УРОК № 3. КУРС КВИЛТОВОГО РИСОВАНИЯ НА ТКАНИ. |
Во
время этого нашего курса мы ПРОДОЛЖАЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ СХМС,
просто делаем это в игровой форме, чтобы не утихал ваш интерес к
стёжке. Я уже неоднократно говорила, что большинство техник я осваиваю
вместе с вами. Иногда мои образцы будут менее удачны, иногда более. А
как иначе, не всё же получается с первого раза ! То , что я вам
показываю, те идеи, о которых я рассказываю ,не обязательно принадлежат
лично мне . МЫ УЧИМСЯ. А учиться надо на лучших мировых образцах. Иногда
мы будем КОПИРОВАТЬ эти образцы, иногда вы копируете мои работы. Моё
мнение, что в УЧЕБЕ это и необходимо, и оправдано. Но лучше в таком
случае считать это учебным образцом , оставлять для себя , любимой и не
отправлять их на какие-то конкурсы- выставки и ярмарки-продажи. Если же
вы, используя полученные навыки , создаете свой собственный дизайн, свою
неповторимую вещь- тогда ей дорога на любые коммерческие и
некоммерческие выставки !
Второе,
что бы мне хотелось сказать в предисловии. Я во многом в ходе
подготовки этих занятий осуществляю свои давние мечты. Я
ЭКСПЕРИМЕНТИРУЮ, ищу что-то своё, интересное для меня и окружающих.
Некоторые из показанных на КУРСЕ РШМ техник в дальнейшем войдут в мой
арсенал, другие я даже не вспомню, а третьи- вспомню, но только ,как
страшный сон. Вы из предложенных вам способов рисования на каждом уроке
можете выбирать для себя один-два.
Завтра я
покажу результаты второго урока. Кто-то сделала упор на кельтских
узорах ( и намного превзошел меня в исполнении!!!), а кто-то на
вологодском кружеве. Мы разные и это очень здорово, очень интересно !
А
сегодня мы с вами будем разговаривать о полихромном геометрическом
рисунке в приложении к СХМС. Давайте обозначим тему нашего урока
условно, как РШМ- ГЕОМЕТРИЯ.
Сначала
несколько слов о полихромии. Полихромный рисунок- это рисунок с
использованием нитей ( в нашем случае)разного цвета. Для того, чтобы
рисунок хорошо читался, он всё равно должен быть выполнен нитью,
контрастной фону. А вот окружающую покрывную стежку для выравнивания
квилта ( в рисунках почти всегда приходится это делать) вы выполняете в
цвет фона .
Какие
выбрать нитки, вы решаете сами. Думаю, неплохо бы иметь перед глазами
цветовой круг. У меня была мысль выстрочить для этого занятия цветовой
круг и вам дать такое же задание, но потом, в силу сложности и
кропотливости образцов, которые я изготавливала для третьего урока, я
просто не успела это сделать.
Есть
прекрасные образцы цветового круга в интернете. Лично я пользуюсь
Цветовым кругом Лаверн Эдвардс, о котором рассказано в прекрасной книге
Дейл Флеминг «Мотива круга в квилте». ( фото 1,2)
Есть две основные разновидности контраста :
-
контраст по цвету: комплиментарная, сплит- комплиментарная
гамония;гармоничные триада и тетрада(например, желтый фон- фиолетовая
стежка),
- контраст по насыщенности цвета ( например, на светло-зеленой ткани вы рисуете темно- зеленой нитью)
У меня
не стоит задача провести занятие по цветоведению. Это очень сложная и
большая тема . И к тому же, я не считаю себя большим специалистом. Но
несколько слов о сочетании цветов в квилте всё- таки придется сказать
Что нам может помочь гармонично подобрать цвета :
1.Знание законов цветового круга ( кстати, в вышеназванной книге об этом написано очень неплохо).
2. Изучение природы, хотя бы по фото ( в природе всё гармонично) и использование найденных там сочетаний цветов
3.
Набивные разноцветные ткани . Их создают профессиональные художники и
чаще всего они делают это очень умело . Можно хранить небольшие кусочки
таких тканей как отдельную коллекцию, а можно собирать кромочки от них с
цветовыми кружочками.
4.Специальные
книги по цветовой гармонии, где собраны образцы различных гармоничных
сочетаний цветов. У меня есть одна такая замечательная книга ( фото 3), в
которой комбинации цветов ещё распределены по разделам : тенденции
современной моды, арт-деко, природные сочетания, индустриальный стиль и
т.д.
5. Ну и наконец, если у вас всё в порядке с цветоощущением, вы можете полагаться и на собственную цветовую интуицию.
фото 3.
Бумажный
рисунок или фото, который послужит образцом для вашего будущего квилта ,
обязательно прорисуйте в цвете или сделайте его цветную распечатку с
компьютера и пронумеруйте одинаковыми цифрами участки одинакового цвета.
По ним подберите нити заранее. Это потом поможет вам не отрываться от
творческого процесса стёжки ( фото покажу чуть позже)
Хорошо,
если при изготовлении своего квилта в полихромном исполнении, вы будете
иметь небольшую «цветовую палитру», то есть сэндвич в цвет фона, где вы
пробуете нитки для будущей работы ( то есть, строчите несколько
строчек, прежде чем начать работать этими нитями на чистовике и при этом
определяете их яркость и совместимость с фоном и другими нитями).
На заре
моей лоскутной юности, то бишь три года назад, муж так рассказывал о
моем хобби : «берет ткань, разрезает её на кусочки и снова сшивает». А
как бы он рассказал, о том, что я предлагаю сделать вам сегодня ?
А
предлагаю я начать с ИМИТАЦИИ ЛОСКУТНОЙ СБОРКИ, той самой лоскутной
сборки, о которой говорил мой муж. Первые работы в этой технике я
увидела на сайте у Ferret ( фото 4,5).
http://www.ferfab.co.uk/portfolio/quilts/
фото 4
фото 5
Там
были воспроизведены узоры лоскутной сборки, но на wholecloth и с помощью
обычной покрывной стежки. Интересно? Да ! Необычно? Конечно !!!
Потом
ещё одну подобную работу я увидела на одном из сайтов интернета, но она
не была подписана ( фото 6). Кто знает автора, подскажите, пожалуйста !
фото 6
Можно
для вашего панно выбрать любой лоскутный блок. Я выстрочила довольно
простой образец типа криволинейного крейзи. Делала на черном фоне.
Просто от руки нарисовала полосы, предполагая, как бы я их расположила,
если бы на самом деле сшивала ткани. Получившиеся участки заполнила
разной покрывной стёжкой , совершенно разнообразных, даже чуть диковатых
цветов. По краю каждого кусочка добавила немного штриховки в
цвет нитей образца( небольшое оттенение). Штриховка – это уже первые
элементы реалистичного рисования. Обычно она изображает самый затененный
или освещенный участок предмета и выглядит в виде стёжки прямыми или
дугообразными линиями ( линии повторяют форму предмета)разной длины ,
расположенными на очень близком расстоянии друг от друга. Штриховка чаще
всего за контур предмета не выходит( отдельные случаи обговорим позже) (
фото 7).
фото 7
Здесь
же будет к месту сказать , что при изготовлении рисунка на черном фоне
надо помнить О ПРАВИЛЕ НЕГАТИВА : то, что мы обычно считаем «светлым»,
на черном фоне читается, как «темное». То есть , самая глубокая тень на
черном фоне должна быть нарисована или выстегана белыми нитками.
Потом я
прошлась очень тонким зигзагом между «кусочками тканей». Отстрочила
кайму нитью в цвет фона, то есть черной. Черный фон объединил все узоры ,
и получилось…то, что получилось. Не знаю , как вам, а мне нравится. (
фото 8, 9, 10-изнанка)
фото 8
фото 9
фото 10 ( изнанка)
Мне
кажется, что в стиле имитации лоскутной сборки выполнена ещё одна моя
работа. Вот как раз её можно отнести к «осуществившейся мечте». Как – то
раз , на кухне моей приятельницы я увидела этот постер ( фото 11).
фото 11
Я как
всегда начала его разглядывать в плане исполнения в лоскуте ( вы себя в
этом узнаёте ?). А приятельница , зная мой «бзик», спросила : «а слабо
тебе это перенести в ткани? ». Я , не колеблясь, приняла её вызов.
Сделала фото постера и… положила в «долгий ящик». А при подготовке к
данному уроку я ЭТО СДЕЛАЛА !!! Подруга ещё не видела мою работу…( фото
12,13)
фото 12
фото 13 (фрагмент)
Принцип
её изготовления практически тот же, что в предыдущем образце. Покажу
только фото графического образца с пронумерованными цветами ( фото 14)
фото 14
Вообще,
в графических работах в последнее время фон очень часто стали собирать
по принципу «пэчворка». ( фото 15- не указано имя автора, 16- автор Вики
Браго, 17-автор Кейт Арчи)
фото 15
фото 16
фото 17
Приведу
в качестве примера имена ещё нескольких художников, которые пользуются
такими приемами ( в общем-то это и кубизм и абстракционизм):Василий
Кандинский, Alfred Gockel , Jennifer Goldberger , Geoff Allen , Emma
Freeman ( специально написала на английском языке, чтобы вам было легче
найти художников в интернете).
Наш с
вами образец почти всегда будет отличаться от оригинала , т.к. мы не
можем , да это и ни к чему, покрывать поверхность квилта стёжкой без
всякого просвета. В этом и прелесть такого способа рисования. Ваш
«квилт» состоит из «кусочков ткани» с очень мелким рисунком и эти
кусочки всегда объединяет один цвет- цвет фона изделия . Кстати, на
светлом фоне работа смотрится по-другому, чем на темном. Менее яркая,
менее контрастная, более мягкая, что ли…
Имя автора постера я так и не знаю… Может, кто-то встречал в интернете такую картинку и поможет мне в этом вопросе.
А займёт моё маленькое панно «Утренний кофе» давно уже облюбованное место на моей кухне.
Готовясь к занятию по РШМ-
геометрии , я вспомнила о своей давней любви ( Ирина Плотникова не даст
мне соврать). Я очень люблю художников оп-арта , создающих картины с
оптическими иллюзиями. Яркими представителями этого направления в
изобразительном искусстве являются Сальвадор Дали, Октавио Окампо,
Мауриц Эшер, Джим Уоррен. Я уже сделала один квилт по картине Окампо (
«ФЛОРА»), сейчас на очереди работа по мотивам произведений Эшера.
Но ближе всего к нашему,
лоскутному искусству стоят художники, изображающие так называемые
«невозможные геометрические фигуры»: Виктор Вазарели ( фото 18), Жос де
Мэй ( фото 19), Висенте Сегуи ( фото 20) и др.
фото 18
фото19
фото20
Картины Вазарели уже неоднократно использовались лоскутницами для создания выразительных произведений.
А мне очень полюбились работы
испанского математика, а по совместительству художника, Vicente MEAVILLA
SEGUI. Его работы меня поразили не только изображенными фигурами, но и
манерой исполнения ,и моей любимой цветовой гаммой. Хотела я когда-
нибудь изобразить их в лоскутной сборке, но попытка воспроизвести манеру
художника с помощью рисования на швейной машине понравилась мне намного
больше ( фото 21- оригинал;22, 23- моя работа) Планирую создать целую
серию квилтов по произведениям Висенте Сегуи. Вот только адрес его в
интернете не нашла, чтобы спросить разрешения…
фото 21
фото 22
фото 23
Перед началом работы я сделала
цветную распечатку понравившейся мне картины на компьютере,
пронумеровала цвета, подобрала нитки. Цвет «лица» сэндвича выбрала,
чтобы он был чуть темнее самого светлого цвета будущего квилта. В данном
случае весь квилт выполнен одним узором , но разными по тональности
цветными нитками. А узор это относится к категории СХ-зигзаг( им
рисовала стипплинг) + СХМС (дуги), которую мы с вами изучали на втором
уроке.
Но выполняла я его следующим
образом : сначала ( !!!) строчила обычной строчкой дуги ( фото 24), а
затем покрывала их СХ-зигзагом ( стипплингом- фото 25). Лучше строчить
именно в этом порядке, тогда стёжка меньше стягивает ткань.
фото 24
фото 25
Немного оттенила самые важные
участки «штриховкой» , кайму выстрочила узором в цвет ткани и обычной
СХМС. Основные линии рисунка обошла СХ-зигзагом , но в данном случае с
поворотом ткани ( во всех предыдущих образцах тоже)
Результат меня очень порадовал ( что бывает совсем не часто).
Да, я время эти две недели даром не теряла и осуществляла одну свою лоскутную мечту за другой.
Как не отнести к разделу РШМ- геометрии абстрактный рисунок на квилте ?
Здесь можно использовать в качестве фона для рисунка несколько вариантов :
- батик, ( фото 26- заготовка, фото 27 – открытка текстильная «Сон в жаркую летнюю ночь»)
фото 26
фото 27
- лоскутную сборку ( фото 28, открытка текстильная «Городская весна»),
фото 28
- бесшовную лоскутную аппликацию ( фото покажу позже).
Дайте простор своей фантазии и
изобразите любые геометрические фигуры правильной ( треугольники,
квадраты, овалы, круги) и неправильной формы. И заполните их выбранной
вами покрывной стежкой. Абстрактный рисунок не должен покрывать фон
полностью . Очень хорошо смотрится абстрактный рисунок в сочетании с
элементами трапунто/
Хочу сказать несколько слов о так называемой бесшовной лоскутной аппликации .
Почему она так называется ?
Потому, что до момента начала рисования стёжкой кусочки ткани между
собой не сшиваются привычными для нас способами . Их можно просто
временно закрепить одностержневыми булавками или посадить на тонкий
флизелин и паутинку. В квилте под названием « Сердце болит» на фото 29,
где я предполагала стежку сделать не очень плотную, отдельные лоскутки я
соединила с фоном с помощью уже вышеупомянутой «штриховки» ( но здесь
линии выходили за пределы лоскутка) на свободном ходу нитью «в цвет» . И
лишь потом начала строчить основной рисунок контрастными нитками. (
фото 29,30, 31).
фото 29
фото 30
фото 31
А в мини-квилте « Окна дома моего»
я просто закрепила кусочки ткани с помощью паутинки , но строчила потом
очень плотной стёжкой. ( фото 32). Я использовала для рисунка в этой
последней работе контраст самих тканей : то есть, малиновую ткань
стегала серой нитью , а при стежке серой ткани- наоборот.
фото 32
Моим вдохновителем для создания абстрактных композиций стала Leslie Carabas ( фото 33,34)
http://www.leslie.carabas.org/index.htm
http://carabas.org/leslie/gallery_select.htm
http://carabas.org/leslie/archive_gallery_select.htm
фото 33
фото 34
Внимательно рассмотрите её работы (
зайдите обязательно и в архивную галерею тоже). Но перед тем , как
начнете создавать свою композицию, закройте эти фото и попробуйте всё
сделать согласно своей фантазии. Конечно, кое-какие узоры Лесли всплывут
у вас в памяти. Но всё равно ваша работа не будет полной копией работы
мастера. Ещё одна особенность абстрактного рисования. Вы рисуете по
наитию, вы уже достаточно сильный квилтер и можете позволить себе
создать практически любой узор стежки. Поэтому никаких предварительных
рисунков карандашом делать не надо ! Сразу на квилте и сразу с помощью
СХМС!!!
И не забудьте потом дать название работе- это чрезвычайно важно !
Серия сообщений "Лоскутное шитье":
Часть 1 - СКОРОСТНАЯ СБОРКА ЛОСКУТКОВ НА ФЛИЗЕЛИНЕ.
Часть 2 - Лоскутное - Рукодельное 917!!!
...
Часть 8 - СУМОЧКА " ПРЕКРАСНАЯ РОЗА".
Часть 9 - УРОК № 1. КУРС КВИЛТОВОГО РИСОВАНИЯ НА ТКАНИ.
Часть 10 - УРОК № 3. КУРС КВИЛТОВОГО РИСОВАНИЯ НА ТКАНИ.
Часть 11 - КУРС РШМ, третий урок , часть II
Часть 12 - КУРС РШМ, УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ
...
Часть 28 - ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЁ(38)
Часть 29 - >Приемы соединения цветов на вязаном полотне и разных полотен
Часть 30 - соединение отдельных элементов вязания
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |