Без заголовка |
Зал Древнего Египта
Зал был создан в 1940 г. по проекту главного архитектора Государственного Эрмитажа А.В. Сивкова на месте Главного буфета Зимнего дворца.Экспозиция, посвященная культуре и искусству Древнего Египта, охватывает период с IV тыс. до н.э. до рубежа н.э. Здесь представлена монументальная скульптура и мелкая пластика, рельефы, саркофаги, предметы быта, произведения художественного ремесла. К шедеврам музея относятся статуя Аменемхета III (XIX в. до н.э.), деревянная статуэтка жреца (конец XV - начало XIV в. до н.э.), бронзовая статуэтка эфиопского царя (VIII в. до н.э.), стела Ипи (первая половина XIV в. до н.э.).Есть отдельные посты
Зал палеолита
Помещение (первоначально Передняя в апартаментах дочерей Николая I ) сохранило отделку, созданную архитектором А.П. Брюлловым в 1838-1839 гг. Экспозиция посвящена палеолиту (1 млн. - 10 тыс. лет назад). На ней представлены древнейшие памятники - каменные рубила, обнаруженные на раннепалеолитической стоянке Сатани-дар (Кавказ). К позднему палеолиту относятся материалы стоянок Мальта (бассейн р. Ангары) и Костенки (бассейн р. Дона) - орудия и украшения из кремня, кости, рога и бивня мамонта. Интересны выполненные из бивня мамонта женские статуэтки, пластины с изображением змей и мамонта.
Зал эпохи неолита и ранней бронзы
Это бывшая Готическая гостиная в апартаментах дочерей Николая I (архитектор А. П. Брюллов, 1838-1839). В экспозиции представлены археологические памятники VI-II тыс. до н. э., найденные на территории России, Украины, Молдавии и Средней Азии. Плита с петроглифами, отделенная от скалы близ бывшей деревни Бесов Нос в Карелии, - выдающийся памятник изобразительного искусства неолита. Представляют большой интерес навершие жезла в виде головы лосихи из Шигирского торфяника в Свердловской области, идол из свайного поселения Усвяты IV (Псковская обл.), женские статуэтки, найденные при раскопках поселения Алтын-Депе в Туркмении.
Зал эпохи бронзы
Это бывшая "Гостиная с амурами", декорированная А.И. Штакеншнейдером в середине 1850-х гг. Здесь представлены памятники эпохи бронзы (III тыс. до н. э - нач. I тыс. до н. э.), обнаруженные в степях Причерноморья, Поволжья, на Северном Кавказе и в Южной Сибири. Украшения из кости, глиняные сосуды, бронзовые и каменные орудия труда были найдены при раскопках поселений и погребальных захоронений. Привлекают внимание каменная плита с изображением личины с копьями в руках (Окуневская культура Южной Сибири, III тыс. до н. э.) и глиняный сосуд в форме повозки (Северный Кавказ, II тыс. до н. э.).
Зал эпохи бронзы
Бывший кабинет великой княжны Ольги Николаевны - дочери Николая I, в середине 1850-х гг. был декорирован А.И. Штакеншнейдером. Экспозицию составляют археологические памятники эпохи бронзы (II - середина I тыс. до н. э.) , найденные при раскопках поселений и могильников Южной Сибири, Северного Кавказа и Западного Закавказья.
поясная пряжка
Интересна коллекция бронзовых подвесок, выполненных в виде фигур животных и человека (Кобанская культура Центрального Кавказа, X-IV вв. до н. э. ), и орудия горного дела и металлургического производства племен Алтая: бронзовые и роговые кирки, глиняные сопла, каменные литейные формы.
Кутузовский коридор
Залы культуры и искусства кочевых племен Алтая VI-IV вв. до н.э.
Это одно из помещений бывшей дворцовой гауптвахты. В экспозиции представлен уникальный комплекс археологических находок, сделанных С. И. Руденко в 1949-1950 гг. на Алтае, в урочищах Пазырык и Башадар. В курганах VI-III вв. до н. э. - усыпальницах вождей кочевников - были найдены мумифицированные тела вождей, их жен, лошадей, а также погребальный инвентарь. Изделия из дерева, кожи, войлока и ткани сохранились в вечной мерзлоте. Уникальны древнейший в мире ворсовый ковер (IV-III вв. до н. э.), выполненный в узелковой технике, и редчайшая по своей сохранности деревянная колесница.
Чепрак иранский; Нагрудник от чепрака с изображением львов
Создано: Россия. Пазырыкская культура. V-IV вв. до н.э.
Найдено: Пятый Пазырыкский курган (раскопки С.И. Руденко 1949 г.). Горный Алтай, урочище Пазырык, долина р. Большой Улаган
Фигурка лебедя
Создано: Россия. Пазырыкская культура. V-IV вв. до н.э.
Найдено: Пятый Пазырыкский курган (раскопки С.И. Руденко 1949 г.). Горный Алтай, урочище Пазырык, долина р. Большой Улаган
Экспозиция зала включает памятники, найденные в результате раскопок курганов в урочище Пазырык – захоронений знати кочевых племен Горного Алтая. Здесь представлены бытовая утварь, украшения, оружие и предметы конского снаряжения, выполненные в скифо-сибирском зверином стиле. Привлекает внимание кожаный конский убор, состоящий из маски, увенчанной большими «оленьими» рогами, седла, нагривника и футляра-нахвостника. Уникальны поделки из дерева, одежда и обувь из войлока, кожи и меха, происходящие из алтайских "замерзших" курганов, в которых прекрасно сохранились органические материалы.
Зал культуры и искусства кочевых племен Алтая VI-V вв. до н.э.
В зале представлены предметы, найденные при раскопках курганов VI-V вв. до н.э., расположенных на берегах рек Караколи Урсул в Центральном Алтае. Это множество накладок, деревянных фигурок и барельефов с изображениями лосей, оленей, тигров и грифонов, которые служили украшениями конской сбруи.
Особого внимания заслуживает большая круглая деревянная резная бляха, в которую вписаны две фигуры "кружащих" грифонов, которая служила налобным украшением конской сбруи и была найдена при раскопках одного из самых больших курганов на Алтае возле села Туэкта в долине реки Урсул. Совершенная композиция и высокое мастерство исполнения ставят эту бляху в ряд шедевров древнего искусства.
Зал культуры и искусства кочевых племен Саяно-Алтая и Южной Сибири VI - XIII вв.
В зале представлены археологические материалы, рассказывающие об истории и культуре населения Саяно-Алтая и Южной Сибири VI - XIII веков - эпохи, выдающимся достижением которой стало создание рунической письменности. В материальной культуре начинает отчетливо проявляться своеобразие этнических традиций, современный облик приобретает комплекс конского снаряжения. Это был период военно-политического доминирования различных тюркоязычных племен. Сменяя друг друга, они создали в степях несколько кочевнических государств и крупных племенных объединений, последние из которых пали под ударами монголов в XIII веке.
Культура Тувы скифского времени
Культура Тувы скифского времени представлена находками из знаменитых «царских» курганов Аржан-1 и Аржан-2, датированных VIII-VII вв. до н.э. и памятниками второй половины 1 тыс. до н.э.
На экспозиции – предметы конского снаряжения, оружие, фрагменты тканей и произведения искусства, выполненные из золота, бронзы, дерева, рога и украшенные в традициях раннескифского «звериного» стиля. На примере многочисленных предметов конской упряжи демонстрируется развитие снаряжения верховой лошади в течение всей скифской эпохи.Особого внимания заслуживают комплексы самых ранних курганов скифского времени и украшенные тысячами золотых бляшек реконструкции костюмов, выполненные по материалам непотревоженного «царского» захоронения и позволяющие наглядно представить парадные одеяния людей, живших более двух с половиной тысяч лет тому назад.
Южная Сибирь и Забайкалье в железном веке и раннем Средневековье
В зале экспонируются памятники тагарской и таштыкской культур – предметы из Минусинской котловины (территория современной Хакасии и юга Красноярского края). Это кинжалы, чеканы, наконечники стрел, произведения прикладного искусства, выполненные в зверином стиле, резные миниатюры.Особый интерес представляют таштыкские погребальные маски. Их помещали на кожаный манекен, куда вкладывался пепел умершего, или использовали непосредственно как погребальные урны. Роспись женских и мужских масок различна: женские маски белые, с красными спиралями и завитками, мужские – красные, с черными поперечными полосами.
Зал культуры и искусства доисламской Средней Азии
На экспозиции представлены настенные росписи из городища Кахкаха (современный Шахристан в северном Таджикикстане, средневековый Бунджикат, столица области Уструшана), которые датируются VIII - IX веками и знаменуют собой последнее проявление художественной культуры Средней Азии до прихода ислама. Сюжет одной из росписей – два младенца, сосущие волчицу, –восходит к римскому прототипу капитолийской волчицы, другие следуют согдийским канонам, но удивляют тонкостью рисунка, неожиданным колористическим решением.
В зале представлена скульптура и живопись из Аджина-тепе, буддийского монастыря, который функционировал в VII - VIII веках в северо-восточной Бактрии (юг современного Таджикистана). В центре зала установлена ступа - культовое сооружение в форме пирамиды, в котором должны были находиться реликвии Будды.
В зале выставлены материалы связанные с правлением последнего суверенного правителя Пенджикента Деваштича (начало VIII века). Из раскопок в горной крепости Абгар (совр. гора Муг), ставшей последнем прибежищем Деваштича, происходят узорные шелковые и хлопчатые ткани, разнообразные предметы быта и вооружения.
В зале экспонируется тюркское серебро и древние каменные изваяния (мемориальные памятники, устанавливаемые вблизи захоронений). Также в зале представлена роспись «Зала амазонки» из Пенджикента, обнаруженная в ходе раскопок археологической экспедиции, организуемой Государственным Эрмитажем и Институтом истории, археологии и этнографии Таджикистана.
Зал посвящен культуре Согдианы – области в бассейне рек Зеравшан и Кашкадарья в центре Средней Азии – V - VIII веков н.э. Экспозиция знакомит с повседневной культурой согдийцев – монетным обращением, геммами и печатями, украшениями, играми. Фрагменты настенных росписей со сценами из жизни согдийцев происходят из дворцов города Пенджикента VIII в. н.э. В центральной витрине выставлена серебряная пиршественная посуда VI – Х вв. Созданные в двух областях Средней Азии – Согде и Хорезме, серебряные предметы были найдены в основном за пределами Средней Азии, преимущественно на Урале и в Приуралье, куда они попали как предметы торговли с северными народами.
В зале представлены росписи «Красного зала» Варахшинского дворца, которые изображают сцену сражения, а также роспись парадного («Синего») зала из Пенджикента, включающая в себя цикл легенд о Рустаме, персонаже иранского эпоса. Археологические исследования городища Пенджикент, расположенного на территории современного Таджикистана, проводятся экспедицией Государственного Эрмитажа, начиная с 1946 года.
Зал посвящен культуре Согдианы – области в бассейне рек Зеравшан и Кашкадарья в центре Средней Азии – в V - VIII веках н.э. Здесь представлена согдийская керамика, бронзовые изделия и росписи – в их числе изображение праздника в честь окончания уборки зерна.
Экспозиция посвящена культуре Согдианы – области в бассейне рек Зеравшан и Кашкадарья в центре Средней Азии – V - VIII веков н.э. Большинство экспонатов происходит из согдийского города Пенджикента. Оссуарии – керамические емкости для хранения костей умерших, терракота, мелкая пластика, а также ряд росписей на религиозные темы: изображения богинь и богов, сцена мистерии с оплакиванием. Под ними – глиняный рельеф из пенджикентского храма, изображающий морской мир: рыб, дельфинов и тритонов.
В экспозиции выставлены предметы, происходящие с территории государства Хорезм, существовавшего с IV века до н.э. по IV век н.э. в земледельческой области в низовьях Амударьи, и из кочевнического Кенкольского могильника (северная Киргизия).
В зале представлены материалы, относящиеся к буддизму, распространившемуся на юге Средней Азии во II веке до.н.э. – V веке н.э. Находки из монастыря Кара-тепе в Старом Термезе демонстрируют смешение черт индийской, античной и иранской культур. Из буддийского монастыря в Айртаме происходит рельефный фриз со сценами музицирования и поднесения даров (II в.).
Зал культуры Кавказа II тыс. до н.э. – начала I тыс. до н.э.
Мощевая Балка — археологический памятник на Северокавказском шелковом пути
В галерее экспонируются уникальные находки из могильника VIII–IX вв., расположенного на высокогорных террасах в ущелье Мощевая Балка (Северный Кавказ). Это – ткани и предметы одежды, изделия из дерева и кожи, редкой для археологических материалов сохранности. Изобилие у местных алано-адыгских племен драгоценных шелков: китайских, согдийских, средиземноморских, византийских — свидетельство пролегания здесь одного из рукавов Шелкового пути.
Зал культуры и искусства «Золотой Орды»
В зале представлены сокровища Волжской Булгарии: украшения из драгоценных металлов, изделия из серебра и золота, вооружение и предметы конского убранства, а также произведения, связанные с шаманскими культами и письменной культурой. Особый интерес представляют «Блюдо с сокольником» и изразец с персидскими стихами.
Портретная галерея дома Романовых
В галерее, получившей существующую ныне отделку в 1880-е гг., помещены портреты представителей династии Романовых — от основателя Российской империи Петра I (1672-1725) до последнего российского императора Николая II (1868-1918). Начиная со времени правления Елизаветы Петровны (1709-1761) — заказчицы строительства Зимнего дворца, жизнь императорской семьи была неразрывно связана с историей зданий современного Государственного Эрмитажа. При Екатерине II (1729-1796), хозяйке Зимнего дворца с 1762 г., были возведены Малый и Большой Эрмитажи, Эрмитажный театр. Ее внук Николай I (1796-1855) повелел построить императорский музей — Новый Эрмитаж.
Библиотека Николая II
Библиотека, относившаяся к личным покоям последнего русского императора, была создана в 1894 – 1895 годах архитектором А.Ф. Красовским. В убранстве библиотеки широко использованы мотивы английской готики. Кессонированный потолок, выполненный из орехового дерева, украшен четырехлопастными розетками. Книжные шкафы расположены вдоль стен и на хорах, куда ведет лестница. Интерьер, декорированный панно тисненой золоченой кожи, с монументальным камином и высокими окнами в ажурных переплетах, вводит посетителя в атмосферу Средневековья. На столе – скульптурный фарфоровый портрет последнего русского императора Николая II.
Малая столовая
Малая столовая Зимнего дворца была отделана в 1894-1895 гг. по проекту архитектора А. Ф. Красовского. Столовая входила в апартаменты семьи императора Николая II. Декор интерьера создан под влиянием стиля рококо. В лепных рамах с рокайльными мотивами — шпалеры, вытканные в XVIII в. на Петербургской шпалерной мануфактуре. На каминной полке — мемориальная доска, которая сообщает, что в ночь с 25 на 26 октября 1917 г. в этой комнате были арестованы министры Временного правительства. В убранство зала включены предметы декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX вв.: английская люстра, французские часы, русское стекло.
Малахитовый зал
Малахитовый зал (А. П. Брюллов, 1839) служил парадной гостиной императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Уникальный малахитовый декор зала, а также предметы обстановки созданы в технике «русской мозаики». Большая малахитовая ваза и мебель, выполненная по рисункам О.Р. де Монферрана , входили в убранство Яшмовой приемной, погибшей во время пожара 1837 г. Стену зала украшает аллегорическое изображение Ночи, Дня и Поэзии (А. Виги). В гостиной с июня по октябрь 1917 г. проходили заседания Временного правительства. Экспозиция представляет изделия декоративно-прикладного искусства ХIХ в.
Концертный зал
Концертный зал, замыкающий Невскую анфиладу Зимнего дворца, был создан архитектором В. П. Стасовым после пожара 1837 г. Классическая архитектурная композиция зала, выполненного в строгой белой гамме, подчинена членениям и ритмам соседнего – Николаевского, самого большого зала дворца. Расположенные попарно колонны с коринфскими капителями поддерживают карниз, над которым помещены статуи античных муз и богини Флоры. Серебряная гробница Св. Александра Невского была создана по заказу императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге. В 1922 г. она была передана в Государственный Эрмитаж из Александро-Невской лавры.
Фельдмаршальский зал
Зал открывает Большую парадную анфиладу Зимнего дворца. Интерьер восстановлен после пожара 1837 г. В. П. Стасовым близко к первоначальному проекту О. Р. де Монферрана (1833-1834). Входы в зал акцентированы порталами. В декоре люстр, выполненных из золоченой бронзы, и гризайльных росписях зала использованы изображения трофеев и лавровых венков. В простенках между пилястрами помещены парадные портреты русских фельдмаршалов, чем объясняется название зала. В зале представлены произведения западноевропейской и русской скульптуры, а также изделия Императорского фарфорового завода первой половины XIX в.
Петровский (Малый тронный) зал
Петровский (Малый тронный) зал был создан в 1833 г. О. Монферраном и восстановлен после пожара 1837 г. В.П. Стасовым. Зал посвящен памяти Петра I – в отделку интерьера включены вензель императора (две латинские буквы «P»), двуглавые орлы и короны. В нише, оформленной как триумфальная арка, находится картина «Петр I с аллегорической фигурой Славы». В верхней части стен помещены полотна, представляющие Петра Великого в сражениях Северной войны (П. Скотти и Б. Медичи). Трон был выполнен в Петербурге в конце XVIII в. Зал украшают шитые серебром панно из лионского бархата и изделия из серебра петербургской работы.
Военная галерея 1812 года
Военная галерея Зимнего дворца была создана по проекту К. И. Росси в 1826 г. в честь победы России над наполеоновской Францией. На ее стенах помещены 332 портрета генералов — участников войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1814 гг. Картины созданы английским художником Джорджем Доу при участии А. В. Полякова и В. А. Голике. Почетное место занимают парадные портреты государей-союзников: российского императора Александра I и короля Пруссии Фридриха-Вильгема III (художник Ф. Крюгер) и императора Австрии Франца I (П. Крафт). Портреты четырех фельдмаршалов находятся по сторонам дверей, ведущих в Георгиевский и Гербовый залы.
Георгиевский зал
Георгиевский (Большой тронный) зал Зимнего дворца был создан в начале 1840-х гг. В. П. Стасовым, который сохранил композиционное решение своего предшественника Дж. Кваренги. Двусветный колонный зал отделан каррарским мрамором и позолоченной бронзой. Над Тронным местом помещен барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона». Большой императорский трон был исполнен по заказу императрицы Анны Иоанновны в Лондоне (Н. Клаузен, 1731-1732). Великолепен наборный паркет, созданный из 16 пород дерева. Торжественное убранство зала соответствует его назначению: здесь проходили официальные церемонии и приемы.
Зал искусства Франции XVIII века
Этот зал входил в анфиладу созданных А. Брюлловым после пожара 1837 г. пяти Залов военных картин, прославляющих победы русских войск в период до Отечественной войны 1812 г. Экспозиция посвящена искусству Франции 1730-1760-х гг. и представляет творчество выдающихся мастеров эпохи рококо. Это полотна самого яркого художника рококо Ф. Буше: «Отдых на пути в Египет», «Пастушеская сцена», «Пейзаж в окрестностях Бовэ», а также картины Н. Ланкре, Ш. Ванлоо, Ж.-Б. Патера. Скульптура представлена работами Э. М. Фальконе, среди которых знаменитый «Амур», и произведениями Г. Кусту Старшего, Ж.-Б. Пигаля, О. Пажу.
Зал искусства Великобритании
В бывшем Малом кабинете Первой запасной половины (арх. А.П. Брюллов, 1840-е) продолжается выставка искусства Великобритании. Здесь представлены картины одного из ведущих мастеров XVIII в. Джошуа Рейнолдса «Младенец Геракл, удушающий змей», «Воздержанность Сципиона Африканского» и «Амур развязывает пояс Венеры». Авторские копии портретов членов королевской семьи Англии (художники Натаниэл Данс и Бенджамин Уэст) предназначались для интерьеров Чесменского дворца. Для этого же комплекса Екатериной II был заказан уникальный «Сервиз с зеленой лягушкой» (фирма Веджвуд). В витринах представлены изделия фирмы Веджвуд из базальтовой и яшмовой масс.
Александровский зал
Александровский зал Зимнего дворца создан А.П. Брюлловым после пожара 1837 года. Архитектурное решение зала, посвященного памяти императора Александра I и Отечественной войне 1812 года, построено на сочетании стилевых вариаций готики и классицизма. Расположенные во фризе 24 медальона с аллегорическими изображениями наиболее значительных событий Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813 – 1814 годах воспроизводят в увеличенном виде медали скульптора Ф.П. Толстого. В люнете торцевой стены помещен медальон с барельефным изображением Александра I в образе древнеславянского божества Родомысла. В зале расположена экспозиция европейского художественного серебра XVI – XIX веков. Представлены изделия Германии, Франции, Португалии, Дании, Швеции, Польши, Литвы.
Золотая гостиная. Апартаменты императрицы Марии Александровны
Интерьер парадной гостиной в апартаментах императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, был создан архитектором А. П. Брюлловым в 1838-1841 гг. Потолок зала украшает золоченый лепной орнамент. Первоначально стены, облицованные белым стюком, были декорированы растительным золоченым узором. В 1840-е гг. облик интерьера был обновлен по рисункам А. И. Штакеншнейдера. Убранство интерьера дополняют мраморный камин с яшмовыми колоннами, украшенный барельефом и мозаичной картиной (Э. Модерни), вызолоченные двери и великолепный паркет.
Малиновый кабинет. Апартаменты императрицы Марии Александровны
Интерьер Малинового кабинета в апартаментах императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, был создан архитектором А.И. Штакеншнейдером. Стены затянуты штофом малинового цвета. В отделку интерьера включены медальоны с нотами и музыкальными инструментами, атрибуты искусств в лепнине и росписях. В зале экспонируются предметы прикладного искусства, мейсенский фарфор, посуда и фигурки по модели И.И. Кендлера. В Малиновом кабинете хранится резной золоченый рояль XIX века с росписью Э.К. Липгарта.
Павильонный зал
Павильонный зал Малого Эрмитажа был создан в середине XIX в. А.И. Штакеншнейдером. Зодчий соединил в решении интерьера архитектурные мотивы античности, Ренессанса и Востока. Особую эффектность интерьеру придают сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана – вариации «Фонтана слез» Бахчисарайского дворца в Крыму. В южной части зала в пол вмонтирована мозаика – копия пола, найденного при раскопках древнеримских терм. В зале экспонируются часы «Павлин» (Дж. Кокс, 1770-е), приобретенные Екатериной II, и коллекция произведений из мозаики.
Фойе Эрмитажного театра
В зрительный зал из Большого Эрмитажа ведет переходная галерея, отделка которой выполнена архитектором Л. Бенуа в 1903 г. в стиле французского рококо. Пышные растительные гирлянды, завитки и рокайли с позолотой обрамляют картины, проемы и стенные панно. На потолке живописные вставки – копии с картин итальянского мастера XVII в. Луки Джордано: Суд Париса, Триумф Галатеи и Похищение Европы, над дверью – Пейзаж с руинами французского художника XVIII в. Гюбера Робера, на стенах – портретная живопись XVIII-XIX вв. Из высоких оконных проемов открываются неповторимые виды на Неву и Зимнюю канавку.
https://www.spb-guide.ru/page_10708.htm
https://moiarussia.ru/progulki-po-ermitazhu/
Серия сообщений "Эрмитаж":
Часть 1 - СКУЛЬПТУРА ЭРМИТАЖА
Часть 2 - Все картины Эрмитажа
...
Часть 42 - Экспозиции Нового Эрмитажа(1):Лоджии Рафаэля
Часть 43 - Экспозиции Нового Эрмитажа(2)
Часть 44 - Государственный Эрмитаж.Экспозиции Зимнего дворца
Рубрики: | МУЗЕИ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |