Среди многих памятников народного творчества почетное место принадлежит архитектуре народного жилья, которую Александр Довженко назвал "архитектурной праматерью пристанища человеческого". С глубокой старины архитектурное народное творчество донесло до сегодняшнего дня элементы, свидетельствующие о высоких художественных, хозяйственно-культурных, нравственных идеалах народа-труженика. В архитектуре традиционного сельского жилья украинский народ, несмотря на многовековое социальное угнетение, ограниченные экономические возможности и почти полную изолированность от путей развития мировых профессиональных архитектурно-художественных школ, достиг эстетически значимых вершин в гармоничной согласованности самых разнообразных видов декоративно-прикладного искусства. Но художественное совершенство в отделке жилья была присуща не всем. Беднейшие слои украинского дооктябрьского крестьянства были лишены возможности украшать свой быт собственноручными произведениями декоративно-прикладного искусства. Лишения и нищета заставляли народных мастеров продавать свой талант.
Полтавщина
ПОЛТАВЩИНА. Конец XIX - начало XX в.
Жилой комплекс, с. Велики бывшего Кобеляцкого уезда Полтавской губернии, теперь Кобеляцкого района Полтавской области
Типичным для полтавских усадеб было расположение дома внутри чистого двора на значительном расстоянии от улицы (т.н. "глубокое"), окнами к солнцу, и отделение от дома хозяйственных построек. Архитектурно-композиционный строй полтавского жилья является одним из вариантов народной архитектуры левобережных лесостепных районов Украины. Основными его признаками были: пропорциональная равнозначность соотношение высоты стен и крыши (высота стен равна высоте крыши) и лишен любых пластических элементов обтекаемый силуэт четырехскатной соломенной крыши, сформированной укладкой расстеленной или мятой соломы, иногда залитой сверху жидкой глиной; асимметричное конструктивно-тональное решение отдельных частей фасадной стены, которое проявляло соответствующие назначения различных помещений жилья (жилого - "хаты", входящего - "сени" и хозяйственного - "кладовой".
Жилье Полтавщины характеризовалось широкими "навесами" выносами крыши относительно стен. Декоративно-художественные приемы оформления архитектурных элементов (кронштейнов, выносных балок, колонок), которые поддерживали крышу, отмечались разнообразием резьбы орнаментальных мотивов. Существенным архитектурным приемом внешнего оформления полтавского жилья была галерея, которой окружали часть фасадной стены (перед амбаром или входом в жилище), весь видный фасад, а то и два, три, четыре фасада полностью.
Используя разнообразные приемы резьбы (контурную, профильную, ногтевую, сквозную и т.п.), народные мастера придавали своим произведениям художественную завершенность, в названиях архитектурных элементов жилья и в его украшениях ярко проявилось народное представление, по которому жилье объединялось с другими элементами народной материальной культуры, народным костюмом в частности. Например, нижний конструктивный элемент крыши (продольная балка под выносом крыши), как и низ рубашки, получил название "наличники", и по наличнику в рубашке, украшался орнаментальной полосой.
На фоне жилого комплекса выделяется традиционный народный костюм: кружевная белая вышитая белыми нитками рубаха, насыщенная цветами верхняя часть костюма - "керсетка" и многоцветная тканая плахта.
ПОЛТАВЩИНА. Конец XIX - начало XX в.
Интерьер жилища, с. Покровская Багачка бывшего Хорольского уезда Полтавской губернии, теперь Хорольского района Полтавской области
Интерьер полтавского жилья был типичным для левобережных районов Украины. По традиции печь в полтавском жилье размещалась в углу у входной двери, открытый шкафчик для посуды ("полка") - в противоположном углу у двери. В самом светлом месте в доме - под окнами несущей стены против печи - ставили широкую массивную скамью. На скамье устанавливали кудель с пенькой; сидя на лавке, шили и вышивали, а на праздники сажали почетных гостей. Характерная особенность интерьера полтавского дома - поперечная балка (поперечная перекладина) потолка, стягивала две противоположные продольные стены дома и конструктивно не была связана с традиционными продольными балками, которые составляли основу несущей конструкции потолка. Беленый потолок дома накрест был переделен балками, которые не белили, а украшали контурной или трехгранной резьбой. На балках вырезали культовые обереги (крест, солярные знаки - круги, круги и т.д.), иногда дату возведения дома и фамилия хозяина. По традиционным представлениям, эти знаки охраняли семью от враждебных сил и способствовали ее благополучию. О принадлежности полтавского интерьера к украинскому жилья левобережных районов Днепра свидетельствовала также и форма дымохода печи. В отличие от правобережной, полтавская печь имела закрытый стенами печи шесток, т.е. дымоход печи не нависал над печкой, а стоял на нем.
Типичными элементами декора в интерьере полтавского жилья были разнообразные декорированные профильной резьбой кронштейны, которые поддерживали полочки, расположенные над дверями и над окнами. За характерную форму завершения в виде конской головы эти кронштейны назывались "лошадками". "Лошадки" служили своеобразными кольями, на которые вывешивали тканые или искусно вышитые тамбурным швом полтавские полотенца - гордость хозяйки и ее дочерей. Декоративные праздничные полотенца, которыми украшали в праздники стены дома, называли в народе " кілкові", в отличие от прикладных и ритуальных полотенец.
Киевщина
КИЕВЩИНА. Конец XIX - начало XX в.
Жилой комплекс, с. Доброводы бывшего Уманского уезда Киевской губернии, теперь Уманского района Черкасской области
Традиционной для южных лесостепных районов Киевщины была свободная застройка двора с удаленным от улицы расположением дома, повернутыми окнами главной стены на юг, а фасадом на восток. Хозяйственные постройки двора размещали перед окнами дома, отделяя их от чистого двора плетеным тыном.
Обмазаны глиной, побеленные стены хат на Киевщине завершали четырехскатной соломенной крышей, покрытой связанными снопами с развитым гребнем ("верхом"). Сверху соединения прижимали рядом скрещенные жердины и выкладывали по рогам ступеньками ("кистями").
Народное творчество ярко проявилось в цвето-орнаментальном оформлении всех сооружений двора. Тонкое чувство цвета способствовало выработке устойчивых приемов - интенсивное окрашивание хозяйственных зданий в контрасте с белыми стенам жилища, которые украшали рисованным орнаментом. Типичными местами расположения росписи был фриз ("підстрішина") и обрамление окон. В композициях рисованных орнаментов преобладали мотивы "бегунков", "хмеликов", "цветков".
Цветовая гамма народной одежды сочеталась с колоритом жилого комплекса.
КИЕВЩИНА. Начало XX в.
Интерьер жилища, с. Каменка бывшего Черкасского уезда Киевской губернии, ныне г. Каменка Каменского района Черкасской области
Интерьер жилья Киевщины был типичным для правобережных районов Украины. По обще украинской традиции печь в киевском доме размещали в углу у входной двери. В противоположном углу на традиционном месте открытых полок устанавливали застекленный шкаф. Под окнами главенствующей стены дома напротив печи на месте традиционной широкой скамьи размещали переносную скамью ("канапу"). Принадлежность киевского интерьера к жилью правобережных районов Днепра свидетельствовала форма опирающегося на столбик дымовидного устройства (трубы) печи, который нависал над печкой.
Интерьер жилища южных районов Киевщины щедро украшался росписью. В начале XX века для настенной росписи, кроме традиционных минеральных (глиняных) и растительных красителей, начали использовать анилиновые краски, которые покупали на базаре. Мастерски украшалась рисованными композициями печь. Лентой цветочного орнамента подчеркивались горизонтальные профильные выступления и верхние части основных элементов печи – «припічка», лежанки, камина, печки. «Під-припічок» и камин украшались цветочными композициями вазонного или букетного типа. В композиции, кроме растительных, вводили и любимые в фольклорной традиции сюжеты птиц - петуха, галки, сороки. Растительной орнаментикой, выполненной масляными красками, декорировались стена над кроватью, двери и окна, а также мебель - шкафы, спинки канап.
Живописные средства оформления стен и мебели согласовывались с разноцветным народным нарядом.
КИЕВЩИНА. Начало XX в.
Интерьер жилья, с. Доброводы бывшего Уманского уезда Киевской губернии, теперь Уманского района Черкасской области
Интерьер киевского жилья был типичным для правобережных районов Украины. По обще украинской традиции печь в киевском жилье размещали в углу у входной двери. Отверстием она была обращена к окнам главенствующей стены хаты. В противоположном углу у дверей размещали открытый шкаф ("полка"), на полках которой выставляли на обозрение рисованную керамическую посуду. Под окнами главной стены против печи размещали неподвижную скамью - широкую доску, положенную на столбцы, которые закапывали в глиняный пол. О принадлежности киевского интерьера в жилище правобережных районов Днепра свидетельствовала форма димовидного устройства печи, что нависал над печкой.
Интерьер киевской дома щедро украшался росписью. Для выполнения живописного декора использовали минеральные (глиняные) и растительные краски, которые разводили водой. Орудиями труда служили небольшие кисти - щеточки, сделанные из кошачьей шерсти, для больших цветных элементов использовали тряпки, которыми, как штампом, наносили цветные пятна ("цветы") на стену. После нанесения цветных пятен, их по краю подрисовывали кистями, которыми прописывали ветви, листья и нижние части цветочных композиций («вазонов») - горшки, «гладущики».
В живописном декоре на стенах в домах Киевщины преобладали композиции вазонного типа - развесистая цветущее растение, вырастало из горшка или «гладущика». Продольные элементы - профильные тяги дымохода или балки потолка - украшались "бесконечником" - волнистой линией ("кривой") с ритмично расположенными по обе стороны от нее цветными пятнами ("точками", "цветами", "листочками", "виноградом", "сливками" и т.д.). Рисованные композиции сочетались с цветом традиционного народного костюма этих районов.
Слобожанщина
СЛОБОЖАНЩИНА. Конец XIX - начало XX в.
Жилой комплекс, с. Новоахтырка бывшего Старобельского уезда Харьковской губернии, теперь Новоайдарского района Ворошиловградской области
Традиционной для жилищ Слободской Украины, пограничных с Россией, была свободная застройка двора с приближенным к улице расположением дома, повернутого видным фасадом на юго-восток. Перед домом ограждали невысоким забором место, где высаживали цветы, кусты и деревья ("палисадник"). Чистый двор перед домом плетеным тыном отделяли от части, где размещали хозяйственные постройки.
Слобожанская хата выделялась пропорциональной равнозначность в соотношении высоты четырехскатной обтекаемой формы соломенной крыши и стен. Стены дома (рубленые или вертикальные из колотого ивового или дубового дерева) ставили на сваи ("устои"), высоко поднятые над землей, снаружи обмазывали толстым слоем глины по риштовке и белили мелом. Стены сеней часто выходили за пределы стен дома на уровень навеса и оставались в открытом срубе не беленые.
Широкий напуск крыши, выступавший над стенами, поддерживался вынесенными на поперечных балках и пролетных брусьями ("підострішинами", " підстрішниками"), которые подпирали колонки ("сішки"). Пролетные брусья мастерски чертили резной каймой, выпуски балок ("дармовіси") и верхние венцы сруба ("ощепи") украшали профильной резьбой. Ставни, резное обрамление окон (наличники) и двери рисовали цветными глинами или масляными красками преимущественно охристых тонов, украшали цветочным рисованным орнаментом или цветными пятнами ("цветами", "ружамы", "пионами").
Праздничный женская одежда – вышивка, клетчатая плахта, красочный передник красный "корсет" и красные сапоги - сочеталась с колоритом слобожанского жилья.
ЮГ УКРАИНЫ. Конец XIX - начало XX в.
Жилой комплекс, с. Киндийка бывшего Херсонского уезда Херсонской губернии, теперь пгт Антоновка Днепровского района г. Херсона
Характерным признаком расположения жилого дома ("хаты") и хозяйственных построек двора в южных районах Украины была их однорядная постановка в усадьбе. Обмазанные глиной и побеленные стены дома часто украшались декоративной росписью. Глиной подводились также завалинка и стены хозяйственных построек двора. В рисованных орнаментах преобладали мотивы пышного цветка с центральной вертикальной осью, по сторонам которой рисовали ростки с листьями и цветами. Традиционно украшались росписью или цветной полосой окна и двери дома. Низкие двускатные крыши украинского жилья южных районов укрывали соломой или камышом, а сверху прижимала сдвоенными деревянными козлика ("ключинням"). Часто для возведения стен хозяйственных построек двора использовали местный природный камень.
Цвета глины в настенных росписях дополняли синими и красными красителями, которые придавали им многоцветные живописные эффекты.
Декоративность внешнего оформления жилья сочеталась с цветами традиционного праздничного женского наряда.
ЮГ УКРАИНЫ. Начало XX в.
Интерьер жилища, с. Петриковка бывшего Новомосковского уезда Екатеринославской губернии, теперь Царичанского района Днепропетровской области
Интерьер жилища южных левобережных районов Украины наследывал общепринятые в украинской традиции приемы расположения печи в углу у входной двери, шкафы для посуды в противоположном углу и скамейки под окнами главенствующей стены хаты, отличаясь формой трубы печи: печь имела закрытый стенками печи «припічок» (выступ у печи для лежания). В интерьере петриковской хаты расписывали потолок, возвышенную часть стены, особенно роскошно орнаментировали дымоход печи. В его композиционную структуру в начале XX века органично вошли элементы классической архитектуры - колонки, карнизы, фигурные декоративные арки. Карнизы украшали живописным орнаментом в виде растительного сюжета - "бигунчика", "бегунков", или цветными полосами. "Вазы", "букеты", "цветы" и "веточки" заполняли плоскости трубы между колонками. С помощью куска ткани ("віхтя"), щеточки-кисти ("котиковая кисть" из кошачьей шерсти, собранной в пучок и привязанной ниткой к рукоятке), наискось срезанного стебля рогозы петриковцы создавали пышные растительно-орнаментальные композиции, краски изготовляли домашним способом из трав, листьев и ягод. Использовали также и природные красители - цветные глины, охры, глина, сажу и мел.
Петриковские росписи издавна очень популярны. Самых способных рисовальщица приглашали расписывать дома в других селах. Сделанные ими " мальовки" (роспись на бумаге) высоко ценились. Цветной расписанный декор жилья сочетался с многоцветным народным костюмом.
ЮГ УКРАИНЫ. Конец XIX - начало XX в.
Интерьер жилища, с. Мишурин Рог бывшего Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии, теперь Верхнеднепровского района Днепропетровской области
Интерьер жилища южных районов Украины наследовал общеукраинскую традицию расположения печи в углу у входной двери, шкафы для посуды в противоположном углу и скамейки под окнами главенствующей стены хаты. Интерьеры жилья правобережных и левобережных районов нижнего течения Днепра различались в основном формой трубы печи. Так, на Правобережной Украине печь имела открытый «припічок», над которым на столбиках или без них нависал камин в форме усеченной четырехгранной пирамиды. Наклонные стенки дымохода имели всегда вверху и по низу профильное завершение в виде нескольких тяг.
В начале XX века, к печи, в которой готовили пищу, с целью более целесообразного ее использования достраивали еще одну печь ("грубую"), которой отапливали дом. Конструктивно-архитектурное решение этого комплекса ("печь-грубая") продолжало традиционные приемы, сложившиеся во всех районах Украины. Грубую печь украшали настенной росписью. Декоративно-художественные украшения грубой печи сочетались в цветной и в орнаментальной разработке с декором печи для приготовления пищи.
В жилище Правобережной Украины предпочитали растительную, вазонного типа орнаментику, которую выкапывали насыщенными красными цветами. Росписью, кроме печи и "грубой" печи, украшали стены, потолок, окна.
ПОДОЛЬЕ. Конец XIX - начало XX в.
Жилой комплекс, с. Цибулевка бывшего Каменец-Подольского уезда Подольской губернии, теперь Каменец-Подольского района Хмельницкой области
Широко распространенной на Подолье была свободная застройка двора. Жилой дом ставили поодаль от улицы в глубине чистой части двора, а хозяйственные постройки размещали на уединенной части усадьбы ("обійсті"). Ведущим признаком архитектурно-художественного образа подольского жилого комплекса была его живописность. Особой декоративностью отличались дома южных приднестровских районов Подолья, граничащие с Молдавией. Пластический декор соломенной крыши, высота которой вдвое превышала высоту стен дома, уравновешивалась цветным насыщенным декором, разрисованным на белом фоне стен. Изысканной выразительности добились подольские мастера в средствах заключения соломенных снопы, которыми подшивали крышу. Мастерски уложенные, "вышитые" ими "кисти" по рогам стремительного четырехскатной крыши заканчивались высоким гребнем, прижатых заключенными в горизонтальном ритме перекрещенными деревянными палками.
Художественное наследие подольских мастеров поражает разнообразием колористических сочетаний в композициях настенной живописи. Они оперировали только цветными глинами и природными красителями, пользуясь нехитрыми принадлежностями (самодельными кистями - тряпками, штампами, изготовленными из корнеплодов и т.д.).
Самыми любимыми у женщин на Подолье были фризовые орнаментальные полосы, которыми опоясывали крыльцо и верхние части стен; композиции в виде вазонов, бегунков, отдельных цветков и цветных пятен рисовали под крышей, вокруг окон и на углах стен жилища; орнаментальные полосы украшали нижнюю часть стены над желтой завалинкой; декоративной росписью украшали и хозяйственные постройки двора (курятники, хлева).
Цветовые гаммы народной женской одежды белая рубашка, вышитая «низинкой» («низзю») черно-красными нитками, и черная в цветную полоску "горбатка" - контрастирует с насыщенным цветовым разноцветным декором жилья.
ПОДОЛЬЕ. Конец XIX - начало XX в.
Интерьер жилища, с. Сказинцы бывшего Могилевского уезда Подольской губернии, теперь Могилев-Подольского района Винницкой области
Расположение и распределение основных частей жилого помещения ("избы") подолян были типичными, как и по всей Украине. Кухонную печь размещали в углу между внутренней (стена сеней) и внешней стенами дома у входной двери. Возле печи под тыльной стеной на столбиках стелили доски для спального места ("піл"). В углу между внутренней (стена сеней) и главной стенами у дверей крепили открытый шкаф для посуды ("мисник"), а под окнами главной стены ставили скамью. По традиции печь отверстием ("челюстями") всегда была обращена к окнам главной стены дома.
Особые черты подольскому интерьеру придавало декоративно-художественное оформление его архитектурно-конструктивных элементов и прикладных вещей домашней утвари.
Любовь женщин Подолья к живописи проявлялась в многоцветных настенных росписях, которыми украшали интерьер. Особого внимания уделялось декоративному оформлению печи. Все ее элементы - дымоход, профильные карнизы, "челюсти" и даже заслонка - расписывались ("рисовались") цветными глинами. Украшались росписью также: стены и окна. Праздничности интерьеру придавали писанные по белому и желто-охристому фону миски, которые выставляли напоказ в шкафу, а также бумажные украшения - "витинанки", которые крепили на балку.
Тканые дерюги на кровати, длинные, украшенные цветными полосками коврики ("налавники"), двухцветная красно-черная вышивка рубашки и черная в цветную полоску тканая «горбатка» дополняли многоцветие интерьера подольской дома.
ПОЛЕСЬЕ. Конец XIX - начало XX в.
Жилой комплекс, с. Сварицевичи бывшего
Ровенского уезда Волынской губернии, теперь Дубровицкого района Ровенской области
Для районов Волынского Полесья была характерна двухрядная застройка двора. Хозяйственные постройки, объединенные общими стенами и крышей, выстраивались в один ряд параллельно жилому дому, который, в зависимости от ориентации по солнцу, приближали к улице длинным или коротким фасадом или выносили во второй ряд и располагали в глубине двора. Объемно-пространственная композиция такой застройки выделяется монументальной графичностью силуэтов двускатных равно- или разновысоких крыш, которые покрыты деревянными «плахами» или «драницами». Весь комплекс характеризуется традиционной для Полесья серебристо-серой цветовой гаммой, сдержанностью примененного в отделке художественного декора. Поражают богатство мотивов контурного резьбы двурогих или вертикальных завершений, декоративные фронтоны двускатных крыш жилья.
Насыщенность открытых контрастных цветов присуща традиционному женскому костюму, непременной частью которого была «намитка» головной убор замужней женщины.
ПОЛЕСЬЕ. Конец XIX - начало XX в.
Интерьер жилища, с. Сварицевичи бывшего Ровенского уезда Волынской губернии, теперь Дубровицкого района Ровенской области
В интерьере отдаленных районов Волынского Полесья почти до начала XX века сохранилось много архаических элементов. Наследуя общеукраинскую традицию расположения, печь размещали в углу у входной двери, полки - открытый шкаф ("мисник") в противоположном углу у входа, скамейку под окнами главенствующей стены, а спальное место ("піл") непосредственно у печи вдоль тыльной стены с люлькой над ним. В избах сохранились такие элементы, как специальный дымоотводящий прибор ("світець"," посвіт"), который крепился под отверстием потолка над лучиной. Архаичной была и форма пыльной печи ("курна піч"), дым от которой исходил сразу в дом, через что закопченные стены ничем не украшались. Характеру пыльной печи отвечал темный, так называемый "дымная" керамическая посуда ("горшки", "кувшины", " гладущики"). Все деревянные предметы быта - посуда, орудия труда также были наделены чертами архаической простоты.
Ярко-белое полотно с тканным орнаментом рубахи, головной убор женщины ("намитка") и собранная юбка в вертикальную полоску составные части женского праздничного наряда - контрастно выделялись на фоне темных срубных стен.
БОЙКОВЩИНА. Конец XIX - начало XX в.
Жилой комплекс, с. Верхние Ворота, теперь Половецкого района Закарпатской области
Характерной особенностью жилья бойков (этнографической группы украинского народа), как и лемков, было объединение под общей четырехскатной крышей жилого помещения с рядом хозяйственных - сенями, кладовой, конюшней, сараем, навесом. В отличие от лемковской длинной хаты, жилая часть у бойков занимала в застройке не крайнее, а среднее положение, имела два или три окна в передней "фронтовой" стене сооружения, вдоль тыльных и боковых стен под спуском крыши оборудовали хозяйственные пристройки.
Отвесная четырехскатная соломенная крыша, высота которой более чем втрое превышала высоту стен, пропорционально уравновешивалась вытянутым вдоль главенствующим фасадом. Горизонтальному ритму гребня отвесной крыши повторяли горизонтальные венцы ("обаполи") срубной стены и линия поднятого над землей пола открытой галереи ("міст", "лавочки", "передвікна", "пристінки").
Архитектура народного жилья бойков - верховинцев была почти лишена декоративных украшений, которым были свойственны украшение гуцульского дома, отличалась простотой и лаконичностью форм.
Традиционная одежда бойков была уравновешена в цветовых гаммах, ней почти до начала XX в. сохранился ряд архаических элементов, такие, в частности, как длинная ворсовая шерстяная накидка ("гуня") или платообразный головной убор замужних женщин - "намитка".
Лемковщины. Конец XIX - начало XX в.
Жилой комплекс. Теперь с. Вышка Великоберезнянского района Закарпатской области
Характерной особенностью жилья лемков (этнографической группы украинского народа), как и бойков, было однорядное объединение под общей четырехскатной крышей жилого помещения со всеми хозяйственными сенями, амбары, риги, хлева, конюшни. Жилую часть в ряду застройки ставили преимущественно первой. Вдоль тыльных стен под спуском крыши также размещали хозяйственные пристройки.
В пропорциональном соотношении основных частей лемковской длинной хаты доминировала отвесная четырехскатная крыша, покрытая соломой. Для покрытия крыши, кроме соломы, зажиточные крестьяне использовали дерево или комбинировали оба материала: нижние ряды покрывали деревом, а остальной отвес – соломой. Высота крыши втрое, а то и больше превышала высоту стен. Благодаря высокой крыше длинная хата лемков воспринималась достаточно компактной, уравновешенной монументальным сооружением.
Свое: жилье лемки украшали не только общераспространенной в Карпатах резьбой, но и побелкой подсиненной известью швов между венцами сруба, предварительно промазаные глиной.
Только у лемков распространилась роспись открытых срубных стен и отдельных архитектурных деталей сооружения (дверных косяков, дверей, ворот) белой или зеленовато-желтой глиной. Композиция и орнаментальные сюжеты линейно-графической лемковской росписи выделялись совершенством и свидетельствовали о художественном декоративно-образном ощущении красоты.
На фоне кружевного украшенного росписью сруба жилья выделялась традиционная лемковская одежда, в которой преобладали белый и синий цвета, фактура мелких складок, отделка фартуков и юбок цветными лентами.
Лемковщина. Конец XIX - начало XX в.
Интерьер жилища. Теперь с. Кострина Великоберезнянского района Закарпатской области
Распределение и расположение основных частей интерьера жилого помещения лемковского жилья традиционные. Печь для приготовления пищи всегда размещалась в углу между стеной сеней и тыльной стеной дома у входной двери. Вдоль тыльной стены ставили кровать, а под окнами короткой боковой стены - скамью и перед ней стол.
Вместе с тем интерьер лемковского жилья отличался, прежде всего, направлением отверстий ("челюстей") печи, где топили, куда ставили горшки для приготовления еды и выпекали хлеб. Только у лемков отверстия печи ориентировали не на лицевую, как это было согласно украинской традиции, а на боковую стену. Такое расположение отверстий печи обусловило ряд специфических особенностей интерьера жилья. Кровать хотя и размещалась на традиционном месте возле тыльной стены, но уже на некотором расстоянии от печи, не впритык к ней. Свободная рабочая площадь перед печью освещалась из окна, которое оборудовали в тыльной стене хаты. Специфически удлинённой формы приобрел также и подвесной над лежанкой перед отверстиями печи камин ("цевка").
Почетным в лемковской хате было место возле стола ("стула"), который покрывался скатертью ("обрусом"). К коротким сторонам стола ставили переносные небольшие лавочки.
В верхней части боковой стены, которая имела два окна, размещали образы ("боги"), ярко-декоративные, написанные сине-красным пышным растительным орнаментом по белому фону тарелки и народные картины. Гармонично сочетались белый и синий цвета традиционного праздничного лемковского наряда со сдержанным цветовым декором интерьера жилья.
ГУЦУЛЬЩИНА. Конец XIX - начало XX в.
Жилой комплекс. Приселок с. Космач, теперь Косовского района Ивано-Франковской области
Для застройки гуцулы всегда выбирали наиболее ровные участки земли на южных склонах гор. Удаленно друг от друга ставили они свои усадьбы ("оседки"), которые объединяли в одно целое жилье и хозяйственные постройки двора. Единство и защищенность жилой части ("избы"), которая в гуцульском жилье была расположена скраю с южной стороны и со всех сторон окружена хозяйственными пристройками ("притулами"), придавали всему жилищно-хозяйственному комплексу неприступный крепостной вид.
Климатические горные условия (частые и значительные осадки) требовали строительства в жилье отвесных высоких четырехскатных крыш с глубокими выносами ("карниза"), под которым стелили поднятый над землей деревянный помост ("лавочки"), который служил местом для надомных работ в непогоду.
Традиционное гуцульское жилье представляло собой своеобразную архитектурную симфонию дерева. Ритму мастерски уложенных массивных венцов сруба стен вторили горизонтальный ритм галереи и по порядку уложенные плахи на крыше. Декоративный строй гуцульского жилья при однотипности строительного материала отличался совершенным исполнением резной пластики архитектурно-конструктивных элементов - косяков, выступов сруба и балок карниза, деталей ограды и столбцов открытой галереи.
В контрасте с определенной эстетичностью средств декоративного оформления жилья выступала яркая оранжевая насыщенность гуцульского костюма, в котором соединялись разнообразные материалы: шерсть, лен, кожа, метал, дерево.
ГУЦУЛЬЩИНА. Конец XIX - начало XX в.
Интерьер жилища. Приселок с. Космач, теперь Косовского района Ивано-Франковской области
По распределению и расположением основных функциональных частей жилого помещения ("избы") гуцульский интерьер был таким, как и в других районах Украины. В частности, для гуцульского жилья свойственно расположение кухонной печи в углу между дверью и тыльной стенами дома у входной двери. Общеукраинским признаком было и то, что у гуцулов печь отверстием, где топили, куда ставили горшки для приготовления пищи и выпекали хлеб, всегда была обращена к фасадной (фронтовой) стене. Форма гуцульской печи была характерна и для жилищ украинцев всех правобережных районов. Форма гуцульской печи была характерна и для жилищ украинцев всех правобережных районов.
Традиционным было также размещение кровати з жердью и колыбелью над ней возле печи вдоль тыльной стены хаты, полки для посуды в углу между сенями и главными стенами, а лавки - под окнами.
Вместе с тем интерьер гуцульского жилья поражал неповторимостью и художественной изысканностью декоративно-художественных способов оформления, богатством цветовых соединений. Каждый из его элементов - печь, балки, жердины, полки для посуды, костюмы, бытовая ткань, бытовые предметы - свидетельствовал об исключительной трудоспособности гуцулов, их любви к орнаментации, разноцветных и разнофактурных соединений. Зажиточные хозяева выкладывали печи купленным рисованным кафелем. Сюжетно-орнаментальная разработка каждого кафеля представляет собой художественно выраженные фрагменты традиционно-бытовой жизни гуцулов: семейные и календарные праздники, художественные вкусы, виды художественных промыслов, культовые сооружения, обереги и символичные изображения и т.д..
Значение оберега имел резной орнаментальный декор, которым украшалась балка, входные двери и мебель. Согласно традиционным представлениям гуцулов, украшенные соответствующими орнаментальными композициями предметы приобретали магическую силу, которая оберегала людей от вражеских и вредоносных сил и способствовала благополучию семьи.
Тепло-коричневые тона бытовой самодельной ткани "верет", "бесаг", "покривцы" сочетались с яркими оранжевыми красками тканей запасок ("пилок"), вышивкой рубашек и полотенец и аппликацией кожно-меховых элементов гуцульской одежды.
Составитель и автор текста Тамара Владимировна Космина. Художник Зинаида Александровна Васина
источник: http://rus.ridna-ukraina.com.ua/ukrdom/.