Юрий Владимирович Никулин (18 декабря 1921 — 21 августа 1997) — советский и российский актёр и клоун, игравший во многих популярных советских фильмах. Народный артист СССР (1973). Герой Социалистического Труда (1990).
Об этом человеке много сказано и написано, и интерес к нему не угаснет никогда. Юрий Никулин подарил столько улыбок, да и добрых минут вообще, что воспоминаний о них хватит еще на несколько поколений вперед.
Родился 18 декабря 1921 года в Демидове (ныне Смоленской области). Отец, Владимир Андреевич Никулин (1898—1964), демобилизовавшись из Красной Армии и окончив курсы Политпросвета, устроился в драматический театр в Демидове и даже организовал передвижной театр революционного юмора "Теревьюм", для которого писал обозрения, ставил и играл сам.. Там же была актрисой и его мать, Лидия Ивановна Никулина(1902—1979), в детстве она жила в Ливанах (Ливенгофе) и дедушка был начальником почты.
В 1925 году его семья перебралась в Москву. В школе, в которой учился Юрий Никулин, его отец вел драматический кружок. Естественно, что участвовал в нем и Юрий. Под руководством Владимира Андреевича ученики ставили отрывки из самых различных пьес, начиная от детских и заканчивая классикой. Так в «Детстве» Максима Горького Юрий играл самого Пешкова.
В 1937 году Никулина перевели учиться в другую школу - "она стояла напротив его дома и носила номер 346 (Москва, Токмаков переулок, д. 17). Юрий Никулин вспоминает: "До седьмого класса я учился в образцовой школе. А потом два седьмых класса решили соединить в один восьмой. В восьмой класс отбирали лучших по учебе и поведению. Я в этот список не попал. С одной стороны, хотели оставить, потому что отец много делал для школы, но с другой - учился я средне, на уроках часто получал замечания." (даже в комсомол Юру тогда так и не приняли, но он особо об этом не переживал).
Первая любовь пришла к нашему герою в шестом классе. Это была девочка из его же школы, небольшого роста, худенькая, со светлыми, аккуратно подстриженными волосами. Юрий Никулин вспоминает: "Разговаривала она со мной так же, как и со всеми остальными ребятами из нашего класса. Я все чаще стал разглядывать себя в отцовское зеркало и страшно переживал, что голова у меня какая-то продолговатая, дынькой, как говорила мама, а нос слишком большой. Таким я казался себе в тринадцать лет... Когда я перешел в другую школу, мы перестали с ней видеться, но каждый день я вспоминал ее."
В 1996 году был приглашен для участие в празднике в честь 60-летия школы № 346, подарил книгу с автографом на память, а также оставил памятный автограф. В школьном музее есть стенд, посвященный актеру. После окончания десятого класса средней школы, 8 ноября 1939 года был призван в армию, служил в 115-м зенитно-артиллерийском полку. В звании рядового он участвовал в двух войнах: Финской (1939-1940) и Великой Отечественной (1941-1945).
Во время советско-финской войны зенитная батарея, где он служил, находилась под Сестрорецком и охраняла воздушные подступы к Ленинграду. В Великую Отечественную войну воевал под Ленинградом до 1943 года. Весной 1943 года заболел воспалением лёгких и был отправлен в ленинградский госпиталь, а сразу после выписки оказался контужен во время авианалёта на Ленинград. После выписки в августе 1943 года Никулин был направлен в 72-й отдельный зенитный дивизион под Колпино. Был демобилизован в мае 1946 года в звании старшего сержанта; за время войны был награждён медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
Вернувшись с фронта, Никулин едва не женился. У него была любимая девушка, которая дождалась его и, кажется, неплохо к нему относилась. Юрий Никулин вспоминает: " Когда я попросил ее руки, она сообщила, что меня любит, но по-дружески, а через неделю выходит замуж. Он летчик, и дружит она с ним еще с войны, просто раньше не говорила. Переживал я, конечно, очень. Ночью долго бродил один по Москве... " Прожила та девушка с летчиком недолго: он ее бросил. А дружеские отношения с Юрием Никулиным продолжались до самой смерти.
После окончания войны пытался поступить во ВГИК и театральные институты, куда его не приняли, так как комиссии не обнаруживали в нём актёрских способностей и нашли его недостаточно красивым для кино.. У Юрия Никулина была еще и другая страсть. Он очень любил цирк и еще в детстве мечтал стать клоуном. Никулин вспоминает свое первое посещение цирка куда его в пятилетнем возрасте привел отец.: "Мне настолько понравилось в цирке и так запомнились клоуны, что захотелось, как и многим детям, во что бы то ни стало стать клоуном. Из ситца с желтыми и красными цветами мама сшила мне клоунский костюм. Из гофрированной бумаги сделала воротник-жабо, из картона - маленькую шапочку с кисточкой, на тапочки пришила помпоны. В таком виде я пошел в гости к одной девочке из нашего двора, у которой устраивали костюмированный вечер.
Вспомнив, что, когда клоуны в цирке падали, это вызывало смех у зрителей, я, как только вошел в комнату, тут же грохнулся на пол. Но никто не засмеялся. Я встал и снова упал. Падал и все ждал смеха. Но никто не смеялся. Только одна женщина спросила маму; "Он у вас что, припадочный?" На другой день у меня болела спина, шея, руки, и первый раз я на собственном опыте понял - быть клоуном непросто". Вспомнив свою детскую мечту, Юрий Никулин решил еще раз попытать счастья и пришел в студию разговорных жанров при Московском цирке. Там ему улыбнулась удача: его приняли и после окончания студии в 1950 году он стал работать ассистентом вместе с необычайно тогда популярным клоуном Карандашом.
Работая у него, Юрий Никулин познакомился с Михаилом Шуйдиным. Вместе с Карандашом Никулин и Шуйдин неоднократно ездили на гастроли по стране и набирались циркового опыта. Никулин проработал с Карандашом два с половиной года. В 1950-м Шуйдин и Никулин ушли от Карандаша из-за рабочего конфликта. Начав работать самостоятельно, они составили знаменитый клоунский дуэт Никулин и Шуйдин, хотя по характеру артисты были совершенно разные.
Главное в творческой индивидуальности Никулина – это сокрушительное чувство юмора при полном сохранении внешней невозмутимости. Костюм был построен на забавном контрасте коротких полосатых брюк и огромных ботинок с псевдоэлегантным верхом – черный пиджак, белая рубашка, галстук и шляпа-канотье.
В 1949 году Юрий Никулин познакомился с Татьяной Николаевной Покровской (род. 14 декабря 1929), которая вскоре стала его женой. « Я училась в Тимирязевской академии на факультете декоративного садоводства и очень увлекалась конным спортом. В академии была прекрасная конюшня. А в конюшне - очень смешной жеребенок-карлик, с нормальной головой, нормальным корпусом, но на маленьких ножках. Звали его Лапоть. Об этом прослышал Карандаш и приехал эту лошадку посмотреть.
Лошадка понравилась, и Карандаш попросил нас с подругой научить ее самым простым трюкам. Потом лошадку привезли в цирк, и Карандаш познакомил нас с Юрием Владимировичем Никулиным, который был у него в учениках. Юрий Владимирович пригласил нас посмотреть спектакль. Подруга моя пойти не смогла, я пошла одна, сидела на прожекторе. Играли очень смешную сценку: Карандаш вызывал из зала якобы одного зрителя и учил его ездить на лошади. Но именно когда я пришла на спектакль, Юрий Владимирович, который играл роль зрителя во время этого номера, попал под лошадь. Она его так избила, что его увезли на «скорой» в Склифосовского. Я чувствовала себя виноватой и стала его навещать… А через полгода мы поженились…» -Татьяна Покровская.
У них сложилась счастливая семья, и жена Никулина любит рассказывать о том, с каким ужасом ее родственники восприняли когда-то сообщение о том, что жених их Тани - клоун в цирке. И еще одно воспоминание на эту же тему актрисы Н. Гребешковой: "Мы с Таней учились в одном классе. И обе жили в Гагаринском переулке. И вот иду я однажды по этому переулку, навстречу мне Таня с молодым человеком. Она мне говорит: "Познакомься, это мой муж". И я вижу нелепого, некрасивого, странного молодого человека (а Таня - очень красивая женщина). Кто бы мог подумать, что я буду сама играть его жену в фильме "Бриллиантовая рука"?.
Татьяна снималась в кино, работала артисткой цирка ( не раз работала в качестве его «подсадной утки») до 1981 года, в 2002 году награждена орденом Почёта. Он всегда и во всем с ней советовался. Они вместе работали на манеже. Если Ю.В.Никулин оказывался дома один, он по всем телефонам разыскивал свою жену. Он органически не выносил одиночества. Он не мог быть дома один. Рядом должна быть любимая Таня. 14 ноября 1956 года в семье Никулиных родился сын Максим Юрьевич Никулин. Старшая внучка Мария (1981) и два внука: Юрий Никулин (1986) и Максим Никулин (1990).
Татьяне Николаевне стоило всегда большого труда уговорить своего мужа сшить новый костюм, купить модное пальто. Он был вне моды в одежде, у него никогда не было претензий к еде. Татьяна Николаевна около десяти лет уговаривала мужа приобрести дачу. И правильно делала. Последние годы летом он жил на даче. И этим продлил себе жизнь. Татьяна Николаевна продлила ему жизнь. В шестьдесят лет он бросил курить. И опять же продлил себе этим жизнь.
Артист дебютировал в кино в 36 лет, в 1958 году Никулин впервые снялся в кино, в эпизодической, но эффектной роли в комедии «Девушка с гитарой». В следующем году сыграл роль пьяницы и тунеядца в комедии «Неподдающиеся». Однако этапным годом для карьеры Никулина- киноактера становится 1961 год. Он снялся в поставленной режиссёром Л.И.Гайдаем новелле «Пес Барбос и необычный кросс», которая породила легендарное комическое трио – Трус (Г.М.Вицин), Балбес (Никулин) и Бывалый (Е.А.Моргунов). О знаменитой троице сложили столько анекдотов, что она может посоперничать с другими народными героями - легендарным Чапаем и его верными сподвижниками Петькой и Анкой и Штирлицем.
В последующих работах Никулин успешно чередовал комические образы с драматическими. «Маска» Балбеса была использована актёром в пользовавшихся феноменальным успехом у советского зрителя фильмах Л.И.Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965) и «Кавказская пленница» (1966).
В том же году Никулин снялся в кинокартине режиссёра Л.А.Кулиджанова «Когда деревья были большими», раскрывающей необычайно высокие драматические способности актёра. Самыми известными являются кинокомедии с его участием — «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Старики-разбойники». Персонажи этих фильмов комедийно- гротесковые с оттенком детскости наивные чудаки, лиричные, добродушные и непосредственные. Всего Никулин снялся более чем в сорока фильмах.
Когда режиссёр А.Ю.Герман пригласил Никулина сыграть в его кинокартине по роману К.М.Симонова «Двадцать дней без войны» (1976) роль журналиста Лопахина, то встретил сильное сопротивление со стороны начальства и партии. Но всё же, кандидатура Никулина была утверждена. В результате был создан один из самых сложных и лучших кинохарактеров Никулина- актёра, использовавшего для создания образа свои фронтовые воспоминания.
Любимое число Ю.В.Никулина — 13. Цирк на Цветном бульваре — дом No 13, троллейбус No 13 довозит до цирка, диаметр арены цирка — 13 метров, машины у Юрия Владимировича Никулина долгое время имели номер 00—13, и только последняя машина имела единственный номерной знак, подаренный самым главным госавтоинспектором страны, — «Никулину 75». С этим номером он и ездил.
Никулин перестал выступать, когда ему исполнилось 60 лет, в 1981 году, и перешёл на должность главного режиссёра цирка на Цветном бульваре. С 1982 года Никулин — директор цирка. При нём для цирка было построено полностью новое здание, открытие которого произошло в 1989 году. Юрий Владимирович проработал в родном цирке 50 лет.
Считая себя человеком ленивым, он рано вставал и поздно ложился и весь день оказывался очень занятым: позвонить, написать, прочесть, встретиться, попросить, выбить, уговорить, сделать... К Никулину обращались за помощью тысячи. Телефон, квартира, прописка, тарификация артиста, устройство в больницу, отказать не мог. И тем не менее он находил время, чтобы посмотреть по телевидению свой любимый футбол или хоккей и уделить внимание своей коллекции клоунских фигурок. Так он и жил, каждый день опровергая мнение о том, что в жизни клоун должен быть меланхоликом.
Всю жизнь Никулин собирал и любил рассказывать анекдоты. И это в определенном смысле тоже является отражением «цирковой» природы артиста: ведь любая клоунская реприза – это, в сущности, разыгранная короткая история с неожиданным концом, то есть, анекдот. Первым анекдоты начал записывать ещё его отец, для этого он завел специальную клеенчатую тетрадь, которую потом и передал сыну. Юрий Владимирович опубликовал популярные «анекдоты от Никулина» и выступил в 1990-х годах на телевидении в качестве ведущего юмористической передачи «Белый попугай».
Разностороннее дарование Юрия Никулина дополнилось еще и литературным талантом, который проявился в его мемуарах "Почти серьезно", где артист с легкой иронией рассказал о прожитом. К своей книге Никулин выбрал такой же ироничный и полный внутреннего смысла эпиграф, которым стали слова Станислава Ежи Леца: "Жизнь у людей отнимает страшно много времени". В 1991 году принимал участие в последнем выпуске капитал-шоу «Поле чудес» с Владиславом Листьевым.
Никулин награждён двумя советскими орденами Ленина (14.02.1980, 27.12.1990), орденом Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (11.12.1996), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (9.10.1958). Никулин Ю. В. лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1970, за ряд комедийных ролей в кино), премии кинофестиваля «Кинотавр» в номинации «Премия президентского Совета за творческую карьеру» (1995). Никулину присуждены звания Народного артиста СССР (1973) и Героя Социалистического труда (1990).
В январе 1997 года в интервью газете «Совершенно секретно» Юрий Владимирович признался: «Про меня уже врут, пишут: великий клоун». Это про меня. Но какой «великий», когда клоуны были лучше меня. Леня Енгибаров вобрал в себя многое великое, что полагалось нашему веку. Да, мы были хорошими клоунами, добротными клоунами. Но популярным меня сделало кино. Публика видела во мне Балбеса, и я публике подыгрывал. Я не считал Балбеса отрицательным героем, я его любил: странного, неунывающего, добродушного. Когда предлагали играть предателей или шпионов, я отказывался...»
Это интервью оказалось одним из последних в жизни Никулина. В конце июля Никулину внезапно стало плохо, и он обратился к врачам. Осмотр выявил серьезные проблемы с сердцем. Нужна была срочная операция, которую могли сделать либо в Москве, либо за границей. Место выбирал сам артист, назвавший имя А. Бронштейна. Операция состоялась 5 августа 1997 года. Обычно такие операции длятся минут 20-30. Но в самый последний момент у Никулина закрылся сосуд, и произошла остановка сердца. Врачам ценой огромных усилий удалось вновь его «завести». После этого было принято решение продолжить операцию, поскольку без этого актер был обречен на смерть. Однако цена этого оказалась слишком высокой: Никулин находился в состоянии клинической смерти...
Борьба за жизнь Никулина продолжалась 16 дней. И все эти дни центральная пресса чуть ли не ежечасно сообщала о состоянии здоровья любимого артиста. Для спасения Никулина были предприняты беспрецедентные усилия: известнейшие специалисты страны находились рядом с ним днем и ночью, использовались лучшие в мире медикаменты и самая совершенная аппаратура. Однако чуда не произошло - 21 августа в 10 часов 16 минут утра сердце Юрия Никулина остановилось…
Москва прощалась с Юрием Владимировичем Никулиным. Цветной бульвар запружен машинами. Милиция. Сопровождение. Два дня прощались люди с Юрием Владимировичем Никулиным. Плачущий цирк. Зал полный. Траур. Грусть. И вдруг без всякой команды все машины загудели. Траурный гудок. Тысячи людей на улицах. На лицах скорбь. Похоронен на Новодевичьем кладбище (5 уч. 23 ряд).
В 2000 году в Москве рядом со зданием цирка на Цветном бульваре (ныне носящем имя Никулина) был открыт памятник Юрию Никулину (скульптор А.Рукавишников, архитекторы М.Посохин и А.Кочековский).
Юрий Владимирович Никулин был хорошим клоуном, отличным артистом, прекрасным мужем, добрым отцом, нежным дедушкой (трех внуков), и останется он в нашей памяти замечательным Человеком. А это очень важно.