Рисовать картину...всё равно что сражаться в битве...Уи́нстон Че́рчилль.
Большое дерево у озера Комо,Национальный фонд, Чартвелл
Сэр Уи́нстон Че́рчилль
Sir Winston Churchill (British, 1874-1965)
АукционноМузейноРазноплановое
"До того как я попробовал рисовать, я и понятия не имел, сколько может рассказать пейзаж, его краски стали для меня более насыщенными, более важными и более различимыми.
Я стал замечать, что, прогуливаясь, уже инстинктивно обращаю внимание на расцветку листа, отражения в лужах, сказочно-пурпурные очертания гор, совершенные формы зимних веток, дымчатое очертание далёкого горизонта.
Я и так обращал на все эти вещи внимание, но теперь они приобрели для меня новый смысл. Мой ум, ведомый интересом и фантазией, стал улавливать впечатления от гораздо более мелких деталей.
И каждое такое впечатление несло своё удовольствие и пользу" Черчилль
Башня мечети Кутубия, 1943 (продана за рекордные $11,6 млн.)
На прошедшем 1 марта 2021 года аукционе Christie's были проданы 3 картины Уинстона Черчилля.
1) Башня мечети Кутубия, 1943
В аукционном доме Christie's рассказали, что Анджелина Джоли продала картину кисти Черчилля за рекордные $11,6 млн. Анджелина Джоли стала обладателем работы политика в 2011 году. По некоторым данным, «Минарет мечети Аль-Кутубия» приобрел для знаменитости бывший муж — актер Бред Питт.
Политик создал полотно «Минарет мечети Аль-Кутубия» в начале 1943 года после встречи с американским лидером Франклином Рузвельтом. Полотно стало единственным им написанным в годы Второй мировой войны.
Вырученная сумма, как отмечает ФАН, стала рекордной для работ британского государственного деятеля.
Полотно в подарок получил президент США Франклин Рузвельт, оно перешло по наследству его сыну Эллиоту Рузвельту.
2) Сцена в Марракеше
На прошедшем 1 марта 2021 года аукционе Christie's также были проданы его картины «Сцена в Марракеше» ($2,6 млн, £1,9 млн)
Подарок художника фельдмаршалу виконту Монтгомери из Аламейна в конце 1940-х - начале 1950-х годов по происхождению.
3) и «Кладбище Святого Павла» ($1,5 млн, £1,1 млн). Написано в 1927 году.
Подарено художником королеве Марии для ее благотворительного аукциона, проведенного в замке Балморал в помощь Фонду приходского зала Крати и местным благотворительным организациям, 10 сентября 1927 года и приобретено отцом нынешнего владельца.
Цены продажи картин Черчилля, более чем в три раза превышали первоначальные оценки.
Сэр Уи́нстон Леона́рд Спе́нсер Че́рчилль (англ. Sir Winston Leonard Spencer Churchill, 30 ноября, Бленхеймский дворец, Вудсток — 24 января 1965, Лондон, Великобритания) — британский государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании в 1940—1945 и 1951—1955 годах; военнослужащий запаса, журналист, писатель, художник, почётный член Британской академии (1952)[8], лауреат Нобелевской премии по литературе (1953).
Magnolia, 1930–1939
Уинстон Черчилль и живопись — тема, уже привлекавшая внимание историков и искусствоведов. Ей посвящены несколько монографий и большое количество статей. Уинстон Черчилль был, по его собственному признанию, уже в «преклонном возрасте», когда впервые начал заниматься живописью и нашёл это занятие «удивительным и обогащающим опытом».
Porträt mit Autogramm, 1949 год. (Фон Вильгельм Гридер в Bleistift gezeichnetes Porträt)
Это произошло в 1915 году, когда политик был снят с высокой должности Первого лорда Адмиралтейства и переведён на незначительную должность в провинции.
Черчилль создал за свою жизнь более 500 полотен (в наиболее полных современных каталогах фигурируют 544, многие из них были представлены на персональных и коллективных выставках в разных странах. Он также написал эссе под названием «Живопись как времяпрепровождение» и большую статью «Хобби», раскрывающие роль живописи в его жизни и восприятие им изобразительного искусства. В 1948 году политику было пожаловано звание Почётного члена Королевской академии художеств. В дипломе, подписанном королём Георгом VІ, было сказано:
«Это уникальное назначение стало возможно благодаря постоянной службе нашему Королевству и его людям, а также Вашим достижениям в искусстве живописи».
TAPESTRIES AT BLENHEIM
В настоящее время большинство картин Черчилля находится в частных собраниях или принадлежит потомкам самого политика. Часть картин принадлежит Национальному фонду Великобритании. Две работы экспонируются в мемориальном кабинете Черчилля в одном из колледжей Кембриджского университета. Отдельные картины вошли в коллекции Королевской академии художеств и Современной галереи Тейт в Лондоне, Музея искусств в Далласе, Смитсоновского института в Вашингтоне и музея Метрополитен в Нью-Йорке.
Рэндольф Черчилль (1911–1968), Национальный фонд, Чартвелл
Существует большое количество полотен, плакатов и зарисовок, на которых изображён политик. Доктор философских наук Вячеслав Шестаков объяснял это тем, что Уинстон Черчилль был интересен самим художникам (среди них такие крупные, как его близкие друзья Джон Лавери и Джон Сингер Сарджент) как личность: он легко вступал в дружеские отношения, не был склонен к интровертности и снобизму. Шестаков считал, что именно личность и только во вторую очередь социальный статус сделали Черчилля «популярным объектом для портретного искусства».
Клементина Огилви Хозье (1885–1977), баронесса Спенсер-Черчилль, на открытии HMS «Неукротимый», Национальный фонд, Чартвелл
Дорис де Лавинь (1901–1942), виконтесса Каслросс, Национальный фонд, Чартвелл
Сам Черчилль был не слишком удачливым портретистом, а значительной политической фигурой европейского масштаба он стал только с началом Второй мировой войны.
Работы сэра Уинстона Черчилля неоднократно предлагались на аукционах. Цены при продаже повышались до 5 раз от заявленной.
«Пруд с золотыми рыбками в Чартуэлле» (1932) Полотно было продано на аукционе Сотбис за 1 762 500 фунтов стерлингов (первоначальная цена картины при выставлении на торги составляла лишь 400 000—600 000) в декабре 2014 года (17 декабря, лот 181).
Уинстон Черчилль. Пруд с золотыми рыбками в Чартуэлле, 1932. Чартуэлл (англ.)русск., любимый загородный дом Уинстона Черчилля, приобретённый им в 1922 году. В нём находится богатое собрание документов, картин, мебели и других памятных вещей политика. После смерти Черчилля Чартуэлл, согласно его воле, открылся для публики как музей.
Полотно Черчилля «Пруд с золотыми рыбками в Чартуэлле» (англ. «The Goldfish Pool At Chartwell», С344 в каталоге Кумбса) написано в 1932 году. Картина выполнена маслом по холсту, её размер — 63,5 х 76,5 см.
Пруд был частью обширной реконструкции Черчиллем всех водных объектов в Чартуэлле и стал для него любимым местом в усадьбе вплоть до конца жизни.
Ступеньки через пруд в Чартвелле. Очевидно, сэр Уинстон Черчилль медитировал в этом месте.
Однажды британский художник Грэхем Сазерленд во время беседы на берегу пруда спросил политика, почему он так привязан к этому водоёму. Черчилль ответил, что он может видеть лицо своей умершей дочери Мэриголд, отражённое в его водах.
Девочка умерла в 1921 году в возрасте двух с половиной лет во время эпидемии испанского гриппа, последовавшей за Первой мировой войной. Её похоронили не на семейном участке в церкви Святого Мартина в Блейдоне (Оксфорд), а на кладбище Кенсал-Грин в Лондоне.
Вячеслав Шестаков называл «Пруд с золотыми рыбками в Чартуэлле» одним из наиболее удачных его произведений с «водными рефлексами».
Ещё при жизни автора картина неоднократно демонстрировалась на выставках: в Лондоне в 1948 и 1959 годах (Королевская академия художеств), в Канзас-Сити (Музей искусств Нельсона-Аткинса) с последующим туром по городам США, Канады и Австралии в 1958—1959 годах. Картина экспонировалась и после его смерти в Лондоне (галерея M. Knoedler & Co., 1977 год; Wylma Wayne Fine Art, 1982 год), в Национальной академии дизайна в Нью-Йорке и в Смитсоновском институте (обе выставки в 1983 году).
Детальность проработки изображения не имеет себе равных в творчестве Черчилля, кисть оживила поверхность воды, изобразила с большим мастерством динамическое взаимодействие света, отражения и движения.
Уинстон Черчилль. Этюд роз, 1930-е
«Этюд роз» (англ. «Study of Roses») или «Розы в стеклянной вазе» (англ. «Roses in a Glass Vase») был написан в Чартуэлле в 1930-х годах. Приобретая усадьбу в 1922 году, Черчилль полностью перестроил дом и обустроил территорию вокруг него, сам спроектировав большую часть садов и водных сооружений.
Позже он проводил много времени, ухаживая за садом, прокладывая собственноручно сетку кирпичных стен и сидя за мольбертом. Супруга политика Клементина Черчилль настаивала, чтобы свежие цветы постоянно были в каждой комнате.
Находясь в помещениях дома из-за ненастной погоды, Уинстон черпал вдохновение из цветов, собранных членами семьи и слугами: настурций, тюльпанов, нарциссов. В отличие от масштабных пейзажей, составляющих подавляющее большинство его произведений, натюрморты художника-любителя более интимны и изображают обычно красоту цветов, которые он сам посадил вокруг своего дома.
Наибольшее влияние на натюрморты Уинстона Черчилля оказал его близкий друг — художник Уильям Николсон. В «Этюде роз» автор, по мнению Дэвида Кумбса, уловил разницу в текстуре между блестящей полупрозрачной стеклянной вазой, насыщенными зелёными оттенками драпировки на заднем плане и яркими лепестками, которые находятся в вазе.
Актриса Вивьен Ли совершила дружеский визит в Чартуэлл в августе 1951 года, когда Черчилль устроил праздничный ужин в честь её мужа Лоуренса Оливье.
Вивьен Ли была восхищена великолепием садов в усадьбе. В 26-м эпизоде документального фильма об Уинстоне Черчилле, снятом в 1960 году и вышедшем на телеэкраны в 1961, она рассказывала:
Мне всегда нравились картины, и я думаю, что одним из самых невероятных и удивительных событий в моей жизни было то, что сэр Уинстон позволил мне увидеть его . Я обедала с ним в Чартуэлле, и после обеда, я помню, это был прекрасный солнечный день, мы гуляли по саду и пришли в садовый дом, в котором, я полагаю, было четыре или пять комнат. Каждая из стен была просто покрыта его собственными картинами.
Я был удивлена и очарована их количеством и разнообразием. Когда я проходила мимо одной из них, то воскликнула: «О, сэр, это прекрасно!». К моему полному недоумению он сказал:
«Тебе бы это понравилось?»… Я практически потеряла сознание, не зная, что сказать… Поэтому он объявил, что отправит мне картину на Рождество. Однако уже через две недели пришла чудесная посылка, и там было письмо, которое я, конечно, буду хранить всю свою жизнь. В нём было написано: «Я не смог дождаться Рождества».
Сохранились два письма актрисы художнику. В первом она благодарит автора за ценный подарок: «Прибытие вашей прекрасной картины было самым большим волнением. Хотелось бы мне сказать Вам, как я по-настоящему взволнована, что получила её. Как чудесно (я думаю, это очень мило с вашей стороны), что она была так красиво оформлена» (Письмо сэру Уинстону Черчиллю, 21 сентября 1951 года, Архивный центр Черчилля, Колледж Черчилля, Кембридж, инв. CHUR 2 / 174).
Второе письмо актриса отправила спустя целое десятилетие. В нём Вивьен писала о том, где находится картина в её доме, и о тех чувствах, которые испытывает по отношению к ней:
«Я хотела бы показать Вам, где висит картина, которую Вы мне подарили. Она находится в моей спальне, дорогой сэр Уинстон, и я смотрю на неё каждый день, когда просыпаюсь, и каждую ночь, когда ложусь спать…» (Письмо сэру Уинстону Черчиллю, 14 февраля 1961 года, Архивный центр Черчилля, Колледж Черчилля, Кембридж, CHUR 2 / 527A). Картина находилась в спальне актрисы до самой её смерти (свою «розовую спальню» актриса декорировала под беседку, стены в которой были драпированы ситцем, картина Черчилля в этой комнате располагалась среди наиболее дорогих для Вивьен полотен.
В 2017 году на аукционе Сотбис картина (лот 245, 26 сентября 2017) была выставлена на продажу в составе коллекции личных вещей Вивьен Ли. Картина подписана инициалами автора — «W. S. C.». В каталоге Кумбса она указана как С181, там же приведена репродукция с неё. Начальная цена была установлена в 70 000—100 000 фунтов стерлингов. На аукционе в составе лота с картиной была также представлена чёрно-белая фотография, запечатлевшая картину в студии её автора в верхнем правом углу стены рядом с камином и зеркалом (фото подписано Черчиллем). Окончательная цена продажи по итогам торгов составила 638 750 фунтов.
Величайший Британец Сэр Уинстон Черчилль.
Первая речь Марии, Национальный фонд, Чартвелл
JUG WITH BOTTLES , 1930s
National Trust, Chartwell