игра-добейся цели |
(Практикум «таро 1000 жизней»)
Основная Задача этой психологической игры-упражнения: повысить уверенность в своих силах, сформировать и закрепить позитивный образ достижения цели.
Кроме того, одной из задач игры является - диагностика состояния человека, впервые пришедшего на приём к психологу. Ведь выполняя данное упражнение, участник игры обнаруживает много паттернов своего привычного мышления, так что рассуждения человека представляют собой богатый материал для дальнейшей работы с ним.
Процедура проведения игры:
Участник игры берёт в руки колоду карт таро 1000 жизней и, перетасовав, выкладывает на стол четыре карты - рубашками вверх, в следующем порядке:
и проговаривая при этом следующее:
После этого карты открываются, и перед глазами собравшихся игроков предстаёт некая история, зашифрованная в четырёх картах-персонажах.
Задача игрока - рассказать историю, которая будет связной, логичной и поучительной, опираясь на те карты, которые выпали ему в соответствующем порядке.
Остальные игроки (если они есть) внимательно слушают рассказ, не перебивая своего товарища, а когда рассказ подходит к концу - задают уточняющие вопросы, не соглашаются, выдвигают собственные версии.
Так, по очереди все игроки, собравшиеся за круглым столом, вытаскивают свои «четвёрки» карт и рассказывают свои уникальные истории...
Игра развивает, помимо прочего, речь и мышление, находчивость, навык спонтанной аргументации, навык говорения, выступления перед аудиторией.
Для того, чтобы Вы смогли увидеть, как развивается сюжет этой игры, мы приводим пример реальной игровой сессии, её стенограммы, немного сокращённой и литературно обработанной.
Три участницы психотерапевтической группы (Анна, Полина и Галина) рассказали каждая по одной истории, согласно вытащенным из колоды картам.
В первом раунде игры Анна вытащила четыре карты из колоды таро 1000 жизней, которые распределились у неё следующим образом:
Анна: жил себе человек - деятель культуры и искусства, который считал себя сам и по факту являлся - эстетом. То есть, он умел отличить то, что - красиво, от того, что -безобразно. Как сказано про него очень точно в карте, этот человек обладал «обострённым чувством прекрасного, не признавал полумер, окружал себя самым лучшим, говорил «НЕТ!» серости и банальности»...
И вот этот человек решил, возможно, сделать свой собственный сайт, так, чтобы он был красивым, отлично работал (то есть не «тормозил»), продвигал в массы его идеи, да ещё и приносил Эстету доход.
А может быть, Эстет просто захотел с помощью Интернет (читаем карту Вебожитель) «почувствовать безграничную свободу... Оказать заметное влияние на мир, с лёгкостью проникая в любые уголки земного шара»?
Скорее всего, наш Эстет, увидев то, что творится в рунете, неприятно удивился и остался весьма недоволен.
Но, как известно, в чужой монастырь со своим уставом не лезут... И поэтому наш эстет вначале действовал в рунете как Офицер («Человек, действующий по уставу и подчиняющийся правилам».)
Но вскоре он понял, что все его высокие замыслы и принципы разобьются о неприятную реальность, если он будет вынужденно подчиняться тому, что навязывает ему серое большинство...
И тогда наш Эстет стал действовать так, как подсказывает ему Помощник - карта Иностранец. Как же это?
Очень просто! Он представил себя: «иностранцем, носителем другой культуры, языка, традиций - попавшим в чужую страну».
Это его успокоило, он перестал злиться на рунет...
Но главное, он положительно воспринял совет-навык, которые даёт эта замечательная карта: «Владение иностранными языками»!
Наш эстет перестал искать информацию в рунете, переключившись на мировой интернет. Там он почувствовал себя намного комфортней, и заодно многому научился...
Вывод: если Вы признаёте только высокое качество, изучайте иностранные языки, с тем, чтобы сразу же приступать к изучению - иностранного опыта! Не теряйте времени даром!
(Мысль не новая, кто же из серьёзных людей смог обойтись без источников на иностранных языках, занимаясь любой своей проблемой?)
Анна: эта история напоминает мне историю Петра Первого, который учился у голландцев и немцев - сам, и отправлял туда учиться - дворянских недорослей. Результат был налицо - Россия совершила невиданный технический и культурный скачок, построив промышленность, создав науку, образование, а затем и искусство с культурой...
Спасибо, что напомнили, в какую сторону нужно смотреть.
На этом мы с Анной не остановились. В ходе рассказываемой Аней истории, выяснилось, что Анна не прочь примерить эту историю к себе...
Итак, цель - ясна. Осталось - прописать шаги к её достижению. Мы придумали все возможные действия, стараясь придумать - как можно больше.
Одним из важнейших шагов для Анны стало - изучение иностранных языков. Теперь Анна «занимается языком», а мы - периодически контролируем - как идут дела...
Во втором раунде нашей командной психологической игры Полина вытащила свои четыре карты из колоды таро 1000 жизней, которые распределились у неё так:
Полина: Жил-был человек, который изменить мир и людей вокруг себя. Он был - Революционером. Но его все отовсюду гнали, боялись и не любили. А мир нуждался в изменении, и Революционер это видел, потому что был человеком умным и справедливым.
Вскоре Революционер понял, что ему придётся взять в руки оружие и пролить кровь, если он будет и дальше продолжать в том же духе...
А он не любил насилие. И тогда Революционер узнал, что мир и людей в этом мире можно изменить по-другому, не прибегая к насилию. Так, как это делают комики, Шуты, Клоуны, рассказывающие поучительные истории в обёртке анекдота, смешной сценки.
Люди любят комиков, потому что комики ставят в смешное положение самих себя. Люди смеются над комиками, но не понимают, что смеются в этот момент - сами над собой, над своими же пороками...
Революционер посмотрел в кинотеатре фильм с Чарли Чаплиным и захотел научиться мудрости клоуна. Он решил овладеть актёрским жестом и писательским словом, для того, чтобы проникать в сердца людей...
Но революционер не умел быть смешным, он умел быть только страшным, жестоким и принципиальным - деятелем-практиком.
Тогда он решил научиться актёрскому и писательскому ремеслу - чтобы «глаголом жечь сердца людей», но... по книгам. Он пошёл по пути Мастера-Профессионала, не зная, что этот путь означал для него всего лишь - Препятствие.
Революционер выучился писать, выучился и играть на сцене, но его фильмы, книги и спектакли были всё равно какими-то «революционными». Люди читали и смотрели его творения, но добрыми от этого не становились. Одни люди - агрессивно не принимали произведения Революционера, а другие люди... сами становились такими же Революционерами!
Революционер перестал быть Революионером-практиком и стал Революционером-деятелем искусства, вот и всё...
В нём так и не появилось главного качества Комика: «с юмором подходить к решению любых проблем»
Революционер овладел убийственной иронией, искусством жестоких насмешек, сам пропитался горечью сарказма и публицистическим пафосом - но мир и люди это этого не стали лучше и «спасибо» революционеру никто не сказал...
И тогда революционер (уже было отчаявшись) получил от одного мудрого человека добрый совет - он перестал писать для взрослых и стал творить только для детей. А для этого нужно было начать плотно общаться с детьми, (причём не по книгам!), и покинуть на время мир Взрослых, в котором революционер привык проводить всё своё время.
Общаясь с детьми, он вспомнил, что это значит - быть Ребёнком.
Маленькие дети научили его, как «проникнуться жизнерадостностью и восторгом перед окружающим миром».
Наконец, Революционер понял: чтобы изменить мир и людей, надо не ненавидеть их (как это он делал раньше) а - полюбить и принять...
Революционер стал педагогом, воспитателем детей - тех детей, кого было некому воспитывать...
Он постиг главную премудрость Воспитания: ты можешь изменить воспитуемого только, если ты любишь его и он чувствует эту твою любовь. В противном случае, никакое учение не пойдёт впрок, сколько его не вбивай угрозами, розгами и даже «идеальным личным примером»...
Общаясь с детьми и творя для них свои произведения искусства, бывший революционер сам не заметил, как воспитал целых несколько поколений людей. И это уже были совсем другие люди! Именно такие, какими хотел их видеть этот Человек, бывший когда-то революционером...
Полина: мой вывод из этой истории будет таким - если ты хочешь что-то изменить - вначале полюби это. Тогда оно захочет оказать тебе взаимную любезность и сделает то, что ты просишь.
Комментарий психолога: да, причём - полюби таким, какое оно есть на данный момент. Только тогда можно установить контакт и получить положительную обратную связь.
Это касается не только отношений с людьми. Например, если Вы хотите изменить своё тело (похудеть, привести мышцы в тонус, приобрести ловкость и грацию, научить своё тело танцевать), Вы должны полюбить своё тело таким, какое оно есть сейчас - ещё не непохудевшее, ещё не в тонусе, ещё неловкое, ещё пока нетанцующее...
В третьем раунде нашей психологической игры Галина тоже вытащила четыре карты из колоды таро 1000 жизней, и карты эти распределились у неё следующим образом:
Галина: Философом быть - это хорошо. Это - лучшее, что может развить в себе человек. Но философ - это не профессия. Как философу заработать себе на хлеб?
Что пишет нам карта Философ? «Человек в поисках смыслов. Он мыслит глобальными категориями бытия и не заостряет внимание на бытовых неурядицах»
Но бытовые неурядицы сами стучат к нему в дверь, и Философу приходится с ними считаться.
Предположим, есть такие философы, которые уходят из мира, чтобы проблемы этого мира не мешали им философствовать.
Они ограничивают себя во всём, оставив себе только минимум на поддержание жизни и предаются дальнейшему поиску смыслов. Я знаю много философов, которые работают ночными сторожами или продавцами в книжных лавках - очень удобно.
Предположим, есть такие философы, которые могут не думать о бытовых неурядицах, потому что родились в богатой семье сталепромышленников, выучились спокойно в Оксфорде и преспокойно живут себе на те деньги, которые оставил им папа.
Этим философам тоже много не надо, например, им не нужны яхты, им не нуно делать всё новые и новые миллионы, перекупать что-то у конкурентов, поэтому тех денег, которые оставил им папа, им вполне хватает для того, чтобы вообще нигде не работать, а только заниматься поиском смыслов в своё удовольствие.
Но предположим, есть и такие Философы, которым папа-магнат сталелитейной промышленности не оставил денег... Это с одной стороны.
А с другой стороны, эти Философы ну никак не готовы мириться с тем уровнем жизни, с которым мирится Философ-ночной сторож, днём работающий в книжной лавке...
Он должен сам как-то заработать себе на жизнь, а значит, на время оставить поиски смыслов, по крайней мере не заниматься ими 24 часа в сутки...
И вот, таком Философу не остаётся ничего другого, как стать - Карьеристом.
К чему же он начинает тогда стремиться? Что составляет его Цель?
Читаем карту Карьерист. «Человек, уверенно и быстро поднимающийся по служебной лестнице. Не стесняется делать акцент на собственных достижениях, обладает высокой самооценкой, толстокож... Оценивает любое предложение с позиции возможности роста. Умеет заявить о себе»
Наш философ - он ведь не дурак, отнюдь. Он определённо что-то умеет, получил хорошее образование и воспитание, отчего и стал философом. (Мы же сейчас не рассматриваем тех «доморощенных философов», которых высмеял ещё Гоголь? Помните у него был персонаж, заскорузлый бездельник Кифа Мокиевич, который сидел у себя в сельском имении и от махровой скуки рассуждал: что бы было, если бы слоны вылуплялись из яиц?)
так вот. Наш философ имеет что продавать. Да ту же свою философию.
Но вот что-то ему мешает...
Нет у него толстокожести (толстокожесть связана обычно с тугодумством, а тугодумие философу противопоказано).
Нет у него и высокой самооценки. Любой философ скажет Вам, что он (как и вы все, впрочем):
а) «песчинка в океане Вечности»,
б) «мыслящий тростник» - в смысле, очень-очень хрупкий телом,
в) «обезьяна Бога», в смысле - жалкая пародия на Божественный Замысел,
г) наконец, «карлик, стоящий на плечах гигантов», в смысле все гениальные мысли уже до него придуманы, он их только комментирует и переосмысляет.
Ну и откуда же тут взять высокую самооценку, с такими классическими философскими определениями того, «что есть человек»?
Но самый худший враг Философа, который решил стать Карьеристом, это привычка смотреть на всё с позиции Вечности.
Именно так, как учит смотреть на мир карта Старец, которая в моём раскладе означает Препятствие.
Вот, чему учит Старец: «Вы задумывались о том, как чувствуют себя люди на пороге Вечности?»
Что объединяет Философа и Старца? Они оба смотрят на мир, как бы находясь на пороге Вечности!
Только Старец это делает в силу своего преклонного возраста, а философ - -в силу особого устройства ума и полученных знаний...
А как Вы думаете, «стоя на пороге Вечности» будешь делать карьеру?
Будешь себя продавать? Продвигать? Громко заявлять о своих талантах и достижениях? Смеяться смешному анекдоту?
Нет! В таком состоянии и в таком ощущении человек способен только лишь «сосредотачиваться на главном, не отвлекаясь на мелочи жизни» (как пишет нам опять карта Старец).
Вот это и есть главное препятствие.
Философу засела в голову мысль: «Мы все умрём!». Или как говорил Волад, чёрт из «Мастера и Маргариты»: «Проблема человека в том, что он - смертен да ещё и ... внезапно смертен»
Вот эта мысль засела в голову Философу и парализовала его волю, его желание и способность просто и со вкусом жить. Философ думает, что он - очень умный, поняв эту мысль.
Но он не понимает одного: он всего лишь болен этой мыслью, одержим ею, она завладела им как болезнь, лишив возможности Жить на этой Земле, Жить эту жизнь.
Жить - а не прятаться от жизни, приготовившись к смерти уже в юном возрасте...
недаром ведь эта мысль «Человек - смертен и внезапно смертен» вложена в уста чёрта.
Он смущает этой мыслью, пугает ею. Эта мысль - оружие против человека.
Ведь заболев этой мыслью, не создашь ни дворцов, ни храмов, ни разобьёшь прекрасных парков, не построишь городов. (А зачем?..)
Такая мысль «Стоять всю жизнь как бы на пороге вечности, сосредотачиваясь на «главном» и не отвлекаясь на мелочи» кажется Философу - умной. Но эта мысль способна разрушить цивилизацию, стереть с лица земли культуры и народы, устроить конец света. Так умна ли эта мысль?
Большинство людей на земле защищено от такой мысли - надёжно.
Философ презрительно по привычке называет таких людей «Карьеристами», сам хочет быть в их числе, да не может - состояние Старца не отпускает...
Так как же нам убрать это Препятствие? Как помочь нашему Философу, которому папа не оставил денег, но жить в пиджаке с засаленными локтями, ночевать у знакомых и питаться чёрствыми бубликами он не может и не хочет, потому что ему это противно?
Есть выход, и этот выход, как ни странно, подсказывает такому Философу карта Топ-модель.
Наш бедный умница-философ, получивший хорошее воспитание и образование, но не получивший наследства, должен стремиться к тому, чтобы
«Всегда иметь безупречный внешний вид»
Ведь философ - эстет, он не потерпит безобразия рядом с собой.
Топ-модель - это «символ красоты в современном мире»
Помните, «Красота спасёт мир»?
Она, действительно, способна спасти кого хочешь! Отвлечь от старческих раздумий Философа может только естественная и здоровая тяга к Прекрасному, как Красоте, к просто - Красивому, наконец!
А тяга к прекрасному заставляет человека - жить.
Галина: ну вот, я много наговорила, а вывод делаю - банальный, да ещё и чужой: «Красота спасёт мир».
Комментарий психолога: Галя! Вы подняли большую тему. Сейчас Вы рассказали целую драму, целую мистерию, которая на языке третьей (поздней) топики Фрейда называется борьбой между Танатосом и Эросом (между мортидо и либидо)
Фрейд только в конце жизни (а Вы - уже сейчас!) задумался над тем, что в человеке борятся две бессознательные силы: иррациональная тяга к смерти, к небытию (Танатос, мортидо) борется в нём с бессознательной же тягой к жизни, к сексуально притягательному (Эрос, либидо).
Философ у Вас - это существо, одержимое Танатосом.
Ему нужно помочь и воссоздать баланс - добавить Эроса.
А кто это сделает лучше, чем богиня любви - Афродита, которая зашифрована здесь под маской карты «Топ-модель».
Спасибо за эту интересную игру.
Давайте подведём сухой остаток:
Аня! Как Вы можете сами резюмировать свою историю про иностранные языки, которые нужно учить, чтобы тебя не заставили делать какие-то уродливые вещи, выплясывая под устав чужого монастыря?
Все хором: ключевое слово - свобода.
Полина! Что Вы скажете про свою историю? Про то как человек работал с детьми, чтобы изменить несправедливй мир?
Полина: ключевое слово - любовь!
Галя! Как резюмировать историю про нежелание активно жить, вызванное страхом смерти и ощущением бессмысленности бытия?
Галина: ключевое слово - красота.
Итак:
Всем спасибо!
Серия сообщений "из психологии":
Часть 1 - рисунки
Часть 2 - влияние слов на человека
...
Часть 6 - изменить ситуацию-рисунком
Часть 7 - как найти любимого человека
Часть 8 - игра-добейся цели
Часть 9 - тест-3 слова
Часть 10 - характер человека-по лицу
...
Часть 16 - 100 дел...
Часть 17 - из неудачников
Часть 18 - про счастливых людей
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |