Храм и его устройство
Как ветхозаветный иерусалимский Храм состоял из трех частей:
святая святых, святилища и двора, так и православный христианский храм делится на три части:
алтарь, средний храм и притвор.
Как прежде святая святых, так и теперь алтарь означают Царство Небесное. В ветхозаветные времена в святая святых мог входить только первосвященник, и то лишь один раз в году, с кровью очистительной жертвы. Ведь после грехопадения Адама и Евы Царство Небесное было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа и вход его в святая святых как бы показывал людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови откроет Царство Небесное для всех. Вот почему в час его крестной смерти завеса в Храме, закрывавшая святая святых, разорвалась надвое: Спаситель для верующих в Него открыл врата Царства Небесного.
Древнему святилищу соответствует у нас средний храм. В святилище никто не имел права входить, кроме священников. В православном же Храме в средней части стоят все верующие.
Двору ветхозаветного Храма, где находился весь народ, соответствует весь приговор, теперь существенного значения не имеющий. В первые века христианства здесь стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Ныне в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления.
Христианские храмы стоят алтарем на восток - в сторону, где всходит солнце: Господа Иисуса Христа, от которого воссиял нам незримый Божественный Свет, мы называем "Солнцем Правды", пришедшим "с высоты Востока".
Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются
приделами.
Очень часто Храм Божий имеет в плане форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти дьявола. Не реже он устраивается в виде корабля, который, как Ноев Ковчег, ведет нас к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг - знак вечности или восьмиугольная звезда, путеводно сияющая верующим.
Здание Храма обычно завершается
куполом, изображающим небо, купол же венчает
глава,на которой ставится крест - во славу главы Церкви - Иисуса Христа.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Самая важная часть Храма - алтарь. Здесь совершаются священнослужителями Богослужения и находится главная святыня -
престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней. Он представляет собою особо освященный стол, облаченный в две одежды: нижнюю - из белого полотна и верхнюю - из дорогой цветной ткани. На престоле находятся священные предметы, прикасаться к нему могут только священнослужители. Само слово "алтарь" означает "возвышенный жертвенник". Он и устраивается обычно на возвышении.
«
СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ХРАМ. ИКОНОСТАС» на
Яндекс.Фотках
Алтарь отделяется от среднего храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется
иконостасом.В ней трое врат. Средние, самые большие, называются
Царскими Вратами,потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Чаше со Св. Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей. Боковые двери - северную и южную - называют еще
диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы.
Направо от Царских Врат помещается икона Спасителя, налево - Божией Матери, далее - образа особо чтимых святых, причем икона вправо от Спасителя называется
храмовой - на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен Храм.
Иконы также размещаются по стенам Храма в рамах -
киотах, лежат на
аналоях - особых столиках с наклонной крышкой.
Возвышение перед иконостасом называется
солеею, середина которой - полукруглый выступ перед Царскими Вратами - носит название
амвона. Здесь диакон произносит
ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник. На амвоне же преподается верующим и Св. Причастие.
«
Придел Серафима Саровского» на
Яндекс.Фотках
По краям солеи, возле стен, устраиваются
клиросы для чтецов и хоров.
«
Киево-Печерская Лавра» на
Яндекс.Фотках
В храме имеется еще и
канунник, или
канун, с изображением распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные Богослужения - панихиды.
«
Канунник церкви Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках Москвы» на
Яндекс.Фотках
Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят
подсвечники, на которые верующие ставят свечи. С потолка свисают
паникадила со множеством свечей, ныне электрических, зажигаемых в торжественные моменты Службы.
«
Интерьер» на
Яндекс.Фотках