Что Такое Экспозиция и как правильно ее измерить — просто о сложном |
Экспозиция – общее количества света попадающего на матрицу через установленное отверстие диафрагмы и за время, установленное в качестве выдержки, то есть это два связанных между собой значения часто называемой как экспопара, что в принципе и есть экспозиция.
Термин светочувствительности специально исключен из экспопары, потому что с его помощью можно только смещать экспопару в ту или иную сторону, а сам параметр к экспозиции не относится.
В ручных режимах фотограф может сам устанавливать значения экспопары в зависимости от внешних факторов и в зависимости от желания получить тот или иной результат. Это не чисто технический выбор это своеобразное творчество, ведь в связке экспопары очень много возможностей для творчества, один и тот же сюжет, снятый с разными выдержками и разными значениями диафрагмы может выглядеть посредственно или подчеркивать динамку действия одновременно показывать главное.
Пример одной и той же сцены с разными значениями экспопары
Основные параметры экспопары: выдержка способна заморозить движение, или наоборот подчеркнуть движение на снимке, меняя значение диафрагмы, вы меняете Границы Резко Изображаемго Пространства, то есть играете с уровнем размытия фона.
экспозиции правильна на всех снимках, но все значения подстраивались под разную выдержку.
Экспонометрия – измерение освещенности отдельных объектов в сцене.
Тут нужно разграничить понятия, что бы не было путаницы, в идеале, что бы правильно выставить экспозицию в фотокамере, надо знать, насколько сильно освещен сам объект, то есть нужно измерить силу освещенности со стороны объекта, и по силе этой освещенности выставлять экспозицию, что собственно и делают профессиональные фотографы, использующие флэшметры, избегая потери времени на тестовые снимки и последующую экспокоррекцию и доводку всех снимков после съемки. Немного попозже мы поговорим о методах определения правильной экспозиции в сложных случаях, пока же продолжим разговор об экспозиции.
К выбору экспопары надо всегда подходить со всей ответственностью, от выбора экспопары и от правильного способа замера освещенности зависит качество будущего снимка. В недорогих камерах замер экспозиции полностью доверен автоматике, и такие камеры будут сильно вас сдерживать в сложных условиях съемки, в более продвинутых моделях, можно выбирать один из способов экспозамера, все эти способы или режимы основаны на замере освещенности с разных точечных зон и сегментов кадра, обычно таких режимов три:
Точечный режим используется при съемке в театре, в спортзалах, в местах, где освещение центрального объекта или точки фокусировке отличается от его окружения (например, актеры на освещенной сцене).
Общий матричный режим самый распространенный режим основан на замере освещения всей сцены, используется при съемке равномерно освещенной сцены, без явных провалов в тенях и в ярких участках изображения.
Средневзвешенный режим режим с подходящим замером для съемки портрета, замер производится по всей поверхности матрице, но более приоритетное значение отдается замеру из центрального поля кадра.
режимы экспозамера и приоритетные области для настройки экспозиции
Подведем небольшое заключение: режимы замера экспозиции важны в сложных условиях освещения, если вы при съемке, например, фигурного катания поставите общий матричный режим, то снимок будет просто испорчен. так как большое количества белого льда автоматику камеры заставит думать что света очень много и снимок получится недодержанным. Далее приводится несколько примеров работы режимов экспозамера
при точечном экспозамере, камера пытается правильно проэкспонировать только белый объект посеридине кадра, и на остальное поле кадра внимание не обращается
Приоритет отдается центральному полю кадра здесь уже можно заметить что черный фон тоже проработан значительно лучше.
экспозиции выстраивается на всем поле кадра и маленький белый обьект в этом случае вносит очень маленькую поправку на себя, и в итоге белый обьект не проработан, черный фон при этом проработан хорошо.
Как я говорил в начале этого поста, для идеальных результатов лучше пользоваться флешметром и отталкиваться от того как освещен объект, а не сколько он отдал света в сторону камеры, ведь все камерные замеры выстроены, на подсчете отраженного света от объекта, и в этот замер вносят большую поправку цвет самого объекта, ведь если осветить одинаковым количеством света белый и черный объект, то количество отраженного света будет отличатся, и об этом всегда следует помнить. Автоматика камеры всегда будет считать что перед ней серый объект и экспопара будет выстраиваться таким образом, что камера будет подгонять экспозамер под мнимую усредненную серую сцену(камера всегда считает что количества света равно количеству света отраженного серой сценой), если вы снимаете белую стену и на ее фоне невесту в белом платье, снимок будет недодержан так как камера будет думать что перед ней усредненная серая сцена, если вы будете снимать черную кучу угля и черного кота на ней, то камера будет думать что перед ней усредненная серая куча угля и серый кот и соответственно будет выстраивать экспозицию что бы куча угля была серой, то есть передержанной.
В следующих статьях я поговорю о экспокоррекции, исправление ошибок камеры, и о том как правильно выстраивать экспозицию на сложных примерах.
© Ренат Мансуров
Рубрики: | Учебник фотографииУчебник фотографии, Основы фотографии и начальное руководство по съёмке. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |