"Человек Воспитанный - это такая религия, даже если Бог и не упомянут в ней..." |
Стихи этого поэта я с удовольствием читала еще лет 6 назад, но не знала тогда имени их автора. А сегодня, случайно увидев знакомые строки на интернете, я наконец смогла узнать его имя.
Эли Бар-Яалом (Могилевер; родился 19 сентября 1968, Ленинград) — израильский поэт, автор песен и раввин. Пишет и публикуется по-русски
и на иврите.
Первым обратил внимание на русские стихи Бар-Яалома Александр Кушнер на Международном фестивале поэтов в 1993. Высокую оценку его стихам дал Юлий Ким, оказавший ему большую поддержку, а также Евгений Витковский.
***
По Высокой Теории двадцать второго века,
возвестившей начало большой перемены вех,
всех задач важней Воспитание Человека
(извините ветхую рифму "век - человек").
Страсть к познанью и творчеству. Ненависть к кровопролитию.
Всемогущая дружба, инстинкта жизни сильней.
Человек Воспитанный - это такая религия,
даже если Бог и не упомянут в ней.
Век двадцатый умер; да здравствует двадцать первый:
вместо знания - информация, вместо дружбы - погром,
и встают три цунами: золота, крови, спермы,
и захлёбывается в них мечта о двадцать втором.
Это - в сторону шаг, а не прямо. Дурацкий, адский,
он уносит больше, чем жизни: надежду пройти сквозь тьму...
Но, простившись с Землёй, передайте, Борис Стругацкий,
что не все ещё утонули, что, кажется, есть кому.
20.11.2012
ДВОЙСТВЕННОСТЬ
Любая страна на земле – добро,
а государство любое – скверна:
то, что народ понимает верно,
власть воплощает зло и хитро.
Хоть в анархисты иди. И я
шел бы, мечтая о вечном счастье,
если б не знал, что народ без власти –
как без террариума змея.
Двойственность, острая, как топор,
между сосудом и содержимым
нас поражает с древнейших пор
и применима к любым режимам.
23 августа 2000
***
А мёртвые просили. А мёртвые молили.
А мёртвые кричали: позвольте нам уйти!
Нас заждались по делу, и точно не в могиле -
вне Солнечной системы, вне Млечного Пути.
А вы орёте "стойте!", мечтаете "вернитесь!",
молчите "хоть приснитесь!", исходите тоской,
и это нас сильнее, чем сорок тонн гранита,
удерживает в яме под гробовой доской.
Уже не ваши деды. Уже не ваши дети.
Не передать словами, кем стали мы сейчас.
Мы вас и там запомним. Мы вас однажды встретим.
Мы вас, как прежде, любим - но отпустите нас!
21 мая 2007
***
к вам невинным ослам
тоже явится шейх Убивалла
вас загонит в ислам
и наденет на жён покрывала
и в руинах столиц
вдоль фонарных столбов с каждым третьим
одинаковых лиц
зашагают шеренги к мечетям
и лишившись в тот час
всех стран света помимо востока
вы припомните нас
но до неба далёко
10 августа 2006
ГОРОД N
В городе N серы дома и хмуры.
Их называть надо «жилой массив».
На языке местной архитектуры
слово «прямой» значит «не очень крив».
Быт горожан тоже ни бел, ни чёрен.
Даже не «быт» – так себе, статус кво.
Ни Сатана, ни детектив Фандорин,
модой блеснув, не навестят его.
В здешней грязи воют свои собаки,
в здешних сердцах сея нездешний страх;
но знатоку даже в кромешном мраке
лично знаком каждый оживший прах.
– Кто там летит? – Ужас-На-Крыльях-Ночи.
– Что он скулит? – Ноет к дождю протез.
...Лес за окном. Девственный. Между прочим,
в городе N девственен только лес.
Здесь в головах мысли текут босые.
Зонтики рвёт ветер без перемен.
...Хочешь узнать, истинен ли Мессия?
Пусть он спасёт город с названьем N.
29 апреля - 5 мая 2001
ОПАСНАЯ ПРОФЕССИЯ
Я рассказал им, что мир
пирамидален по своей структуре.
Они решили, что я
отрицаю шаровидность Земли.
Я показал им моральную
проблему в современной культуре.
Они решили, что я
не понимаю Сальвадора Дали.
Я вдохновенно смотрю на их
пустые любимые лица.
Я их жалею – они так же искренне жалеют меня.
Я не хочу быть Учителем
тех, кто не хочет Учиться.
Но тем, кто хочет, Учитель ни к чему.
Вот такая фигня.
Они твердят, что я сильно изменился,
что всегда недовольный,
что не даю рта раскрыть, что неприветлив
и, как будто, не друг:
им непонятно, что в классе
не болтают во время контрольной,
что разговор
не даёт сосредоточиться сидящим вокруг.
Я терпеливо смотрю на их
слепые любимые лица.
Я их жалею – они так же искренне жалеют меня.
Я не хочу быть Учителем
тех, кто не хочет Учиться.
А тем, кто хочет,
Учитель ни к чему. Вот такая фигня.
Я говорю слово «Бог» –
значит, я – религиозный фанатик.
Я поправляю ошибки –
значит, к мнению других нетерпим.
А, между прочим, я сам
по специальности был математик,
пока не встретился мне
на перепутье негодяй-серафим.
Я безнадежно смотрю на их
тупые любимые лица.
Я их жалею – они так же искренне жалеют меня.
Я... остаюсь.
Быть Учителем тех, кто не хочет Учиться.
Ведь тем, кто хочет,
Учитель ни к чему.
Вот такая фигня.
4 июля 2001
Рубрики: | стихи |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |