-Рубрики

 -Метки

yiruma альбом ангелы аудиокниги библия бумага вера видео вышивка вышивка крестом вязание вязание крючком вязание спицами вязанные игрушки герои книг грелка грелка-на-чайник декор декор дома декор кухни дети детское для детей женский образ женщина живопись животные журналы зверушки игрушка игрушки идея иисус христос иллюстрации иллюстрации книг инструментал интересное картины картонаж клипарт книги книги для детей комодик корзинка коробочки коробочки для подарков коты кофе кофейные игрушки кошки кукла из ткани кукла_мечты куклы лепка лоскутное шитье любовь мастер-класс мода мои плэйкасты музыка мультфильмы мысли мягкие игрушки народный костюм новый год одежда орнамент открытки плетение плетение из газет плэйкасты поделки прихватки проповеди рисунки рукоделие русская народная одежда саундтрек своими руками сделай сам сказки скрап-набор скрапбукинг соленое тесто сон сумки тапочки тряпиенсы украшения фоны фотошоп христианские книги христианское художник художники цветы цитаты чайник шитье эльфы

 -Цитатник

Андрианов Константин Александрович. Палех. Новогоднее. - (0)

Андрианов Константин Александрович. Палех. Новогоднее. Андрианов Константин Александрович ...

Кто эти таинственные бегинки - (0)

Кто эти таинственные бегинки ...

Лепка. Идеи для творчества - (0)

Лепка. Идеи для творчества Лепка. Идеи можно использовать и в работе с соленым тестом. Желаю в...

Андрианов Константин Александрович. Палех. Новогоднее. - (0)

Андрианов Константин Александрович. Палех. Новогоднее.   Андрианов Константин...

Скрап-набор Moment to Treasure - (0)

Скрап-набор Moment to Treasure Скачать одним файлом Внимание!!! Альбом запаролен Пароль ...

 -Видео

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в МИВа

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) solnechnolunnaya Мир_клипарта

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.10.2011
Записей: 390
Комментариев: 17
Написано: 511


Головные уборы древних славян

Среда, 03 Октября 2012 г. 18:06 + в цитатник
Цитата сообщения DONNA_FLORA

Головные уборы древних славян
 



Народная культура - это самодостаточная целостная система, где есть и философия, и естествознание, и аграрные науки, и экология, и многое другое. А называется это все- жизненный опыт поколений.

Головные уборы.
В памятниках археологии X - XIII вв. они представлены из погребений и древнерусских кладов, это преимущественно женские головные уборы. Мужские головные уборы были почти неизвестны. В последнее время новые сведения о них собраны О.А. Брайчевской (Брайчевська О.А., 1992).

Самой распространенной и часто встречаемой деталью головных уборов можно считать очелья. По сути, это самостоятельная конструктивная деталь, для украшения которой пользовались всевозможными техническими приемами, известными в шитье и ювелирном искусстве. Древнее название очелий не известно. Термин чело появляется в источниках очень поздно — Иван Калита завещал своей дочери Фетинье чело и гривну. Очень может быть, что этим же названием для какого — то головного убора пользовались и раньше. Однако нет никаких данных связывать слово чело с теми металлическими деталями матерчатых головных уборов, которые делались из золотых и ажурных серебряных дужек.


Убор головной русский - убрусь.

В древнерусском языке слово "убрусь" употреблялось для обозначения головного убора как женского, так и мужского (Беркович Т.А., 1981. С. 22, 59; 1967, § 419-422; Срезневский И.И., 1958. Т. II. С. 1001).

 (319x600, 17Kb) (323x600, 13Kb) (350x575, 20Kb)

Головные уборы украшались лентами на висках, гремящими украшениями из металла, махры и меха, которые (как и сам головной убор) служили оберегом, защитой от злых сил.
Незамужние девушки носили открытый головной убор, представляющий собой повязку в виде ленты (полотенца) с открытой макушкой.
Смысл названий девичьих головных уборов означает "жизнь, как возможность воспарения вверх, в вечность" ( "Обруч", "Перевязка", "Венец").

Молодые девушки носили повязку или венчик, которые украшали по всей поверхности жемчугом, а кто побогаче – и драгоценными камнями. Носили повязки и венчики на лбу и завязывали на затылке. Но главным украшением девицы считалась коса. Чем толше и длиннее, – тем краше.

В южных губерниях европейской части России и в Тобольской губернии венец представлял собой неширокий обруч из луба или бересты, обтянутый тканью и украшенный бисером, бусинами, бумажными цветами. Сзади к нему прикрепляли широкую полосу шелковой или парчевой ткани с золотым кружевом на конце. Лента спускалась на спину, прикрывая косу. Надевали такой венец низко на лоб, чуть выше бровей, и завязывали на затылке.


Другой тип венца носили девушки северных губерний – Архангельской, Новгородской, Вологодской, северных районов Костромской и Тверской. Его отличительной чертой были «городки» – зубчатый верхний край. Такой венец действительно напоминал корону: его внешняя, лицевая часть украшалась драгоценными или полудрагоценными камнями, перламутром, цветным стеклом в металлической оправе, речным жемчугом, золотой крученой нитью – канителью и пр. И первый, и второй тип венца оставлял макушку открытой, чтобы все могли полюбоваться густыми и шелковистыми волосами, заплетенными в косу. Венец был не просто праздничный головной убор девушек, он являлся символом девичества.


Как легко было в древности определить по на ряд у девушки ее возраст - совершеннолетняя или нет, можно ли сватать. А вот замужем или нет - об этом говорил в первую очередь головной убор.
По одним только археологическим данным разделить находки на головные уборы девушек и головные уборы замужних женщин не представляется возможным. Вероятным является необходимости закрытия волос при смене социального статуса у женщины. Ни одна классификация не будет полной и объемлющей. Ибо любой тип в жизни редко фигурировал в «чистом» виде, чаще представлял собой сочетание уборов разных типов. От простых в раннем возрасте до усложненных в зрелом.
 (465x699, 48Kb)

До замужества головной убор (по крайней мере летом не покрывал макушки, оставляя волосы открытыми. Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые тесемки. Взрослея, вместе поневой они получали "красу" - девичий венец. Еще его называли "увяслом" - "повязкой", от "вясти" - "вязать". Эту повязку pacшивали как можно нарядней, иногда, при достатке, даже золотом.
Другой типично славянской разновидностью "красы" был венчик из тонкой (около 1 мм) металлической ленты. Ширина ленты бывала обычно 0,5-2,5 см. Делали такие венчики из серебра, реже - из бронзы, на концах устраивали крючки либо ушки для шнурка, который завязывался на затылке.
 (179x236, 9Kb) (179x236, 11Kb) (173x236, 11Kb) (185x236, 10Kb)
Венчики , венцы и повязка

Мастера-кузнецы украшали венчики орнаментом и придавали им разную форму, в том числе с расширением на лбу, как у византийский Диадем. Из-за этого некоторые учёные XIX века считали, что венки вошли в культуру славян только вместе с христианством (тем более что в христианской символике венкам придаётся особенный смысл). Однако археологические находки подтвердили глубокую древность славянских девичьих венчиков. Кроме того, не во всех славянских племенах носили венчики из металлических лент. Например, девушки племени северян, населявшего современную Курскую область, предпочитали сделанные из серебряной проволоки с концами, расклёпанными трубочкой - для шнурка. А в тех местах, где славяне тесно соприкасались с финно-угорскими племенами, в славянских курганах нередко находят типично финские девичьи повязки, составленные из бляшек и металлических спиралек, нанизанных на нити рядами - по числу прожитых лет. Учёные объясняют эти находки заимствованием "моды" от дружелюбных соседей, а также большим числом смешанных браков.


Повязка (="налобник") – один из самых древних ленточных головных уборов (уже известен в X веке), представляющий собой полоску шёлковой, парчовой, бархатной или шерстяной ткани. Сначала – это просто кусок ткани, сложенный в несколько раз и завязанный на голове так, чтобы закрывать лоб или темя. Такую ленту часто украшали вышивкой.
Несколько более сложную конструкцию имеет повязка с нашитыми сверху бляхами или лентами. На лбу или темени она могла иметь основу–подкладку длиной около 50 см. Под косой её завязывали верёвочками, а вниз, на спину, спускали уже сузившееся продолжение повязки-ленты.
Повязки носили девицы из небогатых сословий. Их одевали чаще всего по праздникам и даже на свадьбу, вместо венца. Замужние женщины также могли использовать повязки, но одевали их уже на покрытую голову.


Венец и обруч, чильце

На Руси девицы всегда носили крепившиеся на затылке узкие металлические обручи. К ним крепились височные кольца и другие украшения. Обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями) становился венцом. Венец также мог иметь три или четыре зубца и съемную переднюю часть, которая называлась очельем.

Все височные украшения могли крепиться уже не только к волосам, но и к самому венцу: сначала это височные кольца, а к XIV веку – подвески из бисера или драгоценных камней, которые получили название рясы.
Скорее всего, венец является продолжением венка, одного из самых древних девичьих украшений на Руси. Цветы венка крепились на берестяном или железном ободке и также обильно украшались перьями, бусами, золотом и лентами разных цветов.
В древности венок девицы носили на распущенные волосы. Здесь он неотъемлемая часть любого обряда, в котором принимает участие незамужняя девушка (сбор трав, прыжки через костёр).

Придавая большой сакральный смысл кругу - символу бесконечности, Означающему целостность, непрерывность, первоначальное совершенство, налобные повязки (современное название - хайратники) носили во все времена как женщины, так и мужчины.

К сожалению, мужской головной убор северян до середины X вв. с трудом поддается реконструкции в связи с господствовавшим у них погребальным обрядом (кремация на стороне). Золотого века исторической реконструкции мы, похоже, не достигнем... пока в людях есть стремление бездоказательно обгадить соседа.

 (386x600, 31Kb)
Мужской княжеский костюм, 5-6 вв. и древнее.
Повязка на голове, рубаха, пояс, порты, анучи, оборки.

Использованы материалы с сайтов:
http://www.jewellerymuseum.ru/russia/russia.htm?id=hat
http://bg-znanie.ru/article.php?nid=28250
http://gorodrusi.ru/rekonstrukciya-uborov/
http://slavyans.narod.ru/dress/shapka-women.html
http://unicorn.e-nk.ru/page/odezhda-slavjan-ix-xiii-vv-posobie-po-rekonstrukcii
http://www.narodko.ru/article/detail/ot_nabercov_do_nar.htm
http://www.anapafuture.ru/rojdenie/forum/viewtopic.php?f=6&t=687
http://slavyans.narod.ru/dress/shapka.html
http://archcostume.narod.ru/gallery.htm

 

Серия сообщений "Русский народный костюм":
Часть 1 - Боярышни Константина Маковского
Часть 2 - Чудесныее украшения из соленого теста Мастер-класс
Часть 3 - “Ни жива, ни мертва”. Или зачем умирают невесты?
Часть 4 - Головные уборы древних славян
Часть 5 - Русский костюм - возрождение
Часть 6 - Русский народный свадебный костюм
Часть 7 - Русский сценический костюм
Часть 8 - Русский костюм в живописи Сергея Сергеевича Соломко

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку