Как разобраться в вине |
Мало найти свой вкус, понять, какое вино вы предпочитаете: сочное фруктовое чилийское Мерло или шелковистое, с клубничным оттенком Пино Нуар, нежное розовое из Прованса или пряное австралийское из сорта Шираз, т.е. знать о категориях вин, необходимо еще уметь разобраться в некачественном вине. Сегодня на полках наших супермаркетов царит винное изобилие, в котором легко просто запутаться. Чтобы научиться выбирать вина, надо знать их классификации по международным стандартам…
По типам все виноградные вина делятся, согласно принятой во Франции, общеевропейской классификации. Согласно ей вина разделяют на две основополагающие группы: игристые (содержащие растворенный углекислый газ, образующийся в вине при естественном брожении и не удаленный специально) и тихие (не содержащие углекислого газа).
Группа тихих вин распадается еще на три подгруппы: натуральные, ликерные и ароматизированные. Натуральные тихие вина – это самые простые вина, которые получаются естественным путем: брожением виноградного сока с помощью дрожжей, которые превращают сахар в спирт. Крепость тихих вин колеблется от 8 до 15 градусов. Все столовые вина относятся к этому типу. На базе тихих натуральных делают ликерные (крепленые) и ароматизированные вина. Крепость ликерных - 15-20 градусов. Достигают этого путем добавления в тихое натуральное вино крепко-алкогольных напитков, чаще всего брэнди.
К ликерным винам относятся мадера, хересы, портвейны, марсала. Ароматизированные вина получают добавлением в тихие натуральные специй, трав и пряностей и чуточки виноградного спирта. Самые знаменитые ароматизированные вина – вермуты. Самое известное игристое вино – шампанское.
Каждое вино имеет свой стиль, под которым подразумевают две вещи: цвет вина (белое, розовое, красное) и степень его сладости (сухое, полусухое, полусладкое, сладкое). Белое вино можно получить из винограда любого сорта. Главное – это способ его обработки. При обработке белого вина отжатый сок винограда сразу процеживается и бродит без мезги (кожицы). Цвет белого вина варьируется от коньячного до светло-соломенного.
Вино с красноватым оттенком называется красным. Цвет его колеблется от густо-рубинового до бледно-алого. Производят красные вина из красных сортов винограда, а отжатый сок бродит вместе с кожицей.
Розовые вина делают из красного винограда «по-белому». Сусло бродит вместе с мезгой всего несколько часов, затем мезгу удаляют. Цвета розовых вин варьируют от бледно-красного до розовато-бледного. Большинство натуральных вин – сухие. Весь сахар, содержащийся в них, «насухо» выбраживается в спирт.
Есть натуральные полусладкие или полусухие вина, в которых сахар остается – из-за природных особенностей сорта винограда. Но, к сожалению, такие вина очень редки и дороги. Большинство полусухих и полусладких вин приготовлены с применением искусственного притормаживания брожения.
По составу Европа делит вина на купажные (из смеси разных сортов винограда) и сепажные (сортовые, изготовленные из одного сорта винограда). Если вино назвали по сорту винограда, например каберне или мерло, значит, оно сортовое, или сепажное.
Покупая сепажное вино, знаешь примерно, чего от него ждать, исходя из характеристик сорта винограда. При этом надо иметь в виду, что вовсе не из каждого сорта винограда получается гармоничное вино. Интересно, что из смеси грубоватых, дисгармоничных вин может получиться изумительный душистый продукт, с прекрасным вкусом. На этикетке с обратной стороны бутылки можно прочитать, какие сорта винограда использованы для составления купажа.
По выдержке вина делятся на молодые и выдержанные. Началом срока выдержки принято считать 1 января года, следующего за сбором урожая. Молодые вина продают до этой даты. Ординарные (вина без выдержки) реализуют с 1 января года, следующего за урожаем. Выдержанные – это те вина, которые выдерживают не меньше полугода.
Вина, сделанные из первоклассного винограда и выдержанные в бочках не менее 18 месяцев, называют марочными. Лучшие образцы таких вин попадают в категорию коллекционных, которым полагается дополнительная выдержка не менее трех лет. Эта классификация не совсем совершенна, так как к винам без выдержки могут быть причислены и низкосортные, рядовые вина, и высококлассные, просто не нуждающиеся в долгой выдержке.
По той же европейской классификации вина подразделяются по месту происхождения. Покупая бутылку вина в магазине, внимательно изучите этикетку. Если место происхождения вина не указано - это вино низшего качества, которое, по европейским стандартам, называется столовым вином. Для нас это обычное натуральное вино. Для жителей Европы это синоним низкосортной, дешевой браги, бутылка которого стоит не более одного - двух долларов.
Когда место происхождения указывается на этикетке (местные вина), то это значит, что качество такого вина намного выше, чем столового. Ведь, указывая место происхождения своего напитка на этикетке, производитель должен обладать лицензией, которая подтверждает соответствие его вина стандартным параметрам для этого региона.
Если на этикетке обозначено место происхождения вина, которое еще и дает представление о типе напитка – это означает, что перед вами вино гарантировано высочайшего качества. Для присвоения такой категории, вино должно быть изготовлено из строго определенных сортов винограда, в соответствии с нормативами его выращивания, принятыми для конкретной местности. Такие вина обладают оригинальным букетом и специфическим вкусом, характерным только для указанной в названии напитка местности.
Винная этикетка – это не просто красивое изображение на бутылке, её смело можно назвать метрикой вина. Так, этикетка может рассказать, из какого винограда сделан напиток, где расположены виноградники, кто его производитель. А, обладая данными сведениями, можно уже получить приблизительное представление о том, что же будет находиться внутри бутылки.
На первый взгляд ничего сложного. И действительно, на многих этикетках все четко обозначено, хотя часто встречаются и такие надписи, которые не всегда понятны.
Винные этикетки Нового света
Винные этикетки Нового света - самые простые для понимания. Они всегда выполнены на английском языке, который для большинства сегодня является "вторым родным", что существенно облегчает их восприятие. Кроме того, в странах Нового света нет четкой регламентации и классификации вин, что также упрощает восприятие винных этикеток. Как правило, там обозначена следующая информация: сорт винограда, из которого сделано вино, имя производителя, год урожая, а также страна и регион производства.
Примечательно, что некоторые элитные вина Нового света могут быть обозначены по номеру партии, названию виноградника или имени владельца. В таком случае сорт винограда, из которого было произведено вино, необходимо искать на контрэтикетке.
1. Название производителя.
2. Регион происхождения винограда.
3. Сорт винограда (преобладающий сорт указывается первым).
4. Винтаж (год сбора урожая).
5. Содержание алкоголя на единицу в процентах от объема.
Важно: не так давно Австралия ввела правило обозначать вина из своих лучших виноградников обозначениями Superior и Outstanding. В других странах Нового света официальной классификации качества вина, которое гарантировалось бы на уровне государства, пока нет.
Винные этикетки Европы
Винные этикетки Европы - гораздо сложнее в восприятии, нежели их аналоги из стран Нового Света. Это связано с несколькими факторами: во-первых, все европейские производители изготавливают этикетки для своих вин на государственном языке. То есть, если Вы захотите купить бутылку французского вина, Вам придется разобраться с надписями на французском. Если же Вы пожелаете ознакомиться с винами Италии - Вас ожидают этикетки, полностью исполненные на итальянском.
Во-вторых, в Европе нет правила печатать название сорта винограда, из которого сделано то или иное вино. Понять, из чего сделан напиток, можно лишь зная регион его производства - чаще всего согласно законодательству винодельческих стран за каждым регионом закреплен определенный сорт (сорта) винограда.
Также отметим, на территории Европы существует классификация вин, которая контролируется и гарантируется на уровне государств. Общий смысл данной классификации состоит в том, чтобы контролировать происхождение винограда. То есть, если Вы покупаете бутылку вина с установленной аббревиатурой, Вы можете быть уверены в том, что данное вино было произведено согласно правилам, определенным на законодательном уровне (виноград был выращен в установленном регионе, соблюдены метод производства и выдержка).
Ниже приводится таблица соответствия обозначений в классификациях европейских вин (по Озу Кларку).
Примечание: столовыми винами в Европе считаются вина, которые не имеют истории, территории происхождения, а также не имеющие строго установленных методов производства. Также стоит подчеркнуть, не всегда даже самая высшая категория вина может застраховать от разочарования - все зависит от конкретного производителя. Ознакомиться с хорошими производителями Вы можете, изучив ведущие мировые рейтинги вин, а также получив консультацию у профессионального сомелье.
Франция
Французская этикетка очень часто кажется самой сложной для восприятия, поскольку там много обозначений, и все они на французском языке. Хотя, ради справедливости, стоит отметить, не смотря на некоторые сложности, именно этикетка французского вина позволяет потребителю узнать наиболее полную информацию о вине.
1. Название вина.
2. "Mis en bouteille au château/domain" означает, что вино бутилировано в поместье. Помимо этого обозначения, на этикетках французских вин можно найти: "Mis en bouteille a la propriété" (вино бутилировано по месту его выращивания и производства), а также "Mis en bouteiile dans le région de production" (вино бутилировано в данной географической зоне).
3. Классификация виноградников от 1855 года: "Premier Grand Cru Classé" или другие производные от "Cru" - наивысшая категория, означающая лучшие либо самые лучшие виноградники.
4. Название аппелясьона (винодельческого региона) - классификация качества и места происхождения. Отметим, согласно французским правилам производства вина именно это название и говорит потребителю сорт винограда, из которого изготовлено вино.
5. Адрес производителя.
Примечание: в некоторых винах Бордо можно встретить обозначение Grand vin. Как правило, так обозначают главное вино винодельни. Однако это вовсе не означает, что в данной бутылке "великое вино".
Совет: часто, глядя на этикетку вина, можно увидеть замысловатое обозначение Superieur (superior - итальянский вариант). В данном случае приставка "супер" не указывает на качество вина - оно просто сообщает, что вино было выдержано более длительное время и имеет более высокое содержание алкоголя, чем ординарное вино с таким же названием.
Италия
Итальянские этикетки во многом схожи с французскими:
1. Имя производителя.
2. Название региона (в данном случае Кьянти). Приставка "Classico" применяется к винам, которые были произведены в исторической части данного региона.
3. DOCG (Denominazione di Origine Controllata e Garantita) - наивысшая квалификация итальянских вин по географическому происхождению.
Примечание: Reserva означает, что вино было выдержано более длительное время в дубовых бочках, чем ординарное вино с таким же названием.
Испания
Что касается этикеток вин Испании, хотелось бы отметить основную отличительную черту. Так, на них обязательно указывается длительность выдержки вина, которая строго регламентируются законом.
1. Имя производителя.
2. Gran Reserva означает, что вино выдерживалось в течение 5 лет - из них 2 года в бочках.
3. Название региона, где было произведено вино.
4. Denominación de Origen Calificada - название наименования по географическому происхождению.
Примечание: классификация выдержки испанских вин: Crianza - 2 года, из них 6 месяцев в бочках; Reserva - 3 года, из них 12 месяцев в бочках; Gran Reserva - 5 лет, из них 2 года в бочках.
Германия
На этикетках немецких вин помимо классификации по региону, как это принято в Европе, указывается также классификация по уровню содержания сахара в вине, а также спелости винограда.
1. Название производителя.
2. Регион происхождения вина.
3. Винтаж.
4. Деревня и виноградник
5. Сорт винограда.
6. Степень зрелости винограда.
7. Общая классификация качества вина.
Примечание: Qualitatswein mit Pradicat (высшая категория немецкого вина) делится на шесть разных стилей, определяемых уровнем спелости винограда:
Kabinett - самое легкое вино категории QmP, как правило, полусладкое (если не имеет других обозначений);
Halbtroken - полусухое вино;
Spatlese (позднего сбора) - чаще всего сладкие вина, хотя встречаются и сухие, а также полусухие;
Auslese (отборное) - вина из отборных гроздьев очень спелого винограда. Зачастую сладкие, бывают и сухими;
Beerenauslese (отборные ягоды) - сладкие вина, из отборных гроздьев винограда, пораженного грибком благородной плесени;
Trockenbeerenauslese (увядшие отборные ягоды) - сладкие вина из отборных гроздьев винограда, увядших под воздействием благородной плесени;
Eiswein (ледяное вино) - вино из замороженного винограда, который собирают зимой.
Немного истории
Винная этикетка берет свои истоки в древние времена. Так, глядя в далекое прошлое, можно увидеть этикетку не как рисунок, а как элемент резьбы. Примечательно, что первыми этикетками можно считать надписи на амфорах и глиняных сосудах, которые использовались римлянами для перевозки вина.
Самая древняя винная этикетка, которую удалось найти археологам, датируется 51 годом до нашей эры - на амфоре сохранилась надпись "Lun-Vet/A-III-R/X/M/Valeri Abinnerici / Cornelia" (Старая Луна, возраст три года, красное, производства Валерио Абиннеричи и Корнелия"). В свою очередь, в Северной Европе в этот же период времени для перевозки вина активно использовались бочки, поэтому надписи делались мелом или углем.
Шли годы, и когда стеклянная бутылка стала обычным явлением для виноделия, винная этикетка обрела вид деревянной дощечки или свернутого пергамента, которые привязывали к горлышку бутылки веревкой.
Но по мере выхода из темной эпохи Средних Веков рынок постепенно расширялся и винные бутылки наконец получили этикетку. Важнейшую роль в становлении этого маркетингового хода сыграло знакомство европейцев с великим азиатским изобретением – бумагой. Наносить изображения на бумагу куда проще, нежели на стекло бутылок или на твердое дерево, а уже саму бумагу приклеить к стеклянной поверхности – и вовсе не проблема.
Китай дал для этикеток и еще одну ценную технологию – печать. В восемнадцатом веке в Германии на основе китайских изобретений развитие получила цветная литография, и это подняло искусство этикетки на следующий уровень – полиграфический дизайн.
Теперь этикетки бутылок могли быть стандартными, информативными и, что самое важное, привлекательными для человеческого взгляда. Сейчас трудно представить в продаже бутылку вина, на которой нет никакого изображения или надписи – тем не менее, еще в начале XIX века многие вина даже известных марок имели либо абсолютно «голую» бутылку, либо продавались на разлив в тару покупателя.
Во Франции и на юге Германии полиграфисты выпускали крайне любопытные, монохромные этикетки, в которых указывался сорт вина, а уже производитель должен был от руки оставить запись о себе. Этикетки этой серии скорее напоминали стандартный бланк документа, выпускаемый государственными типографиями, то есть были шрифтовыми, без графических изображений.
Искусство этикетки развивалось и достигло пика в середине XIX века. Это время расцвета романтического искусства и пришедшего ему на смену раннего модернизма. Этикетки не отставали от общей тенденции в искусстве и рисовались весьма изощрёнными. В это время практически мы можем наблюдать полное вытеснение исключительно шрифтовых этикеток, и взамен им появляется изысканная цветная литография с золотым тиснением.
Именно это время в истории этикеточной промышленности без тени сомнения можно отнести к золотому веку художественности в этой отрасли. Печатные матрицы для винных этикеток создавались лучшими художниками фактически вручную, чего уже никогда не было позднее. Помимо этого, ввиду быстрого износа, этикетки не выпускались в тот момент массовыми тиражами. И даже если повторялись, то отнюдь не копировали друг друга, как это происходило в двадцатом веке и сегодня.
А вот с 50-хх годов 20 века большинство винодельческих стран приняли законы, которыми постановили, что этикетка на бутылке вина должна нести как можно больше информации о вине и его производителе. Ввиду этого, большинство виноделов перестали украшать свои вина излишне художественными творениями. Такие правила существуют в мире вина и сегодня.
Прочтение винной этикетки - это момент знакомства с тем или иным вином: умея прочесть необходимую информацию, Вы сможете составить общую картину того, что находится внутри бутылки. Хотя, конечно же, окончательным фактором при выборе вина могут стать личные вкусовые предпочтения и опыт.
Рубрики: | дом |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |