Художник Рассохин Вячеслав Павлович |
Рассохин Вячеслав Павлович (1937 - 1998)
Вспоминаю Вячеслава Павловича и перед глазами встает большая, немного тучная
фигура доброго, умного, с мягким характером человека. От него исходило удивительно ласковое
обаяние. Это качество невозможно приобрести, оно дается от рождения. Собственно, как и талант
художника,которым он был наделен.
Художественное образование он получил в московской художественной школе, а затем в
Московском городском педагогическом институте им. Потемкина.
А надо сказать, что, когда указом Совнаркома Академия художеств в Петрограде была полностью
упразднена, часть ее преподавателей переехали в Москву и работали на художественном
факультете МГПИ им.Потемкина.
Поэтому методики и знания основ классической реалистической русской живописной школы
в этом институте были на высоком уровне. Вот откуда у Вячеслава Павловича та техника, которая
восхищает зрителей. Он стал прямым наследником великих мастеров Академии художеств.
Другое дело, что такие же возможности были и у остальных студентов-художников. Но, как рассказывал
сам Вячеслав Павлович:» Все стремились к поиску новых форм выражения, а я один все по-старинке,
да по-старинке, благо, было у кого учиться».
Подход к дипломной работе тоже был не такой, как в современных пед.институтах.
Вячеслав Павлович выбрал написание картины на историческую тему: «Московский Кремль ХVII века».
Работа была серьезной: изучение архитектуры, одежды, особенностей быта, антропологические типажи,
обычаи той эпохи. С головой уйдя в этот материал, он на всю жизнь прикипел к образам Москвы того
времени.
Судьба сложилась так, что постоянный заработок Вячеслав Павлович получил, став художником-графиком
издательства «Просвещение». Увидев его доскональное знание архитектуры Московского Кремля, ему
стали давать заказы на иллюстрации с изображением Красной площади во всех учебниках, где только
требовалось. За эти иллюстрации редакторы были спокойны - ошибок не было!
Десятки лет все детское население СССР смотрело на эти рисунки. Зрительская аудитория огромная,
тиражи - миллионные!
Увы, не принято было озвучивать имена художников педагогической литературы.
Конечно, Рассохин В.П. рисовал не только Кремль. Выполнял заказы на наглядные пособия,
иллюстрировал книги. Сотрудничал он и с другими издательствами : «Детская литература»,
«Молодая гвардия», «Иностраннаялитература» и др. Рисовал диафильмы.
Одним словом -«зарабатывал на хлеб».
В издательстве «Просвещение» он вступил вПрофсоюз художников-графиков г.Москвы.
(Позже, в 1991 г.эта организация была преобразована в Профессионально-Творческий Союз
художников и графиков).
Эта организация давала гарантированное пенсионное обеспечение и социальный пакет (оплата бюллетеня
по болезни, санаторное лечение, оплачиваемый отпуск, социальная помощь , возможность
повышения квалификации и др.) Помню,за счет Профсоюза для художников сделали натурные постановки.
Вячеслав Павлович сразу выделился среди других художников знанием пластической анатомии человека.
Как-то он поделился своим наблюдением: «Вот прихожу сдавать работу, редактора нет на месте. Все на планерках.
Заглянул в зал: там директор издательства нагоняй дает сотрудникам, поучает, как работать надо!
Почему меня никто не поучает? Взял заказ, все сам сделал, сдал работу.» И, как-бы «не понимая», пожал плечами.
Так бы и работал Вячеслав Павлович в издательствах иллюстратором, но, «не было бы счастья, да несчастье помогло» -
пришла «перестройка». С этого времени художникам стало возможно свободно продавать любые свои работы.
(До этого было строго регламентировано даже художникам: кто, что, где и как может реализовать свои картины).
Такая возможность, да еще и юбилейный возраст - близилось 50-летие, повлияло на кардинальное решение Рассохина В.П.
« Валерий, я решил полностью перейти на станковую живопись. Если бы ты знал, как я устал в издательстве
одни и те же картинки рисовать! Хочешь, забирай все мои заказы. Я теперь на живопись перешел.»
Понять его было вполне можно: работа художника-графика в большом издательстве с его срочными заказами и
требованиями типографий напоминает работу на заводе на конвейерной ленте.
Вначале Рассохин В.П. решил выставляться со своими живописными работами в Выставочных залах Профсоюза художников-графиков на Малой Грузинской 28. Так сказать, «в родных стенах».
Но не все оказалось так просто и гладко. Несколько попыток участвовать в групповых выставках художников-живописцев
не были удачными.
Зависть (внимание зрителей к работам Рассохина В.П.), конкуренция коллег - сказались сразу. Но главная причина
была в том, что в это время власть в выставкоме Выставочных залов была в руках живописцев-авангардистов «западников».
Они в штыки воспринимали реалистическую живопись, а тут еще и Русская тематика!
«Представляешь,- говорил Вячеслав Павлович, -вешают мои работы так, что не найдешь, в самый дальний угол!
А некоторые работы, которые выставком принял, вообще на развеску не попадают.»
Видимо, это стало причиной того, что Рассохин В.П. пошел реализовать свои работы на «Вернисаж в Измайлово».
Там его работы быстро оценили покупатели. Один из посетителей «Вернисажа», работник зарубежного посольства,
увидев картины Вячеслава Павловича, попросил написать портрет.
А дальше…,короче, картины Вячеслава Павловича разошлись «на расхват» по всему Миру. Коллекционеры и
ценители без рекламы и «раскрутки» понимают, что такое живопись музейного уровня.
Зрелость живописца наступает поздно. В классике считается, что художник-живописец (также, как философ и писатель),
полноценно начинает работать лет с 50-ти.
Казалось, все сложилось: востребованность, возможность заниматься любимым делом, темой, которой был очарован
со студенческих лет… Смерть была неожиданной для всех. Мгновенная. Просто упал и умер. Сердце остановилось.
А всего-то шел 61 год жизни. Ни одного альбома. Вот, удалось немного наскрести фотографий, которые в интернет
выложили. И за то спасибо.
Заслуженная память о художнике, большом труженике и таланте, добром человеке -живет. А его имя уже вошло
в Золотой фонд Русской культуры.
В.А.Корабельников
(фото портрет Рассохина В.П. - из личного архива автора)
Репродукции работ взяты из открытого доступа интернета.
http://artvik.org/forum/viewtopic.php?f=16&t=133
Рубрики: | Живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |