-Метки

ЖЗЛ америка английский язык андрей попов анекдоты архитектура асадов в мире животных видео возраст война вторые блюда гомосексуализм города и страны гувх дети дизайн дима быков доброта и сострадание домоводство евреи израиль ближний восток еврейская тематика в русской литературе евтушенко женщина живопись животные забавно закат зима золотые россыпи цитат из жизни людей интервью интересно искусство история кино классика книги комментарии красиво кулинария лев борщер любимые книги любовный треугольник маяковский мир вокруг нас мое кино мои истории мои фотографии мудрые мысли мужчина и женщина музыка наука наум коржавин о боге о браке о верности о евреях о женщинах о жизни о любви оригинально осень остроумие отношения памятники пейзаж пирожки-порошки-перашки политика политкорректность природа психология разлука рецепты россия русский язык саша кладбисче сборник стихов свобода слова семейные отношения сказоч-ник скульптуры советы ссылки статьи стихи счастье сюрреализм талант тексты песен украина философия фотоискусство фразы в картинках цветаева цветы цитаты юлия вихарева юмор юрий рыбчинский

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ника_Туманова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.11.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 15228


Понравилось... Коллажи Daath. (Часть 17 - Врубель. Очень здорово и познавательно!)

Суббота, 20 Октября 2012 г. 17:02 + в цитатник

 

 

Одной из самых интересных и полезных для меня находок на интернете за последнее время стала страничка некоего пользователя по имени Daath на одном из фотосайтов. Ничего о ней не знаю, кроме того, что это женщина, москвичка, зовут ее Алиса и по профессии она физик.
Я с огромным удовольствием и интересом смотрю ее работы, но с еще большим восторгом читаю ее комментарии к ним.
То, что она делает, (а вернее, делала, т.к. очень давно она не появлялась на том сайте) являет собой некий синтез фотоискусства, живописи, поэзии, философии, приправленные невероятной эрудицией, начитанностью, мудростью, интеллигентностью...
Любопытные коллажи - ее фотоработы и картины известных художников, объединенные в одно целое - сопровождаются превосходными комментариями и прекрасными стихами.

То, что особенно меня зацепило, буду выкладывать здесь...

 

************************************************************************************************** 

 

 

Михаил Врубель: «Демон». Замерзшие окна – портал в волшебный мир мечты 

Михаил Врубель: «Демон». Замерзшие окна – портал в волшебный мир мечты 

 

 

Вчера фотографировала морозные узоры на стекле и вспомнила удивительные цветы на картине Врубеля. Именно эти цветы-кристаллы на картине вызывали ассоциацию с морозными узорами на стекле, а потом пришло настроение, которое объединило все: живопись, стихи, узоры, мысли…  

 

................
Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой;

 

Тex дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим,
Когда бегущая комета
Улыбкой ласковой привета
Любила поменяться с ним,

 

Когда сквозь вечные туманы,
Познанья жадный, он следил
Кочующие караваны
В пространстве брошенных светил;

Когда он верил и любил,
Счастливый первенец творенья!
Не знал ни злобы, ни сомненья.
И не грозил уму его
Веков бесплодных ряд унылый...
И много, много... и всего
Припомнить не имел он силы!

 

Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта:
Вослед за веком век бежал,
Как за минутою минута,

 

Однообразной чередой.
Ничтожной властвуя землей,
Он сеял зло без наслажденья.
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья -
И зло наскучило ему.

Михаил Лермонтов
…….


Я не для ангелов и рая
Всесильным Богом сотворен;
Но для чего живу, страдая,
Про это больше знает он,

Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой;

Прочти, мою с его судьбою
Воспоминанием сравни
И верь безжалостной душою,
Что мы на свете с ним одни.

Михаил Лермонтов
…….
 

 

Из письма Врубеля сестре (22 мая 1890 г.):
«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» - полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

  По мнению Врубеля, Демон: «олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе».
Страдание в нём превалирует над злом, и в этом особенность его трактовки образа.

Современники видели в нем символ судьбы романтика-бунтаря, пытающегося вырваться из пут обыденной реальности в идеальный мир мечты, но, в итоге, повергаемого в грубую действительность. В могучем, надломленном образе Демона нашёл воплощение, по словам Врубеля, дух не столько злобный, сколько «страдающий и скорбный, но при всём том дух властный и величавый».

Александр Блок писал о Врубеле: «Именно в нем наше время выразилось в самое красивое и самое печальное, на что оно только было способно... Возвращаясь в своих созданиях постоянно к «Демону», он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением...» 
 

 

M. A. ВРУБЕЛЮ

От жизни лживой и известной
Твоя мечта тебя влечет
В простор лазурности небесной
Иль в глубину сапфирных вод.

Нам недоступны, нам незримы,
Меж сонмов вопиющих сил,
К тебе нисходят серафимы
В сияньи многоцветных крыл.

Из теремов страны хрустальной,
Покорны сказочной судьбе,
Глядят лукаво и печально
Наяды, верные тебе.

И в час на огненном закате
Меж гор предвечных видел ты,
Как дух величий и проклятий
Упал в провалы с высоты.

И там, в торжественной пустыне,
Лишь ты постигнул до конца
Простертых крыльев блеск павлиний
И скорбь эдемского лица!

Валерий Брюсов
……..

 


Твой мир был для тебя одновременно
То мукой, то - безмерным наслажденьем.
А люди - братски близко, ощутимо,
И вместе с этим - бесконечно далеко!
И "Демон" твой - не черт он и не дьявол,
А человеческой души нетленной символ!..
"Сидящий", - он под гнетом ноши тайной,
Ее не в силах сбросить, - изнывает,
И дух окованный - томится и страдает,
Не видя выхода из одолевших зол!
"Поверженный" же - олицетворяет
Трагичность гибели... Но - Дух!.. Не сломлен он!

Так пусть тот образ величавый будит душу
От будних мелочей, довлеющих над нами!

Лика
…….
 

 

В парижском осеннем салоне 1906 года, в зале Врубеля, почти всегда пустовавшем, «часами простаивал» молодой художник. Такое внимание к никому во Франции не ведомому русскому художнику со стороны молодого человека несомненное свидетельство возникновения нового диалога между Западом и Россией. Этим молодым художником был … Пабло Пикассо. 

 

.........
Михаил Врубель (1856-1910) написал «Демона сидящего» в 1990 году, т.е. в самом расцвете творческих сил, переехав в Москву из Киева, где он в течение 6 лет работал над реставрацией и возобновлением старинной Кирилловской церкви. Образы, которые он создал в своих работах там, необычайно выразительны и одухотворены. 
В Москву Врубель вернулся с багажом венецианских впечатлений, которые помогли ему в работах киевского периода, и с эмоциональным опытом мучительных отношений с Э.Праховой, вернее с болью памяти о несчастной любви.
В таком внутреннем состоянии, после работы над христианской темой он обращается к образу «Демона», олицетворяющего сомнения и душевную муку разлада в душе. Его, впоследствии знаменитые, иллюстрации к «Демону» М. Лермонтова, созданные тогда же, не были приняты публикой – ему пришлось пережить град поношений и издевательств в прессе.
 
К.Коровин писал о Врубеле в своих «Воспоминаниях»: «Он был злобно гоним». Андрей Белый заметил по поводу гонителей Врубеля: «Высшая ступень красоты действовала на них, но они реагировали на нее, как на беду». Его современники не были готовы к восприятию скрытой экспрессии, внутренней бури (силы сжатой пружины, энергии накануне взрыва) в порывистом движении руки и мысли художника. Кстати, 1890 год, Франция – трагедия так и неоцененного современниками Ван Гога с его порывистой, нервной манерой живописи.

Вот в такой внешней атмосфере непонимания и с внутренней болью памяти о невозможной любви созревал и воплощался в картине образ «Демона сидящего».
Да, это портрет состояния души – гордой, измученной внутренними противоречиями и недавним негативным эмоциональным опытом жизни. Но создавался он в период расцвета таланта, никаких намеков на душевную болезнь еще близко не было, поэтому в его «Демоне сидящем» такое величие и сила.

Существует мнение, что в великих произведениях искусства навсегда остается энергия, эмоция, часть души их создателей. «Демон сидящий», в отличие от «Демона поверженного», не пугает – в нем нет надлома, он могуч и полон сил. Поэтому этот образ на картине так магически завораживающе, вне времени действует на воображение зрителя. Там много энергии таланта на пике проявления таланта. 

..............


"Михаил Александрович проснулся от ноющей боли во всем теле: «Черт, надо же было заснуть на диване, да еще в такой неудобной позе! Но зато какой сон! Этот демон достоин того, чтобы быть нарисованным. Кто знает, может, враг рода человеческого принесет мне удачу..."
  С этого дня жизнь Михаила Александровича Врубеля дала крутой поворот. Он не отходил от мольберта по 17 часов. Лицо загадочного существа, однажды виденного во сне, удивительным образом трансформировалось на холсте, мало-помалу обретая сходство с оригиналом. Художник постепенно превращался в одержимого, но при этом был счастлив как ребенок."
..............

...В апреле 1884 года Врубель оставляет Академию и по предложению известного искусствоведа А.Прахова приезжает в Киев. Где и знакомится с Эмилией Львовной Праховой…
Врубель безумно влюбится в нее, она станет его Прекрасной Дамой, и причиной того, что талант Врубеля не будет реализован в Киеве... 

Киевский период сыграл огромную роль в судьбе Врубеля. И его отношение к жене человека, который пригласил его быть помощником в реставрации Кирилловской церкви, принесло не только одну боль, а вдохновило на создание шедевров. Тот, кто хотя бы раз видел его рисунок «Женская голова. (Э.Л.Прахова). Этюд для образа Богоматери», вряд ли сможет забыть эти глаза. Ведь там не только одухотворенное лицо - женщины, которой Врубель восхищался, - там концентрированная энергия и сила сдерживаемой, возвышенной любви художника к ней.
 ............................

 

В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон мрачный и мятежный
Над адской бездною летал.

Дух отрицанья, дух сомненья
На духа чистого взирал
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.

«Прости,- он рек,- тебя я видел,
И ты недаром мне сиял:
Не все я в небе ненавидел,
Не все я в мире презирал».

Александр Пушкин 

 

 

Серия сообщений "коллажи daath":
Часть 1 - Понравилось... (Часть 1 -Рене Магритт)
Часть 2 - Понравилось... Коллажи Daath (Часть 2 - Морис Эшер)
...
Часть 15 - Понравилось... Коллажи Daath. Часть 15 - Рене Магритт
Часть 16 - Понравилось... Коллажи Daath. Часть 16 - Р. Гонсальвес
Часть 17 - Понравилось... Коллажи Daath. (Часть 17 - Врубель. Очень здорово и познавательно!)
Часть 18 - Понравилось... Коллажи Daath. (Часть 18 - Чюрленис)
Часть 19 - Понравилось... Коллажи Daath. (Часть 19 - Пабло Пикассо)
...
Часть 29 - Понравилось... Коллажи Daath... Часть 29 - Джексон Поллок
Часть 30 - Понравилось...Коллажи Daath... Часть 30. Заключительная
Часть 31 - Мы живем в мире представлений... Комментарий об одном комментарии...

Рубрики:  стихи
живопись
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку