано: 6946


Петергоф. Дворцово-парковый ансамбль

Суббота, 26 Мая 2012 г. 21:31 + в цитатник
Цитата сообщения DALIDAS_1 Петергоф. Дворцово-парковый ансамбль

Петергоф — самый удивительный в мире дворцово-парковый ансамбль! Многие сравнивают его с Версалем, но если даже бегло пробежаться по этой статье — Вы убедитесь, что французскому аналогу далеко до отечественного =)

Петергоф



Оригинал статьи на LifeGlobe.net

Появление этого чуда стало возможным благодаря инициативе Петра I, который собственноручно разработал системы подачи воды. Великолепный парк начинается возле Большого Петергофского дворца, с Большого каскада, от которого прямо до Финского залива ведёт канал — своеобразная линия симметрии петергофского парка. Сам каскад и несколько других фонтанов Петергофа посвящены победе России в Северной войне — ключевому моменту в российской истории, сделавшему её Империей

Петергоф

Первоначально в Петергофе находилась императорская резиденция, но после Октябрьской революции все здания были превращены в музеи. Чёрной полосой в истории дворцово-паркового ансамбля является Вторая мировая война, во время которой он был почти полностью уничтожен вражеской артиллерией — лишь благодаря нечеловеческим усилиям сотрудников музея отсюда до оккупации удалось вывезти около восьми тысяч предметов дворцовых интерьеров и примерно 50 статуй, что, конечно же, являлось мизерной частью всех сокровищ Петергофа

0_287e6_c684e08d_XL

Возрождаться ансамбль Петергофа начал после окончания войны и продолжает реставрироваться до сих пор. Нижний парк был открыт уже в 1945 году, через год были включены пережившие войну фонтаны, а ещё через год был заново воссоздан фонтан "Самсон", который был настолько прекрасен, что даже фашисты во время войны не смогли его уничтожить — забрали к себе на родину. Реставрация Большого Петергофского дворца была начата в 1952 году, а через 12 лет, 17 мая 1964 года, открылись первые залы воссозданного музея

0_8116_3b1722e3_XL

Сегодня все дворцы Петергофа и все его парки являются частью государственного музея-заповедника "Петергоф"

0_287e9_d37e2d37_XL

Самым выдающимся сооружением петергофского ансамбля является Большой Петергофский дворец, гордо возвышающийся над ведущим к парковой зоне Большим каскадом. С XVIIIго по XX век дворец был летней резиденцией императорской семьи. Первое здание на этом месте начало строиться в 1714 году — строительство велось в стиле "петровского барокко" и было окончено к 1925 году, после чего дворец постепенно достроили в стиле "зрелого барокко". Под дворцом находится декоративный грот, о котором я напишу в конце

0_f0a_b504fc50_XL

Парковая зона Петергофа делится на Верхний и Нижний парки, на территории которых находится комплекс фонтанов, равного которому по красоте и численности нет больше нигде в мире. Нижний парк занимает 102 с половиной гектара и подпитывается 22-километровым водоводом, берущим своё начало у подземных родников неподалёку от Ропши. Дворец от Нижнего парка отделяет уже упоминавшийся ранее Большой каскад. В его центре установлен фонтан Самсон, струя которого устремляется ввысь на 20 метров, а по обеим сторонам находятся Итальянский и Французский Большие фонтаны, позади которых высятся колоннады. Подробнее о Нижнем парке чуть позже

0_390a_e5f7bde7_-1-XL

Канал, ведущий от Большого дворца к Финскому заливу, называется Морским и три года назад лишился прекрасных аллей голубых елей по обеим сторонам — на их месте планировалось посадить европейскую ель, но информацией о том, была ли эта инициатива воплощена в жизнь, я на данный момент не располагаю=(

0_ef8_2d659485_XL

Верхний сад

Верхний сад находится с другой стороны Большого дворца над естественным склоном, отделяющим Верхний сад от Нижнего парка. Сад занимает сравнительно небольшую площадь (если сравнивать с Нижним парком) и представляет собой прямоугольник, обнесённый с трёх сторон оградой, созданной Бартоломео Растрелли в XVIII столетии

647401618

Главной особенностью Верхнего сада Петергофа является его идеальная симметрия, а вода из пяти его фонтанов подпитывает Большой каскад. Фонтаны также расположены симметрично — по центру находятся "Нептун", "Межеумный" и "Дубовый", остальные два фонтана установлены напротив боковых флигелей Петродворца. Доминанта Верхнего парка — фонтан "Нептун", украшенный множеством средневековых скульптур

342332

Ещё одним украшением Верхнего парка являются установленные в 1757 году четыре мраморные скульптуры итальянца Джованни Бонацца — "Зефир", "Помона", "Флора" и "Вертумн"

0_43451_9d9e64a0_XL

Также в Верхнем саду можно пройтись по такой вот интересной зелёной аллее)

0_8bc_e0db1cf0_XL

…а может и красной=)

0_282a4_623b2a09_XL

Фонтан “Нептун”

Как я уже писал выше, этот фонтан является доминантой Верхнего сада, поэтому вполне логично, что и выглядит он гораздо пышнее и насыщеннее остальных. Фонтан "Нептун" украшен трёхъярусной скульптурной группой, над которой возвышается, собственно, сам морской владыка с неизменным трезубцем в руке. Из расположенных с четырёх боков пьедестала масок морских чудищ бьют водные струи

229565_2

По обе стороны от основания сидят олицетворяющие речные воды нимфы с вёслами в руках, а сам пьедестал украшен множеством барельефов, кораллов и других деталей из свинца, а также фигурами мальчика и девочки, сделанными из бронзы. Также Нептуна "защищают" всадники на морских лошадях с крыльями (гиппокампах), которые погоняют дельфинов. Кроме постамента, дельфины есть и в самом бассейне фонтана — 8 симметрично расположенных фигур

0_29d4d_966016b6_XL

На южном борту бассейна находится небольшой трёхступенчатый каскад, над которым установлена бронзовая статуя Аполлона Бельведерского вместо старой деформированной свинцовой статуи "Зима". Только вот и Нептун, и Аполлон появились здесь позже — вначале, в 1736 году, в центре бассейна была установлена созданная Растрелли "Телега Нептунова" из свинца, но позже она обветшала и в 1798 году была заменена созданной в Нюрнберге задолго до этого (ещё в XVII столетии) скульптурной композицией "Нептун", которая дожила до наших дней. Так что петергофский "Нептун" имеет ещё и германскую веху в своей истории

NeptunFountain_Peterhof

А вот и один из гиппокампов, которые, согласно древнегреческим мифам, считались царями рыб — соответственно у них есть плавники и рыбий хвост)

0_35285_e40c730d_XL

Думаю, можно кратко остановиться на той части истории "Нептуна", которая касается Германии. Создание фонтанной группы пришлось на тот период, когда в Германии воздвигались сотни великолепных памятников, украшающих площади и рынки городов как знак расцвета империи. Вот и Нюрнберг также решил создать нечто выдающееся, чтобы украсить городской рынок. Решено было приурочить фонтан знаковому для Германии событию — Вестфальскому миру, положившему конец изнурительной Тринадцатилетней войне, поэтому для его создания были привлечены лучшие мастера империи. Кстати, нимфы на самом деле олицетворяли не безымянные, а вполне конкретные реки — Регниц и Пегниц, а на цоколе пьедестала Нептуна до сих пор красуются гербы Нюрнберга, его ратуши и двуглавый орёл канцлера. Всего для придания целостности этой выдающейся скульптурной композиции было создано 27 фигур

nep

Но вот какой приключился казус… Когда всё было практически готово — вдруг оказалось, что мастера просчитались и для такой монументальной фонтанной группы попросту не хватит воды в тех самых реках Регниц и Пегниц… Так что пришлось всё разбирать и складывать в сторонке "до лучших времён". На фото — тот самый Аполлон Бельведерский, пристроенный позже к и без того насыщенной фонтанной группе

0_119db_d7885470_XL

"Лучшие времена" для нюрнбергского "Нептуна" пришли лишь через 130 лет, в 1780х годах, но не в виде дополнительных средств на переоборудование… Наоборот, за счёт ненужного городу фонтана местные власти решили пополнить бюджет, поэтому предложили будущему русскому царю Павлу, очень кстати заехавшему сюда во время своей поездки по Западной Европе, купить у них "Нептуна" Властям Нюрнберга повезло — Павел решил показать им, насколько богато его государство и без раздумий купил фонтанную группу за бешеные по тем временам деньги — 30 000 рублей. На радостях нюрнбергцы заявили, что сами доставят скульптурную композицию в Россию)

0_1bf64_3b83a982_XL

К этому времени для замены петергофской "Телеги Нептуновой" был отлит бронзовый "Нептун и Тритоны", но установить его не успели — с этим связана ещё одна интересная история. Как раз в этот момент царь решил, что нюрнбергский "Нептун" как нельзя лучше подходит для Петергофа как по масштабам, так и по величию, только вот поставить он его хотел не в Верхнем парке, а в Нижнем. Там бы его и установили, если бы не оказалось что бассейн, питавший фонтан "Кит", вместо которого планировалось водрузить нюрнбергскую группу, не в состоянии обеспечить потребности "Нептуна" в воде. Поэтому было принято решение заменить им "Телегу Нептунову", для чего пришлось сделать новый пьедестал из гранита и значительно подкорректировать водопроводную систему. В результате в 1799 году коллекция Петергофа пополнилась ещё одним выдающимся фонтаном)

0_9ad2_742f1816_XL

"Нептун" будто бы специально создавался для того, чтобы быть установленным в Петергофе — настолько органично он вписался в ансамбль Верхнего сада. В XIX веке немцы поняли, какое сокровище продали России и пытались вернуть своё наследие обратно, но безрезультатно — результатом многолетних переговоров стало лишь то, что в апреле 1896 года немецкому скульптору позволили изготовить гипсовые слепки с "Нептуна". Во время Второй мировой войны фашисты разобрали фонтанную группу и отправили в Германию, но в декабре 1947 года её вернули в Петергоф. Прошло ещё 9 лет, пока струи "Нептуна" не полились вновь — за это время была воссоздана уничтоженная гитлеровцами статуя Аполлона, а "Нептун" вернулся на "законный" пьедестал

0_1bf75_3a6b4710_XL

Таким образом, сегодня в центре Верхнего парка Петергофа высится окружённый четырьмя фонтанирующими маскаронами гордый морской владыка на высоком постаменте — его прекрасно видно из любой точки Верхнего сада и из всех окон дворца

0_15c4e_396ad25e_XL

Фонтан “Межеумный”

Южнее "Нептуна", у самого входа в Верхний парк, находится круглый бассейн с бронзовым драконом в центре, из пасти которого вверх вырывается струя воды. Дракона окружают четыре дельфина, спокойно брызгающие струйками

Petergof_0239

Первоначально, в 1738 году, в этом бассейне была установлена свинцовая "Андромеда" — с этого момента на её месте побывало ещё несколько скульптур, пока, в конце концов, здесь не установили бронзового дракона с крыльями. Вот почему в конце XVIII столетии фонтан был назван "Межеумный", то есть "неопределённый"

0_faf7_24ac1525_XL

В начале XIX столетия в фонтане вместо дракона поместили дельфиноподобную фигуру "Стерлядка", но после 1857 года о ней больше нигде не упоминалось

0_32c95_9234d19d_XL

"Стерлядка" тоже долго не простояла — в 1929 году в центре бассейна установили чугунную вазу из Дубового бассейна. Специальная внутренняя отделка этой вазы делала напор струи непостоянным — она то поднималась, то опускалась

0_3655a_c3b5f66c_XL

Дракон вернулся на место лишь в 1958 году, но уже не тот, что раньше — дельфинов и дракона отлили заново по немногим материалам, дошедшим до нас

0_cb0b_644e7fdb_XL

Фонтан “Дубовый”

Ещё южнее, у самого входа в Верхний парк, посреди другого круглого бассейна находится шестиугольная звезда с дельфинами по краям, в центре которой стоит позолоченый мраморный "Мальчик с маской"

pgof016

Этот фонтан также первоначально выглядел по-другому — в 1734 году здесь был установлен свинцовый "Дуб" Растрелли, окружённый тремя драконами и шестью дельфинами, но через 12 лет его демонтировали и более чем через полвека, в 1802 году, установили в Нижнем парке Петергофа. Скорее всего, демонтаж был связан с проведением в те времена ежегодных окроплений знамён петергофских полков "святой водой" в присутствии императрицы — для этого в бассейне настилался помост, чему, по всей видимости, и мешал возвышающийся по центру "Дуб"

0_7978_12b9b566_XL

Но к тому времени за фонтаном закрепилось уже название "Дубовый", несмотря даже на то, что "Дуба" там больше не было. В 1768 году дельфины окружали уже "Рог изобилия", вырезанный из дерева, а в 1857 году его сняли по причине ветхости, и долгое время на этом месте оставалась лишь обычная насадка для фонтана, без всяких прикрас. В 1929 году в центре бассейна был установлен "Мальчик с маской", украшающий фонтан и поныне — его удалось сохранить, во многом благодаря реставрации 1970 года

0_43440_6de9acd0_XL

Фонтаны Квадратных прудов

Старейшими водоёмами Верхнего парка Петергофа являются Квадратные пруды, вырытые в 1719 году для обеспечения Нижнего парка водой. Через полвека, в 1773 году в их центре решили установить скульптурные группы, окружённые свинцовыми дельфинами, но вскоре они обветшали и были демонтированы, а на их месте установили обычные вертикальные струи — лишь в 1956 году фонтанам был возвращён прежний облик

0_43455_df44542f_XL

На этом фото — Фонтан Венеры Итальянской в окружении 6 дельфинов, а фоном выступает церковь Петра и Павла, являющаяся частью Большого Петергофского дворца

0_10604_6ece6d16_XL

Теперь перейдём в Нижний парк… Здесь, помимо непередаваемой красоты фонтанов, находятся ещё пара дворцов, музеи, сады и павильоны — вот с них-то мы и начнём=)

Нижний парк

Ансамбль Нижнего парка Петергофа принёс ему мировую известность — именно на его территории находятся самые выдающиеся скульптуры, фонтаны и архитектурные памятники музея-заповедника

0_23848_d6bee5a2_XL

Прообразом для Нижнего парка Петергофа послужило оформление Версаля — вот откуда строгая симметрия, характерная форма деревьев и кустарников, множество скульптур и павильонов. На фото — ваза, расположенная на Марлинской аллее Нижнего парка

0_13f00_720eb9c1_XL

Вообще своим внешним видом и общей структурой Петергоф обязан самому Петру Первому, чьи наброски послужили основой для составления Генерального плана резиденции. В память об основателе Петергофа в Монплезирском саду около самого любимого дворца царя каждую весну расцветают удивительные тюльпаны разных цветов

358345

Композиционным центром Петергофа является возвышающийся на 16-метровом уступе Большой Петергофский дворец, от которого к Финскому заливу двухкилометровой лентой вытянулся Нижний парк

6_big

Морской канал является осью симметрии Нижнего парка — он делит его на восточную и западную части. Обе стороны канала оформлены цветниками, от которых веером расходятся четыре аллеи — восточные ведут ко дворцу Монплезир, а по западным можно дойти до павильона Эрмитаж. В Нижнем парке есть и ещё одна система аллей, берущая своё начало у западной оконечности парка, около дворца Марли — здесь начинается три аллеи, пересекающие парк с запада на восток

353463

Нижний парк располагает несколькими самодостаточными архитектурно-парковыми ансамблями со своими дворцами и фонтанами. В центре главного ансамбля находится Большой дворец с каскадом, центрами остальных ансамблей являются "Большая оранжерея", дворцы Монплезир и Марли. Ниже на фото — как раз та самая Большая оранжерея, построенная в 1722—1725 годах по проекту Браунштейна и Земцова

Большая оранжерея

Большая оранжерея

Парк засажен деревьями, завезёнными из разных точек России и из-за рубежа, а для разбивки цветников приглашались лучшие из мастеров. За парками Петергофа хорошо ухаживали, поэтому сегодня здесь можно прогуляться по настоящим паркам XVIII столетия и полюбоваться цветниками, украшенными в стиле того времени

0_212e6_389d071f_-1-XL

После Великой Отечественной войны Нижний парк пришлось буквально воссоздавать по крупицам. После войны здесь заново высадили деревья, восстановили цветники и другие элементы парка, но реставрация длится до сих пор

0_14af1_d6b952d_XL

Памятник Петру I

0_14af7_4ad56dcb_XL

Разнообразие парковых закоулков оставляет впечатление многогранности и непохожести одного места на другое, создаётся этот эффект благодаря огромному количеству деревьев и цветов разных видов

0_282a3_7fa679ac_XL

Но всемирную известность Нижнему парку Петергофа принесли не деревья и цветы, а именно его уникальные и многочисленные фонтаны

340066

Кому интересно почитать сразу о фонтанах — переходите сразу на третью страницу) Но я бы посоветовал всё-таки ознакомиться вначале с общей картиной в рамках Монплезирского и Марлинского садов, а уж потом переходить к разглядыванию каждого фонтана и каскада по отдельности=)

###

Монплезир

Сад Монплезир в Петергофе представляет собой мини-парк со своим дворцом, цветниками и фонтанами. Двумя перпендикулярными аллеями сад делится на 4 небольших участка, в центре каждого из которых находятся фонтаны с позолоченными бронзовыми статуями на постаментах. Характерной их чертой является то, что вода льётся с пьедесталов гладкими колоколами, поэтому их так и называют — фонтаны-колокола. Скульптуры фонтанов были установлены здесь в 1817 году вместо свинцовых аналогов. Конечно же, у каждой есть своё "имя" — “Сатир с козленком”, “Аполлино”, “Психея” и “Вакх”

0_f1b_850c0cab_XL

0_2835f_3a4b2d3b_XL

Около Монплезирского дворца разбит Китайский сад — он примыкает к Ассамблейному залу и Банному корпусу. В саду расположена скульптурная группа "Амур и Психея" и фонтан "Раковина"

152732977

Интересным украшением Нижнего парка являются фонтаны-шутихи. Первыми из них были два диванчика в Монплезирском саду, прдназначенных для того, чтобы обливать гостей, решивших немного передохнуть) Еще две шутихи появились здесь в конце XVIII — начале XIX столетия. В 1803 году из Верхнего парка в Нижний был перенесён созданный по проекту Растрелли металлический "Дубок", который с трудом удалось восстановить после войны. Также был воссоздан и фонтан “Китайский зонтик”, появившийся здесь в 1796 году. Невдалеке от “Дубка” находятся “Елочки”, построенные в 1784 году. Перед находящимся неподалёку каскадом “Шахматная гора” уютно расположились "Римские" фонтаны-близнецы, каждый из которых представляет собой два расположенных друг на друге восьмигранника, отделанных белым, розовым и серым мрамором и мелкими бронзовыми деталями, покрытыми позолотой

0_28326_81b86c62_XL

По обе стороны южной части Монплезирской аллеи находятся Менажерейный сад с фонтаном “Солнце”, а также два павильона “Вольера” и мраморные статуи

gjh

В 1774—1775 годах на участке, который назывался “менажерия” (по-французски зверинец), была построена императорская купальня, в центре которой был установлен фонтан "Солнце", который обрызгивал купающихся. Устроен он был так: к высокому стержню крепились два бронзовых диска с отверстиями по краям, а в круглом 3,5-метровом постаменте находилось водяное колесо, вращавшее стержень. Благодаря позолоченной поверхности, в солнечную погоду диски и вырывающиеся из них струи походят на Солнце и его лучи, под которыми "греются" 16 дельфинов. Бассейн фонтана можно разглядеть издалека, из-за его обширной площади почти в 2100 м2 — он занимает основную часть Менажерейного сада

Petergof_np_fontan_Solnce_21-08-2005

Для обеспечения "Солнца" от общей системы водоснабжения Нижнего парка отведена отдельная труба. Раньше фонтан был непонятно зачем обнесён высокими стенами царской купальни, которые были разобраны в 1926 году, после чего фонтан сразу же органично вписался в окружающий пейзаж. Окружающие его дельфины были уничтожены нацистами и воссозданы лишь в 1956—1957 годах

0_2f7df_a6462156_XL

Деревянные Вольеры Менажерейного сада дошли до нас такими, какими они были созданы, что можно считать своеобразным чудом, учитывая масштабы прошедших войн. Снаружи 12-гранные корпуса "Вольеров" облицованы камнем. О них мы поговорим чуть позже

0_11329_1754a65c_XL

Банный корпус

На востоке Нижнего парка Петергофа располагается Банный корпус, включающий в себя покои для гостей Петра I, исполненные в восточном стиле, а также другие здания парадного и бытового назначения

Petergof_np_Monplezir_Banny_korpus_21-08-2005

С востока к покоям для гостей пристроена Мыльня для кавалеров с установленным в центре восьмигранного бассейна удивительным шаром "брызгало", вокруг которого неожиданно взлетают 265 струй

peterghof_09 074

В самом Банном корпусе есть ещё одно интересное приспособление — люстра-душ

0_18877_62ac9705_XL

Банный корпус построили для императрицы Марии Александровны, когда в моду вошла европейская система водолечения. Кстати, как и в любой русской бане, здесь есть своя парная со всеми причитающимися ей банными принадлежностями

0_1886e_2a3a11be_XL

В Ассамблейном зале можно полюбоваться уникальными шпалерами первой половины XVIII столетия и царским столом с личным сервизом Екатерины II

picturecontent-pid-179d3-et-6f23833

Екатерининский корпус

К западному флигелю Монплезира примыкает Екатерининский корпус, построенный по проекту Растрелли для проведения придворных балов. Во второй половине XVIII века интерьеры были переоформлены в стиле классицизма, а при Александре I к классическим элементам были добавлены ампирные росписи, посвящённые событиям войны 1812 года

Екатерининский корпус

1

В Екатерининском корпусе собрана редчайшая коллекция русской мебели и изделий из французской бронзы — например пресс на столе Александра I украшен настоящими ядрами с бородинской битвы, а хрустальные и фарфоровые предметы украшены портретами героев этого сражения. Жемчужиной коллекции Екатерининского корпуса является императорский Гурьевский сервиз из более чем пяти тысяч предметов, посвящённый необъятным просторам России и народу, их населяющему

0_27df2_215cb402_XL

Воронихинские колоннады

Партер Нижнего парка Петергофа, начинающийся Большим каскадом, замыкают Воронихинские колоннады, украшенные позолоченными вазами и куполами. Они являются своеобразной границей между партером и парковым массивом. Интересной особенностью колоннад являются струи воды, бьющие прямо из вершин куполов. Карнизы и балюстрады колоннад выполнены из белого мрамора, колонны — из серого, а сам цоколь, лестницы и скульптуры львов на них сделаны из редкого розового гранита

petergof-np-voronihinskaja_kolonnada2

При Петре I здесь располагались небольшие галереи из дерева, в которых планировалось разместить 7 фонтанов. Из них установлен был лишь клокшпиль — своеобразный музыкальный инструмент с хрустальными колоколами. А в 1745 году в западной галерее установили водяной орган, во время игры на котором вода приводила в движение раскрашенные деревянные фигурки — трубящего в рог егеря, играющих на флейтах сатиров, оленя, преследуемого сворой собак, и 12 певчих птиц

0_132e3_a3cd5e9a_XL

Нынешние колоннады, спроектированные Воронихиным, появились на этом месте лишь в 1800—1803 годах. Кроме богатой мраморно-гранитной облицовки, на колоннадах установили позолоченные фонтанные чаши из свинца, купола покрыли золотом и подвели к ним воду. Крыльцо каждой колоннады украсили парными скульптурами львов

0_1cec4_28783550_XL

0_21bcd_f5dd3915_XL

Через полвека Воронихинские колоннады были облицованы каррарским мрамором, на что ушло 30 тысяч пудов этой роскоши, а полы выложили венецианской мозаикой. К сожалению, во время войны позолота с куполов и фонтанные вазы были вывезены фашистами, а облицовка колоннад была сильно повреждена, но, благодаря усилиям реставраторов, в 1966 году Воронихинским колоннадам вернули утраченный облик

0_287e7_c016feb7_XL

Дворец Марли

Западная часть Нижнего парка Петергофа занята дворцом Марли и прилегающими к нему территориями

picturecontent-pid-1fa52-et-828397a

Своё необычное название дворец получил в память о посещении Петром Первым в 1717 году французской королевской резиденции Марли-ле-Руа под Парижем, которая позже была уничтожена во время Великой французской революции. Но от французской резиденции была взята только общая композиция, в остальном же петергофский Марли является самодостаточным и неповторимым дворцово-парковым ансамблем

1667793

Дворец Марли возводили в одно время с закладкой прудов и первоначально здесь планировали построить одноэтажное здание, но Пётр I решил, что этого недостаточно и внёс в проект дополнения, согласно которым к зданию добавлялся второй этаж, а сам дворец приобретал кубоподопную форму, что придавало его пропорциям некую завершённость и гармоничность

lrg_32212_23

Дворец Марли, как и другие малые дворцы Петергофа, отличается скромностью отделки, а его особенностью является отсутствие парадного зала, роль которого выполнял вестибюль. Всего во дворце 12 помещений, доступом к которым служат два коридора и лестница

1833266

Изначально дворец был предназначен для проживания высокопоставленных гостей, но с середины XVIII столетия Марли превратился в своеобразный музей, в котором хранился личный гардероб Петра I и другие его личные вещи, которые были впоследствии переданы в Эрмитаж

0_5b47_be62ccf1_XL

К концу XIX века Марли обветшал, а по его стенам пошли трещины, вследствие чего в 1899 году дворец был полностью разобран для установки на новый фундамент

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Во время Великой Отечественной войны дворец серьёзно пострадал — в него попала мина замедленного действия. К 1955 году фасады Марли были восстановлены, а в 1982 году он был вновь открыт в качестве музея

Petergof_np_Marli_21-08-2005

Сегодня в экспозиции дворца можно увидеть морскую шинель Петра I и кафтан с шитым Орденом Андрея Первозванного, а также книги императора, его личную посуду и созданный им собственноручно стол с "апсидной" доской. Также в Марли хранится собранная Петром I коллекция живописи, включающая в себя работы практически неизвестных итальянских, фламандских и голландских художников XVII—XVIII столетий

3542015

Марлинский сад условно делится Большим прудом на Сад Бахуса (в котором намеревались выращивать виноград, но не получилось) и Сад Венеры (где выращивались фрукты для императорского стола). Во время закладки прудов был насыпан земляной вал, до сих пор защищающий Сад Венеры от сильных ветров со стороны Балтики

102_6610

Дворец Марли буквально окружён прудами — на востоке находится одноимённый Марлинский пруд, а на западе — Секторальные пруды. Все пруды Марли были предназначены для разведения редкой рыбы к императорскому столу. Кстати сегодня традиция разводить рыбу в Марлинских прудах возобновлена, так что здесь можно спокойно посидеть с удочкой, любуясь окружающим средневековым пейзажем)

10628

Планировка Марли оказалась настолько удачной, что он стал своеобразным эталоном, по которому впоследствии устраивались русские усадьбы

471439

Павильон “Эрмитаж”

В самой западной части нижнего парка, прямо на берегу моря возвышается двухэтажное здание первого Эрмитажа России, возведённого по проекту Петра Первого к лету 1725 года

000315

Мало кто знает, что слово "эрмитаж" пришло к нам из французского языка и буквально переводится как "уединённый уголок". Отсюда и основное предназначение Эрмитажа — уединённость для тесного круга людей одного положения и схожих интересов, покой которых никто и ничто не должно было нарушать. С этой целью на втором этаже павильона был даже установлен специальный овальный стол на 14 персон, центральная часть которого опускалась на первый этаж, где происходила сервировка и расстановка блюд, после чего стол поднимался обратно на второй этаж

Petergof_0125

Для того, чтобы заказать блюдо, гостю достаточно было изложить свои пожелания в записке на тарелке, затем дёрнуть за верёвку. Тарелка на некоторое время опускалась вниз, а затем поднималась с уже готовой едой

4330

Этот удивительный стол с механизмом был уничтожен во время Второй мировой войны, но в перекрытии между первым и вторым этажами сохранилась его дубовая основа

lrg_32213_22

Долгое время воссоздать подъемный стол не представлялось возможным — лишь в 2007 году, когда были случайно обнаружены довоенные фотографии стола, началась его реставрация. В итоге подъёмный стол был оборудован современными механизмами, но выглядит сегодня также, как и в XVIII веке, для чего был сохранён принцип приведения механизмов в движение при помощи ручной тяги

0_18425_78ca1465_XL

Вид снизу

0_18424_bbbdd203_XL

Сегодня стол петергофского Эрмитажа является единственным действующим в России подъемным столом XVIII века

hvj

Принцип действия подъёмного стола демонстрируется по выходным, а в будние дни увидеть принцип его действия можно увидеть лишь на экране телевизора в павильоне

0_79e4_52cecb8f_XL

Стены центрального зала до сих пор, как и в XVIII столетии, украшают 124 полотна западноевропейских мастеров XVII-XVIII веков

0_1d051_b199f677_XL

Павильоны “Вольеры”

Центр Восточной части Нижнего парка Петергофа украшают два изящных деревянных павильона-вольера, подобных которым, по словам известного искусствоведа Грабаря, “нет больше ни у нас, ни в Европе”

0_ea5_6ef36291_XL

Фасады павильонов облицованы морскими раковинами, туфом и изгарью, а плавные линии куполов придают силуэтам павильонов особую выразительность

152732976

0_2fcac_31df567e_XL

Вольеры являются сегодня одними из немногих недворцовых строений петровской эпохи, на стенах которых до сих пор сохранилась подлинная живопись XVIII века

0_2e37f_882feb48_XL

В Вольерах, конечно же, живут птицы, которых обеспечивают светом и воздухом огромные окна-двери. В XVIII столетии в медных клетках Вольеров обитали чечётки, соловьи, дрозды и даже снегири, а также заморские канарейки и попугаи)

img_1568_486

Сегодня в Западном Вольере обитают зяблики, чижи, синицы, щеглы, овсянки, дубоносы, а в изящных деревянных клетках живут заморские гости — амадины, рисовки, белоголовые мунии, астрильдики и канарейки. Восточный же Вольер населяют попугаи самых разных видов — ара, жако, какаду, амазоны, розеллы, кореллы, пионитесы и другие

img_1563_486

С восточной стороны Восточного Вольера находится Лебяжий пруд, в котором неспешно плавают лебеди, канадские гуси и утки

Лебяжий пруд

Перейдём наконец к самой, на мой взгляд, живописной и интересной части Нижнего парка — фонтанам и каскадам

###

Фонтаны и каскады Нижнего парка

Петергоф не просто так называют "Столицей Фонтанов", ведь равных по роскоши дворцово-парковых ансамблей в мире всего пара, да и то равными они считаются лишь из-за статуса, а на деле уступают Петергофу и по роскоши, и по насыщенности. Благодарить за это надо Петра I, который для осуществления своих замыслов привлёк лучших мастеров того времени и сам постоянно руководил проектированием и постоянно вносил поправки и изменения. Благодаря такому подходу многие фонтаны Петергофа, имея уже почти по три века "за плечами", до сих пор не уступают современным аналогам, хотя с того времени в мире прошла уже не одна технологическая революция…

peterhof-petrodvorets

Место для строительства Петергофа также было выбрано лично Петром Первым, который нашёл такое место, ландшафт которого позволял бы создать самотечную водопроводящую систему фонтанов, которые, в отличие от версальских, могли функционировать постоянно в течение дня. Принципы водоснабжения, разработанные Петром I, работают до сих пор, являясь молчаливым доказательством бесспорного таланта основателя Петергофа. 8 июля 1721 года состоялся пробный пуск фонтанов, даже не дожидаясь подхода вода по основному водоводу, а 13 июля была проведена проверка Большого каскада. После всех проверок и доработок, 15 августа 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа, в ходе которого Пётр I лично выступил для высокопоставленных гостей в качестве гида по новой летней резиденции

6_big

После открытия работы не прекратились — возведение фонтанов и совершенствование фонтанной системы продолжалось ещё до середины XIX столетия, в результате чего в Нижнем парке сложился комплекс, насчитывающий 4 каскада и более 150 фонтанов, а в Верхнем саду — 5 фонтанов и один каскад

_dsc7749

Вторая мировая война нанесла Петергофу серьёзный ущерб, начиная от похищения скульпоур и заканчивая взорванными водоводами. После войны незамедлительно были начаты реставрационные работы — Нижний парк был открыт уже 17 июня 1945 года, а в 1946 году были включены первые фонтаны, но окончетельно восстановление завершилось лишь в августе 2000 года с пуском Львиного каскада в западной части Нижнего парка

1645547

Главным фонтаном Нижнего парка является уже упоминавшийся ранее Большой каскад с фонтаном "Самсон". Партер у подножия каскада украшают симметрично расположенные фонтаны "Чаши", "Мраморные скамьи", а завершают партер Воронихинские колоннады. Я уже писал ранее, что Морской канал с Аллеей фонтанов делит Нижний парк на Восточную и Западную части, но не упоминал, что же находится на их территории. Итак, в Западной части Нижнего парка находятся: каскад “Шахматная гора”, фонтан “Оранжерейный”, Римские фонтаны, фонтан “Адам”, фонтан “Сноп” и фонтаны “Колокола”, фонтан “Солнце”, фонтан “Пирамида”, фонтаны-шутихи. Фонтаны Восточной части: каскады “Львиный” и “Золотая гора”, фонтан “Фаворитный”, фонтан “Ева”, фонтан “Китовый”, “Менажерные” фонтаны, фонтаны “Клоши”. Пройдёмся по всем достопримечательностям по порядку)

0_287e5_3333b72_XL

Большой каскад

Являясь блестящим памятником искусства барокко, Большой каскад является также одним из самых значительных и выдающихся фонтанных сооружений мира, благодаря просто колоссальным размерам, обилию используемой воды, графическому разнообразию водомётов и богатству скульптурного декора

0_1d04e_ea934c0e_XL

Композицию Большого каскада также разработал Пётр I, но современный его облик складывался ещё в течение столетия после начала строительства в мае 1716 года. Большой каскад был запущен в августе 1723 года, но работы по его украшению продолжались. Знаменитый "Самсон" появился в центре ковша уже после смерти императора, в 1735 году, а ещё через три года в разрыве мраморной балюстрады установили группу из двух трубящих в раковины тритонов работы Растрелли — с их установкой были завершены основные работы по украшению Большого каскада

0_14afb_fb4e040_XL

В центре Большого каскада находится Нижний грот, площадку перед которым ограничивают две каскадные семиступенчатые лестницы, декорированные золочеными барельефами, кронштейнами, струями водометов и позолоченными скульптурами, чередующимися с вазами

0_390e_d9891423_-1-XL

В центре площадки установлен фонтан “Корзина”, вода из которого по трем водопадным ступеням устремляется в ковш

pgof006

0_14afa_1fe8365d_XL

Каскад построен как своеобразное продолжение Большого Петергофского дворца, что можно заметить в его стилистике и архитектуре: декор, подчиненный трехчастному делению дворца, полукружие арок и ниш, бело-желтая окраска. Стена Нижнего грота завершается гранитным карнизом с мраморной, украшенной вазами, балюстрадой перед террасой Верхнего грота Петергофа

0_390c_2ee08a4d_-1-XL

Есть ещё и такие вазы)

0_14a61_489f4ce5_XL0_390f_1988dfcb_-1-XL

Каскад и гроты перенесли множество переделок и замен структурных элементов, в результате чего часть барельефов и декоративных элементов исчезла, прекратилось действие фонтанов в гроте. Незавершенная реставрация в середине XIX века привела к искажению первоначального облика всего сооружения

0_390b_a8df74a_-1-XL

Во время Второй мировой войны все декоративные детали Большого каскада и четыре самые крупные скульптуры, которые не успели эвакуировать, пропали, но, благодаря самоотверженному труду реставраторов и местных жителей, уже 25 августа 1946 года состоялось открытие каскада, а ещё через год на пьедестале в ковше канала появилась мощная фигура "Самсона", разрывающего пасть льву — его раставрация стала возможной благодаря сохранившимся довоенным фотографиям. Реставрация Большого каскада была полностью завершена в 1950 году

0_fbbc_93389fd0_XL

В 1995 году завершились семилетние реставрационные работы, вдохнувшие новую жизнь в Большой каскад Петергофа. Необходимость проведения этих работ была продиктована ветхостью гротов и подземных коммуникаций, обеспечивающих водой Большой каскад. Во время восстановления было решено вернуть каскаду утраченные элементы декора, свидетельства о которых были найдены в документах былых времён: чертежей архитекторов и мастеров фонтанного дела, гравюр и акварелей XVIII—XX столетий

0_14b11_b9500add_XL

4 июня 1995 года Большой каскад был вновь торжественно открыт — в одночасье ввысь взметнулись все 138 струй одного из самых совершенных, действующих сегодня фонтанных сооружений мира

0_390a_e5f7bde7_-1-XL

Фонтан “Самсон”

Вообще вначале планировалось разместить в центре большого каскада фигуру Геракла, убивающего Лирнейскую гидру, но при строительстве Геракла решено было заменить Самсоном, разрывающим пасть льву — по всей видимости это связано с победой русских войск над шведами в Полтавской битве в день Сампсония странноприимца. Ну а лев, с которым Самсон так нехорошо обходится, олицетворяет Швецию, на гербе которой до сих пор красуется именно этот символ. В итоге получаем символическое изображение Пётра Первого, побеждающего Карла Двенадцатого=)

SamsonAndTheLion

"Самсон" был установлен в центре каскада в 1735 году, но впоследствии свинцовую группу пришлось заменить — так в 1802 году здесь появилась новая бронзовая фигура Самсона, у ног которого резвятся 8 дельфинов. Для новой скульптуры был сложен гранитный пьедестал, у подножия которого в нишах спрятались ещё 4 льва, обращённые на север, восток, юг и запад. Обновление каскада было завершено в июлю 1806 года

0_154a3_9390b839_XL

Как я уже писал ранее, во время фашистской оккупации статуя Самсона была вывезена в Германию, поэтому сегодня мы видим лишь копию, установленную 14 сентября 1947 года, которая, тем не менее, ничем не уступает оригиналу

0_8be_899d7abf_XL

Струя из пасти льва устремляется ввысь на 21 метр

0_154a1_ed5c49e_XL

Пётр I не планировал вообще размещать какой-либо фонтан в ковше Большого каскада, но после его смерти решено было дополнить ансамбль Петергофа ещё одной жемчужиной, в честь 25-летия победы в Полтавской битве

show_thumbinail

Фонтаны “Чаши”

По обе стороны от "Самсона", в центре Больших цветников расположены одинаковые фонтаны "Чаши", которые называются "Французским" (восточный) и "Итальянским" (западный) — по национальности мастеров, их создававших. В 1854 году деревянные чаши были заменены новыми, изготовленными из каррарского мрамора. “Чаши” композиционно поддерживают огромный водяной столб “Самсона” и гармонизируют пространство партера

341972

Фонтаны “Мраморные скамьи”

В дальних углах Больших цветников в 1853—1856 годах появились интересные полукруглые скамьи из белого мрамора, позади которых на высоких пьедесталах расположены два небольших фонтана с мраморными чашами и позолоченными женскими фигурами. Сзади западной скамьи стоит богиня источника Нимфа, являющаяся копией древнеримской статуи Эрмитажа, а позади восточной скамьи возвышается Данаида — одна из дочерей египетского царя Даная, обреченная вечно наполнять бездонную бочку водой

0_796e_cf979d17_-1-XL

Аллея фонтанов

Вдоль Морского канала Петергофа тянется Аллея фонтанов, на которой, по замыслу Петра I, решено было соорудить 22 фонтана со скульптурным убранством на сюжеты басен Эзопа, а остальные фонтаны сделать в виде обычных ваз с плоскими чашами. Обветшавшие вазы впоследствии убрали, остались только 14 бассейнов из каррарского мрамора, в которых они некогда располагались. Сегодня только восемь расположенных ближе к шлюзу каменных бассейнов напоминают о прежних барочных фонтанах. Но даже этого хватает, чтобы образовать великолепную хрустальную колоннаду, ведущую к Большому каскаду

0_1d3c8_7ba060b0_XL

Вид с одного из мостов Морского канала на дворец

Петергоф

Чтобы не было путаницы — я решил, что будет лучше, если мы пройдёмся отдельно сначала по западной, а затем — по восточной части Нижнего парка Петергофа, поэтому необходимо сразу написать о парном фонтане “Адам” и “Ева”, который находится и в западной, и в восточной части=)

Фонтаны “Адам” и “Ева”

По обе стороны от Морского канала пересекающиеся аллеи образуют своеобразные площади, от которых расходятся восемь лучей. Эти две большие “звезды” являются основополагающими элементами первоначальной планировки Нижнего парка, поэтому именно здесь находятся старейшие фонтаны Петергофа: “Адам” — в восточной части парка, “Ева” — в западной. Оба фонтана являются композиционными и смысловыми доминантами соответствующих частей парка и размещаются практически в их центральных точках. Вокруг фонтанов образованы небольшие площади с расходящимися лучами больших и малых аллей

225840

Изготовление скульптур было заказано венецианцу Джованни Бонацца и предполагалось изначально, что это будут точные копии Адама и Евы из Дворца дожей, но скульптор немного иначе трактовал детали, в результате чего скульптуры, сохранив общую композицию и позы, наполнились барочными деталями, что сделало их не копиями, а совершенно самостоятельными произведениями искусства, что привело Петра I в неописуемый восторг. Первоначально, в 1718 году, скульптуры расместили на обычных постаментах, а собственно фонтаны заложили уже позже

0_e9a_e07dab97_XL

"Адам" занял своё нынешнее место в 1722 году, а "Ева" оказалась в центре фонтана лишь осенью 1726 года, уже при Екатерине I

0_e99_49063de_XL

Эти фонтаны обладают мощной символичностью — прародители рода человеческого изображают Петра I и Екатерину I — прародителей Российской Империи

1244118312_3

“Адам” и “Ева” являются единственными фонтанами Петергофа, сохранившими своё изначальное скульптурное убранство — они не менялись на протяжении почти трёх веков!

0_20f79_54a72024_-1-XL

"Адама" и "Еву" окружают беседки, появившиеся здесь ещё до того, как фонтаны з

Рубрики:  путешествия
сады
замки
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку