Солнечный удар. Бунин vs Михалков (мой комментарий) |
Я очень ждала выхода на экран этого фильма. Когда пару лет назад услышала, что Михалков приступил к съемкам картины по бунинскому "Солнечному удару", была несказанно рада! Я обожаю Бунина, избирательно люблю Михалкова, и поэтому находилась в предвкушении. При этом меня одолевали сомнения: рассказ Бунина - вещь совершенно не кинематографическая, несколько страниц этого рассказа никак не тянут на полнометражный фильм. Я предполагала, что рассказ будет не единственной основой для фильма, что режиссер обратится и к другим произведениям Бунина. Но то, что этим другим произведением станут "Окаянные дни" - я предположить не могла.
Чем хорош, чем удивителен бунинский "Солнечный удар"? Почему такая, в общем-то, банальная история, банальный сюжет так нас захватывает? Я перечитывала этот рассказ в разное время и в разном возрасте, наверно, раз двадцать. И каждый раз у меня перехватывало дыхание. Что же такого особенного в этом коротеньком, но самом моем любимом рассказе Бунина? Отвечаю: его удивительный язык, которым он написан. И потрясающая атмосфера, в которую он погружает читателя. И то, и другое очень сложно перенести на экран, особенно учитывая практически полное отсутствие диалогов в рассказе. Этот рассказ у Бунина - такой бриллиант чистой воды, такой изящный, такой солнечный, грустный, волнующий, легкий, воздушный! Он настолько великолепен сам по себе, он емкий и эмоциональный, как краткая вспышка страсти, о которой рассказывает автор.
Да, есть у этого рассказа еще одно достоинство - он вне политики, вне идеологии, вне морали. И объединить его с мрачными, тяжелыми "Окаянными днями", а также с морализаторством самого Михалкова - это значит убить рассказ, разрушить всю его прелесть, уничтожить бунинский замысел. Что, в общем-то, и произошло, на мой взгляд...
Фильм длится три часа. В принципе, его вполне реально посмотреть за один день. Я же вымучивала его три дня. Вернее, так: первые два дня я вымучивала первые два часа фильма. Скучно, затянуто, странные герои вплоть до карикатурности, чудовищные шутки, странные диалоги, летающие шарфики, совершенно не цепляющая эротическая сцена, и над всем этим более чем узнаваемый голос Евгения Миронова, который своим голосом переиграл озвученного им актера, игравшего главную роль...
Бунина там нет. Он остался исключительно в названии фильма. Михалков снимал картину о себе. Себя же при этом и цитируя. И я перестала искать в фильме Бунина и стала просто смотреть картину Михалкова. Перед последней частью была уверена, что мое мнение о фильме, которое сформировалось в первые два дня просмотра, вряд ли уже изменится в лучшую сторону.
И в этом я ошиблась.
Третья часть (условно так названная мною) меня ошеломила... Она вывернула мое сознание наизнанку. Такого неожиданного, мощного, эмоционального, взрывного финала я не ожидала. Последний час меня потряс до глубины души. Пару дней я ходила под впечатлением, несколько раз пересматривала финальные сцены. За этот последний час можно простить Михалкову не самые удачные первые два часа фильма.
Вот почему я так не люблю расхожую фразу: "Надо уметь закрывать скучную книгу, уходить с плохого кино, итд.."
Я никогда не следовала этому совету. Прежде всего потому, что откровенно плохие книги в руки не беру, как и не сажусь смотреть однозначно плохое кино. Во-вторых, я уважаю труд писателя, уважаю труд создателей фильма, а потому стараюсь всегда доводить этот процесс до конца. И в-третьих, я делаю так потому, что надеюсь до последнего, что меня захватит сюжет или найдется какая-то изюминка, ради которой и стоило дочитывать или досматривать то или иное произведение. Я до последней страницы или минуты просмотра не отнимаю у автора шансов удивить или заинтересовать меня. К тому же я не настолько самоуверенна, чтобы не признавать тот факт, что проблема может заключаться и во мне, что это я что-то не поняла, не уловила, не прониклась... поэтому до конца оставляю шансы на это и себе самой.
Вот и сейчас я очень рада, что досмотрела этот фильм до конца. Эмоций, воспоминаний и размышлений после него мне хватит надолго.
Рубрики: | книги кино |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |