-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в мадре-Тереза

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

батик батик мк восточные танцы вязание мк декорирование декупаж декупажные картинки делаем с декупаж джаз кулинария латиноамериканские танцы музыка: класика народная музыка ретро рок-н-ролл современная музыка танцы шитьё мк

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) О_Самом_Интересном Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.10.2011
Записей: 14384
Комментариев: 79
Написано: 15041


Три обезьяны

Воскресенье, 16 Марта 2014 г. 13:15 + в цитатник
Цитата сообщения макошь311 Три обезьяны

фото:http://www.gazeta.lv/story/6955.html

Многим известен древний восточный символ — три обезьянки , одна из которых старательно закрывает лапами глаза, вторая — уши, а третья — рот.

Но откуда они происходят, с чем связаны и что означают известно меньше. 

Место происхождения трех обезьян

Есть много предположений относительно места появления трех обезьян: называют и Китай, и Индию, и даже Африку, но родина трех обезьян — все-таки Япония.

Подтверждением может являться прочтение по-японски действий, выражаемых композицией: «не вижу, не слышу, не говорю» (при записи с использованием кандзи 見猿, 聞か猿, 言わ猿 — мидзару , кикадзару , ивадзару ). Суффикс, придающий отрицание «-дзару» созвучен слову «обезьяна», по сути является озвонченным вариантом слова «сару» (猿).

Получается, что изображение трех обезьян — своего рода каламбур или ребус , игра слов, понятная только японцу.   

Религиозные корни

Несомненно первоначальное религиозное значение обезьяньей группы. Часто ее прямо называют буддистским символом, но не все так просто. Да, буддизм принял трех обезьян, но не он, вернее, не он один был колыбелью трех обезьян.

Религия в Японии обладает особыми свойствами: она необычайно податлива и при этом упруга: на протяжении истории японцы встречали многие религиозно-философские учения, принимали и перерабатывали их, соединяя, порой несоединяемое в сложные системы и синкретические культы.

Культ Косин

Три обезьяны первоначально связаны с одним из японских народных верований — Косин . Имея в своей основе китайский даосизм , вера Косин относительно проста: один из главных постулатов состоит в том, что в каждом человеке «живут» три некие сущности-наблюдателя («червя») , собирающие на своего хозяина компромат и регулярно во время его сна отправляющиеся с докладом к Небесному Владыке .

Последователю культа во избежание больших неприятностей требуется всячески воздерживаться от зла, а не преуспевшим в этом, чтобы эти внутренние информаторы не смогли вовремя передать «в центр» нечто неблаговидное, в расчетное время «сеансов» (обычно раз в два месяца) нужно воздерживаться от сна, проводить бдения.

Когда появились три обезьяны

Вопрос о точном времени появления трех обезьян, видимо, не разрешим, отчасти из-за народного характера веры, не имеющей централизации и каких бы то ни было архивов. Приверженцы культа Косин устанавливали каменные монументы (косин-то ). Вот на них и сто́ит искать древнейшие материально зафиксированные образы трех обезьян. Проблема в том, что датировать такие памятники вряд ли возможно.

Некоторую определенность дают самые знаменитые из трех обезьян. Для японцев такая композиция известна под именем «три обезьяны из Никко ».

 Три обезьяны из Никко

Никко — один из древнейших и известнейших религиозных центров Японии. Он расположен в 140 км к северу от Токио. Отношение японцев к Никко можно оценить по поговорке «не говори кэкко (яп. замечательно), пока не увидел Никко».

А са́мой известной достопримечательностью замечательного Никко служит синтоистское святилище Тосёгу , включенное в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО и в Национальные сокровища Японии. Тосёгу — комплекс сооружений, украшенных богатой выразительной деревянной резьбой.

Второстепенное хозяйственное здание комплекса — конюшня — стала всемирно известной, благодаря вырезанным на ней трем обезьянам.

 Конюшня святилища Тосёгу, Никко, Япония

Резное панно с изображение трех обезьян

Помимо всеобщей известности обезьяны из Никко могут дать нам точную верхнюю границу появления символа. Постройку конюшни с ее украшениями уверенно относят к 1636 г., таким образом, к этому времени три обезьяны уже существовали, как единая композиция.

Можно осторожно отодвинуть время появления трех обезьян на 1—2 столетия до изображения их в Никко, вряд ли обезьяны в культе Косин заимствованы с конюшни святилища, логичнее предположить обратное направление заимствования, причем символизм должен быть достаточно сформирован и широко известен.

Значение трех обезьян

Смысл композиции часто истолковывается не совсем верно: западному человеку проще увидеть в трех обезьянах эдакого коллективного страуса, засунувшего голову в песок перед лицом проблем.

Так что же символизируют обезьяны? Если вспомнить японское чтение-каламбур (не вижу — не слышу — не произношу) композиции, можно понять, что она служит визуальным выражением соответствующих отрицаний.

Основа, объединяющая разные религиозные и философские течения (в том числе и культ Косин) — цель развития личности — достижение просветления, противостояние всему неистинному (по-английски просто «evil» — то есть злу) внутри и снаружи.

Например, у буддистов есть механизмы, которые можно иллюстрировать обезьянками, это выработка своеобразных «фильтров», не позволяющих неистинному достигать сознания, буддист должен «не слышать» «зла».

Один из англоязычных вариантов названия композиции из трех обезьян «no evil monkeys» — «обезьяны без зла». Если человек будет соблюдать принципы, изображаемые обезьянами, он неуязвим. А по сути же три обезьяны — плакат-напоминание, вроде советского «Не болтай!», призыв к сохранению чистоты (равно этической и эстетической).

Источники принципа

Сам принцип, выражаемый тремя обезьянами, естественно, был известен и раньше. К примеру, идентичные идеи можно найти у Конфуция (Кун-Цзы) в великой книге «Беседы и суждения» (Лунь Юй ), определившей этические и политические нормы в Азии с V в. до н. э. по настоящее время:

Янь-Юань сказал: «Позволю себе спросить Вас указать мне составные части его (гуманизма, жэнь)»

Конфуций отвечал: «Не смотри на то, что противно правилам, не слушай того, что противно им, не говори того, что противно им». (приводится по: Конфуций. Афоризмы и изречения.—М. ООО «Дом Славянской книги», 2010.-320 с. ISBN 978-5-91503-117-2)

У даосов (Чжуан-цзы , IV в.до н. э.) схожее выражение рассматривается с несколько иной точки зрения:

«...Путь (Дао ) неслышим, а если мы что-то слышим — значит, это не Путь,
[...] Путь незрим, а если мы что-то видим — значит, это не Путь.
О Пути нельзя ничего сказать, а если о нем что-то говорят — значит, это не Путь...»
(Чжуан-цзы, пер. В. В. Малявина, приводится по: Чжуан-цзы. Ле-цзы. Философское наследие. Том 123. —М. Изд. «Мысль», 1995. -439 с.)

Можно найти параллели трех обезьян с тремя ваджрами тибетского буддизма, отраженными в японской буддистской традиции, как «три драгоценности»: чистота действия, слова и мысли.
…………
Естественный вариант названия группы по действию каждой из обезьян: «не вижу, не слышу, не говорю» (или не скажу).

В английском языке появились и другие названия. Так как популярная трактовка символа предполагает «не видение, не слышание и не говорение» именно зла, за обезьянами закрепилось название «no evil monkeys» (обезьяны без зла). Еще один вариант добавил обезьянам мудрости: «three wise monkeys» — «три мудрых обезьяны» — такое название встречается и в русских переводах с английского.

Но не во всех восточных учениях, к которым применимы обезьянки, последователю требуется закрываться именно от зла, чего-то неэтичного или негативного. Можно проиллюстрировать это знаменитой даосской цитатой:

Когда все в Поднебесной узнают,
что прекрасное — это прекрасное,
тогда и возникает безобразное
Лао-цзы.
 Дао дэ цзин (Канон пути и благодати)

Иными словами, закрываясь от зла мы порождаем зло. Требуется не удаляться от «плохого», приближаясь к «хорошему», а перестать классифицировать и измерять окружающее, проводя границы и развешивая ярлыки. В каком-то роде с этой точки зрения три обезьяны могут рассматриваться аналогом античной статуи Фемиды с завязанными глазами: они тоже хранят беспристрастность.

Легендарного основателя даосизма поддерживает и ученик шестого патриарха дзэн-буддизма , поэт Юн-цзя Сюань-цзюэ:
[...]
Не бежать от ложных мыслей и не стремиться к истинным,
ибо неведение и есть природа Будды
[...]
Юн-цзя Сюань-цзюэ. Песнь о Просветлении

Для древних даосов чувства, вроде зрения или слуха, рассматривались в качестве преград, как демонские ловушки на Пути и главные причины заблуждений. Не доверять чувствам и не выносить суждений — таким может быть толкование символа.

Имена обезьян

Каждую из трех обезьян можно назвать по действию-отрицанию, выражаемому ей: обезьяна, закрывающая глаза — Мидзару, уши — Кикадзару и рот — Ивадзару.

В англоязычных источниках можно встретить название всей композиции из трех обезьян по одному имени mizaru, либо загадочными словами, в которых срослись несколько имен, например, mikazaru или mazaru .

Культурное влияние трех обезьян

Прежде всего, несомненно вхождение символа трех обезьян в мировую массовую культуру. Композиция если не популярна, то узнаваема практически во всех уголках Земли.

Махатма Ганди (Мохандас Карамчанд Ганди), борец за независимость Индии, учитель индийского народа и идеолог ненасилия не расставался с любимыми тремя обезьянками, пожалуй, единственной роскошью, которой он мог себе позволить.

Сейчас обезьянки Ганди остаются одной из главных реликвий в бывшей резиденции Бапу Кути в ашраме, находящемся в образцовой деревне Севаграм сельской местности Махараштры.

Свои личные впечатления об обезьянах на конюшне в Тосёгу оставил Редьярд Киплинг в книге «От моря до моря» (Rudyard Kipling. 1899. From Sea to Sea — Letters of Travel).

 Госсекретарь США Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright), известная тем, что носит броши, содержащие символические послания для собеседников или аудитории, надевала на встречу с Владимиром Путиным в 2000 г. брошь с изображением трех обезьян, как знак отношения к ситуации в Чечне.
 
Источник:http://actravel.ru/three_monkeys.html

Но чаще люди поступают по такому принципу

 
фото:http://www.gazeta.lv/story/6955.html

...и потом удивляемся, возмущаемся, как много стало зла в мире....

Может, стоит подумать, что с многократно возросшей возможностью тиражирования, распространения информации, возрастает и наша ответственность за то, какой именно информацией делимся с кем бы то ни было..) Даже если кому-то мы шепчем на ушко..

Рубрики:  ИНТЕРЕСНОЕ/Притчи, легенды, предания, мудрость жизни