-Метки

ЖЗЛ америка английский язык андрей попов анекдоты архитектура асадов в мире животных видео возраст война вторые блюда гомосексуализм города и страны гувх дети дизайн дима быков доброта и сострадание домоводство евреи израиль ближний восток еврейская тематика в русской литературе евтушенко женщина живопись животные забавно закат зима золотые россыпи цитат из жизни людей интервью интересно искусство история кино классика книги комментарии красиво кулинария лев борщер любимые книги любовный треугольник маяковский мир вокруг нас мое кино мои истории мои фотографии мудрые мысли мужчина и женщина музыка наука наум коржавин о боге о браке о верности о евреях о женщинах о жизни о любви оригинально осень остроумие отношения памятники пейзаж пирожки-порошки-перашки политика политкорректность природа психология разлука рецепты россия русский язык саша кладбисче сборник стихов свобода слова семейные отношения сказоч-ник скульптуры советы ссылки статьи стихи счастье сюрреализм талант тексты песен украина философия фотоискусство фразы в картинках цветаева цветы цитаты юлия вихарева юмор юрий рыбчинский

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ника_Туманова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.11.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 15228


Нарциссический патриотизм (на редкость умная и замечательная статья!)

Четверг, 03 Сентября 2015 г. 04:51 + в цитатник

 

апрель, 2015

 
Приближается праздник Победы, и, честно говоря, то, во что обычно у нас выливается празднование этого, без сомнения, важного события, у меня никакой радости не вызывает. Трескучий пафос – для меня это самый главный спутник Девятого мая в общественном пространстве. Трескучий пафос и неудержимый нарциссический  патриотизм с национализмом, когда огромное количество людей присваивают себе то, чего не совершали или к чему непричастны.
 

Что обычно понимается под патриотизмом? Я просмотрел целый ряд определений, но в целом они вполне соответствуют тому, которое дано в Википедии: социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Опущу вторую часть определения, про «готовность подчинить», а то совсем в другую степь уйду. Остановлюсь на патриотизме как любви к Отечеству/Родине.
 

Сам патриотизм для меня лично складывается из трех чувств, направленных на страну или народ: любовь, уважение и гордость.

 

Любовь выражается через «хорошо, что ты есть, страна/народ». Просто хорошо, и неважно, насколько велика страна или ее история, как много великих людей родилось в этой стране или насколько потрясающа ее природа. Кстати, навязчивое желание рассуждать о величии страны или воспевание её славы мне говорят о том, что безусловной любви-привязанности к этой стране нет. «Великий» и «слава чему-то!» для меня слова-маркеры нарциссического патриотизма или национализма. Живут же как-то жители Люксембурга без великих завоевателей и исторических свершений. Не страдают вроде.
 

Уважение: «я вижу в тебе, страна/народ, особенности, которыми с удовольствием обладаю или обладал бы сам». Например, политика такой-то страны осуществляется так, как я бы хотел, чтобы она осуществлялась. Уважать можно как свою страну/народ, так и другие.
 
Гордость: «я каким-то образом причастен к чему-то очень хорошему и достойному, что есть в стране/народе». Вот в гордости и лежит камень преткновения. Любить и уважать можно как свое, так и чужое, а вот гордиться мы можем только «своим», только тем, к чему ощущаем свою личную сопричастность (подробнее я об этом писал здесь).
 
То есть для гордости, во-первых, необходимо размежевание на своих и чужих. Во-вторых, необязательно что-то делать - достаточно только обладать чувством принадлежности к чему-либо. Кроме того, гордость является чувством, противоположным стыду, и им крайне сложно ужиться вместе, либо одно, либо другое. Особенно если гордость носит общий характер: не за конкретное действие/событие, а «вообще». При этом для возникновения стыда точно также необходимо ощущение личной сопричастности к тому, чего стыдишься. Чувствуете ловушку? Способность стыдиться помогает гордости не превратиться в гордыню, а гордость позволяет стыдиться чего-либо, не впадая в полное самоуничижение.
 

Но что будет, если начнется чрезмерное «накачивание» какого-либо полюса? Придется всеми силам подавлять противоположное качество. Проявляется такой феномен, о котором, применительно к выбору религиозных конфессий, говорил М.Чиксентмихайи: "Те, ко ищет успокоения в существующих церквях, часто вынуждены платить за внутреннюю гармонию молчаливым согласием игнорировать огромную массу всего, что известно о том, как устроен мир". В современной России, на мой взгляд, наблюдается специфическое расщепление: «государственники» и «консерваторы» принялись отвечать за гордость, а «либералы» - за стыд. (!!! выделено мною. Н.Т.) И тогда «государственнический» подход к патриотизму – это игнор неприглядных страниц в истории страны, а «либеральный» - тотальный стыд и игнорирование любых позитивных тенденций.
 

Нарциссический патриотизм раздувается от гордыни, и игнорирует любой намек на то, что «не все так хорошо, как кажется на первый взгляд». Праздничный пафос перекачан этой гордостью, мутирующей в гордыню, и чем дальше во времени от Победы, тем больше пафоса, становящегося приторным и вызывающим в конечном итоге отвращение, желание держаться от него подальше. «Мы самые крутые! Да мы Гитлера одной левой! Да союзники нам никак не помогли! Сталин великий полководец!». И все, никаких вопросов по поводу огромных потерь, страшных окружений-котлов, сотрудничества с Гитлером в 1939-1941 гг., войны с Финляндией, захвата Прибалтики и Бессарабии (она же Молдавия) и прочих «мелочей» вроде Катыни. Победа спишет все, гордыня переедет стыд? Увы, но точно такой же механизм вытеснения стыда работает в бесстыдных маршах ветеранов СС в Прибалтике и превращения тамошних концлагерей в «воспитательные колонии». То же самое - в героизации украинских нацистов и националистов, в «Украина превыше всего» и шельмовании абсолютно всего советского. Взращивание исторических обид отлично способствует возникновению «праведного гнева», когда ты святой, а обидчик – дьявол, и все сильнее и сильнее надувается нарциссический шар, вытесняя не только стыд, но и любовь с уважением… Один из уроков истории и социальной психологии заключается в том, что базовые механизмы поведения людей у всех общие. И склонность к «оболваниванию», «зомбированию» и вытеснению неприятных чувств из сознания - не специфически-национальная, а общечеловеческая. Турция, Германия и Руанда не дадут забыть о этом уроке.
 
Почему происходит «перенакачка» патриотизма гордостью? Ответ прост, и давался уже много раз: в качестве компенсации. Чем меньше любви и уважения к себе и чем больше вокруг поводов для стыда, тем больше искушение закрыть на все это глаза и слиться в экстазе с чем-то достойным и хорошим. Гордиться прошлыми победами проще и слаще, чем гордиться своим личным вкладом в нынешнее процветание страны. Гордиться «дедами за Победу» намного приятнее, чем задуматься – а есть ли повод у дедов гордиться нами? Можно гордиться победами, которые одержал не ты, но «свои» - тоже подпорка. Слабая, правда.
 
Хочется гордиться страной и предками? Это приятное чувство, и дающее опору, если оно не заглушает способность смотреть в самые неприглядные страницы истории родной страны.  «Великие нации», «великие страны», «славные страницы прошлого…». По поводу ценности истории не для извлечения уроков, а для нарциссического патриотизма/гордыни лучше всего написано у Шелли.
 
Я встретил путника; он шёл из стран далёких
И мне сказал: вдали, где вечность сторожит
Пустыни тишину, среди песков глубоких
Обломок статуи распавшейся лежит.
Из полустёртых черт сквозит надменный пламень,
Желанье заставлять весь мир себе служить;
Ваятель опытный вложил в бездушный камень
Те страсти, что могли столетья пережить.
 
И сохранил слова обломок изваянья: —
«Я — Озимандия, я — мощный царь царей!
Взгляните на мои великие деянья,
Владыки всех времён, всех стран и всех морей!»
 
Кругом нет ничего… Глубокое молчанье…
Пустыня мёртвая… И небеса над ней…



Вот что имеет настоящее и вечное значение. Земля. И люди на Земле.  А не надутый пафос Озимандии... 
 
 
 
Рубрики:  интервью и комментарии
психология
политика
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку