Акварелист Лев Каплан
Лев Каплан родился в 1967 году в Луганске, значительную часть своей жизни прожил в Киеве, где получил образование архитектора. С 1992 года живет в немецком Штутгарте Работает арт-директором одного из рекламных агентств. Все свободное время отдает занятиям живописью и графикой.
На самом деле, хорошо там, где нас нет
Лев Каплан, потрясающий художник иллюстратор.
Два мира: привычный всем мир и мир, который создаёт Лев Каплан, смешиваются в его картинах, дав результат, о котором
пофантазировать невозможно. Лишь увидев его работы - увидишь новый и волшебный мир.
Сегодня Лев дал интервью о: картинах, вдохновении и жизни.
Вы с детства увлекались рисованием?
Да, с детства.
Вы родом из Киева, как так получилось, что вы уехали жить в Германию?
Я родом даже не из Киева, я родился в Луганске. В Киев приехал учиться. Но так влюбился и проникся Киевом, что считаю именно его родным моим городом. А в Германию уехал по программе еврейской эммиграции в 1992 году. Были у меня свои счеты с советским антисимитизмом, да и в начале 90х перспектива жизни в Украние виделась далеко не радужной. Посему использовал возможность.
Я не знаю, захотите ли отвечать на этот вопрос : Почему именно в Германию, после фашисткой Германии?
Ну вы же живете в России после коммунистической России и ничего! ))) А коммунистическая Россия, как я теперь со знанием предмета сравнить могу, ничем не лучше была. Ну, конечно же, разница в Холокосте. Но ведь, как я себе представляю, Сталин просто тогда не успел довести дело врачей-вредителей до победного конца… К тому же если кто и сделал серьезные выводы после второй мировой войны, то это именно Германия! И, мне кажется, пора перестать поминать ее нацистское прошлое. Слишком много воды утекло, слишком многое изменилось…
Мне очень нравятся «Два теософа» и «Большая стальная рыба революции !
Рад, что так!
А на автопортрете вы изобразили себя, в каком веке и кем?
Ну я отправил себя в 15й век, надев средневековую шапочку и изобразив себя по тогдашним портретным канонам в профиль. А кем? Ну собой, собственно, а кем же еще?! ))))
В каком веке вы бы хотели жить?
Это зависит от того, что именно в данный момент „шумит“ в голове. Разные есть варианты. Но, на самом деле, хорошо там, где нас нет. Вот нравится мне дореволюционная Россия очень. Но кем бы я был там, еврей из провинции? Жил бы за чертой оседлости, не имея права учиться в столичных городах?!
Что вас вдохновляет?
Энтони Хопкинс на подобный вопрос как-то ответил: “Вдохновение? Какое вдохновение? Я профи – я выхожу на съемочную площадку и начинаю работать”.
Вот и я никогда не жду никакого вдохновения. У меня появляется в голове идея и я становлюсь и начинаю рисовать. Даже когда не хочется. „Аппетит приходит во время еды“. Если бы я ждал вдохновения, не сделал бы и половины того, что сделал.
Сильно отличается общение между людьми Украины от Германии?
Раньше — разительно. Теперь, с течением времени, происходит нивелирование, проичем не в лучшую сторону. А в сторону разобщения и отчуждения. “Мы долетели до луны, но не дошли до двери соседа”. Да просто у людей, увы, нет времени забежать друг к другу на чашку кофе… Хотя теплоты в общении, все-таки, до сих пор больше в Украине.
В картине Чашка горячего чая с корицей, чувствуется что-то ничто особенное, как вы ее написали?
Ну, раз вы почувствовали что-то особенное, то я задачу выполнил! )))) Зачем же секреты раскрывать?! А на самом деле ничего особенного не происходило. В голове появилась картинка, я взял ее и перенес на бумажку.
Были ли смешные случаи с вашими работами?
Да нет, наверное. Хотя, вот, пожалуй с одной иллюстрацией. Нарисовал я портрет Андерсена для книги его сказок. Слава Богу, фотографий его достаточно имеется. Нарисовал, послал издателю. Звонит мне перепуганный редактор: „Боже, говорит, зачем вы такого урода нарисовали?!“ Я хватаю картинку, пялюсь на нее. Я не Бог весть какой портретист, но всматриваюсь, сравниваю. Похож вроде. Сильно похож. Хорошо похож. Да и рисунок в порядке. Я аккуратно так спрашиваю: „А что вам не нравится в портрете?„ Он мне: „Вы что, не могли лицо по-симпатичнее ПРИДУМАТЬ?“ Я: „Придумать?!!!!! Как придумать?! Ничего я не придумывал. Я по фото рисовал!“ Он: „По какому фото? А что у него есть фото?“ Я: „Конечно есть! И не одно“. Я немедля послал редактору по мейлу пару фоток Андерсена. Звонит мне через пол-часа: „Да, — говорит — похож. Все в порядке. Но вот ведь урод какой. А я грешным делом подумал, неужели Каплан не мог кого-то по-красивее придумать?!’ Он был уверен, что я ПРИДУМАЛ внешний вид Андерсена!!
Кто ваш самый большой ценитель работ?
Моя жена.
А кто был самый первый?
Моя мама.
Какую мысль вам больше всего нравится передавать в картине?
Я ничего не стремлюсь „передать“. Я рисую то, что мне нравится, что меня волнует. А каждый зритель видит то, что хочет видеть, что-то свое, особенное.
Сколько примерно вы пишете картину?
Настолько по-разному, что я даже приблизительно не могу сказать.
Посоветуйте какой-нибудь фильм?
Pulp Fiction (BS «Криминальное Чтиво«)
Мне кажется, что вы живете между реальным и другим — своим — миром, я правильно понимаю?
Правильно! Так и есть. Это так здорово, когда есть куда от всех смыться, не правда-ли?! )))))
Вы передаете в картинах какие-нибудь сюжетные линии?
Это решает зритель — не я!
Не отвлекает вас другие работы, мультфильмы?
Они отвлекают с одной стороны, но и обогащаюы его с другой. Работа над иллюстрациями и работа в рекламе служат источниками информации, впечатлений, идей.
Вам нравиться импрессионизм?
Нравится.
Ваш любимый художник?
Ну таких много. Трудно выделить одного. Но если … Я бы назвал Питера Брейгеля Старшего.
Тяжело работать на заказ?
Да нет, просто в любом заказе надо найти что-то интересное. Если я не нахожу, то просто не беру такой заказ!
Бывали ли моменты , что бы вы хотели уничтожить свои работы?
Уничтожал, уничтожаю и буду уничтожать! )))) Не все, конечно. Но прополку грядок веду постоянно! А как же иначе?!
Что нужно что бы быть счастливым и реализованным человеком?
Не знаю! А Вы знаете? Из всех компонентов мне твердо известен один: удача!
История из жизни
Сдаем мы на втором, кажется, курсе зачет по истории искусств.
Вел у нас этот предмет замечательнейший профессор Ларкин. Его высокий старческо-дребезжащий голос возносился над аудиторией: „Пять по моему предмету — это не только полное знание его, но и любовь к нему. Четыре по моему предмету — это его безукоризненное знание, но без любви. Три по моему предмету — это любовь, но не к предмету, а там, на задних рядах аудитории…“
Так вот сдаем мы зачет. Зачет этот по виду почти как экзамен — с оценкой. Способ сдачи: студент садится к профессору, тот раскрывает свою знаменитую красную папку невероятной толщины, в которой стопкой лежат разномастные репродукции с отрезанными подписями. Необходимо назвать автора, эпоху, стиль… Ну, вобщем, все, что знаешь про сие произведение искусства. А если на „пять“, „с любовью“, то и еще немножко больше. Но сначала — до открытия папочки — назвать все периоды наскальной живописи. До сих пор их помню: шелль, ашелль, ориньяк, солютрэ, мадлен, азиль! )))))
Я пошел первым. Мне куда-то там спешить нужно было, уж и не помню. Сел, отбарабанил периоды… Пошла папочка… Тут сделаю короткое отступление. За день до этого закончил я чтение биографии Карла Палыча Брюллова из серии ЖЗЛ. Очень я люблю — и по сей день — этого художника, особо его акварели.
Ну, листает Ларкин папочку, я отвечаю к примеру: Подсолнухи, Ван-Гог, постимпрессионизм, год называю и так далее… Очередная картинка. Брюллов, говорю, Карл Палыч. Яркий представитель русского академизма. Годы жизни: 1799-1852. Картина „Всадница“, год написания 1832. И тут Ларкин вдруг спрашивает (бывают же такие совпадения!!): „А что вы еще про картину сказать можете?“ Я в ответ: На картине изображены две приемные дочери графини Самойловой — Амалиция и Джованина Пачини. Та, что на коне Джованина. А на ошейнике собаки даже написано „Самойлова“. Сам художник называл картину „Джованин на лошади“. Густые и лохматые брови Ларкина взлетают наверх… Он захлопывает папочку. Поднимает просветленный взгляд на аудиторию, дребезжит: „Вот это я называю пять! Хороший уровень вы нам задали! Вам понятно, товарищи?“ Ребята из моей группы смотрят на меня долгим, далеким от дружелюбности взглядом. Если бы взгляд мог убивать… Ларкин расписывается в зачетке. Я быстро-быстро исчезаю не только из аудитории, но и из здания института… От греха подальше.
ЖИВОПИСЬ
К чему снятся колодцы | Was der Traum vom Brunnen bedeutet
2011, 76 x 56 см, Бумага, акварель | 2011, 76 x 56 cm
Два теософа | Zwei Theologen
2011, 56 x 76 см, Бумага, акварель сухая кисть | 2011, 56 x 76 cm
Ода кофейной чашке | Die Ode an die Kafeetasse
2011, 56 x 38 см, Бумага, акварель | 2011, 56 x 38 cm
Чашка горячего чая с корицей | Eine Tasse heissen Zimttee
2011, 76 x 56 см, Бумага, акварель | 2011, 76 x 56 cm
Разговор двух старых фонарей | Das gespräch zwischen zwei alten Laternen
2010, 76 x 56 см, Бумага, акварель | 2010, 76 x 56 cm
дальше