-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в skylighter

 -Подписка по e-mail

 


Непростая история «Женщины в золотом»

Вторник, 08 Сентября 2015 г. 22:41 + в цитатник

До недавнего времени «Женщину в золотом», шедевр стоимостью 135 млн. долларов, называли «венской Моной Лизой» или символом Австрии, а толпы туристов стремились в Венскую Галерею только затем, чтобы увидеть своими глазами прекрасную картину, переливающуюся золотом. Это история о женщине  — государственном идеале, семью которой унизили и практически уничтожили.

климт, австрия

К слову, название «Женщина в золотом» появилось много позже. Портрет Адель-Блох Бауэр Густав Климт написал в 1907 году, на тот момент ей было 26 лет. Портрет был заказан ее мужем, «сахарным королем» Европы, Фердинандом Бауэром. Их союз был одобрен родителями с обоих сторон, ведь оба супруга были выходцами из элитных семей Венской еврейской диаспоры.

В замужестве Адель развлекала себя тем, что собирала пышные культурные вечера, где собирались поэты, художники и весь цвет светского общества Вены. Именно там она и познакомилась с художником. Густав Климт был модным и востребованным художником, новатором, не желавшим придерживаться традиций прошлого в своем искусстве. Именно благодаря этой его особенности мы так легко сегодня узнаем его картины.

Фердинанд заказал портрет своей жены, его пожеланием было, чтобы портрет просуществовал несколько веков. Было ясно, что картина станет не только превосходным вложением капитала, но и чем-то особенным.

Климт написал около ста эскизов к этому портрету и за четыре года она была закончена.

адель, искусство
вена, история искусства

Адель так и не смогла стать матерью; имея хрупкое здоровье она часто дни напролет не вставала с постели. Всю свою нерастраченную материнскую любовь женщина отдавала детям своей сестры, а ее главной любимицей стала Мария. Они часто общались, обсуждая балы и наряды, а также картины Климта, которые украшали их дом. Мария была очень привязана к своей тетушке.

Адель прожила недолгую жизнь, скончавшись от менингита в 1925 году. Перед смертью она завещала свой портрет и еще три картины Венскому музею Бельведер.

В 1938 году Австрия входит в состав Германии и начинается кровавая охота на австрийских евреев. Понимая, что деньги и высокое положение в обществе бессильны перед нацизмом, Фердинанд бежит в Швейцарию, оставив все имущество на попечении брата.

Мария, любимица Адель, была самой младшей из пяти детей в семье. В 1938 году она вышла замуж за Фредерика Альтмана, оперного певца и сына промышленного магната. Знаменитое бриллиантовое колье, в котором Адель Блох-Бауэр позировала Густаву Климту , ее дядя Фердинанд подарил ей в качестве свадебного подарка.

Когда нацисты начали охоту на австрийских евреев, Фердинанд бежал в Швейцарию, а мужа Фредерика схватили и отправили в Гестапо. Немного позднее он оказался в концентрационном лагере в Дахау, где тысячи евреев превращались в черный дым после того, как передавали все свое имущество немецким властям. Гестаповцы ворвались в дом Марии в Вене и забрали все драгоценности и виолончель Страдивари, а бриллиантовое колье Адели просто сунули в мешок (были очевидцы, что в этом колье несколько раз потом появлялась на людях жена Генриха Гиммлера). Мария ничего не жалела и сразу подписала все нужные бумаги, в которых отказывалась от всего движимого и недвижимого имущества. Она готова была сделать все, чтобы спасти мужа от смерти.

Мария ждала, что со дня на день заберут и «Золотую Адель». Она почти не удивилась, когда за картиной, в сопровождении отряда гестаповцев, пришел ее школьный друг Алоис Кунст. Кунст сотрудничал с фашистами, собирая для них коллекцию живописи, часть которой осела в тайниках и подвалах Третьего Рейха. Когда она спросила, как он мог стать предателем, он сказал, что так он может сделать для Австрии гораздо больше.

Адольф Гитлер положительно относился к творчеству Густава Климта. Они встречались с Климтом, когда Гитлер пытался поступить в Академию Живописи в Вене. Тогда Климт уже был почетным профессором этой академии. В то время Гитлер зарабатывал себе на жизнь тем, что рисовал небольшие картинки с видами Вены и продавал их туристам в ресторанах и трактирах. Он пришел к Климту, чтобы показать свои работы и, может быть, взять несколько уроков живописи. По доброте душевной, Климт объявил Гитлеру, что тот гений и ему уроков брать не нужно. Гитлер ушел от Климта очень довольный, а своим друзьям заявил, что его признал сам Климт. В Академию живописи Гитлер так и не поступил, вместо него туда взяли Оскара Кокошку, еврея по национальности. Может поэтому Гитлер как-то сказал, что его ненависть к евреям — это сугубо личное. Однако, полотна Климта оберегали несмотря на еврейское происхождение художника.

Еврейская внешность Адель спасла картину. Такое полотно не могло открыто висеть в лучших домах Германии, также она не была принята в коллекцию фюрера. Картина таинственно исчезает. Однако, после окончания войны она появляется в Венском музее Бельведер, директором которого становится Алоис Кунст, бывший искусствовед нацистов.

Фердинанд скончался в Швейцарии, в 1945 году. Марии с мужем удалось бежать; всю жизнь она бережно хранила свои порванные чулки, в которых перелезала с мужем через колючую проволоку. Молодая семья обосновалась в США и в 1945 году получила американское гражданство, у них с Фредериком родилось четверо детей.

В 1998 году в Австрии был принят закон, позволяющий решать вопросы реституции ценного имущества, изъятого нацистами. Ранее, в 1946 году, Австрия признала все правовые акты, мотивированные нацистской идеологией, недействительными. Однако, при возвращении ценностей страна применяла тактику добровольно-принудительной передачи ценностей в музеи. Новый закон позволял любому гражданину запросить информацию о том, каким путем произведения попали в музейные фонды. В этом же году австрийский журналист раскопал в архивах информацию, ставящую под вопрос официальную версию появления картин Климта в Бельведер. Версия гласила, что картины были подарены мужем Адель, Фердинандом, в 1936 году. На самом же деле Адель перед смертью завещала картины музею, но ее воля не могла быть выполнена, так как она не являлась их хозяйкой, заказ ведь оплачивал муж. Стал бы он передавать картины в дар стране, которая так жестоко поступила с его семьей и соотечественниками?
Единственная из живых наследников Блох-Бауэров, Мария Альтман, гражданка США, узнав об этой правовой коллизии, обратилась в суд. В феврале 2006 года знаменитая «Золотая Адель» и еще четыре картины Густава Климта по решению международного суда «Мария Альтман против Австрийской республики» стали ее личной собственностью. После завершения процесса, Австрийское правительство, ранее упорно отказывавшееся признать факт хищения полотен, попыталось договориться с Марией. Были предприняты беспрецедентные в истории государства меры по спасению национального достояния. Велись переговоры с банками о займах на покупку картин, государство даже обращалось за помощью по сбору средств к гражданам. Однако, цена, запрошенная Альтман, в течение месяца взлетела со 150 млн. долларов до 245, а затем и до 300. После того, как Австрия отказалась от права преимущественной покупки картин, пять картин Климта 14 февраля 2006 года были привезены в Лос-Анджелес, где Мария Альтман жила с 1942 года.

В феврале 2006 года огромное количество жителей, а также гостей Вены пришли в Бельведер, чтобы попрощаться с картинами Климта, которые перешли в частные руки. Уже в июне 2006 года картины были куплены Р. Лаудером, наследником косметической империи Эсте Лаудер.

Еще четыре картины, ставшие собственностью Марии:

портрет адель, история картины
живопись

Постер «Чао Адель». Социальная реклама в Вене, посвященная отправке «Адель» в США (февраль 2006 года).

мировая культура

Мария Альтман.

История этой картины весьма непростая, но интересная. Вы можете узнать больше, посмотрев фильм «Женщина в золотом».

http://www.livemaster.ru/topic/1324...chiny-v-zolotom
Рубрики:  живопись
искусство art
портрет
история вещи
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям