Вьяяма - вспомогательные упражнения в йоге
Большинство восточных боевых искусств и оздоровительных систем, так или
иначе, помимо основных техник, включают комплексы подготовительных или
разминочных упражнений - так, в частности, в японских боевых искусствах
аналогичные упражнения называются «дзюнан тайсо», или «дзюнан ундо», а в
китайском у-шу – «цзибеньгун». Есть, разумеется, подобные упражнения и в
йоге, хотя многие склонны видеть в комплексах йогических асан
самодостаточную систему, не нуждающуюся в дополнениях.
Традиционно принято считать, что роль «разминки» перед практикой асан в
традиционной йоге играют комплексы сурья-намаскара: «несколько повторений
сурья-намаскар перед началом занятий раскрепощают зажатые мышцы и суставы и
облегчают последующее выполнение асан» (Свами Шивананда). Аналогичного
мнения придерживаются и в Бихарской школе йоги. В «майсорской школе»
Кришнамачарьи, где практика асан совмещалась с выполнением «виньяс»,
построенных по тому же принципу, что и сурья намаскара (первые шесть
движений в любой «виньясе» идентичны движениям сурья-намаскра),
необходимости в выполнении отдельных комплексов сурья намаскара
отсутствовала. соответственно, в «Аштанга виньяса йоге» Джойса, «Винийоге»
Дешикачара, и других аналогичных направлениях, практически отсутствуют
чисто разминочные упражнениях –их роль выполняет сама динамика
тренировочных последовательностей. Интересно, что Б.К.С. Айенгар,
обучавшийся у Кришнамачарьи, убрав из своего варианта йоги «виньясы», и
придав ей более мягкий и статичный вид, так и не ввел никаких особых
упражнений для разминки, сделав акцент на «стоячих асанах», выполнение
которых тоже приводило к разогреву всего тела и повышению гибкости.
Однако, помимо упражнений сурья намаскара, существует еще специфический
раздел техник, являющихся продуманной системой подготовительных упражнений,
предваряющих практику асан. Таким разделом являются техники «вьяяма».
«Вьяяма», или «вияма», означает «растягивать», «разрабатывать» - таким
образом, эти техники «по определению» являются разминочными упражнениями.
Традиционно, упражнения «вьяяма» подразделяют на две категории – «сукшма»
(«мягкие») и «стхула» (жесткие»).
Невзирая на кажущуюся простоту и незамысловатость, упражнения «вьяяма»
являются совершенно уникальной системой физического развитя – как это
обычно бывает на Востоке, за простотой формы скрывается удивительное
содержание… Действительно, без акцента на «внутреннюю работу» и особого
дыхания, техники «вьяяма» внешне напоминали бы упражнения европейской
гимнастики Линка или Мюллера, а то и армейские комплексы вроде «НПФП-82»
…
Впервые с этой системой упражнений и самим термином «вьяяма» наши
энтузиасты йоги познакомились в семидесятые годы двадцатого века, после
визита в СССР учителя йоги из Вишваятан Йогашрама (Кашмир, Индрия)
Дхирендры Брахмачари. Его книга «Сукшма вьяяма», была долгое время доступна
в «самиздатовском» варианте, и выдержала несколько «пиратских» изданий во
времена «перестройки», пока, наконец, не вышла в «солидном» варианте в
изд-ве София в 2000 году. В книге подробно описываются 48 техник раздела
«сукшма вьяяма» и несколько упражнений «стхула вьяяма», а также приводятся
подробные рекомендации по «отстраиванию» ширшасаны (стойки на голове),
выполнению очистительных техник «шат карма» и вправлению смещенного пупка.
Так уж вышло, что, не особо вникая в тонкости пестрого разнообразия школ
йоги в самой Индии, многие решили, что техники «вьяяма» являются
специфической особенностью именно школы Дхирендры Брахмачари, на чем и
успокоились…
На самом деле, все обстоит иначе – и техники «вьяяма» имеют место в йоге
большинства известных нам направлений.
Так, в частности, известная своим «классическим» подходом и отсутствием
техник «виньяса» Шивананда-йога, тем не менее, тоже включает в качестве
разминочных упражнений техники «вьяяма». В книге Свами Шивананды «Йога и
здоровье» (сноска – «Йога и здоровье», изд. София, 1999г.) прямо говорится:
«Для того, чтобы лучше делать асаны, начните ежедневно выполнять упражнения
на гибкость, основанные, главным образом, на вращательных движениях в
суставах тела.» - и приводится комплекс из нескольких десятков упражнений,
включающих техники для проработки всех суставов. Все упражнения выполняются
стоя, в мягкой, ненапряженной манере, от одного до пяти-шести повторений,
чаще – по три повторения в каждую сторону, что характерно для техник
раздела «сукшма вьяяма». Собственно, термин «вьяяма» в книге Свами
Шивананды не упоминается, что характерно для его школы, во многом
ориентированной на «западного» йогина, и часто использующей
«европеизированные» названия, вроде «поза ребенка», «поза бабочки» вместо
традиционных санскритских названий. К сожалению, многие читатели попросту
«пробегали» этот раздел глазами, считая разминочные упражнения недостаточно
экзотичными, и стремились сразу же перейти к самому интересному – асанам и
пранаяме – что и обусловило многочисленные травмы у «самодеятельных йогов»,
только и думавших о том, как бы побыстрее «сесть в лотос» и «встать на
голову»…
Свами Сатьянанда Сарасвати также рекомендует выполнение техник «сукшма
вьяяма» перед началом занятий : «…Эта серия упражнений должна выполняться в
начале ежедневной практики асан, чтобы разработать суставы и разогреть
мышцы. Они также рекомендуются начинающим, ослабевшим в результате болезни
или по какой-либо другой причине, тем, кто страдает заболеваниями сердца,
гипертоникам, а также всем тем, кто не обладает достаточной гибкостью для
выполнения других асан.» (сноска - «АСАНА ПРАНАЯМА МУДРА БАНДХА», изд.
София, 2000). Сатьянанда Сарасвати прямо называет эти техники «сукшма
вьяяма», и ставит их в один ряд с такими вспомогательными упражнениями, как
«паванамуктасана» (асаны, способствующие удалению газов из тела) и «шакти
бандха» (упражнения, устраняющие «энергитические блоки»). В отличие от
комплексов Дхирендры Брахмачари и Свами Шивананды, где все упражнения
выполняются стоя, комплекс Сатьянанды Сарасвати включает упражнения,
выполняемые в положениях сидя и лежа.
В направлении «крийя-йога» Парамахамсы Йогананды также существует комплекс
упражнений «вьяяма», составленный им самим и называющийся «йогода», или
«энергизирующие упражнения». Комплекс состоит из 39 упражнений, включая
техники, аналогичные упражнениям комплеса Дхирендры Брахмачари и некоторые
элементы самомассажа. В комплексе «йогода» уделяется большее внимание
концентрации на отдельных участках тела и мысленному «ведению» потоков
энергии по телу.
Как уже выше говорилось, «майсорская школа» йоги не включает, на
сегодняшний день какие-либо специализированные техники «вьяяма». Тем не
менее, в трактате «майсорского» направления 19-го века «Шритаттва нидхи»
встречаются некоторые техники, которые могли бы быть отнесены к категории
«вьяяма» - это «кулачакрасана» (вращение прямыми руками в плечевых
суставах) и «харинсана» (подпрыгивание с ударом пятками по ягодицам), они
соответствуют упражнениями «пурна бхуджа шакти викасака» и «уткурдана»
школы Дхирендры Брахмачари и аналогичным упражнениям комплекса «йогода»
Парамахамсы Йогананды.
Итак – что же из себя представляют техники «вьяяма»? Это комплекс
упражнений, выполняемых, в основном, из положения стоя, ноги вместе. Как и
во многих разминочных комплексах, это движения сгибания-разгибания и
вращения, задействующие шею, суставы рук и ног, и весь позвоночник.
«Особенными» эти упражнения делают не сами движения, а координация их с
дыханием, использование особого типа дыхания и коцентрация на отдельных
участках тела («мармастхани дхарана»). Как правило, каждое упражнение
начинается с глубокого полного вдоха, выполняемого быстро (в манере
«бхастрики»), или медленно (в манере «уджджай»), после чего следует
выполнение одного или нескольких движений – на выдохе, либо на задержке.
Одни и те же упражнения, в зависимости от степени сложности, могут
выполняться по схеме «одно дыхание – одно движение», либо несколько
поступательных движений на одном выдохе, либо даже на задержке с
последующим выдохом. Соответственно, движения, выполняемые в более мягкой
манере и без особого напряжения, относятся к категории «сукшма», те же, что
выполняются с напряжением мышц, на задержке или с акцентированным выдохом,
как правило, относятся к разряду «стхула». И внешне, и по сути, такое
деление напоминает соответствующие разделы в китайском «ци-гун» - «мягкий»
(«жоугун», или «дао инь») и «жесткий» («ин гун»).
В некоторых случаях, дыхание при выполнении упражнений свободное, или
произвольное – это относится к таким упражнениям, как бег на месте («хрид
гати») - или в такт движениям. Совершенно особый тип дыхания используется в
упражнениях комплекса «йогода» Парамахамсы Йогананды – т.н. «двойное
дыхание». Оно заключается в том, что вначале выполняется короткий резкий
вдох через нос, за которым следует длинный и сильный вдох, полностью
наполняющий легкие, а, затем, сразу же двойной выдох через нос и рот –
короткий, а потом длинный: «Ха… Ха-а-а-а…».
Некоторые техники «вьяяма», возможно, были заимствованы из традиционной
индийской атлетической гимнастики «дхандал», напоминающей известную
«волевую гимнастику Анохина», заключающуюся в выполнении изометрических
упражнений и упражнений с самосопротивлением. Упражнения «дхандал» - это
движения, выполняемые медленно через напряжение мышц всего тела, или
напряжение с концентрацией отдельных участков тела и конечностей. Также эти
упражнения напоминают китайскую гимнастику «и-цзинь-цзин», где тоже
используется подобный принцип.
Другие техники, включая прыжки на месте, глубокие приседания, и т.п.,
очевидно, были взяты из традиционной системы подготовки индийских
борцов-малла. Описываемые в трактате «Малла-пурана», упражнения категории
«альпашрама», включавшие техники «вартана» (вращения, скручивания),
«байтхака» (глубокие приседания «враскачку»), и подобные, вполне могли быть
включены в раздел «сукшма вьяяма», а упражнения «ардхашрама», требующие
больших усилий, и развивавшие силу и выносливость – в раздел «стхула
вьяяма», при этом чисто физические упражнения творчески переосмысливались
практикующими йогинами, и наполнялись новым содержанием.
Система «вьяяма», таким образом, представляет собой уникальный комплекс
разнообразных упражнений, в том числе, самых простых, пригодных для
ослабленных и болезненных людей – что делает ее незаменимой для начинающих
в йоге, работы с детьми и пожилыми людьми, в йога-терапии. К сожалению, на
сегодняшний день, в СНГ уделяется слишком мало внимания этим упражнениям –
и совершенно зря. Будучи не только вспомогательными упражнениями к
основному комплексу хатха-йоги, но и самостоятельной системой
психофизического развития, не уступающей тому же китайскому «ци-гун»,
система «вьяяма» должна занять свое достойное место в фундаменте
величественного здания йоги…
Б.Бидичев (Сомананданатха)
И ещё немного про "вьяяму"
Она подразделяется на три категории – «сукшма»
(мягкие), «мадхьяма» (средние) и «стхула» (жесткие).
«Сукшма вьяяма» направлена на глубокую проработку гибкости и подвижности, она выполняется в медленном темпе с максимальной осознанностью, либо в быстром темпе с максимальной скоростью. В «сукшма вьяяме» мы обращаем внимание на свои ощущения и задействуем в процессе практики все пять органов чувств. Так же, мы можем работать в режиме полного расслабления.
«Стхула вьяяма» направлена на развитие силы, она выполняется либо через частичное, либо через полное сопротивление, с определённой нагрузкой.
С уровня «стхула вьяямы» нельзя начинать свою практику, в неё входят через «сукшма» и «мадхьяму».
С помощью «вьяямы» за короткий срок, достигается развитие и улучшение скорости, ловкости, гибкости, силы и выносливости.
Уточним
"Сукшма вьяяма" - соответвенно, работаем через "сукшма шарира", т.е. через внимание и дыхание, внимание ведет прану, прана действует на уровне физического тела - "стхула шарира".
"Стхула вьяяма" - это т.н. "шакти викасака", т.е., развивающие упражнения, в большей степени воздействующие на кости, мыщцы, сухожилия.
"Мадхьяма вьяяма" оббъединяет оба этих метода.
Все разновидности вььямы, кроме всего прочего, помогают проработать области основных грантхи, снять "блоки" в различных частях тела, препятствующие свободной циркуляции праны.
А достаточно ли для полноценного физического развития одной только вьяямы?
Нет, да и никто так никогда не думал. Для целенаправленного физического развития использовались также различные гимнастические упражнения на снарядах и с тяжестями, а также борьба, фехтование, стрельба из лука и т.п. Взращивание гармоничной личности требовало комплексного подхода:
Из жизнеописания Сиддхартхи Гаутамы, Будды Шакьямуни, составленного Серафимом Сидоровым и Сергеем Рябовым.
Через семь дней 500 шакийских юношей собрались вместе, чтобы помериться друг с другом силой и отвагой; было объявлено, что Яшодхара станет женой победителя во всех видах единоборств — в сражении на мечах, борьбе, стрельбе из лука и других.
Пришел Дэвадатта. По пути, из зависти и гордости, он убил кулаком слона, которого вели в город для Бодхисаттвы. Юный Сундарананда, увидев мертвую тушу, выбросил ее за ворота города, без особого напряжения своих сил. Последним пришел Бодхисаттва. Большим пальцем ноги Он поднял мертвого слона и забросил его за 7 ворот и 7 рвов. На том месте, куда упало тело, разверзлась огромная яма, которая стала называться «ямой слона».
Учитель Вишвамитра объявил о начале состязания в искусстве письма, Сиддхартха победил. Учитель Арджуна объявил о состязании в искусстве математики, и Сиддхартха победил. Арджуна сам не знал числа большего, чем то, которое называется «акшобхья», тогда как Бодхисаттва знал их всех до числа, называемое «аграсара». Потом были прыжки, плавание и бег. Нанда и Ананда, оба пришли померяться силой с Сиддхартхой, но последний только коснулся их рукой, и они мгновенно упали. Следующим подошел Дэвадатта, Бодхисаттва, схватив его правой рукой, скрутил и ударил о землю, не причинив тому никакого вреда. Тут все юноши Шакьев бросились на Него, но Бодхисаттва только коснулся их, и они попадали навзничь.
Затем продолжились состязания в стрельбе из лука. Бодхисаттва принес из дома лук своего дедушки Симхахану и поразил из него цель, установленную на далеком расстоянии. Стрела после этого ушла в землю, образовав своего рода колодец, позже прозванный «колодцем стрелы». Бодхисаттва оказался также победителем в хиромантии, езде на слонах и в других искусствах, вплоть до приготовления благовонных палочек.
Перебор, конечно, с сиддхами принца Гаутамы но общий принцип хорошо показан - кшатрии растили из своих детей атлетов-интеллектуалов, и применяли все доступные средства.
Настоящая индийская вьяяма:
материал взят из форума: Шривидья