Эмилия Флеге — муза и ангел Густава Климта |
Самой излюбленной темой для картин Густава были женщины: эротичные, чувственные, роковые, волевые и такие страстные, они буквально царят в его произведениях. А если на полотнах художника и встречаются изредка мужские образы, то они лишь призваны служить своеобразным живым фоном, и ещё больше оттеняют волшебный мир женщин. Картины Густава имели не только успех и признание у зрителей, но и суровое порицание консервативных Венских кругов, которые обвиняли живописца в откровенной порнографии. Впрочем, разве Климт единственный среди Художников, которые черпали вдохновения в женщинах, и женщины отвечали ему безусловной взаимностью.Женщин было много,они охотно входили в жизнь этого необыкновенного мужчины, некоторые даже рожали детей, на что они рассчитывали? Заканчивалась работа над картиной, появлялся новый замысел, а значит почти всегда и новая женщина.
Отношения с двумя женщинами в жизни Климта стоят особняком: Адель и Эмилия. Эта статья про Эмилию, Эмилию Флеге.
Первый портрет Эмилии Климт написал, когда ей исполнилось 14 лет.
Ее матери, скучающей жене владельца фабрики табачных трубок — Герде Флеге, пришла в голову блестящая мысль – заказать молодому, но уже очень известному и модному художнику Густаву Климту портрет трех своих дочерей. Младшую, 14-летнюю Эмилию, Климт промучил дольше сестер, и вышла она такой уродиной, с пухлыми щеками, как у хомяка, короткой шеей, что даже матушке не понравилось. Хорошо, что эти первые портреты бесследно исчезли и никто их не видел! Зато Эмилию поразило то, с какой легкостью художник наносит линии на холст и как волшебно сплетаются эти линии в объекты и лица, которые не отличишь от настоящих! Отец пошел навстречу мольбам младшей дочери и уговорил Климта за приличную плату давать ей уроки рисования.
С тех пор они практически не расставались. И хотя они, по неизвестным причинам, так и не вступили в брак, да собственно, чего там неизвестного, Климт так и не предложил ей руку, их отношения продлились двадцать семь лет, до самой смерти художника. О судьбе Эмилии и её любви рассказывает книга Элизабет Хикей «Нарисованный поцелуй».
В картине «Поцелуй» Климт задумал ни много ни мало отобразить аллегорию любви. Ничего себе задача! Конечно, Эмилии было лестно, что он именно ей предложил позировать для этой важной работы. Честно говоря, она совсем этого не ожидала. Значит, она все-таки ассоциируется у него с любовью? Спасибо и на том.
Эмилия подошла к картине и замерла перед ней. Это... это... да нет, совсем не то, что она ожидала. Невероятно мощно, чувственно, необыкновенно... С другой стороны, картина оказалась просто непостижимо целомудренной для Климта. Эмилия ждала каких угодно натуралистических подробностей и была готова практически ко всему. Конечно, ей хватило опыта и искушенности в первую же секунду понять, что Густав создал величайший шедевр.
Он же собирался изобразить на полотне себя и ее — их двоих! Он обещал ей это. Сколько раз Густав водил ее за нос! Вот и теперь — фигура мужчины на полотне была совершенно неузнаваема, лица его не видно вовсе. Что же касается девушки. Ну да, чем-то неуловимым ее цветущий лик отдаленно напоминает лицо Эмилии, зато руки — она сразу узнала — вовсе не ее, они принадлежат его богатой заказчице Адель Блох-Бауэр, жене банкира. Или нет, скорее Соне Книпс, которую он тоже много раз рисовал.
Почему же Густав пренебрег руками Эмилии? Против воли в сердце поднималась досада: Климт не пустил ее на свою лучшую картину! И вроде бы ревновать не к кому: на полотне Густав не запечатлел знакомой девушки или конкретной модели — всех их Эмилия знала наперечет. Это была именно аллегория — собирательная девушка в объятиях собирательного мужчины. Эмилия как всегда ревновала.
Эмилия была неглупой девушкой; она видела и понимала жизненную позицию своего кумира. Проводя все свободное время в мастерской мэтра, она привыкла видеть там множество натурщиц, дожидающихся своей очереди. Художник любил эротику; она вдохновляла его творить, творить бесконечно. Сколько точно было создано им прекрасных эротических эскизов – не может сказать никто. В приступах ярости, которые частенько случались, он пачками бросал в печь эти рисунки. Эмилия, зная это, пыталась прятать их, тем самым спасая.
Натурщицы сменяли одна другую; некоторым даже удавалось родить детей от мастера. На что они надеялись? Натура художника была такова, что закончив работу над этюдами к картине, он бесцеремонно прекращал всякие отношения с моделями. К судьбе родивших матерей относился равнодушно и вскоре забывал про них вообще. Лишь искусство было важно для него, только ему он отдавал силы и время.
В отношении Эмилии он никаких решений не предпринимал и повзрослевшая девушка стала понимать, что ее ожидания бесперспективны. Ее охватила беспросветная тоска; она замечала неодобрение родных: жесткие взгляды отца, жалостливые – матери, недоуменные – сестер. В какой-то момент Эмилия ощутила полный разлад в душе, ее самооценка снизилась до предела. Ей срочно нужен был совет, и он был получен и не у кого-то, а у Доктора Фрейда. Конечно, Эмилия слышала от многих дам, какой кудесник этот доктор Фрейд, практиковавший тут же, в Вене. Он успешно лечил неврозы и депрессии. Может, стоит обратиться к нему?
Лечебные сеансы, ставшая знаменитой кушетка, принявшая столько пациенток, беседы с доктором – имели успех. Зигмунд Фрейд убедительно растолковал девушке ее состояние: она эмоционально зависит от мэтра, не живет собственной жизнью, а полностью растворилась в чужой. Ей необходимо отбросить постоянные мысли о художнике, ей нужно собственное дело!
Эмилии удалось преодолеть эмоциональную зависимость от Климта. Их отношения не оборвались; они продолжались, но перешли в иную фазу – стали ровными, спокойными, дружескими. Эмилия решила заняться разработкой дизайна женской одежды. Здесь ей пригодились полученные уроки от Густава и приобретенное мастерство в Школе портних. А помогла организовать новое дело сестра Хелена. Вместе они открыли в центре Вены модный салон женской одежды, где Эмилия с успехом применила свои способности дизайнера. Закрепившись в бойком месте столицы – сестры сняли нижний этаж артистического кафе «Каса пиккола» — они с увлечением начали работать. Буржуазная публика полюбила модный салон, и дела в доме от кутюр пошли на лад.
Эмилия стала еще и независимой в финансовом отношении, что придавало ей уверенности в жизни. Правда, окружающие ее не понимали: в те времена считалось, что женщина работать не должна. Однако, Эмилия действовала так, как удобно ей и была счастлива, что венским красавицам полюбились плоды ее труда, что они щеголяют в ее нарядах. С Климтом они сотрудничали; иногда он выполнял эскизы тканей для платьев. Именно в этот период художник создает третий, самый известный портрет Эмилии. Необыкновенные идеи Эмилии Флеге использовал Модный Дом Valentino. В коллекции 2015 года они актуальны (или скорее остромодны) и поныне.
Материалы для статьи собраны в интернете с элементами вольного перевода глав книги «Нарисованный поцелуй».
Рубрики: | живопись искусство art это интересно портрет история любовь |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |