-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Фиалка_2

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.12.2011
Записей: 2494
Комментариев: 1759
Написано: 6946


Цветы в творчестве поэтов и писателей

Понедельник, 30 Января 2012 г. 22:35 + в цитатник
Цитата сообщения Мадлена_де_Робен Цветы в творчестве поэтов и писателей

Цветы в творчестве поэтов и писателейЦветы в литературе. Нередко цветы "растут" на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты.

С древнейших времён цветы  занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира. В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о новгородском купце Садко, говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке названным его именем.

Не только древние, но и авторы более поздних эпох, так или иначе, затрагивали эту тему в своих произведениях. Особую роль в её развитии играют русские писатели и поэты, считающиеся непревзойденными общепризнанными мастерами описания природы. Русский свободный дух и восхищение необъятными просторами, вот что выгодно отличает авторов русской школы от их коллег из душной индустриальной Европы.

 

Даже далекий от идей поэтов "серебряного века", Валерий Брюсов, являясь жёстким, волевым и ярким представителем символизма в литературе, в своём возмущении массовой урбанизацией, протесте против бездушного городского хаоса, не мог пройти мимо мирного созерцания природы. Вот что пишет он в своём стихотворении "Фиалка" в 1912 году.

"Цветики убогие северной весны,
Веете вы кротостью мирной тишины
Ландыш клонит жемчуг крупных белых слез,
Синий колокольчик спит в тени берез,
Белая фиалка высится стройна,
Белая ромашка в зелени видна,
Здесь иван-да-марья, одуванчик там,
Желтенькие звезды всюду по лугам,
Изредка меж листьев аленький намек,
Словно мох, бессмертный иммортель-цветок, -
Белый, желтый, синий - в зелени полян,
Скромный венчик небом обделенных стран."

Поэзия же Афанасия Фета, напротив, не соответствовала духу времени и накаляющейся социально-политической обстановке второй половины 19-го века. Его стихи не были признаны широкой публикой при жизни поэта, но в то же время находили своих восхищенных поклонников в литературных кругах. Это один из замечательнейших русских поэтов - пейзажистов. В его стихах во всей своей красоте предстают все времена года: и лето, и зима, и весна с цветущими деревьями, с первыми цветами, и осень с журавлями, кричащими в степи.

"О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!"

Эти строки, точно передающие настроение природы и разнообразие её состояний, ставят Фета в этой области литературы в один ряд с таким столпом русской поэзии, как Фёдор Тютчев.

Цветы в творчестве поэтов и писателейДостоевский сравнивал Тютчева, как лирического поэта с Пушкиным, а Толстой считал, что он даже превосходит его. Но в отличие от других поэтов, описывающих природу, описания Тютчева не детализированы, а носят общий, абстрактный характер.

"Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык".
(Федор Тютчев)

Тютчев очень часто, в своих стихах, говорит о цветах, но только в единичных случаях называет их. Тем самым, передавая не конкретику природы, а общий её настрой и энергетику. Но всё же и у него есть исключения:

"Не о былом вздыхают розы
И соловей в ночи поет;
Благоухающие слезы
Не о былом Аврора льет…"

Совершенно другим автором был Александр Блок. В первую очередь при разговоре о цветах в литературе, его имя и ассоциируется с розами и Иисусом Христом из поэмы "Двенадцать": "В белом венчике из роз / Впереди - Иисус Христос" и более раннего стихотворения посвященного Евгению Иванову: "Вот Он - Христос - в цепях и розах". Но Блок был ещё и автором поэмы "Ночная фиалка", написанной в 1906 году. Поэмы, где реальность слита с книжной романтикой, снами и мифами, ожиданием чуда и наступления царства красоты.

Не мог Александр Блок не писать так ярко и самобытно, как и не мог он забыть того старого сада его детства, с главным его украшением - сиренью. Сада, принадлежащего его тёте, поэтессе Екатерине Андреевне Бекетовой, автору прекрасных слов:

"Поутру, на заре,
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду свое счастье искать..."

Эти стихи впоследствии были положены на музыку Рахманинова и стали одним из самых популярных романсов своего времени.

А разве можно не упомянуть здесь такого великого писателя, как Иван Тургенев? С его строчками:

"И ты срываешь стебель зыбкой.
В петлицу бережной рукой
Вдеваешь, с медленной улыбкой,
Цветок, погубленный тобой"

И только ему свойственными стихами в прозе: «Она увидала розу, схватила ее, взглянула на ее измятые, запачканные лепестки, взглянула на меня, - и глаза ее, внезапно остановившись, засияли слезами".

А Анну Ахматову, с её огромным количеством фиалок, лилий, георгин и маргариток, встречающихся практически в каждом раннем стихотворении? А Александра Сергеевича Пушкина, хранившего подаренный ему Анной Керн гелиотроп? А Жемчужникова? Бунина? Алексея Константиновича Толстого?

"И анютиных глазок стая
Бархатистый хранит силуэт -
Это бабочки, улетая,
Им оставили свой портрет…"
(А.Ахматова)

"Шиповник так благоухал,
Что даже превратился в слово.
И встретить я была готова
Моей судьбы девятый вал."
(А. Ахматова)

"Темной ночью белых лилий
Сон неясный тих.
Ветерок ночной прохладой
Овевает их.
Ночь их чашечки закрыла,
Ночь хранит цветы
В одеянии невинном
Чистой красоты."
(И. Бунин)

Да разве всех перечислишь...

Люди живут и умирают. А цветы, пока ими любуются и восхищаются - вечны.

"Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой.
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!"
(И. Мятлев.)

Это стихи русского поэта Ивана Петровича Мятлева, жившего в одно время с А.С.Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым. Все, что было написано Мятлевым, давно забыто, а вот эти стихи живут.

Вот что сказал Яков Хелемский о русском поэте Иване Мятлёве:

"Остаться можно в памяти людской
Не циклами стихов и не томами прозы,
А лишь одной-единственной строкой:
"Как хороши, как свежи были розы!"

Задумчивая элегия Мятлева возродилась в конце прошлого века в "Стихотворениях в прозе" И.С.Тургенева. Одно так и называется: "Как хороши, как свежи были розы", и в нем с проникновенной грустью говорится о воспоминаниях ушедшей молодости.

А еще два десятилетия спустя строки Мятлева вдохновили знаменитого русского скульптора Беклемишева на создание статуи из мрамора "Как хороши, как свежи были розы", изображающей молодую девушку с букетом увядших роз.

Серия сообщений "искусство":
Часть 1 - Кофейники.)))
Часть 2 - Фарфоровые статуэтки.)))
...
Часть 7 - Китайская резьба по камню
Часть 8 - Войду я в сказку осторожно...Современная федоскинская миниатюра.
Часть 9 - Цветы в творчестве поэтов и писателей
Часть 10 - Очень красивые пейзажи современного испанского художника Anthony Casay
Часть 11 - Женский образ | Классики русской живописи
...
Часть 25 - Кольцо царя Соломона/Три варианта легенды
Часть 26 - Вена | Сокровищница дворца Хофбург
Часть 27 - Для чего нужны нам сказки?

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку