Цитата сообщения Matrioshka
Православные соборы Санкт-Петербурга. Часть 2.
Крестовоздвиженский собор
Первоначально ямщики, жившие в районе реки Лиговой, в 1710—1712 годах возведели на месте собора деревянную церковь. За свою историю храм неоднократно перестраивали, расширяли, освящали новые пределы.
В годы богоборческой власти все церкви ансамбля Крестовоздвиженского собора были закрыты, позже в них разместились реставрационные мастерские. Но в начале 90-х годов прошлого века храмы были возвращены верующим, а Крестовоздвиженский собор вновь стал приходским Казачьим храмом, поскольку его всегда курировала Невская казачья станица.
В 2000 году собор был передан православному приходу, объединившему петербургское казачество и получил статус «казачьего» собора.
Колокольня 1802—1812 гг. постройки
19 мая 2002 в день рождения императора Николая II года у алтарной стены собора был установлен его бронзовый бюст. У подножия памятника - капсулы с «казачьей землёй», привезённой из тех уголков России, где живо казачество.
Храм преподобного Исаакия Далматского (Исаакиевский кафедральный собор)
Петр Великий родился 30 мая, в день Исаакия Далматского, византийского монаха, причисленного к лику святых. В 1710 году Петр приказал построить в Петербурге деревянную Исаакиевскую церковь в честь своего святого покровителя.
Она находилась рядом с Адмиралтейством, примерно на том месте, где ныне стоит памятник Медный Всадник. В Исаакиевской церкви 19 февраля 1712 года состоялось венчание Петра I и Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины I. В 1723 году царь Петр подписал специальный указ, по которому моряки Балтийского флота должны были принимать присягу только в этой церкви.
В 1717 году на месте деревянной Исаакиевской церкви по проекту архитектора Г.-И. Маттарнови был построен небольшой каменный храм, который 6 августа 1717 года заложил сам Петр I в присутствии представителей высшего духовенства.
Новая каменная церковь простояла недолго, и уже к середине 18 века она была разобрана, а на ее месте по проекту архитектора А. Ринальди был возведен третий храм, названный в честь Исаакия Далматского.
Но и он прослужил недолго: на одной из служб с потолка посыпалась отсыревшая штукатурка, а при более детальном обследовании храма выяснилось, что он находится в плачевном состоянии и подлежит капитальной переделке. Кроме того, собор дисгармонировал с торжественной застройкой центра Санкт-Петербурга.
В 1800-х годах состоялся конкурс на проект нового собора. В нем победил молодой французский архитектор Огюст Рикар де Монферран, приехавший в Россию за два года до этого. Работы по возведению собора начались в 1818 году и продолжались в течение сорока лет.
Вскоре после начала работ обнаружилось несколько серьезных ошибок в чертежах, и строительство было приостановлено. Монферрану помогала большая группа инженеров и строителей: в одиночку он не мог решить ряд проблем, появлявшихся по ходу возведения столь грандиозного сооружения. Следует отметить, что российские власти уделяли постройке Исаакиевского собора особое внимание. Император Николай I даже отклонил предложение по основанию в Петербурге нового торгового порта-гавани, необходимого для российской промышленности: деньги нужны были для возведения Исаакиевского собора.
30 мая 1858 года в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие и освящение Исаакиевского собора, который был провозглашен кафедральным собором Русской Православной Церкви. Храм стал центром общегородских празднеств, в нем проходили все главные церковные службы и крестили членов царской семьи. Исаакиевский собор занимает четвертое место в мире по величине, уступая лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. Он достигает 101,5 метра в высоту при площади 4 000 квадратных метров и может вместить до 12 000 человек.
Внутренний диаметр его купола - 22 метра, наружный - 25,8 метра. На портиках и вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 тонн. Впервые в мировой строительной практике колонны такого размера поднимались на высоту более 40 метров.
При отделке собора использовался гранит, различные виды мрамора, малахит и лазурит. Особого внимания заслуживает один из крупнейших в России витражей площадью 28,5 квадратных метров.
В создании росписей, мозаичного убранства и скульптурного оформления собора участвовали выдающиеся мастера, среди которых были К. Брюллов, П. Клодт, Н. Пименов. При работе над скульптурами, украшающими Исаакиевских собор, впервые в истории применялся так называемый "метод гальванопластики".
Процесс отделки Исаакиевского собора был сложным: особенно тяжело давалось золочение куполов, на отделку которых ушло 100 кг золота. Неотъемлемой частью золочения куполов собора было использование ртути, от ядовитых испарений которой погибло около 60 мастеров.
В 20 веке в Исаакиевском соборе был открыт Антирелигиозный музей, а затем и само здание храма получило статус музея-памятника. Во время Второй мировой войны его золоченый купол был прекрасным ориентиром для артиллерийских обстрелов, и поэтому он был перекрашен в серый камуфляжный цвет. Благодаря этому, за годы блокады собор избежал прямых попаданий снарядов, хотя на его колоннах по сей день можно увидеть следы от попадания осколков.
Сегодня музей-памятник Исаакиевский собор - один из самых популярных в Санкт-Петербурге. Его посетители имеют возможность подняться на колоннаду барабана и с высоты 43 метров полюбоваться панорамой центра города. В 1988 году, впервые после долгого перерыва, в соборе была проведена служба, приуроченная к празднованию тысячелетия принятия христианства на Руси.
В.Садовников. Открытие памятника Николаю I на Мариинской площади. 1859 год
Собор Андрея Первозванного
Во втором десятилетии 18 века Васильевский остров стал административным центром Санкт-Петербурга. Петр Великий хотел, чтобы на острове была сооружена церковь, посвященная святому Андрею Первозванному, однако при жизни императора этот проект осуществить не удалось. Лишь в 1728 году на том месте, где сегодня красуется Андреевский собор, по проекту неизвестного архитектора была возведена деревянная церковь. Некоторые исследователи полагают, что автором храма мог быть Д. Трезини, однако исторических документов, подтверждающих эту гипотезу, не сохранилось.
Церковь, освященная во имя Святого Апостола Андрея Первозванного, была богато декорирована: ее украшал иконостас, перенесенный из домовой церкви Меншиковского дворца, а также царское место. Рядом с церковью, которую любила посещать императрица Анна Иоанновна, находилось небольшое кладбище. Известно, что на торжественных богослужениях в церкви бывали М. Ломоносов и В. Тредиаковский.
В 1764 году в крышу церкви попала молния, и храм сгорел дотла, после чего, 18 июля 1764 года, был заложен новый храм, сохранившийся до наших дней. Строительные работы, которые велись под руководством А. Виста, затянулись из-за технических неполадок, и храм был готов лишь к 1780 году. Открывшийся собор стал центром кавалеров ордена святого Апостола Андрея Первозванного, объединившихся под девизом "За веру и верность".
Изящное здание Андреевского собора нежно-розового цвета восхищало современников высоким куполом и стройной колокольней. Храм, выполненный в переходных от барокко к классицизму формах, увенчан одним большим и четырьмя малыми куполами.
Стены собора были покрыты лепкой и росписями, а для удобства прихожан в 1834 году в храме было устроено отопление. В 19 веке собор частично перестраивался архитекторами Н. Гребенкай и А. Горностаевым, которые сохранили основные черты первоначального облика храма, лишь слегка видоизменив его.
Возле Андреевского собор находится небольшая Трехсвятительская церковь, освященная в 1760 году. С момента основания ее помещения использовались в основном для ризницы Андреевского собора, церковной библиотеки и архива.
После 1917 года Андреевский собор пришел в упадок, а в 1938 году был разграблен и закрыт. Лишь осенью 1992 года храм был отреставрирован и возвращен верующим. В 2001 году перед храмом был установлен обелиск в честь ордена святого Андрея Первозванного.
Ferdinand Victor Perrot (1808–1841)Church of St Andrew on Bolshoi Prospekt of Vasilyevsky Island 1841
Собор Святого Равноапостольного князя Владимира
В память рождения великого князя Иоанна Антоновича в 1740 году была заложена каменная церковь, однако после того, как она была вчерне готова, выяснилось, что её алтарь выходит на юг. Поэтому пришлось объявлять новый конкурс, в котором победил проект Ринальди, начавший постройку в 1766 году.
Начиная с 1843 года собор является кавалерским, посвящённым ордену святого Владимира. До самой Второй мировой войны собор был кафедральным.
Собор Преподобного Сампсония Странноприимца
Сампсониевский собор - одно из старейших зданий города. На том месте, где сегодня стоит собор, в конце ноября 1709 года по указу Петра I была заложена деревянная церковь. Она была освящена в 1710 году в честь святого Сампсония Странноприимца: именно в день этого святого, 27 июня 1709 года, русские войска нанесли сокрушительное поражение шведской армии в битве под Полтавой. В память о сражении, определившем исход Северной войны, Петр Великий приказал построить церковь. Место для возведения храма было выбрано не случайно: церковь построили возле Выборгской дороги, ведущей в петровские времена в сторону владений шведского короля.
В 1711 году возле Сампсониевского храма устроили кладбище, на котором были похоронены люди искусства, чьи произведения во многом определили облик Санкт-Петербурга. Среди них - зодчие Д. Трезини, А. Шлютер, Ж.-Б. Леблон, Г. Маттарнови, скульптор К. Б. Растрелли, живописцы Л. Каравак и С. Торелли.
В 1728 году на месте деревянной церкви началось строительство Сампсониевского собора. Его автор неизвестен, однако, возможно, что храм строился по проекту Д. Трезини. Во внешнем облике собора гармонично сочетаются архитектурные черты допетровской эпохи и элементы европейской архитектуры. Общий стиль храма специалисты определяют как "анненское барокко" (собор достраивался при императрице Анне Иоанновне), однако для него характерны и элементы традиционного русского зодчества, которые можно встретить в соборах Москвы и Ярославля 17 века. Например, типичным элементом русской архитектуры является завершение колокольни храма восьмигранным "шатром" с небольшими оконцами и луковичной головкой.
Главная достопримечательность Сампсониевского собора - резной золоченый иконостас первой половины 18 века высотой 11 метров. В храме сохранились уникальные иконы первой половины 18 века, в том числе - подписные образа И. Квашнина и А. Поспелова. В 1894 году часть мощей преподобного Сампсония была перенесена из Пантелеймоновской церкви в Сампсониевский собор.
В 1909 году, когда Россия праздновала 200-летие Полтавской победы, напротив колокольни храма был открыт памятник Петру Великому, выполненный скульптором М. Антокольским, а на южном и северном фасадах колокольни были установлены мемориальные доски, на которых высечен текст обращения Петра I к русским воинам перед началом битвы под Полтавой.
...