-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Светла_я

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.12.2011
Записей: 780
Комментариев: 1760
Написано: 4897


Остановись, прислушайся - звучит....

Среда, 16 Апреля 2014 г. 11:05 + в цитатник
Цитата сообщения Откровения_Красоты В каждой музыке — Бах, в каждом из нас — Бог. Епископ Иларион. Часть2


Image Hosted by PiXS.ru

Каждый пред Богом наг.
Жалок, наг и убог.
В каждой музыке — Бах,
В каждом из нас — Бог.
Ибо вечность — богам.
Бренность — удел быков…
Богово станет нам
Сумерками богов.
И надо небом рискнуть,
И, может быть, невпопад
Еще не раз нас распнут
И скажут потом: распад.
И мы завоем от ран.
Потом взалкаем даров…
У каждого свой храм.
И каждому — свой гроб.
Юродствуй, воруй, молись!
Будь одинок, как перст!…
… Словно быкам — хлыст,
вечен богам крест.

И. А. Бродский


Image Hosted by PiXS.ru

0_46cc1_31383f44_S (150x35, 4Kb)



Сам Бах отличался глубоким смирением и никогда не думал о себе высоко. Своим главным положительным качеством он считал трудолюбие. На вопрос о том, как он достиг такого совершенства в искусстве, Бах скромно отвечал: "Мне пришлось быть прилежным. Кто будет столь же прилежен, достигнет того же" [7]. Бах всегда считал себя учеником, а не учителем. В детстве и юности он при свете свечи, втайне от родителей переписывал партитуры старых немецких мастеров, ходил пешком за много верст слушать игру знаменитого органиста Дитриха Букстехуде. Но и в зрелом возрасте он не переставал переписывать музыку Палестрины, Фрескобальди, Телемана [8], делал переложения музыки Вивальди и других итальянских композиторов, у которых в течение всей жизни смиренно учился композиторскому мастерству.

Image Hosted by PiXS.ru

Бах жил в эпоху барокко. Но музыка его не обусловлена особенностями данной эпохи. Более того, Бах как композитор развивался в сторону, обратную той, в какую развивалось искусство его времени. Эпоха Баха характерна стремительным движением искусства в сторону обмирщения, гуманизации: на первое место все более выдвигается человек с его страстями и пороками, все меньше места в искусстве остается Богу. Уже сыновья Баха будут жить в "галантном веке" с его легковесностью и легкомыслием.

Image Hosted by PiXS.ru

У Баха же все наоборот: с годами в его музыке становится все меньше человеческого, все больше божественного. В музыке позднего Баха больше от готики, чем от барокко: подобно старым готическим соборам Германии, она вся устремлена в небо, к Богу. Последние сочинения Баха - "Музыкальное приношение" и "Искусство фуги" - окончательно уводит нас от эпохи барокко обратно во времена Букстехуде и Пахельбеля.
И здесь мы подходим к ключевому моменту: искусство Баха не было "искусством" в современном понимании, оно не было ради искусство. Кардинальное отличие между искусством древности и средневековья, с одной стороны, и искусством нового времени, с другой - в его направленности: древнее и средневековое искусство было направлено к Богу, новое ориентируется на человека. Главный критерий истинности в древнем искусстве - верность традиции, укорененность в опыте прежних поколений. В новое же время главным критерием подлинного искусства становится его оригинальность, новизна, непохожесть на что-либо из созданного прежде. Бах стоял на стыке этих двух культур, двух мировоззрений, двух противоположных взглядов на искусство. И он безусловно оставался частью той культуры, которая была укоренена в традиции, в культе, в богослужении, в религии и которая только после Баха отпочковалась от своих религиозных корней.

Image Hosted by PiXS.ru

Бах не стремился быть оригинальным, не стремился во что бы то ни стало создать что-то новое. Всякий раз, садясь за новое сочинение, он прежде всего проигрывал для себя сочинения других композиторов, из которых черпал вдохновение. Он не боялся заимствовать у других темы, которые нередко ложились в основу его фуг, хоралов, мотетов, кантат и концертов. Бах ощущал себя не изолированным гением, возвышающимся над своими современниками, но прежде всего неотъемлемой составной частью великой музыкальной традиции, к которой принадлежал. И секрет потрясающей оригинальности, неповторимости, новизны его музыки - именно в том, что он не отказывался от прошлого, но опирался на опыт своих предшественников, к которым относился с благоговением.

Image Hosted by PiXS.ru

Бах был человеком Церкви. Он был не просто глубоко верующим лютеранином, но и богословом, хорошо разбиравшимся в религиозных вопросах. Его библиотека включала полное собрание сочинений Лютера, а также такие произведения, как "Истинное христианство" Арндта - книгу, которую в России XVIII века читали святители Димитрий Ростовский и Тихон Задонский.
О лютеранстве Баха и его времени можно было бы сказать многое, но главное, мне кажется, заключается в следующем. Многие современные православные и католики привыкли думать о себе как носителях церковной Традиции (с большой буквы), а о лютеранах и прочих протестантах как о представителях либерального, облегченного, полуцерковного христианства. В эпоху Баха дело обстояло совсем не так. Лютеранство исторически возникло как реакция на те недостатки средневековой Католической Церкви, которые воспринимались как искажение первоначальной чистоты, строгости и ясности христианской веры и церковной практики. Главным стремлением лютеран было возвратить христианство к тому, что они считали изначальной Традицией, восходящей к первым векам христианства. По многим причинам сделать это им не удалось. Но была огромная тяга к традиционному христианству, к истинному христианству, к тому христианству, которое, как считал Лютер и его последователи, было утрачено в средневековом католичестве. И лютеране создали свою Традицию, которой строго придерживались на протяжении нескольких веков.

Image Hosted by PiXS.ru

Один известный современный богослов, на склоне лет обратившийся из лютеранства в Православие, в своей книге "Бах как богослов" высказал мнение о том, что, если бы все поэтические сочинения Лютера были почему-либо сегодня утрачены, их без труда можно было бы восстановить по баховским партитурам [9]. Действительно, Бах положил на музыку большинство церковных гимнов Лютера. Именно эти гимны легли в основу той церковной традиции, которую с таким усердием созидали лютеране времен Баха. И сам Бах был частью этого созидательного процесса.

Image Hosted by PiXS.ru

Во времена Баха мир уже начал двигаться к той пропасти революционного хаоса, который в период с конца XVIII по начало XX века охватит всю Европу. Младшим современником Баха был Вольтер, гуманист и деист, провозвестник идей "Просвещения". Сорок лет спустя после смерти Баха грянула французская революция, ставшая первой в ряду кровавых переворотов, совершенных во имя "прав человека" и унесших миллионы человеческих жизней. И все это делалось ради человека, вновь, как и в дохристианские, языческие времена провозглашенного "мерой всех вещей". А о Боге как Творце и Господине вселенной стали забывать. В век революций люди повторили ошибки своих древних предков и начали возводить вавилонские башни - одну за другой. А они - одна за другой - падали и погребали своих строителей под своими обломками.

Image Hosted by PiXS.ru

Бах жил вне этого процесса, потому что вся его жизнь протекала в ином измерении. Она была подчинена не мирскому, а церковному календарю. К каждому воскресенью Бах должен был написать "свежую" кантату, к Страстной седмице писал "Страсти" - по Матфею или по Иоанну; к Пасхе писал "Пасхальную ораторию", к Рождеству - "Рождественскую". Именно этим ритмом церковных праздников, ритмом священных памятей определялся весь строй его жизни. Культура его времени все дальше отходила от культа, а он все глубже уходил в глубины культа, в глубины молитвенного созерцания. Мир все быстрее гуманизировался и дехристианизировался, философы изощрялись в изобретении теорий, которые должны были осчастливить человечество, а Бах воспевал Богу песнь из глубин сердца.

Image Hosted by PiXS.ru

На пороге XXI века мы ясно видим: никакие потрясения не смогли поколебать любовь человечества к Баху, как не могут они поколебать любви души человеческой к Богу. Музыка Баха продолжает оставаться той скалой, о которую разбиваются все волны "житейского моря".

Епископ Иларион (Алфеев). "В каждой музыке - Бах"...
http://www.wco.ru/biblio/books/alfeev4/Main.htm
http://kortan.livejournal.com/?skip=10


0_46cc1_31383f44_S (150x35, 4Kb)



ОСТАНОВИСЬ. ПРИСЛУШАЙСЯ. ВГЛЯДИСЬ...

Величественно
Музыка органа
Под сводами собора
Поплыла.
Душа моя
Рванулась покаянно
За нею вслед
И крылья обрела.

В той
Запредельной высоте щемящей,
Где больше нет
Запретов и оков
Она так остро обожглась
О счастье,
Но, высь объяв,
К земле рванулась вновь.

Поля, леса,
Родимая равнина...
Живи взахлеб,
Ликуя и спеша,
Красой земной
Пронзительно ранима
Мятущаяся юная душа!

Живи, люби,
Все радостно приемля,
И снегопад,
И первый майский гром.
Спеши сама
Украсить эту землю
Трудом,
Любовью,
Верностью,
Добром.

Клянись, душа
Исполнить все клянись,
О чем мечтали в юности с тобою!

... Остановись.
Прислушайся.
Вглядись.
Звучит орган
под крышами собора...


0_46cc1_31383f44_S (150x35, 4Kb)

Стихи Клавдии Холодовой
(Благодарю Валюшу Батарышкину за присланное стихотворение)

Картины болгарского художника Slav Kivoshiev
http://slavkk.in.gallerix.ru/

Музыка - Johann Sebastian Bach - BWV 542 Fantasie und Fuge g-Moll_ Fuge (Lionel Rogg)







Серия сообщений "Музыка":
Музыка

Часть 1 - Бесконечный полёт Души
Часть 2 - Тени Атлантиды - Прости
...
Часть 37 - Самая Желанная...
Часть 38 - "Меня оправдывает фуга Баха".Епископ Иларион.Часть 1
Часть 39 - В каждой музыке — Бах, в каждом из нас — Бог. Епископ Иларион. Часть2




Серия сообщений "Религиозная философия":
Религиозная философия

Часть 1 - Мученик светотени и “Жертвоприношение Авраама”
Часть 2 - Ибо вера без дел мертва...Семён Франк
...
Часть 8 - Любовь - давать и брать. Митрополит Антоний Сурожский
Часть 9 - А нам завещал Христос жизнь.Митрополит Антоний Сурожский
Часть 10 - В каждой музыке — Бах, в каждом из нас — Бог. Епископ Иларион. Часть2


Серия сообщений "красивое, музыка, стихи, гармония, мысли":
Часть 1 - Концерт для фортепиано с оркестром № 1. П. И. Чайковкий
Часть 2 - Я-женщина, и этим....я довольна :)
...
Часть 10 - Счастье полета!....Сказка для всех ! ))))
Часть 11 - ЛЮБОВЬ? "Ты – путям открыта млечным.."Ал. Блок
Часть 12 - Остановись, прислушайся - звучит....
Часть 13 - Из дневника друга. Веришь ли ты в это же? Понимаешь ли,- почему?
Часть 14 - Предел возможностей человека должен быть превзойден, иначе для чего нужны небеса?

Рубрики:  худож. искусство
Пробуждение
Личность
философия
С САБИНОЙ
культура, навыки

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку