-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Верещагинъ

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

грибы в лесу домик в деревне и тишина и тишина изучение "исторического описания одежды и воо

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.12.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 45


Учитель музыки

Пятница, 06 Апреля 2012 г. 16:23 + в цитатник

Снимок (700x293, 183Kb)

   На дворе уже ноябрь, время призыва новобранцев. Нигде не встречается эта пора с таким трепетом, как в нашем Западном крае и преимущественно в его еврейском населении.

  Во избежании побегов со стороны вновь принятых на службу евреев начальство тотчас же забирает их в казармы под строгий надзор в то время, когда остальные новобранцы распускаются на некоторое время по домам.
  Теперь еврейчиками начинаются происки.
  Спросите любого ротного командира, кто состоит в роте сапожником, сигналистом, кто состоит в швальне, в писарской команде, и вы в большинстве случаев получите в ответ, что евреи.
  Незнакомому человеку это пожалуй и не покажется странным. Что же странного в том, что если еврей солдат способен к какому либо мастерству - чтецу и книги в руки; естественно что он нужнее в соответствующей его способностям команде, чем в строю.
  Но тут то и вопрос. Все эти ротные сапожники, портные, писаря до поступления на службу и не думали, до поступления на службу и не думали, что обладают такими способностями; оне сказались в них только как средство избежать строя, котораго евреи боятся пуще огня. Нужно заметить, что у евреев крайне развиты корпоративные начала. Куда бы еврей ни появлялся, он уверен заранее, что встретит в своих соотчичах всегда сочуствие и поддержку. Этот дух товарищества, взаимной выручки, пожалуй, одна из лучших черт их характера.
  Не успеет партия новобранцев поступить в полк, как старослужащие евреи уже знают сколько их единоверцев прибыло, и забирают их под свое покровительство.
  Не проходит недели - двух со дня прибытия новобранцев и распределения их по ротам, как бравый фельдфебель Морозевич, имеющий несколько нашивок на левом рукаве, докладывает своему ротному командиру: "Ваше В-родие! Вот новобранец Гриншпульт говорит, что умеет играть на трубе. Нельзя ли его сплавить в музыкантскую команду, а то в роте с ним сладу не будет: ружья как чорта боится, а  словестность так уж совсем не вобьешь в голову.
  -Хорошо! напомни мне, Морозевич, об этом. когда завтра батальонный командир приедет в казармы!
  -Слушаюсь, Ваше В-родие!
  И через несколько дней в приказе по полку отдается: "Молодой солдат 15-й роты Ицко Гриншпульт прикомандировывается к музыкальной команде, где ему производить довольствие, прекратив таковок в роте с 7 января".
  Не далее как два года назад мне лично пришлось быть невольным очевидцем того, как один еврей гарантировал свое поступление в нестроевые, в случае принятия его на военную службу.
  Дело было так.
  Наш полк расположен на квартирах в небольшом местечке одной из Привислянских губерний, при чем Штаб полка и несколько рот состоят в самом местечке, а остальные роты в близлежащих деревнях. Я жил в местечке и занимал квартиру во втором этаже у однаго еврея. Кто знаком с Западным краем, тому известно, что каждое местечко состоит из площади, на которой находятся жидовския лавочки с разным скарбом, и пяти-шести грязных улиц, расходящихся радиусами от этой площади.
  Окна моей квартиры выходили на площадь, так что, интерисуясь местным бытом и обычаями, я не мог бы изброть более удобнаго наблюдательнаго пункта, как моя квартира: вся площадь была видна мне, как на ладони, и будь я художником, то приизвел не одну бы картину, нанося на холст типичные сцены еврейской жизни.
  В нижнем этаже под моей квартирой находтлась парикмахерская.
  Помимо парикмахерскаго искусства Давид Нахт Фогель считал себя и музыкантом, так как весьма недурно играл на корнете. Ниодна свадьба в местечке не обходилась без его участия. Заезжала ли к нам какая нибудь бродячая труппа, Давид тут же являлся человеком необходимым. И загриммерует, и причешет и тремя скрипачами дирижирует, выводя соло на своем корнете; и под их музыку бывало непризнанные артисты дерут какия то арии из опереток и невозможные куплеты.
  Ну одним словом Давид был человеком выдающимся в своем роде.
  Свои способности т. е. парикмахерство и музыку он ставил выше всего на свете, а себя считал в своем деле виртуозом.
  Когда он узнал, например, что у нас затевается маскарад, то предложил мне свои услуги.
  - Уж будьте уверены, так сделаю, так сделаю, что и сам полковник не узнает.
  Да как же ты меня загримеруешь?
  - А уж как вы хотите. Я все могу сделать, что не прикажете, дайте только мне рисунок, а я вас сделаю или Пушкиным, или Лермонтовым, и, поверьте Вы будете как живой!
  Но я отклонял его услуги, чем кажется он немного обиделся.
  Игрою своею на корнете, а порою и на контрабасе, Давид мне не надоедал, так как редко играл дома. Но вдруг, не помню когда именно это было, только время шло к весне, он ни с того ни с сего не стал давать мне покою. И как нарочно, приду бывало с занятий и лягу отдохнуть, как внизу начинается музыка, да такая, что не просто не дает спать, а просто гонит из дому.
  День, другой, третий я все смирялся пред судьбой и, потеряв всякую надежду заснуть, обыкновенно уходил гулять на Варшавское шоссе, но продолжительность музыкальных занятий вывела меня из терпения.
  -Потап! приказал я своему денщику, поди на низ и узнай, что там за свинья не дает мне покою!
  Через несколько времени Потап вернулся и усмехаясь стал в дверях.
  - Ну что узнал?
  -Узнал, Ваше благородие!
  - Так чего же ты молчишь! Говори!
  Ихний ученик, Ваше благородие, на трубе учатся.
  Чей ученик?  какой? говори толком дурак!
  Заметив мое нерасположение шутить, Потап вытянулся в струнку, рука мнгновенно из кармана опустилась по шву. Улыбка исчезла из его лица.
  - Паликмахера ученик, Ваше благородие. Он, значит, жид-то, паликмахер то наш, учит играть на трубе хозяйскаго сына.
  - Ну хорошо! пошел!
  Потап повернулся на лево кругом и ушел на кухню.
  Хоть мне в этот вечер и не нодо было бриться, но я зашел после вечерних занятий к Давиду.
  Давид, в черной паре до невозможности затасканной и с потертыми дырами на локтях, встретил меня, как всегда, с улыбочкою в дверях.
  Я взглянул в угол комнаты, где помещался всегда корнет и контрабас. Корнета, виновника моих послеобеденных недосыпаний, на обычном месте не было.
  За бритьем Давид счел своим долгом посвятить меня во все последние новости местечка.
  - А вы слышали, мировой судья отдает дочку за муж? А вы слышали в Ломже застрелился офицер? А вы слышали Мойше вчера на базаре подсунули в сдачу фальшивые рублевки? А вы слышали... и так без конца.
  Уходя я спросил, что он вздумал последние дни играть дома на корнете и до того безобразно, что не дает мне покою. Он сначала как будто меня не понял, а затем пискливым фальцетом завопил, как будто я взял его за шиворот.
  - И что вы говорите! Разве когда я играл так плохо, что господину поручику мешал спать. Когда я служил в Тульском полку, я был первый музыкант, сам полковник говорил мне: О, Давид! ты у меня отлично играешь, ты у меня в полку перый музыкант. А вы говорите, что я так плохо играю. И как это возможно, что бы я стал так плохо играть! Извините, господин поручик, я играю....
  Меня начало бесить это бесконечное сопряжение глагола играть: играл, играешь, играю, играть....
  - Не ты, так черт что-ли ревет на твоей трубе?
   - И что вы говорите! какой чорт может играть на моем корнете. Я виноват, что побезпокоил господина поручика, но даю честное слово, что я так плохо не играл. Я прошу извинить меня! Это играет мой ученик.
  В это время в комнату вошли трое молодых людей прилично одетых, по всей вероятности какие нибудь польские помещики из ближайшего фольварка.
  Я бросил на стол пятиалтынный за бритье и вышел на улицу, не добившись никакого толку.
  Спустя некоторое время я снова зашел к Давиду.
  На этот раз Давид уже не заговаривал со мною первым.
  Он как то особенно подобострастно подхватил мою фуражку и пальто и, прежде чем положить фуражку на стол, сдунул с нее пыль и обтер полою своего безсменнаго сюртука.
  - Так кого ты в это время учишь музыке? спросил я, усаживаясь перед зеркалом.
  - Ведь не секрет?
  - И какой тут секрет. Я учу однаго еврейчика, сына хозяина дома. Он молодой человек, мечтает быть музыкантом. Это такое приятное занятие.
  Меня начала заинтересовывать эта история.
  Хозяин дома был известный богач в местечке, даже имел при детях гувернантку немку и вдруг учит сына музыке у какого то парикмахера.
  Из дальнейших моих разспросов я узнал, что молодой Штрандтман осенью будет вынимать жребий в солдаты. А, чтобы в случае принятия на службу, вернее попасть в нестроевые, учится хоть драть гаммы на корнете, чтобы по прибытии в полк объявиться музыкантом.
  - А ты разве можешь уроки давать?
  - А что за важность уроки. Умеешь корнет держать, умеешь гаммы играть - большо ему ничего не надо.
  Какая же тебе за это плата?
  - Если хозяйский сын попадет в полковой хор, то я получу полтораста рублей, а если не пойдет на службу, то я получу двадцать рублей.
  Какой же срок твоим урокам?
  - Как успею, раньше нельзя сказать. Месяц, два а то и все время до набора. А полтораста рублей им пустяки. Что значит полтораста рублей для такого богатаго купца, как Штрандман. Мне это деньги, а им ничего не значит.
  На четвертый день я сошел на другую квартиру, не желея "месяц, два а то и все время до набора" подвергаться удовольствию слушать после обеда, как какой то Иосель Штрандман выдувает на корнете гаммы. 
  Осенью молодого Штрандмана взяли в солдаты, а как то нынче летом он приезжал к отцу в отпуск, и я его встретил уже с басонными наплечниками на мундире (отличие музыканта).
  Стало быть уроки музыки не пропали даром. Иосель избежал ненавистного строя и ружья, попав в хоровые музыканты, а Давид Нахт Фогель заработал себе в карман полтораста рублей.
                                                                                        Н. Блудоровъ
  От редактора: служа в армии срочную службу в 1979 году у нас в части почтальоном был тоже еврей из Ташкента. Я тогда первый раз узнал, что среди узбеков тоже есть евреи. Правда парнишка был неплохой, и его угораздило попасть в армию в 27 с половиной лет. Выходит почти за сто лет у евреев ничего не изменилось. И еще хочу заметить, что рассказ этого офицера запросто тянет на литературное произведение. Не хуже чем у Куприна.  
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку