Кукла-мотанка (или узелковая кукла) является прадавним сакральным оберегом. Ей уже почти 5000 лет, она появилась с тех пор, как начали выращивать лён. Первая кукла-мотанка была изготовлена более 5 тысяч лет тому. Такие куклы можно найти в любой стране. Это была не просто игрушка. Считалось, что она защищала человека от неприятностей и бед. Куклу часто использовали в ритуалах. При изготовлении ритуальной куклы в нее вплетали все то, от чего человек хотел избавиться (беды, болезни), и сжигали на костре, либо топили в воде.
При раскопках Помпей были обнаружены многочисленные кукольные лавки с сохранившимся товаром. Кукольным ремеслом занимались не только гончары, но и знаменитые скульпторы и резчики по дереву.
В Египте найдена римская тряпичная набивная кукла: выполнена из грубого полотна и набита лоскутками и папирусом. Детки времен Римской империи играли не только куклами. Доподлинно известно, что в Древнем Риме были кукольные домики с миниатюрной мебелью, игрушечные зверики, солдатики, волчки (юла по-нашему), шарики и холо-хупы ... Изготавливались куклы из обожженой глины (дешевый вариант), а также из кости, дерева,воска, янтаря, бронзы, меди и даже серебра с золотом. Подобно греческим куклам, римские делались голенькими, без одежд.
Кукол можно было видеть в любом крестьянском доме. Они выполняли разные функции – охраняли жилье, детей, сон, берегли хозяйство. Дети любили ими играть.
Мотанка отличается от обычной игрушки отсутствием лица. По старинным поверьям через лицо в куклу вселяется душа. А душа бывает доброй или злой.
Материалами для изготовления служат натуральные материалы (сено, солома, дерево, травы, сухие листья, семена, зерна). Украшали мотанку народными орнаментами и вышивкой.
Народ верил, что в мотанке находится дух предков и она могла передавать опыт из поколения в поколение. Украинцы считали, что этот символ приносит им богатство и удачу.
Секреты изготовления кукол передавались в семье от матери к дочери. Когда девушка выходила замуж, мать дарила ей куклу-мотанку , как оберег для нового дома. Заболевшему ребенку давали поиграть с куклой. После чего ее уничтожали. В народе верили, что она впитает в себя его недуг. Когда ребенок вырастал, его место в колыбели занимала кукла. Она охраняла это место от нечистой силы до рождения следующего ребенка.
На Рождество изготавливали специальных кукол из зерна. Они символизировали хороший урожай. Существовало три типа кукол-мотанок: младенец (немовля), баба-берегиня, невеста (наречена).
При рождении ребенка украинцы изготавливали куклу-младенца. Кукла выполнена в виде младенца в пеленках. Ее укладывали в кроватку рядом с ребенком для охраны его сна и здоровья.
Баба-берегиня помогала оберегать достаток семьи. В середину куклы вкладывали монеты, зерно, шерсть для сохранения домашнего тепла, получения хорошей шерсти овец и денежного достатка.
Кукла-невеста защищала девушек от сглаза и поддерживала их. Эту куклу богато одевали и украшали, так как она символизировала приданное невесты и привлекала богатого жениха.
В Украине народную куклу делали из соломы, ткани, кусочков старой одежды, ниток.Способ простой – перекручивание и перевязывание ткани. На лице такой куклы разными нитками наматывается крест. Кукол-мотанок либо не одевали либо шили им одежду. Иногда это были миниатюрные народные костюмы, традиционные для той или иной местности. Когда-то такие куклы делали повсюду: наши прапрабабушки других кукол и не знали.
Мотанка изготовляется из доступного дешёвого материала и без каких-либо инструментов. Может быть сплетена из соломы или совсем без применения нитки. Голова называется «куклой». Для неё кусочек ткани складывается узкой полоской, а затем заворачивается «рулетиком» и обматывается тканью. «Куклой» называется и первый обжиночный сноп, закрученный особым способом. Голова присоединяется очень просто: к колодке, к щепке, к кукурузному початку и др. Мотанка даже может не иметь рук, только обворачивается тканью. И здесь уже годится всё, что найдётся в хозяйстве. Раньше самым ценным украшением для куклы становились куски старых вышитых сорочек, другой одежды.
Мотанки не имели лица, а вместо глаз, рта – крест из ниток. Крест в круге – это солярный знак*, таким образом, кукла с таким лицом несёт в себе солнечную энергетику. В головку мотанки часто завязывали зёрна пшеницы. Это также придавало ей сакральное значение, так как зерно связано с умершими или нерождёнными душами. Когда его «хоронят», оно оживает, прорастает и снова начинает вечный круговорот жизни. Поэтому мотанку связывают с представлениями о жизни и небытие, с опытом прошлых поколений и их связью с будущими поколениями. Мотанка связана со всеми аграрными праздниками. Её делают на Колодия, в конце Масленицы (как олицетворение зимы, которую сжигают), на Ивана Купала (кукла Марена). Её сакральное значение сохранилось. Обязательное условие – игрушка должна быть крестообразной формы, чтобы не напоминать собой реального человека.
Существует теория, по которой украинская народная кукла появилась вследствие бытовых изменений, материалов и образов изготовления культовых женских изображений.
После принятия христианства языческая мифология продолжительное время оставалась актуальной, поскольку была связана с природой (обряды Масленица, Купала и т. п.). Это повлияло на куклу - игрушку для детей, изменило ее сюжетное содержание, наполнило новым смыслом. Материалом для таких кукол служили солома, трава, ткань, ветви деревьев, глина, дерево, камыш и т.п.
Превалирование женских изображений над мужскими объясняется тем, что с женским образом из давних времен ассоциировались представления о богине плодородия, берегиню домашнего костра и защитницу.
Образ молодой девушки, "увенчаной цветами девушки", "княгини и дружки" в отдельных селах Полтавщины, Черкасщины и Киевщины символизирует плодородие и жизни. Тогда как в других селах этих областей длится образ куклы-матери "Богородицы".
Куклы Среднего Приднепровья своеобразны по образу изготовления и сложны по декоративной палитре. Такую куклу изготовляли образом связывания и накручивание узлов без иглы и ножницы. Поэтому она и называется "узелковая кукла". Существовало ещё понятие "мотанки" - куклы визуально схожей с "узелковой", но исполненой путём наматывания отдельных кусочкив ткани на основу. Крест на лице- символ радуги, поэтому он делается из ярких нитей .Лицо- Солярный знак солнца. Все вертикальные линии- это мужское начало, все горизонтальные лини - женское.
Так уже сложилось, что куклы Среднего Приднепровья имеют наиболее обрядовый вид. Они декоративные, яркие, пестрые имеют языческий немного таинственный вид
Поскольку народные куклы с ткани были неотъемлемой частью крестьянского бытового среды, связанной с земледельческой работой и домашним костром, поэтому они и в древние времена, и сегодня является символом плодородия, материнства и своеобразным оберегом.
Куклы изготовлялись или на скорую руку, чтобы успокоить и занати ребенка, или старательно как подарок на праздник, свадьбу, или на День Рождения.
Мастерски сделанная, пышно одетая кукла является ценным предметом домашнего имущества, вместе с тем выступая посредницей между старшим и младшим поколениями, ручательством благосостояния, счастливое родственного жизни, и защиты от злых сил.
И сегодня среди разнообразия современных кукол народные куклы с ткани являются особым видом с необъятной энергетикой благотворно влияющие на психику и здоровое развитие ребёнка. Именно поэтому в наши дни они становятся всё более и более популярными.
____________
* -Солярная символика – одна из самых светлых в Славянской традиции. Среди солярных знаков, пожалуй, нет ни одного, приносящего вред. Наоборот – все знаки связаны с приобретением как материальных, так и духовных благ, преумножении их. Солярная символика – символика солнечной стихии, Солнца.
Крест - солярный символ. Есть версия, что слово «крест» происходит от славянского корня «крес» - огонь (сравните: «кресало» - инструмент для разжигания огня).
Археологические данные свидетельствуют о том, что крест как символ почитали еще в верхнем палеолите. Крест – символ жизни, неба и вечности.
Также, правильный (равноконечный) крест символизирует принцип соединения и взаимодействия двух начал: женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная).
Также кресты разделяют на прямой, то есть имеющий горизонталюную и вертикальную черты и косой, имеющий две диагональные черты,
причем прямой крест олицетворяет мужское агрессивное творческое начало, косой – более мягкое творческое начало.
Прямой крест также может служить примитивной моделью Мирового Древа.