-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вячеслав_1963

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.10.2011
Записей: 339
Комментариев: 358
Написано: 1265


Протагор как политолог

Вторник, 22 Августа 2017 г. 20:38 + в цитатник

 

 

 

Тихонов, Вячеслав Анатольевич

Протагор как политолог

 

Литература

 

1.  Der Fragmente des Vorsokratiker. Bd. 2. – B., 1959.

2.  Апулей. Метаморфозы и другие сочинения. – М., 1988.

3.  Аристотель. Соч. В 4-х т. Т. 1. – М., 1976.

4.  Диоген Лаэртский. О жизни, учении и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.

5.  Квинтиллиан М. Ф. Риторические наставления. В 2-х ч. Ч. 1. – СПб., 1834.

6.  Климент Александрийский. Строматы. В 3-х т. Т. 3. – СПб., 2003.

7.  Маковельский А. Софисты. Вып. 1. – Баку, 1940. – С. 5–21.

8.  Нерсесянц В. С. Политические учения Древней Греции. – М., 1979.

9.  Платон. Соч. В 4-х т. Т. 2. – М., 1993.

10.  Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2-х т. Т. 1. – М., 1994.

11.  Секст Эмпирик. Соч. В 2-х т. Т.1. – М., 1975.

12.  Сенека Л. А. Моральные письма к Луцилию. – М., 1977.

13.  Цицерон М. Т. Философские трактаты. – М., 1985.

 

Протагор Абдерский (ок. 481–411) относится к самым известным мыслителям из такого направления древнегреческой философии как софистика (Der Fragmente des Vorsokratiker. Bd. 2. – B., 1959. – S. 253–271; Маковельский А. Софисты. Вып. 1. – Баку, 1940. – С. 5–21; Нерсесянц В. С. Политические учения Древней Греции. – М., 1979. – С. 93–101). Как и многие софисты, он учил за высокую плату (Апулей. Флориды. 18 = Апулей. Метаморфозы и другие сочинения. – М., 1988. – С. 327–328), как стать сильнее всех в поступках и речах, касающихся государства, то есть учил политической науке, политологии. Характерно, что практической политологией, по Пратогору, таким образом, является не только правильные поступки в ходе политической борьбы и в ходе управления государством, но и политическая риторика, составляющая чуть ли не половину всей политологии. Риторика политическая тесно связана в политологической теории Протагора с риторикой судебной (Плутарх. Перикл. 36 = Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2-х т. Т. 1. – М., 1994. – С. 199). Протагор считался великим эрудитом, великим спорщиком и великим оратором.

Протагор был и крупным практическим законодателем – он написал законы для вновь образованного полиса Фурии в Италии. Протагор славился своим безбожием, атеизмом («О богах я не могу сказать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию – и вопрос тёмен, и людская жизнь коротка (Περι μεν θεων ουκ εχω ειδεναι ουθ ως εισιν ουθ ως ουκ εισιν ουθ οποιοι τινες ιδεαν. πολλα γαρ τα κωλυοντα ειδεναι η τ αδηλοτης και βραχυς ων ο βιος του ανθρωπου)» (Диоген Лаэртский. 9. 51 = Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979. – С. 375; Цицерон М. Т. Философские трактаты. – М., 1985. – С. 80 = Цицерон М. Т. О природе богов. 23. 63)), за что даже и был репрессирован (изгнан) афинянами. Это совершенно логично – всякая наука начинается с атеизма, а Протагор подходил к политологии именно как к науке. Судя по названиям его сочинений, занимался он теорией риторики (Квинтиллиан М. Ф. Наставления оратору. 3. 1. 10 = Квинтиллиан М. Ф. Риторические наставления. В 2-х ч. Ч. 1. – СПб., 1834. – С. 178), социологией, государствоведением (политологией), науковедением, логикой. Принципы Протагора – это принципы гуманизма, политического субъективизма и политического релятивизма («Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют (Παντων χρηματων μετρον εστιν ανθρωπος, των μεν οντων ως εστιν, των δε ουκ οντων ως ουκ εστιν) (Секст Эмпирик. Против учёных. 7. 60 = Секст Эмпирик. Соч. В 2-х т. Т. 1. – М., 1975. – С. 72 = Платон. Теэтет. 152А = Платон. Соч. В 4-х т. Т. 2. – М., 1993. – С. 203)»). Применительно к политологии это означает, что человек сам творит те формы политической жизни, в которых и существует, а, следовательно, и может их  изменять, совершенствовать, создавать и уничтожать, руководствуясь своими представлениями, разумными или произвольными.

Понятно, что принципиальная изменчивость политических институтов есть главная мысль Протагора. И главным творцом политического устройства является сам человек, само общество. И это – вторая важная политологическая мысль Протагора. Политические устройства в принципе произвольны, поскольку ни на что, кроме произвола человека, его субъективности, не опираются. Это третье принципиальное положение политологии Протагора. Все принципы политологии Протагора полностью умещаются в типично софистическую парадигму, с её скептицизмом, релятивизмом и субъективизмом. При всём при этом, тоже как типичный софист, Протагор считает политологию наукой, поскольку во всём этом море изменчивости и субъективности разумный человек всегда может выработать наиболее успешную стратегию достижения политической власти и стратегию успешного управления государством.

Субъективизм софистов, и Протагора в том числе (Климент Александрийский. Строматы. 6. 60. 1 = Климент Александрийский. Строматы. В 3-х т. Т. 3. – СПб., 2003. – С. 40; Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. 88. 43 = Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. – М., 1977. – С. 196), критиковался ещё Аристотелем (Аристотель. Метафизика. 4. 3. 1007b. 18–25 = Аристотель. Соч. В 4-х т. Т. 1. – М., 1976. – С. 130), однако, надо понимать, что в применении к сугубо человеческим установлениям с их глубочайшим субъективизмом, такой субъективный подход вполне оправдан. И только как принцип наук не общественных, а естественных, тотальный субъективизм закрывает какие-либо возможности познания. Субъективизм же в общественных отношениях играет роль экспериментального подхода к общественным отношениям.  

Протагор считал, что все люди в равной степени наделены способностью познавать истину и быть добродетельными, поэтому политология Протагора – это, прежде всего, демократическая политология. В основе совершенного политического устройства лежит добродетель и разум, считал Протагор, которым можно и нужно научиться. До возникновения государства люди жили во вражде и дикости и, только научившись совместно жить в государстве (полисе), они стали добродетельными. В основе государства, по Протагору, лежат принципы равенства, справедливости и разума, то есть разработка научных, разумных законов, предполагающих равенство всех перед государством и перед законом и строгое следование этим законам. Политология Протагора смыкается с теорией права.

Добродетель, лежащая в основе всякого государства, не является врождённым качеством, ей обязательно надо учить и учиться, иначе никакого государства не получится. И ради всеобщего приобщения к добродетели и к государству не следует придавать большого значения разному уровню компетенции разных граждан. Принцип наказания за преступления имеет, прежде всего, по Протагору, именно просвещенческий смысл. Наказывая преступника, государство учит граждан законам, учит добродетелям. Преступника наказывают не за совершённое преступление, а для предотвращения возможных в будущем преступлений. Государство всегда есть искусственное, не природное и не врождённое образование. Государство – это изобретение человека. Государство – это продукт политического искусства его создателей, искусства совместной жизни для достижения всеобщей пользы. Государство существует только благодаря привитым гражданам политическим добродетелям – разуму и справедливости.

Политик – это родитель, воспитатель, учитель граждан и государства, умеющий внушить людям общеполезный образ мыслей и действий. Насилие в таком воспитании и обучении неизбежно. Так в процессе обучения людей общеполезным принципам совместной жизни появляется государственное, законное, полезное насилие, совершенствующее общество, добивающееся уважения к разумным законам, к государству. Релятивизм Протагора, таким образом, касается не законов и не государства вообще, а только процесса совершенствования политической структуры для всё большего достижения всё более всеобщего блага, также как и произведения искусства не плохи сами по себе, а только как менее совершенные по сравнению с возможным.

Только политическим воспитанием и политическим образованием софист, политик может усовершенствовать государство, а значит и общество, привить гражданам политические добродетели, делающие их людьми совершенными, выводящие их из дикости. И добродетели эти – разум, законность, справедливость, научность, просвещение, атеизм, равенство. Протагор заложил основы политологической науки, впервые в истории сделав политику, политическое искусство предметом объективного исследования и преподавания, признав политическую сферу продуктом человеческой деятельности и человеческого сознания, а значит, признав возможность усовершенствования политических институтов общества.

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку