Цитата сообщения wera1
Магия в народной культуре
Магия в народной культуре
Мертвый неожиданно провел рукой по груди и попытался
повернуться. Крики окружающих его людей слились в
сплошной вопль. Барабаны начали бить еще яростнее. Нако-
нец лежащий повернулся, поджал под себя ноги и медленно
встал на четвереньки. Его глаза, которые несколько минут
назад не реагировали на свет, теперь были широко раскрыты
и смотрели на нас.
Г. Райт
"Свидетель колдовства"
Вера в человеческое умение контактировать с иным миром и воздействовать на наш мир велика издавна и до сих пор. Это умение приписывают особым людям, владеющим некими знаниями и некоей сверхсилой. Профессия волхва, мага, колдуна - одна из древнейших. Это люди, которые в системе начальных представлений считались посредниками между различными мирами. Им подвластно многое: они могли путешествовать в мир духов или, наоборот, вызывать духов в свое пространство; могли воздействовать на другого таким образом, что он умирал в назначенный срок или воскресал из мертвых. Даже в XX веке столь странные на взгляд материалистически воспринимающего жизнь человека - явления распространены в странах Афри-ки, Южной Америки. Впрочем, европейская цивилиза-ция тоже не утратила все это окончательно. Материалисты, правда, пытаются с натяжкой объяснить излечение у психотерапевта А. М. Кашпировского реакцией нервно-психической системы пациента на вербальную команду. Но как истолковать, например, выздоровление грудного ребенка от болезни Боткина с помощью надетой наговоренной знахарем рубашечки?
В области магических явлений для нас больше вопросов, чем ответов. Да и те ответы, что имеются, зря ли могут объяснить хотя бы одно явление до конца. Но это не означает, что от малопонятных явлений нашего мира можно отмахнуться или сделать вид, будто их не существует. Тем более, что к явлениям, именуемым магическими, часто оказываются причастными не только "специалисты", но и обычные люди, не обладающие сверхспособностями или сверхзнаниями. Народная традиция в данном случае предполагает определенную градацию приобщенности человека к мистико-магическому миру и участия его в таинственной стороне жизни. Во-первых, как мы уже видели, никто не гарантирован от нежелательных контактов с представителями мира ирреального. И для правильного поведения в таких не-обычных ситуациях любой должен обладать набором некоторых магических сведений. Во-вторых, общение человека с себе подобными также часто заставляет при-бегать к магическим оберегам.
Типы магического воздействия одного человека на другого можно подразделить на случайные и намеренные. Бывает, что сам носитель доброго или злого начала некоторое время не подозревает о своих способностях. Но в народе на этот счет есть целый ряд примет, по которым можно узнать даже о только что родившемся человеке, какие у него будут магические способности. Например, считается, что лечить многие болезни могут первые и последние по рождению дети, особенно когда они еще маленькие. Так, для излечивания радикулита им доверялось топтание спины. К ним же обращались, если надо было загрызать грыжу или унять боль в руках. Такой ребенок погрызет руку у запястья, и она перестанет ныть.
Ничего хорошего не ожидали в будущем от младенца, которого мать дважды отнимала от груди. Помимо того, что он мог стать двоедушным, такой человек часто оказывается с дурным глазом. То же самое относится к тем, кому дважды перевязывали пуповину, хотя при этом и считалось, что младенец долго не проживет.
Ну и, конечно, неприятности сулил человек с двумя рядами зубов во рту или тот, у кого на старости лет вырастали третьи зубы. Эти люди могли и взглядом беду накликать, и случайно по ветру слово плохое пустить.
Обычно также внимательно присматривались к внешнему облику людей. Большие или странной формы уши говорили об их обладателях, что они знаются с дурной силой и втайне колдуют. О том же свидетельствовали обилие волос в ушах, хромота, наличие горба.
Но наиболее внимательно всегда присматривались к глазам. Не случайно считается, что они - зеркало души человека. Многие необычные способности свя-зывались с определенным цветом или разрезом глаз. У восточных славян наиболее важным отличительным признаком был характер взгляда. Мог быть зачислен в колдуны человек, смотрящий недобро, исподлобья, даже если он имел обычные, светлого цвета глаза. Речевой оборот "у него черный глаз" характеризует не цвет, а способность его обладателя к насыланию порчи. Добрым и внимательным взглядом отличались, как считалось, знахари, лекари. Впрочем, взгляд настоящего ведуна должен быть сильным и влекущим, заставляющим повиноваться.
Людьми, знавшимися с нечистой силой, считались кузнецы, пчеловоды, горшечники, пастухи, музыканты. Некоторых из них профессия действительно понуждала обращаться к специальным магическим средствам. Например, пастухи и пчеловоды обязательно произносили заклинания, охранявшие скотину в лесу, возвращавшие пчел в свои улья. Вообще же, по всей вероятности, настороженное отношение вызывала любая древняя, не распространявшаяся на многих профессия, обособлявшая человека. Это придавало ей и в недавнее время черты сакральности, не говоря уже о том, что изначально такая сфера деятельности действительно требовала выполнения некоторых священных ритуалов.
Чем же грозили человеку отмеченные в магическом отношении лица и на что распространялась сфера влияния магии? Фактически, в любое мгновение человеческая жизнь была подвластна целенаправленному магическому воздействию со стороны плохих или хороших сил, используемых "специалистами". Кроме того, воз-действие отмеченных природой людей или сил ирреального мира могло быть случайным.
Постоянные контакты двух миров", как двух сообщающихся сосудов, требовали от человека соблюдать массу законов, норм и правил, сообразно которым только и можно жить на свете.
В обыденной жизни человек должен был обязательно исполнять мельчайшие обереги из повседневной магической практики: зеваешь-перекрести или прикрой рот, иначе нечисть может влететь и поселиться в тебе, потом будешь кликушествовать; беременная - не задерживайся на пороге, тяжело будешь рожать; идешь в поле или лес, возьми с собой обережь - дольку чесноку, иголку, булавку, чтобы нечисть не пристала.
Но более опасными были не столкновения с самими выходцами из потустороннего мира, а встречи с людьми, обладающими магическими способностями. Они могли незаметно наслать по ветру болезнь, недомогание. Это кто-либо делал специально или случайно, произнеся в нехорошее время плохое слово.
Несла неприятности встреча с человеком, который мог и не иметь колдовской практики, но с дурным глазом. Сглазить можно и желая, и не желая того. Сделать это мог и простой смертный, позавидовавший кому-то в плохую минуту. В народной традиции существуют такие понятия, как плохое и хорошее время суток, года.
Особенно опасны такие вещи для маленьких детей. Даже их встречи сами по себе могли таить опасность для одного из них. Считалось, например, что при встрече двух детей в возрасте до года, тем более если она произошла в доме, один из них обязательно будет болеть. Опасность заключалась не столько в самих детях, сколько в их матерях, которые год после родов считались нечистыми и обладали плохой силой. Болезни, полученные детьми в такой ситуации, совершенно оче-видно, нервно-психического характера: ребенок сильно плакал, его ломало и крутило, он не мог спать.
Однако один человек на другого действовал не только отрицательно, но и положительно. Особенно это чувствуют больные люди, если они осознают свою болезнь как насланную или приключившуюся от дурного глаза. Рассказывают об этом много: "Ты знаш, она со мной поговорила, а у меня и от сердца отлегло, на душе легче стало"; "А вот ты, девка, как придешь ко мне, то мне-то и в избушке моей потом дыхать легше становится". Таким образом в некоторых случаях без специального намерения происходит некий контакт с положи-тельным результатом. Порой об отдельных людях, несущих в себе странный положительный заряд, говорят даже как об одаренных чудотворной силой.
Но совершенно особое дело - воздействие людей, обладающих добрым знанием, при лечении больных. Знахари, к которым обращаются в случаях недомоганий, наиболее хорошо помогают при нервно-психических стрессах. Они лечат и многие другие заболевания. Очень часто ведуны берутся за излечение тех больных, от которых отказались медики, или лечат медицински излечимые болезни гораздо проще и быстрее, чем в современной больнице. Например, диатез, особенно у грудных детей, многие знахарки легко "отчитывают", воздействуя непосредственно на ребенка или через одежду или воду.
Как осознают характер своего воздействия, его про-исхождение сами обладатели магической силы? На этот вопрос многие знающие и практикующие люди отвечают по-разному. Совсем недавно, например, одна из известных в своей округе лекарок объясняла мне, что она не в состоянии передать никому своего знания, поскольку при лечении воздействуют не ее молитвы, которые она может и не читать, а говорить что-то иное, действует кровь, о чем, по ее признанию, сказал один из знакомых врачей. И она с этим согласилась, так как сама замечала, что хорошо лечит, во-первых, только тех людей, которых ей самой хочется избавить от недуга, а, во-вторых, это легко делается и за обыденным разговором. Главное - положить руку на больное место и по-тихоньку водить ею по кругу.
Порой воздействие объясняют наличием у знахарей реального бытового знания: собранные в нужнее время определенные травы способствуют и лечению, и колдовству за счет свойств самого зелья.
Но чаще всего столь сложные явления природы объясняют обращенностью к божественным силам или связью с силами дьявольскими. Любое явление парапсихологического порядка в народной среде осмысливается именно через такие понятия не случайно. Один из последних ярких примеров - трактовка появления А. М. Кашпировского на телеэкране и особенностей его метода. Общим местом стали рассказы о предполагаемой связи врача-психотерапевта с черными силами. Варианты на эту тему разнообразны, но суть их одна: Кацшировский или не может попасть в церковь, или с ним там что-то случается, когда он подходит к причастию.
Такие объяснения традиционны для народной культуры в отношении колдунов. Знахарей же связывают с божественным началом.
Знахари, занимающиеся в основном только лечением болезней, как правило, сами говорят о своей причастности к положительной, божественной сфере. С одной стороны, их деятельность не противоречит Богу, поскольку приносит добро людям и допускается даже священниками. С другой стороны, народные лекари все, что они делают, начинают с молитвы, обращенной к Богу. При этом Бог может призываться в помощь не только в самой молитве, но и в молитвенном обращении неканонического характера и в заговорно-заклинательных текстах. Наряду с Господом Богом в этих текстах в качестве важнейших помощников страдающему человеку могут призываться святые, ангелы, Дева Мария. "Господы, благословы! Господы, поможы! Йихав Сус Хрыстос камяным мостом на осляти. Сиче-рубае, и кровь не протикае. Огонь горыть и кровь кыпыть, огонь затухае и кровь заливае нарожденному, моленому, хрещеному рабу Божью".
Впрочем, оценка некоторых областей магической деятельности сельских знахарей и колдунов могла колебаться. Например, любовная магия воспринималась то как неправедное дело во зло человеку, на которого оказывается воздействие, то как допустимое, по крайней мере, в отдельных случаях (добрачное привораживание, возвращение покинувшего семью мужа). Поэтому данное магическое действо относилось то к колдовскому, то к знахарскому.
http://shaman.aha.ru/homepage/magic/slav/magia.html