Шьем воланы - самые понятные и подробные уроки от Ольги Клишевской |
В общем, мы копнем глубоко – чтоб летать высоко. ))) А для того чтобы вам захотелось копать, я начну с того что разбужу в вас жажду полета. Полета в этот удивительный мир воланного искусства.
Да! Мы начнем с картинок. Чтобы вдохновить вас на подвиги в нелегком но увлекательном деле кройки и шитья воланов я начну этот цикл с того, что покажу, сколько замечательных моделек можно украсить этим чудно скроенным отрезком ткани.
В первой части статьи мы рассмотрим, какие бывают воланы и влюбимся в них всей душой.
Вторая часть расскажет о том, как нарисовать выкройку классического волана, очень подробненько опишу. как все рассчитать и начертить (даже без циркуля).
В третьей части мы научимся делать воланы слабой волнистости и воланы с густыми складками – то есть научимся кроить воланы с разным «коэффициентом волнистости».
В четвертой части – я расскажу об одном упрощенном способе кроить волан – для воланов усредненной густоты волны.
В пятой части цикла – мы научимся украшать свою одежду рюшами и оборками
В шестой статье – я расскажу какими способами пришить волан к краю подола или горловины, как втачать волан между двумя деталями изделия, и как пришить волан к цельной детали (например посередине детали переда).
В седьмой и восьмой статье – мы с вами уже будем свободно моделирвоаль любые даже воланы.
Итак, давайте же смотреть картинки ))) и знакомится с разными воланами.
Эти воланы нам известны еще с нашего детства. У всех были юбочки или платьица с таким воланами.
А вот эти воланы – моя самая большая любовь на сегодняшний день. Лучше всего такой декор смотрятся на женщинах с небольшой грудью. Но даже я с моим четвертым размером – возьму-таки и сошью себе хотя бы топик с такими вертикальными воланчиками. Ну очень уж хочется.
Правда, красиво?
Такие воланы нашиваются зеркально друг к дружке. Между ними расположена планка из ткани. И волан вшивается в боковые швы планки. Иногда планка бывает накладная. Иногда она является деталью кроя – то есть платье в этом месте разрезается на две половинки. К краямполовинок пристрачивается волан, а потом края половинок пришиваются каждый к своей стороне планки.
Чаще всего такие воланы бывают в несколько ярусов. Они могут присутствовать на ассиметричных платьях с косой горловиной (от плеча до подмышки). Иногда нашивается на простое платье бюстье, и тогда волан проходит через центр груди к линии талии.
Такие модельки очень красиво смотрятся. Возникает иллюзия нежных лепестков розы. Обязательно сошьем такое платье, и тогда здесь появится ссылка. Очень постараюсь не откладывать в долгий ящик этот мастер класс (вы уже, наверное, заметили что я люблю обещать и планировать – вот если бы еще все успевать…) – к новогоднему корпоративу и пошьем пожалуй))).
Да они очень напоминают то самое жабо на костюмах вельмож в средние века. Но выполнены такие воланы-жабо уже в современном ключе. Это может быть один длинный волан, нашитый на платье в виде неправильного и слегка хаотичного зигзага. А может быть несколько воланов нервной формы и нашитые в несколько ассиметричных по длине рядов. Короче ваша фантазия и смелость эксперимента – на выходе могут дать вам уникальное произведения вашей дизайнерской импровизации – во, как загнула ))).
Вот смотришь на такие платья и думаешь: «Вот, интересно знать, вся эта прелесть придумана случайно, методом вдохновенного тыка, или все было просчитано и вычерчено на бумаге. Как нибудь надо будет поробовать сконструировать нечто подобное…
Здесь нет уже такого воланного хаоса, как в предыдущих моделях. Здесь уже виден дизайнерский расчет и небрежность уверенной руки гения. Все гении-модельеры, прошу заметить, немножечко небрежны. Даже если эта небрежность тщательно просчитана и спрогнозирована. В этой кажущейся легкости и непреднамеренной случайности перекосов слоев ткани и состоит особая пикантность их творений.
Воланы У-образные.
По форме они напоминают букву У, поэтому я их так и окрестила. Они придают платью фактурность и самому образу нежность и женственную хрупкость.
Да вообще то говоря – это не волан, а именно оборки (некотрые их называют рюшами – но рюши это немножечко другое. Про рюши и оборки я напишу в отдельной статье очень подробненько с фотографиями и обучающими картинками. От волана оборки отличаются тем, что это прямые полоски ткани, которые пришиваются к изделию в присбореном виде.
Тут все понятно, воланы размещаются друг пд дружкой. Они могут быть прямые (то есть одинаковые по всей своей ширине), а могут быть фигурные (как на сером платье). Они могут быть с перекосом (как на черном и белом платьях на фото ниже).
Даже не знаю как это правильно назвать – драпировки, или накидки, или наслойки. Просто вот эти шутчки (на фото ниже) существуют тоже по законам волана. Они создаются точно по тем же принципам что и волан. Мы даже разберем с вам в ближайшей статье одну из таких моделек с воланом-драпировкой.
Ну все!!! Вот тут я просту умираю от восторга. Как же это красиво. Смотришь и думаешь: это же каким искустным модельером надо быть чтобы такое сшить. Ан вот, и не угадали. Мы сами в скором будущем сошьете себе топ или платье с таким воланом-бантом. Вот осенью к новогоднему корпаративу я задумала цикл статей по пошиву нарядных платье. Вот там мы пожалуй и разберем эту модельку. Ох чует мое сердце не все так просто будет с этим бантом…и намучаюсь же я, разгадывая секреты этоих бантообразных завихрений ткани. Но это стоит того. Сшить подобную вещь своими руками – это удовольствие высшей пробы – его надо испытать.
Казалось бы юбка с воланам – просто и понятно. Но оказывается тут столько всяких вариаций можно придумать. Как нибудь займемся с вами юбками. Жизнь будет длинная, я надеюсь. Пока я жива, будем учиться ))).
Очень красивый и скромный декор. Очень хорош для женщин с большой грудью, так как визуально забирает у груди объем, выравнивая соотношение плечи-грудь.
А вот такие воланы вообще волшебные они могут визуально уменьшить грудь, а могут наобород увеличить ее. Все зависит от каждой конкртной конструкции. А смотрятся они всегда очень эффектно. Выполнять подобные модели надо из однотонной ткани без рисунка.
Ну про такие рукавчики я уже писала в одной из статей цикла «Рукава для одежки – делаем сами». Там все подробненнько расписано.
Я их так назвала, потому что эти воланы выполняют туже функцию, которую выполняло раньше эффетное меховое боа, небрежно переброшенной через плечо красоткой начала XIX века. Сейчас мы все против убиения невинных пушистиков. Да и мехового змей на летнем платье как то уже неудобно. Поэтому пусть через плечо с беззвучным шелестом спускаются мягкие складки пышного волана. Это очень красиво.
Ну а теперь, когда вы видите все заманчивые перспективы своих будущих новых знаний, давайте приступим к обучению. Пойдемте и узнаем все законы жизни волана, все принципы его построения.
Волан – это полоска ткани, которая волнится сама по себе. Причем волнится только внешний край волана, а внутренних край (которым он пришит к платью) волны не имеет.
Это свойство «волниться только с одного края» волан получает благодаря особому раскрою. А именно – ВОЛАН КРОИТСЯ ПО КРУГУ (или по спирали, как домик улитки).
То есть существуют 2 способа раскроя волана:
Мы изучим оба способа. И начнем с первого.
Вот смотрите, я ниже изобразила принцип кроя волана, который обеспечивает волнистость внешнего края волана (синяя линия) и ровную линию его внутреннего края (красная линия).
Это и есть бубликовый способ раскроя.
А теперь я вас научу, КАК ПРАВИЛЬНО РАССЧИТЫВАТЬ РАЗМЕР «БУБЛИКА», чтобы в результате получился волан нужной нам длины и ширины.
Рассмотри на конкретном примере:
Пример расчета размеров волана: вот мы сняли мерки:
Линия пришива волана у нас равна 60 см (это линия края горловины по которой будет пришиваться волан). А планируемая ширина волана равна 7 см (в эти цифры уже входят припуски на швы – да-да, их лучше сразу прибавить) – ширина волана это может быть произвольная, на ваше усмотрение.
То есть нам нужен волан длиной в 60 см и шириной 7 см
Мы уже знаем, что линия пришива волана по своей длине должна совпадать с длинной внутренней окружности «бублика» – эта окружность на рисунке ниже нарисована красной линией.
То есть, чтобы получить волан с такой длиной пришива (в 60 см) нам надо начертить внутреннюю окружность бублика тоже длинной в 60 см.
Мы берем в руки циркуль и задумываемся… гм-м-м на какое же расстояние надо раздвинуть ножки циркуля чтобы получить окружность длинной в 60 см???. То есть нам надо знать ВЕЛИЧИНУ РАДИУСА нашей окружности в 60 см.
Как высчитывать радиусы для окружностей я подробненько в картинках рассказала в специальной статье «как рассчитать окружность и начерить ее без циркуля».
А в этой статье кратенько дам саму формулу:
Радиус окружности = длина окружности , поделенная на 6,28
То есть в нашем случает мы делаем так (60 см : 6,28 = 9,55) – то есть радиус для окружности в 60 см будет 9,5 см – на это расстояние мы и раздвигаем ножки циркуля чтобы нарисовать бублик с такой серединкой.
А дальше…
Нам нужен волан шириной в 7 см. Значит, толщина нашего бубулика тоже будет 7 см. То есть для рисования второй (внешней) окружности бублика нам нужно нарисовать окружность с радиусом на 7 см больше чем предыдущий. Мы прибавляем (9,5 + 7= 16,5 см) – вот он радиус внешнего круга для бублика. Ставим циркуль острием в тот же центр (что и у нашей первой окружности) и рисуем вторую окружность радиусом в 16,5 см .
Вот мы и получили «бублик» – для волана длинной в 60 см и шириной в 7 см.
Ну вот и все – видите, как это на самом деле просто. Конечно, этот вариант хорош в том случае, если нам нужен небольшой по длине волан. Например для украшения горловины или плеча изделия.
У такого метода и как вы видите не очень удобный расход ткани – остается круглый кусок ткани от дырки бублика. Но этого можно избежать если делать раскрой грамотно – переносить на ткань не целый бублик – а его половинки – полумесяцы – и тогда их можно уже уложить рожками друг к дружке и расход ткани будет более экономным (правда тогда волан будет состоять из двух отрезков, сшитых вместе сбоку).
Но и это еще не все,
что я хочу рассказать о бубликовом способе.
Дело в том что у воланов есть то что я называю «коэффициентом волнистости» или «коэффициентом густоты».
Вот смотрите - на фото ниже справа мы видим на платье воланы с большим коэффициентом волнистости\густоты. То есть у них более крутая волна
Мы сейчас перейдем в следующую статью, где я расскажу, что влияет на степень волнистости воланов.
ЧАСТЬ 3
Сегодня мы будем учиться рассчитывать густоту наших воланов – то есть делать слабо волнистые и сильно волнистые воланы. Да-да воланы бывают разные. Так как не все модные леди чувствуют расположенность к веселым и игривым воланчикам. Поэтому, как вы уже сами заметили на ярких иллюстрациях фешн-индустрии, волан не обязательно должен задорно оттопыриваться или торчать как крылышки ангела. Я хочу обраитить ваше внимание на следующие более сдержанные и стильные идеи для воланов:
1.) У моделей платьев с воланами из текучих, струящихся тканей – например, таких как тонкий трикотаж – воланы смотрятся мягко и очень спокойно. Вот смотрите, какое красивое белое платье с ярусными воланами из бельевого трикотажа на фото ниже.
2.) Или можно делать воланы совсем мягкой слабой волны – тогда они тоже выглядят благородно и теряют свою легкомысленность – см. фото девушки с обручем.
3.) Или подать воланы – под видом многослойности в одежде – это когда одна одежка выглядывает из-под другой – как на топике справа. Воланы в таком случае выполняются из ткани разной расцветки и даже разной фактуры.
А знаете что, я даже бы посоветовала вам прежде чем начинать разбираться с этой темой и читать дальше – заглянуть сразу заранее в шестую часть этого цикла. Там в картинках есть немножко такой живой наглядности – с кучей фотографий – и там упоминается тоже степень волнистости, и как мы ее добиваемся в модельных воланах. А потом, возвращайтесь сюда, и после этого все то, что я изложу ниже в этой статье, гораздо легче и яснее уляжется в ваш мозг. Правда-правда сходите. )))
А теперь давайте разберемся, что именно влияет на «волнистость волана» на крутизну этой самой волны – то есть что повышает или понижает так называемый «коэффициент волнистости».
Дело в том, что бубличным способом можно делать как крутые воланы, так и слабенько-волнистые. Принцип, по которому это происходит, можно сформулировать так:
чем МЕНЬШЕ окружность внутреннего радиуса волана – тем КРУЧЕ его волнистость.
Чем БОЛЬШЕ окружность внутреннего радиуса волана – тем СЛАБЕЕ волнистость волана
То есть, чем больше разница между той стороной волана, которой он пришивается к платью, и той, которая свободно волнится – тем гуще будет волан.
И соответственно, чем меньше разница по длине – между пришивной стороной волана и его свободно свисающей стороной – тем слабее будет эта волнистость.
Для слабого волана надо чтобы сторона его пришива была не на много короче, чем сторона, которой он волнится.
Для густого волана – нужно, чтобы эта разница в длине краев (внутреннего и наружного) была как можно больше.
Как добиться этой (уменьшенной или увеличенной) разнице между пришивной и свободной сторонами волана. – сейчас мы и разберем.
На двух конкретных примерах.
Допустим, нам нужен слабоволнистый волан длинной в 60 см и шириной 7 см
Я специально взяла такие же параметры волана (60 см и 7 см) как в предыдущей статье (где мы делали классический волан)– чтобы вы могли почувствовать разницу в построении волана классической степени волнистости и волана со слабой волной.
Как же нам добиться слабой волнистости? Надо просто надо нарисовать волан на основе внутренней окружности БОЛЬШЕГО радиуса, чем в классическом бублике.
Помните – во втором уроке наш классический «способ бублика» для волана в 60 см требовал радиуса 9,5 см. А мы возьмем больший радиус – в 12 см, или в 15, или еще больше. Чем большую величину мы выберем, тем слабее будет волнится наш волан.
Итак, как видно на картинке – мы рисуем окружность большего диаметра. И сразу рисуем вторую окружность – другой края волана (радиусом на 7 см больше чем первую – это чтобы получить волан шириной в 7 см.)
Далее при помощи сантиметровой ленты мы отмеряем нужную нам длину волана по краю этой окружности. Делаем пометки. И чтобы провести ровные края нашего волана – проводим 2 линии от центра бублика к отметкам и насквозь через весь бублик. Вот получились ровненькие и симметричные края.
Получается вот такой незамкнутый бублик – сама выкройка волана залита у меня на картинке голубым цветом. Длина внутреннего радиуса этого воланного полумесяца равна 60 см. Волнится он не так сильно, как если бы был замкнут в кольцо – то есть мы получили то, что хотели – волан в 60 см с более слабой волной.
А теперь давайте научимся, как делать волан наоборт с увеличенной волнистостью.
Так, давайте разберем как нарисовать волан с повышенной степенью волнистости. Разберем на примере..
Допустим, нам нужен достаточно крутой волан длинной в те же 60 см и шириной в 7 см.
У такого волана разница в длинах краев - между внутренним (пришивным) краем и внешним (волнистым) краем – должно быть наоборот увеличенной. То есть, по сути внутренний радиус нужен как можно меньше, а внешний радиус нужен побольше – чем в классическом бублике.
Но ведь на свете не существует такой фигуры. Ее невозможно нарисовать на плоском листе бумаги. Да не существует – да такое можно изобразить в 3D – графике… или.. есть способ.
Способ в том – что мы нарисуем два бублика уменьшенного радиуса – и получим две половинки волана – каждую в виде бублика. Так как радиус у нас будет маленьким – то и длина каждой воланной полоски в развернутом виде будет коротенькой (например в 30 см по внутреннему краю) –но потом, сшив боковые края этих полосок-бубликов вместе – мы получим густой волан – с общей длиной в 60 см.
Сейчас мы все сделаем и будет понятно. Вначале поговорим о расчетах радиуса…
Вопрос какой должен быть радиус у такого бублика – для густого волана?
Ответ он должен быть меньше чем в классическом варианте «бублика» из первой статьи. Чем меньше радиус, тем гуще будет волан. Но чем меньше радиус, тем меньший отрезок волана мы получим из этого бублика. И значит, нам нужно будет больше бубликов – чтобы соединив их вместе получить нужные нам 60 см волана.
Мы помним что радиус внутренней окружности бублика в классическом варианте (т.е. для волана средней густоты) находился по формуле – длина волана : 6,28 = радиус внутреннего кольца.
Находим классический радиус для наших 60 см волана – (60 : 6,28 = 9,5 см) – и теперь мы знаем что для большей густоты – нам нужен бублик с радиусом меньше чем этот. Меньше чем 9,5 см.
Например, мы выбираем радиус в 5 см – тогда мы получим кусок волана длинной … считаем на калькуляторе ( 5 х 6,28 = 31,4 см). То есть если мы нарисуем бублик с таким радиусом в 5 см, то на выходе получим 31 см волана. Ага, значит нам нужно будет выкроить на ткани 2 бублика – чтобы соединив их вместе боковым швом и получить волан в 60 см (лишние пару см как раз уйдут на этот боковой соединяющий воланы шов).
Соединенные вместе такие крутые бублики – в спокойном сложенном виде будут похожи на 2 витка одной спирали.
Вот как это будет выглядеть – картинки в студию! :
Рассчитываем уменьшенные радиусы.
Выкраиваем 2 бублика уменьшенного радиуса – помечаем 2 кусочка крутозагрученных волана – соединяем их вместе боковым швом – получаем такой волан-спиральку.
Мы сами можем регулировать степень крутизны такого волана:
Чем меньше внутренняя окружность таких колец-бубликов – тем круче будте закручена спиралька – и тем больше бубликов нужно начертить, чтобы добиться нужной нам длины волана.
Чем крупнее окружность колец – тем длиннее будет выходить отрезок волан от одного бублика – и тем меньше нам нужно будет бубликов для волана нужной нам длины – но и степень закручености такого волана будет уже слабее сильной.
Все зависит от внутреннего радиуса, как мы и говорили в начале стать. Теперь-то надеюсь, картина ясна? И вы уже начинаете понимать, как все устроено в мире воланов.
А теперь пришло время рассказать об обещанном втором способе построения воланов – (об улиточном или спиральном способе) Этим способом мы можем сразу получить волан необъятной длины и с практически нулевыми отходами ткани. Только степень крутизны такого волана будет неравномерной по его длине. Но об этом подробнее в следующей части статьи «Шьем воланы – самые понятные уроки. Часть 4»
А сегодня речь пойдет о втором обещанном способе нарисовать волан – это УЛИТОЧНЫЙ ИЛИ СПИРАЛЬНЫЙ СПОСОБ.
Этим способом можно нарисовать волан прямо на ткани и выкроить его с минимальными отходами ткани. Таким способом можно из небольшого кусочка ткани выкроить волан достаточно большой длины.
Единственное что в этом волане меня смущает – он имеет неодинаковую степень волнистости по своей длине – то есть с одного конца волан имеет сильно закрученные волны, а с другого конца получаются легкая волнистость. Это значит, что если вам нужен волан одинаковой степени волнистости – например ярусные воланы на юбку или платье – то этот способ не подходит. Этот способ годится, если вам нужны воланы для ассиметричного или хаотичного оформления платья или юбки– для жабо или например, если вы делаете У-образное оформление горловины воланом – то есть в тех случаях когда равномерность и одинаковость завихрений волана не важна. В первой части этого цикла статей – есть много фотографий разных моделей воланов – можно туда вернуться и напомнить себе, о каких случаях здесь идет речь.
Сейчас я покажу, как рисовать волан таким улиточным способом – вот тут пошагово все рассказано.
Как вы поняли, точки, расположенные на каждой из четырех перекладин крестовины, служат нам ориентирами для правильного и равномерного рисования улитки. Одинаковое расстояние между точками позволяет нам выкроить волан одинаковой ширины по всей своей длине. В данном случае мы получим волан шириной в 4 см.
Обратите внимание, что каждый новый виток волана имеет больший размер окружности, чем предыдущий виток. Именно поэтому волан по мере своего удаления от центра теряет «свою волнистость». И получается, что в расправленном виде тот конец волана, что ближе к центру, будет иметь больше волнистостей, чем его противоположный хвост (удаленный от центра крестовины).
То есть этот улиточный способ раскроя волана – в итоге дает нам волан с неравномерной степенью волнистости. Поэтому такой волан годится для тех моделей где не нужна равномерность волнистости.
Как разрезать волан я показала пунктирной линией..
Теперь у вас должен возникнуть вопрос:
«А как рассчитать длину такого волана? Как долго нужно «наматывать улитку», чтобы получить волан… ну допустим, в 60 см длиной?
Отвечаю:
Вполне вероятно, что тут есть хитрая математическая формула. Но с годами я уже подрастеряла все свои навыки математического мышления. Поэтому я покажу вам один нехитрый способ. Мне кажется, что он даже лучше всяких формул вам поможет просчитать длину волана внутри улитки.
Вот как я это делаю:
Нам нужен волан в 60 см и шириной в 4 см. Рисуем крестовину – на всякий случай стороны крестовины рисуем побольше, с запасом. Далее на сторонах крестовины отмечаем все точки, какие надо – первые точки в 3 см от края креста (хотя можно и не в трех см. а на любом другом расстоянии начать) – далее расставили все точечки и начал «наматывать» карандашем линии вокруг цетра крестовины– рисовать улитку. Нарисовали немного витков и остановились. Сейчас надо проверить длину получившегося волана – может уже хватит рисовать.
Для этого берем нитку, отмеряем на ней отрезок в 60 см (столько, сколько нам нужно волана) – отрезаем этот кусок нитки. Она будет нам То есть этот улиточный способ раскроя волана – в итоге дает нам волан с неравномерной степенью волнистости. Поэтому такой волан годится для тех моделей где не нужна равномерность волнистости. служить мерилом длины волана.
А теперь эту нитку укладываем по спиральки улитки – от того места в центре улитки, где начинается «хобот» волана, и двигаемся по кругу к хвосту. В том месте где нитка закончилась и будет край нашего волана длинной в 60 см.
Вот так и проверяем – если улитка закончилась раньше, чем отрезок нитки, значит надо еще продолжить рисовать нашу спиральку. А если улитки хватило – значит, хватит рисовать – можно вырезать волан.
Вот и все про этот способ.
Теперь давайте перейдем в пятый урок нашего воланного цикла статей и чуть-чуть передохнем – в этом уроке мы поговорим о рюшах и оборках. Или же если вы не устали то можете сразу перепрыгнуть в шестой урок – где мы сами будем моделировать фигурные воланы.
Давайте сначала я расскажу, что такое рюши, потом покажу на фотографиях красивые модели одежды детской и взрослой украшенной рюшами. А потом мы приступим к пошиву и пришиву рюш и оборок.
Итак, вот как выглядит рюши (фото ниже) : это полоска ткани, присборенная по серединному шву. То есть шов сборки проходит посередине. К изделию рюша крепится тоже серединным швом. Красивое платье надо будет нам с вами его сшить.
Вот как выглядят оборки (фото ниже) – это полоски ткани, присбоернные только с одной стороны, этой же стороной они пришиваются к изделию. Полоса ткани для оборки (и для рюши тоже) должна быть как минимум в 1,5 раза длиннее уже готовой оборки ( но мы еще остановимся подробнее на пропорциях и длинах).
Теперь давайте немножко пробежимся по моделям одежды, декорированной рюшами и наполнимся идеями для свой будущей одежды, сшитой своими руками.
Начнем пожалуй с детских платьиц и туничек:
Самое простое по крою детское платьице благодаря рюшам может стать ну просто ОЧЕНЬ нарядным.
Очень трогательно смотрятся рюши на одежке для новорожденных.
Розовые рюшечки на розовых платьицах для розовых девочек – это само воплощение нежности.
А вот пример рюш на нарядных платьев для девочек. Ими можно декорировать бретельки. Пышные рюши из фатина можно пустить по краю декольте и даже украсить розами из ткани.
Также рюши можно нашить частыми рядами по поверхности всего платья. Кстати в магазинах тканей можно встретить ткань с уже нашитыми на нее полосками рюш и оборок.
Рюши хорошо смотрятся и на взрослых девочках. Только цвет ткани для моделей с рюшами лучше выбрать поспокойнее – серый, черный, коричневый, белый.
Ну а теперь давайте разберемся как правильно шить и пришивать рюши и оборки.
Какой длины должна быть полоска для рюш и оборок.
Первое что нам надо сделать – это рассчитать ширину и длину полосок ткани. Ну ширину вы выбираете на ваше усмотрение. А классическая длина рюши обычна в 1,5 раза длиннее, чем линии ее пришива.
То есть, чтобы узнать какой длины кроить полоску ткани для рюши, нам надо замерить длину той линии к которой будет пришиваться рюша. Берем сантиметр и прямо на изделии замеряем. А потом полученную цифру умножаем на 1,5 (или попросту прибавляем к числу еще половину этого числа). Например, линия пришива рюши у нас 80 см, значить полоска для рюши должна быть равна 80 + 40 (половина от восьмидесяти)=120 см.
Полоски ткани для рюш и оборок кроятся по прямой.
Выкраиваем полоску для рюши длиной в 120 см, а потом присбориваем ее до тех пор, пока она не станет равна 80 см – т.е. длина готовой, уже сборенной рюши должна совпасть с длиной линии ее пришива.
Но еще надо знать – что чем более тонкая и мягкая ткань, тем плотнее должна быть сборка на рюше, чтобы она держала форму. А значит тем длиннее должна быть полоска ткани для такой рюши. Получается, если мы делаем рюши из мягкой ткани, надо длину линии пришива умножать уже не 1,5 раза, а в 2 раза или может и больше. Я всегда отрезаю полоску с запасом, потом когда начинаешь делать сборку, по ходу дела, становится видно, какая плотность сборки лучше смотрится.
А если мы планируем сделать плиссированную оборку – то полоска ткани должна быть в 3 раза длиннее линии пришива оборки.
Во-первый сразу определитесь будете ли вы обрабатывать края нашей рюши – если ткань не сыпется то края можно оставить как есть – рюши из трикотажа обычно оставляют просто необработанными, тонкий сатин и ситец, лоснящийся атлас , шелк, органзу лучше обработать. Но все зависит от модели которую вы шьете. Я вам больше скажу, даже если ткань сыпется вы тоже можете оставить так как есть (сейчас такие косматые рюши сплошь и рядом встречаются на блузочках и топиках – это модно) если и вылазят время от времени лишние лохманы по краю рюши, я их просто срезаю ножницами и дальше пользую одежку. Для меньшей сыпучести таких тканей крой полоски ткани можно делать зигзагообразными ножницами или выкраивать не по прямой, а по косой.
Вот намеренно обратите внимание в магазинах как обработаны рюши на продаваемых там платьях, топах и туниках – откроете для себя много нового. Оказывается многие производители одежды вообще не заморачиваются над обработкой срезов.
Способ первый – строчкой зигзаг.
Подгибаем срез к изнанке на 5-7 мм и пристрачиваем его с изнаночной стороны зигзаговоым швом (ширина зигзагового шва 2-3 мм (но ничего страшного если она будет другой).
Способ второй - обычной строкой
Подгибаем срез на изнаночную сторону (ширина загиба 3-5 мм). Можно чтобы удобрно было приутюжить загиб. Потом кладем под лапку машины, не торопясь, строчим обычной строчкой. Строчку прокладываем на расстоянии 1-2 мм от линии сгиба. После этой строчки лишний грай загиба аккуратненько обрезаем ножницами как можно ближе ко шву. И снова (второй раз) загибаем такой пристроченный край к изнанке на 2-3 мм и еще раз прокладиваем строчку уже по этому загибу (прямо по первой строчке). Получается очень аккуратно и прочно – на века.
Берем полоску ткани, настраиваем на машинке самую широкий стежок шва (чем больше, тем лучше) прострачиваем этим широким стежком строчку ровненько посередке полоски.
Чтобы шов шел ровно посередине рюши можно сначала сложить рюшу пополам вдоль всей ее длины и слегка пригладить линию сгиба утюгом (как стрелку на брюках). Потом раскладываем полоску обратно, и по центру у нас остался след от сгиба. И вот эта линия сгиба будет нашим видимы ориентиром, по которому мы будет гнать нашу строчку.
Так вот прогнали мы эту самую широко-стежковую строчку, вынимаем из-под машинки, обрезаем нитки. И теперь чтобы получилась сборка, все, что на м нужно, это просто потянуть за нитки и рюша начнет сама сморщиваться равномерно по всей длине. Утягивать нити нужно до тех пор пока мы не получим нужную нам длину рюши (то есть длину, равную линии пришива рюши на изделии).
Чтобы оборка присборивалась равномернее, иногда рекомендуют делать не одну центральный шов а два шва по центру один рядышком с другим. Но я обычно присбориваю по одному центральному шву. А равномерность сборки регулирую вручную.
Точно также как и на рюше – только крупно-стежковую строчку мы прокладываем не по центру полоски а по ее краю.
Я сначала пришиваю рюши вручную черновыми крупными стежками ровненько к планируемой линии их пришива, не торопясь постоянно отгибая края рюши и проверяя не сбилась ли я с намеченной линии. Если линия идет не по краю изделия, а прямо по полотну, то сначала лучше нарисовать на полотне карандашом или мелком эту самую линии пришива.
Когда рюши нашиты вручную я кладу все это под лапку машинки и уже строчу по центру, пришивая рюшу к изделию. А потом выдергиваю черновую нить (ту которой я приметывала рюшу вручную).
Волан и оборка пришиваются к изделию приблизительно одинаковым образом. Единственная разница в том, что оборка у нас имеет присборенный край. А волан имеет дугообразный край. Мы помним, что волан кроится по кругу, и линия пришива волана это линия внутренней окружности его «бублика». Кто не читал об этом, тому сюда – «Шьем волан – самые понятные уроки. Часть 2»
При пришивании волана есть один секрет. Чтобы он не давал морщинки у линии пришива, нужно соблюдать 2 правила:
Правило первое – припуск на шов у края волана не должен превышать 5 мм.
Правило второе – по округлому краю волана надо еще до пришива сделать небольшие надрезики ножницами на расстоянии 1-2 см друг от дружки. Это даст возможность волану распрямиться в зоне своего пришивного края. И машинная строчка будет идти по ровному полотну и нигде не даст защип или перекос, портящий изящную форму воланной волны.
В предыдущей статье про рюши и оборки мы писали о том, надо ли обрабатывать внешний (наружный) край среза волана. Согласно моим наблюдениям, в моделях из несыпучих тканей эти самые края срезов воланов частенько не обрабатываются. Чаще всего такое пренебрежение к обработке срезов изделия наблюдается в несерьезной кэжл-одежде: в туниках смелого кроя, в разгильдяйских топиках, в специальных моделях с рваным и потрепанным дизайном – и это очень красиво. В моем гардеробе есть мой любимы топ – в нем валаны выполнены из очень сыпучих материалов и края не обработаны – это придает изделию определенный шарм. Периодически я просто обрезаю ножницами отслоившиес лохманы и вылезшие из среза нитки – и все, ношу дальше с огромным удовольствием.))
Вам самим решать какой вам нужен край волана. Если вы решили обрабатывать, то можете почитать о вариантов обработки срезов на той или иной ткани в моих специальных статьях. Если вы шьете трикотажа – то по обработке срезов можете прочесть в статье “Шьем из трикотажа“. Если работаете с шелком или сыпучей тканью– то вот в другой статье я рассказала, как работать с шелком. А если кратко, то могу и здесь упомянуть.
Для обработки воланов подходит:
Оверлочный шов (на оверлоке) или псевдо-оверлочный шов (на обычной современной машинке)
Можно обработать обычной строчкой – загнуть 5 мм края волана к изнанке – прострочить в 2 мм от линии сгиба – обрезать лишний краешек у самой строчки – еще раз загнуть на 3 мм и прострочить по этой же строке сверху новую строку.
Можно обработать строкой зигзаг – с мелким шагом, 2 или 3 раза проитись, чтобы погуще защита получилось (это особенно стоит сделать, если ткань капризная). А потом излишек обрезать по самому краешку зигзага (медленно и аккуратно).
Можно по краю волана пришить кружево, тесьму или косую бейку. Кружевную тесьму накладываем на срез волана с лицевой стороны (нахлест кружева на край волана может составить 0,5—0,7 см) и настрачиваем тесьму швом зигзаг. После пришива срез края волана (оставшийся на изнанке под кружевом) аккуратненько срезаем ножницами около самой строчки.
Можно обработать волан подкладом. То есть вырезать из этой же или другой подходящей ткани точно такой же волан. Сложить обе детали вместе лицевыми сторонами внутрь и прострочить по внешнему (большему) краю, потом вывернуть их швами внутрь (так чтобы шов спрятался между слоями волана) и прогладить шов утюгом. Получается такой двойной волан с идеальным краем.
Вот на этих картинках я показала как пришить волан к нижнему краю (подол юбки или туники) или к верхнему краю (например к горловине).
Рис 1 – волан можно пришить к краю таким образом – кладем лицевой стороной волан, сверху край изделия лицевой стороной вниз – кладем под лапку машинки и строчки. Потом поднимаем край изделия и получаем пришитый волан или оборку, где оба края среза остались на изнанке.
Рис 2 – волан вшивается между двумя слоями ткани – при двухслойных изделиях – например юбка и подклад. Прозрачная туника и ее непрозрачный подклад. Сначала пришиваем волан к одному слою ткани, а потому к этому «бутерброду» пришить другой слой ткани. Детали выворачиваем вверх, расправляем. И можно еще сверху по тройному бутерброду швов надстрочить дополнительный фиксирующий шовчик на расстоянии 2 мм от линии соединения деталей.
Рис 3 – здесь показано, как пришить волан к верхнему краю изделия (например, когда мы обрабатываем воланом горловину топика или платья). Сначала пришиваем к краю волан. А потом накладываем на край окантовочную бейку, вырезанную из той же или другой ткани. Можно сделать бейку из кружева, так она получится еще и красивым элементом декора.
Если в месте соединения волана с краем горловины предполагается пришить резинку, то сначала пришивается волан к краю горловины, потом пришивается к этому же краю резинка (с нужной степенью натяжения). И только после этого вся конструкция накрывается окантовочной бейкой. Ширина бейки должна быть такой, чтобы края пришива самой бейки не затрагивали резинку. Нельзя, чтобы шов протыкал и портил ее эластичные волокна.
Удобнее всего вшивать волан в естественный шов, соединяющий детали нашего издели. То есть мы разрезаем цельную деталь по намещенной линии вшивания волана. Получаем две детали к краю одной из них пришиваем волан. И потом соединяем обратно эти обе детали – к одной из которой уже по краю пришит волан. Таким образом волан попадает в шов соединяющий половинки нашего изделия.
Рис 4 – вот например наш волан будет вшит между проймой и окатом рукава, или между верхней и нижней частью платья, или между левой и правой половинками платья.
Рис 5 – таким же образом можно в этой стачной шов (т.е. шов, сшивающий две детали) вставить не один, а два волана разной ширины – чтобы получить ярусный волан или ярусную оборку. Ярусов может быть больше чем два. Двойные воланы или оборки предварительно складываем, совмещаем их срезы, можно даже притачать их друг к другу, и уже затем притачиваем их к основной детали.
Допустим, у нас уже есть почти готовое (или готовое) платье, юбка, туника, и нам хочется украсить их воланом или оборкой. И надо как-то надо приделать этот самый волан или оборку к цельной детали платья – как это сделать, чтобы не видны были края шва?
Рис 6 – можно край волана или рюши спрятать в складку их этого цельного куска ткани. Как это получается Оборку или волна прикладываем лицевой стороной вверх к намеченной линии, притачиваем обычной строчкой или мелким зигзагом. Далее основное плотно перегибаем у края пришитой оборки, (то есть как будто мы закрыли две половинки книги, и волан остался внутри, как закладка у ее центрального корешка). Потом переворачиваем ткань другой стороной вверх (той, на которой видна наша строчка) и прокладываем новую строчку прямо поверх старой. Теперь отгибаем край полотна (раскрываем книгу) и вот наш волан на своем месте и его край спрятан и вшит в складку цельного полотна. Для крепости и устойчивости шва можно прострочить еще одни шов на 2 мм от линии соединения волана.
Рис 7 – можно пришить волан вверх тормашками. То есть положить край волана к намеченной линии пришива вверх ногами и изнанкой вниз. Приметать, пристрочить – и потом опускаем волан вниз, он откидывается и оказывается к нам уже повернутым своей лицевой стороной, а шов и край остались прикрытыми воланом. Перед этим пришивной край волана лучше обработать, чтобы он не осыпался. Кому неясны объяснение и картинка, смотрите подробный урок по пошиву бодика с юбочкой – точно таким же способом-перевертышем мы пришивали юбочку на детский бодик.
Рис 8 – перед пришивом мы загибаем к изнанке край волана или оборки, можно приметать его или заутюжить. А потом такой загнутый край пришиваем простой или зигзаговой строчкой к намеченной линии пришива.
Вот и все, что я хотела рассказать о способах пришива волана или оборки.
Как вы помните, в самой первой статье цикла про воланы, там, где я показывала вам много вариантов применения воланов в декорировании одежды, я пообещала, что некоторые из представленных там воланов мы разберем в самом ближайшем времени и научимся их моделировать сами. Вот сегодня мы и будем это делать. Мы с вами будем собственными ручками и глазками моделировать волан. Глазками – потому что все воланы моделируются на глазок. При моделировании воланов можно не соблюдать миллиметровую точность (и даже сантиметровую).
Сейчас мы с вами начнем работать, и вы сами все поймете.
Вот, например, разберем вот этот косой волан в платье с ассиметричной горловиной. Рассмотрите внимательно фотографию. Мы видим, что левая сторона волана (та его сторона, что находится у подмышки) не такая длинная, как та сторона, что спускается с плеча девушки на фото.
Также можно заметить, что волан у своего пришивного края имеет небольшую сборочку – скорее всего в этой модели платья он слегка присборен на резинку.
Также стоит отметить, что у этого волана не сильный коэффициент волнистости – то есть слабая волна, совсем небольшая пышность.
Все эти наблюдения найдут свое отражение в наших чертежах и будут учтены при построении этой модели волана.
На рисунках рядом с фотографией, я изобразила весь процесс моделирования такого волана.
Шаг первый. Берем нашу выкройку основу или выкройку именно этой модели платья. Выкройка нам нужна как ориентир, чтобы мы знали в каких пропорциях рисовать наш волан.
Кладем выкройку на новый лист бумаги (я использую рулон дешовых обоев), обводим нашу выкройку платья.
Шаг второй. И теперь поверх нарисованных контуров обведенной выкройки, мы карандашом другого цвета рисуем очертания нашего волана. То есть помещаем границы будущего волана. Очертания могут быть абсолютно любые, какие нарисуете, таким и будет ваш волан. В данной модели мы рисуем с левой стороны линию волана от подмышки и почти до талии. С правой стороны мы проводим линию от середины плеча и на несколько сантиметров ниже проймы. Соединяем обе стороны плавными округлыми линиями – одна линия будет нижний край волана. Другая верхняя линия (от плеча к противоположной подмышке) - его верхний пришивной к горловине край.
Шаг третий. Нарисовали границы волана – а теперь берем ножницы и вырезаем эту кривую трапецию. Берем вырезанную деталь и начинаем ее же еще резать на поперечные кусочки, вдоль всей ее длины (как колбасу). Ширина кусочков произвольная. Теперь на новом листе бумаги раскладываем кусочки в виде веера. Делаем это таким образом, чтобы нижние стороны были удалены друг от дружки дальше, чем верхние стороны.
Если бы на волане не было вверху сборки на резинку, то мы могли бы вообще не делать расстояния между кусочками по верхней линии волана (раздвигали бы только нижние концы кусочков).
Каждый кусочек можно приколоть булавкой к листу бумаги, чтобы они не скользили, или закрепить кусочками скотча. Когда все «отрезочки» займут свое место в круглом хороводе, можно взять карандаш и обвести контуры получившейся полуокружной фигуры. Эта фигура и будет готовой выкройкой нашего волана. Ее можно смело переводить на ткань.
Вырезав такую деталь из ткани, мы получим именно такой волан, какой мы и хотели.
Он будет слабой волнистости, потому что мы не делали сильные расстояния между кусочками.
Он будет разным по длине в зоне подмышки и в зоне плеча – потому что мы изначально (еще до разрезания на кусочки) задали ему такие параметры.
И он будет иметь запас длины по линии пришива, нужный для присбаривания на резинку – потому что мы раздвигали кусочки не только по нижнему краю волана (т.е. внешнему краю круга), но и оставляли немного расстояния между верхними концами кусочков (т.е.. по внутреннему кругу закрученной фигуры волана).
Вот по такому принципу моделируются (рисуются, разрезаются и укладываются по кругу) ВСЕ другие модели воланов. Да-да, все те модели воланов, которые вы видели на многочисленных фотографиях в первой статье, моделируются по этому же принципу. Не верите? А давайте попробуем сделать то же самое на другом примере платья с воланом – для этого приглашаю вас в следующую статью.
Серия сообщений "полезные мелочи":
Часть 1 - Итальянский набор петель
Часть 2 - АЖУРНЫЙ ВЯЗАНЫЙ АЛФАВИТ И ЦИФРЫ...
...
Часть 30 - Правильно распечатываем выкройку на принтере!
Часть 31 - Дефекты кроя при посадке изделия и различные способы их устранения!
Часть 32 - Шьем воланы - самые понятные и подробные уроки от Ольги Клишевской
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |